Технологическая карта
урока родной русской литературы
ТЕМА
Знакомство с творчеством Пришвина М.М. «Лисичкин хлеб»
____________________________________________________________________________________
Составила студентка 342 группы
Лобанова Лилиана Александровна
Класс 4 «А» школа №16
Дата проведения урока 24.02.2022
ФИО учителя школы:
Серебренникова Лидия Валерьевна
Допущена к проведению урока:
____________________, дата ________
(подпись учителя)
Сыктывкар, 2022
Тема урока: Знакомство с творчеством Пришвина М.М. «Лисичкин хлеб» |
Тип урока:ОНЗ |
|
Цели урока: Деятельностная: создать условия для развития УУД Содержательная: познакомить с рассказом Пришвина М.М. «Лисичкин хлеб» |
||
Методы и формы обучения: словесные, наглядные; беседа, иллюстрация |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
· Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения. · познакомить с творчеством Пришвина М.М. · Познакомить с рассказом «Лисичкин хлеб» · пополнять биографические знания о поэте; · обогащать словарный запас. |
Познавательные · Умеют строить речевое высказывание в устной и письменной форме; · Учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные · Учатся принимать и сохранять учебную задачу; · Учатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · Умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; · Учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Коммуникативные · Учатся учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · Учатся формулировать собственное мнение и позицию; · Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов · Учатся задавать вопросы |
Сформированы: · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; · способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
|
Организационная структура урока
Этапы урока |
Время на этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. |
1 мин |
Ребята, каждый урок — литературы- это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? Сегодняшний урок не исключение. Наш ждёт встреча. Впрочем, вы всё узнаете сами. |
Отвечают на вопросы с новыми произведениями, новыми героями, с новыми писателями
|
2. Этап речевой разминки или разминки перед чтением |
3 мин |
Шесть мышат в шалаше шуршат. Прочитайте: а) про себя; б) вслух громко, прохлопывая ритм; в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слова; г) постепенно увеличивая темп; д) кто быстрее прочитает? |
|
3. Этап введения в тему или подготовки детей к восприятию произведения. |
8 мин |
- Ребята помогите мне отгадать загадку. Город этот не простой, Он дремучий и густой. Белки в нем живут и волки, В нем растут дубы и ёлки Высоченный – до небес! Называют его… аудиозапись «Звуки леса Кто-нибудь из вас был когда – нибудь в лесу? Что вы там делали? Что интересного видели? Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Пришвин много путешествовал по нашей стране, особенно он любил наблюдать за жизнью леса и его обитателей, и в своих рассказах делился впечатлениями от того, что увидел. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. Он много написал книг для детей и взрослых. В книгах М. Пришвина открывается что-то важное, близкое каждому человеку. Да, ребята, это удивительный человек. Посмотрите на выставку книг. Многие произведения вам уже знакомы. О чём и о ком пишет М. Пришвин? Далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям – таким как М. Пришвин. Посмотрите у меня в руках книга. С каким новым произведением мы сегодня познакомимся? Кто автор? Сформулируйте тему урока Какую цель перед собой поставим на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, о чём может быть это произведение? А как мы сможем проверить наши догадки, предположения? |
Выполняют задания, отвечают на вопросы
О природе, жизни животных, птиц
М.Пришвин « Лисичкин хлеб»
Мы будем знакомиться с произведением М.Пришвина «Лисичкин хлеб». Прочитать, послушать рассказ |
4. Этап первичного чтения текста. |
6 мин |
Сейчас я начну читать рассказ, а вы внимательно слушает. Сядьте красиво, спина прямая. Чтение рассказа |
Слушают рассказ, некоторые ученики читают по просьбе учителя, по ходу чтения |
5. Этап первой ступени анализа произведения. |
8 мин |
Понравился ли вам рассказ? К какому литературному жанру мы отнесем произведение? Кто герои? Кто из героев понравился и почему? Что интересного узнала Зиночка о лесе из рассказа охотника? Какие лесные «подарки» она получила? Приходилось ли кому из вас собирать в лесу грибы или ягоды? Видел ли кто-нибудь из вас сосновую или еловую смолу? Какая она? Как лесные деревья лечатся? Знаете ли вы, что такое «заячья капуста», «кукушкины слёзы»? Посмотрите, как эти растения выглядят на картинках. Заячья капуста растет преимущественно в еловых лесах, где почва кисловатая, а кукушкины слёзы – на влажной почве лугов. Какой из этих «подарков» особенно удивил Зиночку? Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного? Почему писатель назвал так свой рассказ? |
это рассказ Дедушка и девочка Зина Ответы на вопросы. Грибы- белые, красные и черные, ягоды – костянику, чернику, бруснику. Дети, которые видели эти растения, рассказывают о них. |
6. Этап вторичного чтения текста. |
8 мин |
Ребята, сейчас мы распределим роли и выразительно перечитаем этот интересный рассказ. |
Выразительное чтение |
7. Этап второй ступени анализа произведения. |
6 мин |
Ребята, что вы можете сказать о дедушке, какой это человек? Как дедушка относится к природе? Как вы считаете, о чем мечтает и думает дедушка, когда рассказывает Зиночке про лесных жителей и приносит ей лесные дары? Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова, узнаем их значение. Кого автор называет копулей и почему? Копуля - это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается. Что значит дочиста? Обомлела? Дочиста – значит до конца, до последней крошки Обомлела – удивилась, ахнула, озадачилась. Как вы понимаете слово добыча? Добыча – это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику. |
он пожилой, много знает, добрый он любит природу, относится с уважением, интересуется он хочет, чтобы она тоже полюбила природу и была к ней внимательна
|
8. Этап выразительного чтения произведения либо отрывка. |
6 мин |
Ребята найдите в тексте отрывок, о чем рассказывал дедушка после охоты. Прочитайте этот отрывок. А как же лечатся деревья? Найдите в тексте этот отрывок. |
Отвечают на вопросы.
|
9. Этап обобщения прочитанного. |
5 мин |
Как вы думаете, зачем нам писатель рассказал эту историю? М.М.Пришвин учил любить, оберегать природу. Он обращался к детям: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Человек – часть природы. Вырубит человек леса, загрязнит реки и воздух, уничтожит всех зверей и птиц – и сам не сможет прожить на мертвой планете. Поэтому охранять природу – значит охранять Родину» |
|
10. Этап домашнего задания |
1 мин |
Домашнее задание выполнить на листочках, подписать. |
Записывают в дневник |
11. Этап рефлексии |
1 мин |
Скажите мне пожалуйста, с творчеством какого писателя мы познакомились? Какое его произведение мы сегодня прочитали? Чего нового и интересного вы сегодня узнали Все вы сегодня работами активно, с увлечением. На этом урок заканчивается. Спасибо всем за работу! |
Подведение итогов, рефлексия |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.