Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Тема : «Обобщение по теме «Лексика. Развитие речи: «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». |
|
Цель: обобщить и систематизацировать знания, полученные в процессе изучения данной темы; формировать умения собирать материалы к школьной газете Задачи: Обучающие: систематизировать и обобщить знания учащихся по лексике, формировать умения работать с книгой-словарем. Развивающие: развивать умения определять значение слов, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к русскому языку, развивать творческое мышление, память; Воспитывающие: мотивировать на ответственное выполнение поставленных учебных задач. создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке. Планируемые образовательные результаты: Личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умения оценивать результаты собственной деятельности. Метапредметные: умение самостоятельно применять знания на практике: отбирать материал на заданную тему, строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта, создавать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства, спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь. Предметные: стимулировать обучающихся к самостоятельной работе со словарями с целью получения нового личностного опыта. Развивать навыки работы над текстом |
|
Методы и формы обучения |
Проблемно-поисковый; элементы метода исследовательского обучения; Групповая,фронтальная
|
Основные понятия |
Лексика. Лексическое значение слова. |
Межпредметные связи |
Литература, ИЗО, музыка |
Используемые технологии |
здоровьесберегающие, системно-деятельностного подход, технология сотрудничества, проектная, игровая. |
Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2017. 1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. 2. Аудиозапись «музыка П.И.Чайковского Декабрь - Святки (Времена Года)(Классическая Музыка)». 3.Ватман. Вырезанные буквы из новогодних открыток для надписи на школьной газете «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». 4.Листы формата А-3, рисунки детей, сочинения-миниатюры о зиме 5. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал. 6. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме. 7.Набор карточек с заданием. |
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, школьная газета «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент |
Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. |
Проверяют готовность рабочего места. |
Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. |
Актуализа ция опорных знаний (5мин) |
1.Чтение учителем. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебёдка, Здравствуй, матушка-зима(П.Вяземский) -Как П.Вяземский называет зиму в стихотворении? В каком значении употребляются слова, характеризующие образ зимы? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима». -Как называются эти единицы языка? 2. Самостоятельная работа обучающихся: -Составьте словосочетания со словами работа в паре).Докажите, что это словосочетания. -Какой раздел русского языка мы изучили? (Мы завершили с вами изучение интересного, увлекательного раздела русского языка «Лексика». Узнали, что такое слово, как появляется на свет, почему исчезает, сколько у него может быть значений, какую роль играет в жизни человека. Сегодня нам необходимо не только обобщить изученное по лексике, но и выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта. |
Слушают учителя участвуют в диалоге
Называют словосочетания Со словом «зима»; Высказывания, ответы детей.
(Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.). (слова) (Лексика)
|
Познавательныелогические (анализ, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: понимание сущности усвоенного.
|
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)(3-4мин) |
-Великий русский композитор П.И. Чайковский страстно любил природу. В любое время года, в любую погоду каждый день он отправлялся на прогулку. Это давало ему какой-то особый прилив жизненных и творческих сил. В такие часы и зарождались новые музыкальные темы. Его пьеса «Времена года» - поистине шедевр музыкального искусства. Самые мягкие и трогательные картины о зиме написаны нашими художниками: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Зима» Алексея Саврасова. -Используется ли специальная лексика при описании живописного произведения? |
Звучит музыка П.И.Чайковского Декабрь - Святки (Времена Года) Демонстрация репродукций картин о зиме(презентация)
Высказывания детей.
|
Познавательные: осознают учебно-познавательную за— дачу. Регулятивные: планируют необходимые действия.
|
Постановка проблемы и определение учебной задачи (3мин) |
1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока. -Приближается самый любимый праздник взрослых и детей…. - Я предлагаю выпустить газету к Новому году. Какие ключевые слова можно взять для заголовка из стихотворения П.Вяземского? -Знания по какой теме помогут нам в создании зимних страничек для школьной газеты? Тема урока: ««Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» Обобщение по теме: «Лексика». - Как вы думаете, какую цель поставим для себя по теме урока? - А как это сделать? -Нашим помощником сегодня на уроке будет “Школьный толковый словарь русского языка”, который лежит у вас на столе. -Я предлагаю работать в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. В конце урока группа представляет свой проект по плану. -Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и познавательной. Давайте вспомним правила совместной работы. |
Определение темы и цели урока. -Новый год.
-Знания по теме «Лексика» и изученные произведения о зиме.
1. Вспомнить, какие понятия мы соотносим со словом «Лексика»; 2. Создать школьную газету «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа». |
Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
Повто рение и системати зация изученного. (2мин)
|
Вспомним, что мы изучали в разделе «Лексика» Закончи фразу. -Словарный состав языка называется … -Лексические значения слов разъясняются в … словарях -Слова, имеющие одно значение, называются… -Слова, имеющие несколько значений, называются -Слова имеют прямые и … значения -Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … -Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... -Слова, противоположные по лексическому значению, называются … -В каком словаре разъясняется лексическое значение слова? -Как в художественных произведениях используются слова с переносным значением? – Назовите ключевые слова по теме «Лексика». – Какое из них является основным? Почему важно изучать лексику? Каково практическое применение полученных знаний? |
Учитель читает фразу, уч-ся заканчивают (лексика) (толковых) (однозначные) (многозначные) (переносные) (омонимы) (синонимы) (антонимы) В толковом словаре
(как выразительное средство)
|
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познаватеньные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Физминутка. (1мин.) |
Ма - ма - ма - на дворе зима |
Проводит уч-к Выполняют движение руками, имитирующее падение снега, лепку снежка, ходьбу на лыжах, прыжки на месте |
Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье
|
Создание продукта проектной деятельности (15мин) |
- Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы? Задание 1. - Ребята! Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3.С чего начнёте оформлять свою зимнюю страничку? (заголовок) -Что поможет подобрать заголовок? - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт Задание №1.Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Выполните задание к стихотворению. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку. (Время 2 мин.)(приложение №1) Задание 2 -Приступим к выбору заголовка. Откройте конверт № 2, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу. (Время работы 1 мин.)(приложение №2 Задание №3.(домашнее задание) - На следующем этапе работы вам предстоит выбрать сочинение-миниатюру, подготовленную дома и соответствующую заголовку вашей зимней странички. (Время работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание) Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. Выбрать подходящий по заголовок шей «Зимней странички»(1мин.) Задание №5 Подготовьте выступление по плану. План. 1. 1. Представиться (авторы работы). 2. 2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения) 3. 3. Определить, где можно использовать готовый продукт. (По 2-3 мин. на каждую защиту) |
Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3.
Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты.
Высказывания детей.
Ребята украшают рисунками свои страницы. |
Коммуникативные: умение договариваться, выполнять различные роли в группе
Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана, умение выполнять по образцу
Познавательные: поиск и отбор необходимой информации
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. |
Представление (защита) работ по плану (10мин) |
- А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.
|
Представление работ. Высказывания детей.
|
|
Рефлексия (2мин) |
-Чему новому научились на уроке? -Какие трудности появились в процессе работы? Как их преодолевали? -Какое у вас сейчас настроение? -С кем хотели бы поделиться о своих результатах? |
|
Регулятивные: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
Дом.задание
1мин |
-Предлагаю написать письмо Деду Морозу о своей удивительной работе над проектом: «Лексика. «Здравствуй, матушка-зима, раскрасавица душа».» |
|
|
Итог урока
1мин |
- Из ваших страничек получилась замечательная газета, мы обязательно покажем её уч-ся школы. Урок окончен. Спасибо!
|
|
|
Приложение (задания в конвертах)
Задание №1. Ваша задача: найти и собрать стихотворение. Собранное стихотворение и выполненное задание приклейте на свою страничку. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. (Время 3 мин.)(приложение №1)
Задание №2. Выберите один из вариантов заголовка вашей страницы, который вам больше подходит, и приклейте на вашу страницу. (Время работы 1 мин.)
Задание №3.(домашнее задание) Выберите сочинение-миниатюру, соответствующую теме вашей зимней странички. (Время работы 3 мин.)
Задание № 4.(домашнее задание) Выберите подходящий рисунок под заголовок вашей «Зимней странички» Украсьте школьную газету своим зимним рисунком. (2мин.)
Задание №5 Подготовьте выступление по плану.
План.
1. Представиться (авторы работы).
2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
3. Определить, где можно использовать готовый продукт.
(По 3 мин. на каждую презентацию
Зимние краски. |
Зимние забавы. |
Чародейка зима. |
Зима-волшебница |
Таинственный праздник |
Новогодние каникулы |
Группа 1
|
Группа 2
|
||
Группа №3
|
Группа №4
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.