«Работа с одаренными детьми на уроках культуры родного края и «Мой город»
(из опыта работы)
Аннотация. Современное развитие общества требует возникновение активного, умеющего нестандартно мыслить человека. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Одним из основных направлений общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Такие дети составляют интеллектуальный потенциал общества и задача педагога выявление и развитие талантливых детей.
Ключевые слова: одаренные дети, индивидуально-дифференцированный подход, «мозговой штурм», «синквейн», метод проектов.
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности, каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”. Так, например, в своей педагогической деятельности я веду систематическую работу с одаренными учащимися, проявляющими живой интерес к предметам истории и культуры родного края, мой город.
Цель в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения культуры родного края и мой город с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.
Моими задачами являются:
Переход на качественно новый уровень содержания образования, соответствующие ему технологии, техники, методики.
Создание условий для усвоения учеником различных типов деятельности с целью их саморазвития, самоопределения, задания личной жизненной траектории.
Воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность.
Актуальность и перспективность опыта.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.
Таким образом, главная цель – развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения истории и обществознания.
Новизна опыта.
Новизна работы заключается в создании системного подхода в развитии креативных способностей одаренных детей на уроках культуры родного края и мой город и проецирование накопленного опыта на работу по гуманитарным предметам.
Системный подход выражается в четко выстроенной структуре работы с одаренными детьми, через классно-урочную работу, где указаны способы и методы, которые можно применять для развития одаренности и внеклассную – с формами организации занятий для углубления знаний, умений и навыков.
Технология опыта.
В условиях изменения структуры и содержания образования в средней школе особое внимание необходимо уделять индивидуально-личностному подходу в обучении с учетом индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, образовательных потребностей учащихся.
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках культуры родного края.
Главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?
Чтобы разнообразить учебные будни, мною используется различные формы и жанры урока: уроки обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения: уроки-семинары (на них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения); урок-зачет; урок-практикум (работа с документами). Огромный интерес представляют уроки обобщения и в форме игры (кроссворды, ребусы, викторины); дидактические игры; ролевые игры; урок-дискуссия (круглый стол), «Мозговой штурм» - методика используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы («Как снизить уровень преступности?») «синквейн» - метод работы с понятиями.
Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.
Метод
проектов
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей
исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной
исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и
во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся
предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их
познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
Внеклассная работа (предметные мероприятия, предметным олимпиадам)
По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я определила следующие задачи:
1. создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями олимпиадного уровня;
2. расширение информационного пространства в области истории, обществознания и права.
Данная система включает в себя перспективы развития личности каждого одаренного ребенка; оценочный прогноз возможностей учащихся; разработка перспективного плана работы с одаренными детьми подготовки к олимпиадам. Также я практикую создание и реализацию программ индивидуального роста одаренных детей, которые представляют собой перечень творческих заданий. Программа работы с одаренными детьми выстраивается из следующих направлений: оказание помощи учащимся в выборе литературы и исторических документов с учетом потенциальных возможностей каждого; разработка различного рода творческих заданий; систематизация, классификация этих заданий с учетом намеченных целей и точек роста на каждый год; анализ результатов собственной деятельности; прогноз результатов участия в олимпиадах. Стараюсь создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению детских способностей, мотивировать детей на осуществление максимально успешной деятельности.
Приведенный опыт работы с одаренными детьми на уроках обществознания и истории показывает, что индивидуальная работа с учащимися, применение активных методов обучения и внеклассная работа помогает повысить уровень умений и навыков учащихся, развивает их творческие способности и стимулирует к научно-исследовательской деятельности.
Список литературы:
· Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2018.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.