Технологическая карта урока русского языка для 1 класса с применением технологии развития критического мышления. УМК: "Школа России". "Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ"

  • docx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.docx

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дмитрачкова Татьяна Викторовна.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 1 «В»

Тема урока: "Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ?".

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

 

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

1.       Познакомиться с правилом написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ — без мягкого знака.

2.       Научиться определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится.

3.       Научиться правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Дидактические:

1.       Формировать представление о написании буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ — без мягкого знака.

2.       Формировать умения: определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится; правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Метапредметные:

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях;

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- устанавливать основания для сравнения;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

 

Коммуникативные:

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Развивающие:

1.       Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

 

 

 

2.       Формировать умения корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

 

3.       Формировать умения выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, раздаточный материал, презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, смарт доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

 

ТРКМЧП

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Вызов

1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

Приветствует учеников.

 

Проверяет готовность к уроку.

 

 

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности:

- Наш урок я бы хотела начать с высказывания:

«Хорошо быть хозяином слову».

 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Но прежде, чем мы начнём урок, скажите к чему нам нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Мотивируются к учебной деятельности.

 

 

 

 

- Значение пословицы заключается в том, что важно быть ответственным за свои слова и осознавать то, что говоришь.

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

 

Вызов

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

 

 

 

Приём: «Ассоциативный куст»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

- Открываем тетрадки, записываем число, классная работа.

Организует минутку чистописания.

 

 

Учитель пишет в центре доски букву «Ч». Обводит слово кружком — это куст. Далее детям задаются вопросы:

– С какими словами, звуками, буквами у вас ассоциируется буква Ч?

– Какие слова на Ч вы знаете?

– Какие звуки слышны после Ч?

 

Дети по очереди называют слова или ассоциации.

Учитель записывает их вокруг центрального круга, проводя от него линии, как веточки у куста.

Записывают число и классную работу.

Выполняют минутку чистописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. Предлагают свои ассоциации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

 

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Вызов

3. Выявление

места и

причины

затруднения.

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (демонстрация)

Проводит подводящий диалог:

- Ребята, посмотрите на наш куст. Мы с вами вспомнили много слов с буквой Ч.

– В некоторых из них после Ч слышится мягкий звук. Например: дочка, свечка, точка, ночка.

– Скажите, что вы слышите после Ч?

– А как мы пишем эти слова? Есть ли мягкий знак?

– Получается, слышим мягкий звук, а мягкий знак не пишем. Это странно?

– А теперь послушайте слово ночь. Там слышим мягкость?

– А мягкий знак есть?

– Почему в одном случае он пишется, а в другом — нет?

– Значит, перед нами стоит вопрос:

Почему в некоторых словах после Ч мы не пишем мягкий знак, хотя он слышится?

 

 

- Давайте откроем учебник на стр. 110 и определим какая тема урока?

 

 

 

- А для того, чтобы определить цель нашего урока, посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова.

 

 

 

 

 

 

- Мягкость, звук мягкий.

 

- Нет.

 

- Да.

 

- Да.

- Да.

 

Выдвигают предположения.

 

 

 

 

 

Тема: «Что надо знать о написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ?".

 

Цель: познакомиться со случаями написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

П: с помощью педагога формулировать цель.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Вызов

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Словесный (беседа)

 

Практический (демонстрация)

Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, в котором пропущены слова.

 

- Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.

 

 

 

 

 

 

 

Читают пункты плана.

Составляют правильный план действий.

 

1. Узнать правило написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

2. Находить в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

3. Произносить слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ в соответствии с нормами литературного произношения.

 

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

 

Осмысление

 

5. Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

Приём: «Маркировка текста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: «Словарная экспедиция»

 

Практический (упражнение)

 

 

 

Приём: «Ловушка для уха».

- Откройте стр. 111 и прочитайте правило мудрой совы.

- Какой вывод следует сделать из этого правила?

 

 

Организует выполнение упр. 3 на стр. 111.

Ученики делят слова на две группы, затем обсуждают в парах, почему каждое слово относится к определённой категории.

Ученики цветными карандашами подчёркивают ЧК, ЧН, ЧТ в словах.

Задаются обобщающие вопросы.

 

 

Организует выполнение упр. 4 на стр. 111 с помощью игры «Словарная экспедиция».

Дети делятся на пары, получают карточки со словами (скворечник, скучный, что, конечно, чтобы) и орфоэпический словарь (с. 135).

Шаги:

Поиск в словаре: ученики находят слова, смотрят ударение и транскрипцию (если есть).

Маркировка: обводят буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ в словах и ставят ударение цветным карандашом.

Тренировка произношения: проговаривают слова хором, затем по цепочке, имитируя «дикторов радио».

 

Учитель произносит слово «чтобы» как «штобы» и спрашивает:

- Так можно сказать? Почему это ошибка?

 

 

- Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака (ь).

 

Выполняют упр. 3. Делят слова на группы, обсуждают в парах, подчёркивают орфограммы.

Делают выводы.

 

 

 

 

Выполняют упр. 4. Ищут слова в словаре, подчёркивают орфограммы, проговаривают слова.

Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Формировать представление о написании буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ — без мягкого знака.

Формировать умения: определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится; правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

 

 

П: делать выводы; устанавливать основания для сравнения; находить закономерности; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Осмысление

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Практический (упражнение)

 

 

 

Приём: «Кубик Блума»

 

Организует выполнение упр. 5 на стр. 111 с помощью приёма «Кубик Блума».

 

Учитель бросает кубик, ученики выполняют задание, соответствующее выпавшей грани.

Примеры заданий:

Знание (): «Назови слова из скороговорки с ЧК».

Понимание (💡): «Объясни, почему "речка" и "печка" рифмуются».

Применение (✍️): «Придумай слово с ЧК и вставь его в скороговорку».

Анализ (🔍): «Чем похожи "течёт" и "печёт"?»

Синтез (): «Сочини свою короткую рифмовку с ЧК».

Оценка (): «Почему важно правильно писать ЧК без мягкого знака?»

Составляют алгоритм выполнения упр. 5 на стр. 111.

 

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Формировать умения: определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится; правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;

 

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Осмысление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (слово учителя)

 

 

 

 

 

Практический (сам. работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

Организует самостоятельную работу обучающихся посредством. Объясняет задание.

 

1. Прочитай слова. Подчеркни буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ цветным карандашом.

Речка, ночник, почта, молочный, птичка, чтобы, конечно.

 

2. В этих словах спрятались лишние мягкие знаки. Зачеркни их и напиши слова правильно.

Почьта → ______

Печька → ______

Чьтение → ______

Строчька → ______

 

3. Используй слова из списка, чтобы составить 2 предложения. Подчеркни ЧК, ЧН, ЧТ.

Слова для выбора: дочка, речной, печка, молочный, точка.

1.

2.

 

Организует самопроверку по слайду-эталону.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самопроверку по эталону.

Формировать умения: определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится; правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

 

 

 

 

 

П: устанавливать причинно-следственные связи; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; делать выводы.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Рефлексия

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Приём: «Лови ошибку!»

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

Организует включение нового знания с помощью приёма «Лови ошибку!».

На экране появляются короткие предложения, среди которых есть слова с ошибками.

 

Примеры предложений:

В коробке лежала свечька.

Мама купила дочьке новую шапку.

В небе светила точка.

Наступила тёмная ночка.

 

После каждого примера учитель спрашивает:

– Почему здесь ошибка? Как ты её исправишь?

 

Задаёт обобщающие вопросы:

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какая тема урока была?

- Что вызвало затруднение?

 

 

 

 

 

 

Ищут и исправляют ошибки в словах. Устанавливают причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщают материал урока.

Делают выводы.

Формировать умения: определять почему в произношении эти сочетания звучат мягко, но на письме мягкий знак не ставится; правильно писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

П: устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы;

 

К: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Рефлексия

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный (беседа)

 

 

 

Приём:

«Шесть шляп»

Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы:

- Достигли цель?

- Выполнили план урока?

 

Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Шесть шляп».

1.      Белая (Факты)

2.      Красная (Эмоции)

3.      Чёрная (Плохие ощущения)

4.      Жёлтая (Радость)

5.      Зелёная (Творчество)

6.       Синяя (Итоги)

Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы.

 

 

 

Анализируют свою деятельность на уроке.

 

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru