Технологическая карта урока русского языка для 1 класса с применением технологии развития критического мышления. УМК: "Школа России"«Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука»

  • docx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука».docx

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дмитрачкова Татьяна Викторовна.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 1 «В»

Тема урока: «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении глухих и звонких согласных звуков.

 

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

1.       Познакомиться с понятием звонких и глухих согласных звуков.

2.       Научиться определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам.

3.       Научиться распознавать парные согласные звуки.

Дидактические:

1.       Формировать представление о звонких и глухих согласных звуках.

2.       Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки.

Метапредметные:

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях;

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- устанавливать основания для сравнения;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

 

Коммуникативные:

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями;

- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Развивающие:

1.       Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

 

 

 

2.       Формировать умения корректно и аргументированно высказывать своё мнение; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

 

3.       Формировать умения выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

Воспитательные:

1. Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

 

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, раздаточный материал, презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, смарт доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

 

ТРКМЧП

Структура урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Вызов

1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)

 

 

 

 

Приветствует учеников.

 

Проверяет готовность к уроку.

 

 

Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности:

«Ребята, представьте, что мы с вами — звуковые детективы, и сегодня нам предстоит раскрыть самый главный секрет языка! Знаете ли вы, что каждый звук, как волшебный ключик, помогает нам открывать двери в мир слов? Но некоторые звуки хитро прячутся, и только самые внимательные смогут их поймать! Давайте вооружимся лупами и проверим: какие звуки живут в наших словах, как они дружат между собой и почему без них нельзя собрать ни одно слово! Кто готов стать супер-сыщиком?»

 

- Но прежде, чем мы начнём урок, скажите к чему нам нужно стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя.

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Мотивируются к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

 

Вызов

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Приём: «Звуковая зарядка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём: «Верно-неверно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

Организует слуховую разминку:

«Потренируем наш слух! Закройте глаза… Какие звуки вы слышите?

Молодцы! Настоящие детективы замечают все звуки!»

 

- Открываем тетрадки, записываем число, классная работа.

Организует минутку чистописания.

 

 

- Ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете звуки! Я буду говорить утверждения. Если вы согласны — поднимаете правую руку, если нет — левую. Будьте внимательны!

1.      «В слове "облако" первый звук — гласный» (Верно: [о]).

2.      «Звук [и] в слове "иголка" можно петь долго» (Верно: гласные поются).

3.      «В слове "рыба" первый звук — твёрдый согласный» (Верно: [р]).

4.      «Звук [с] в слове "солнце" — мягкий» (Неверно: [с] — твёрдый).

5.      «В слове "кит" первый звук — мягкий [к’]» (Верно).

6.      «Звук [л] в слове "лиса" — твёрдый» (Неверно: [л’] — мягкий).

7.      «В слове "чайник" первый звук — гласный» (Неверно: [ч’] — согласный).

8.      «Звук [ш] в слове "шишка" — мягкий» (Неверно: [ш] всегда твёрдый).

9.      «Все согласные звуки — твёрдые» (Неверно: есть мягкие).

10.  «Гласные звуки нельзя произнести шёпотом» (Неверно: можно, но они теряют звучность).

 

 

- Вы отлично справились с заданием! Вы уже умеете отличать гласные от согласных и знаете, что согласные бывают твёрдыми и мягкими. Но у согласных звуков есть ещё один секрет… Послушайте внимательно: [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т].

- Что вы заметили? Чем эти пары звуков отличаются друг от друга?»

 

 

- тишина, скрип двери, шум за окном.

 

 

 

Записывают число и классную работу.

Выполняют минутку чистописания.

 

Выполняют задание, отвечая на утверждения с помощью правой и левой руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одни звучат громче, другие тише!

[б] как будто звенит, а [п] — шепчет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

 

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях.

 

 

 

 

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

 

 

 

 

 

 

 

 

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Вызов

3. Выявление

места и

причины

затруднения.

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (демонстрация)

Проводит подводящий диалог:

- Верно! Сегодня мы узнаем, что согласные звуки бывают звонкими и глухими.

Наш главный вопрос: как отличить их друг от друга и зачем это нужно?

 

- Какая тема урока?

 

 

 

- А для того, чтобы определить цель нашего урока, посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?».

 

Цель: познакомиться с глухими и звонкими согласными звуками.

 

 

 

 

 

 

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.

 

П: с помощью педагога формулировать цель.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Вызов

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Словесный (беседа)

 

Практический (демонстрация)

Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, в котором пропущены слова.

 

- Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.

 

 

 

 

 

 

 

Читают пункты плана.

Составляют правильный план действий.

 

1. Находить звонкие и глухие согласные в словах.

2. Произносить слова с парными звонкими и глухими согласными.

3. Определять звонкие и глухие согласные по их признакам.

 

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

 

Осмысление

 

5. Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

Приём: «Кластер с элементами сортировки».

- Вспомните, как проверять согласные и гласные звуки.

 

 

 

 

 

- Отлично, а для того, чтобы научиться отличать звонкие звуки от глухих нам пригодится новый «детективный инструмент» — рука на горло!

 

Учитель предлагает детям приложить ладошку к горлу и произнести [ж] и [ш].

- Что вы чувствуете? Почему [ж] вызывает дрожь, а [ш] — нет?

 

- Когда вы произносите звук [ж], ваше горло "просыпается" и начинает дрожать, как будто внутри звенит маленький колокольчик. Это потому, что [ж] — звонкий звук, и для него нужен голос! А звук [ш] — глухой, он "спит" и говорит только шёпотом, поэтому горло не дрожит.

Организует постановку вывода.

 

 

 

 

 

- Откройте стр. 93 в учебнике и сравните наш вывод с выводом в учебнике.

Организует сравнение выводов.

 

Организует выполнение упр. 3 на стр. 93.

 

Ученикам предлагается рассмотреть картинки с изображением различных предметов, назвать их и проанализировать согласные звуки в этих словах. Сначала дети определяют, содержатся ли в словах только звонкие согласные, только глухие или их сочетание. Для этого они прислушиваются к звучанию слов и используют тактильный метод (ладонь у горла), чтобы почувствовать вибрацию при произнесении звонких звуков.

На доске и в тетрадях чертится 3 столбика:

1.      Только звонкие согласные;

2.      Только глухие согласные;

3.      Звонкие и глухие вместе.

- Гласные звуки можно пропеть, а когда мы произносим согласные звуки, то нам мешает какая-либо преграда во рту: губы, зубы, язык.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание учителя.

Выдвигают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, что звонкие звуки произносятся с помощью голоса, а глухие используют только шум без голоса.

 

 

Открывают учебник и сравнивают выводы.

 

Составляют алгоритм выполнения упр. 3 на стр. 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределяют слова по колонкам, объясняя выбор, выполняют классификацию каждого согласного звука.

Формировать представление о звонких и глухих согласных звуках.

Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

 

 

П: делать выводы; устанавливать основания для сравнения; находить закономерности; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Осмысление

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Практический (упражнение)

 

 

 

 

 

Приём: «Ромашка Блума»

 

- Теперь выполним следующее задание. На доске находится ромашка, на каждом лепестке этой ромашки находится какой-либо вопрос. Вы подходите, отрываете лепесток и отвечаете на вопрос. А чтобы вам было легче давайте для начала посмотри на упр. 5 на стр. 94.

Вопросы на ромашке:

1.      «Какие звуки в таблице являются парными по глухости-звонкости?»

2.      «Назови три твёрдых звонких звука из первого столбика»

3.      «Какой звук в таблице не имеет мягкой пары?»

4.      «Почему звук [ш] всегда твёрдый? Приведи пример слова с этим звуком»

5.      «Почему во втором столбике пар меньше, чем в первом?»

6.      «Как мы можем проверить, есть ли у звука пара?»

7.      «Какие звуки тебе сложнее различать: глухие и звонкие или твёрдые и мягкие?»

 

Составляют алгоритм выполнения упр. 5 на стр. 94.

 

 

 

Корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Формировать представление о звонких и глухих согласных звуках.

Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки.

 

 

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;

 

К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Осмысление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (слово учителя)

 

 

 

 

 

 

 

Практический (сам. работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный (демонстрация)

 

Организует самостоятельную работу обучающихся посредством. Объясняет задание.

 

1. Раздели согласные звуки на две группы: звонкие и глухие. Напиши их в таблицу.

Звуки: [б], [п], [в], [ф], [д], [т], [г], [к], [з], [с].

 

2. Соедини парные согласные звуки.

 

[б] — [ ]

[в] — [ ]

[д] — [ ]

[з] — [ ]

[г] — [ ]

 

Варианты: [п], [ф], [т], [с], [к].

 

3. Прочитай слова. Подчеркни парные согласные и укажи, звонкие они или глухие.

 

Гриб — [ ]

Шарф — [ ]

Кот — [ ]

Зуб — [ ]

 

Пример:

Ложка — [ж] (звонкий), [к] (глухой).

 

 

Организует самопроверку по слайду-эталону.

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самопроверку по эталону.

Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки.

 

 

 

П: устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы.

 

 

 

 

 

 

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Рефлексия

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Приём: «Общее - уникальное»

 

 

Словесный (беседа)

 

Организует включение нового знания приёмом «Общее - уникальное» в парах.

Задание: раздаются пары звуков. Например: [в]-[ф]. Задача – обсудить что общего, а что уникального имеют данные звуки.

 

Задаёт обобщающие вопросы:

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какая тема урока была?

- Что вызвало затруднение?

 

Сравнивают звуки, определяют особенности.

 

 

 

 

Обобщают материал урока.

Делают выводы.

 

 

 

 

Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки.

П: устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы;

 

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

Рефлексия

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный (беседа)

 

 

 

Приём:

«Фразеологизм или пословица»

Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы:

- Достигли цель?

- Выполнили план урока?

 

Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Фразеологизм или пословица».

Подберите выражение, соответствующее вашему ощущению урока:

1.      слышал краем уха;

2.      хлопал ушами;

3.      шевелил мозгами;

4.      считал ворон.

 

Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы.

 

 

 

Анализируют свою деятельность на уроке.

 

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru