Технологическая карта урока
Ф.И.О.: Дмитрачкова Татьяна Викторовна.
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 1 «В»
Тема урока: «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении глухих и звонких согласных звуков.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. Дидактические средства: учебник, раздаточный материал, презентация. Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, смарт доска. |
Характеристика этапов урока
ТРКМЧП |
Структура урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Вызов |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Словесный (беседа)
|
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку.
Организует мотивирование учащихся к учебной деятельности: «Ребята, представьте, что мы с вами — звуковые детективы, и сегодня нам предстоит раскрыть самый главный секрет языка! Знаете ли вы, что каждый звук, как волшебный ключик, помогает нам открывать двери в мир слов? Но некоторые звуки хитро прячутся, и только самые внимательные смогут их поймать! Давайте вооружимся лупами и проверим: какие звуки живут в наших словах, как они дружат между собой и почему без них нельзя собрать ни одно слово! Кто готов стать супер-сыщиком?»
- Но прежде, чем мы начнём урок, скажите к чему нам нужно стремиться на уроках русского языка? |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Мотивируются к учебной деятельности.
Высказывают своё мнение.
|
|
К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. |
|
Вызов |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Приём: «Звуковая зарядка»
Приём: «Верно-неверно»
Словесный (беседа)
|
Организует слуховую разминку: «Потренируем наш слух! Закройте глаза… Какие звуки вы слышите? Молодцы! Настоящие детективы замечают все звуки!»
- Открываем тетрадки, записываем число, классная работа. Организует минутку чистописания.
- Ребята, сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете звуки! Я буду говорить утверждения. Если вы согласны — поднимаете правую руку, если нет — левую. Будьте внимательны! 1. «В слове "облако" первый звук — гласный» (Верно: [о]). 2. «Звук [и] в слове "иголка" можно петь долго» (Верно: гласные поются). 3. «В слове "рыба" первый звук — твёрдый согласный» (Верно: [р]). 4. «Звук [с] в слове "солнце" — мягкий» (Неверно: [с] — твёрдый). 5. «В слове "кит" первый звук — мягкий [к’]» (Верно). 6. «Звук [л] в слове "лиса" — твёрдый» (Неверно: [л’] — мягкий). 7. «В слове "чайник" первый звук — гласный» (Неверно: [ч’] — согласный). 8. «Звук [ш] в слове "шишка" — мягкий» (Неверно: [ш] всегда твёрдый). 9. «Все согласные звуки — твёрдые» (Неверно: есть мягкие). 10. «Гласные звуки нельзя произнести шёпотом» (Неверно: можно, но они теряют звучность).
- Вы отлично справились с заданием! Вы уже умеете отличать гласные от согласных и знаете, что согласные бывают твёрдыми и мягкими. Но у согласных звуков есть ещё один секрет… Послушайте внимательно: [б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т]. - Что вы заметили? Чем эти пары звуков отличаются друг от друга?»
|
- тишина, скрип двери, шум за окном.
Записывают число и классную работу. Выполняют минутку чистописания.
Выполняют задание, отвечая на утверждения с помощью правой и левой руки.
- Одни звучат громче, другие тише! [б] как будто звенит, а [п] — шепчет. |
|
Р: выстраивать последовательность выбранных действий.
П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях.
К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Вызов |
3. Выявление места и причины затруднения.
|
Словесный (беседа)
Практический (демонстрация) |
Проводит подводящий диалог: - Верно! Сегодня мы узнаем, что согласные звуки бывают звонкими и глухими. Наш главный вопрос: как отличить их друг от друга и зачем это нужно?
- Какая тема урока?
- А для того, чтобы определить цель нашего урока, посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова. |
Тема: «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?».
Цель: познакомиться с глухими и звонкими согласными звуками. |
|
К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.
П: с помощью педагога формулировать цель. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Вызов |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
|
Словесный (беседа)
Практический (демонстрация) |
Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, в котором пропущены слова.
- Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.
|
Читают пункты плана. Составляют правильный план действий.
1. Находить звонкие и глухие согласные в словах. 2. Произносить слова с парными звонкими и глухими согласными. 3. Определять звонкие и глухие согласные по их признакам. |
|
Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. |
|
Осмысление |
5. Реализация построенного проекта. |
Словесный (беседа)
Практический (упражнение)
Приём: «Кластер с элементами сортировки». |
- Вспомните, как проверять согласные и гласные звуки.
- Отлично, а для того, чтобы научиться отличать звонкие звуки от глухих нам пригодится новый «детективный инструмент» — рука на горло!
Учитель предлагает детям приложить ладошку к горлу и произнести [ж] и [ш]. - Что вы чувствуете? Почему [ж] вызывает дрожь, а [ш] — нет?
- Когда вы произносите звук [ж], ваше горло "просыпается" и начинает дрожать, как будто внутри звенит маленький колокольчик. Это потому, что [ж] — звонкий звук, и для него нужен голос! А звук [ш] — глухой, он "спит" и говорит только шёпотом, поэтому горло не дрожит. Организует постановку вывода.
- Откройте стр. 93 в учебнике и сравните наш вывод с выводом в учебнике. Организует сравнение выводов.
Организует выполнение упр. 3 на стр. 93.
Ученикам предлагается рассмотреть картинки с изображением различных предметов, назвать их и проанализировать согласные звуки в этих словах. Сначала дети определяют, содержатся ли в словах только звонкие согласные, только глухие или их сочетание. Для этого они прислушиваются к звучанию слов и используют тактильный метод (ладонь у горла), чтобы почувствовать вибрацию при произнесении звонких звуков. На доске и в тетрадях чертится 3 столбика: 1. Только звонкие согласные; 2. Только глухие согласные; 3. Звонкие и глухие вместе. |
- Гласные звуки можно пропеть, а когда мы произносим согласные звуки, то нам мешает какая-либо преграда во рту: губы, зубы, язык.
Выполняют задание учителя. Выдвигают предположения.
Делают вывод, что звонкие звуки произносятся с помощью голоса, а глухие используют только шум без голоса.
Открывают учебник и сравнивают выводы.
Составляют алгоритм выполнения упр. 3 на стр. 93.
Распределяют слова по колонкам, объясняя выбор, выполняют классификацию каждого согласного звука. |
Формировать представление о звонких и глухих согласных звуках. Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки. |
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
П: делать выводы; устанавливать основания для сравнения; находить закономерности; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях.
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. |
Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Осмысление |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Практический (упражнение)
Приём: «Ромашка Блума»
|
- Теперь выполним следующее задание. На доске находится ромашка, на каждом лепестке этой ромашки находится какой-либо вопрос. Вы подходите, отрываете лепесток и отвечаете на вопрос. А чтобы вам было легче давайте для начала посмотри на упр. 5 на стр. 94. Вопросы на ромашке: 1. «Какие звуки в таблице являются парными по глухости-звонкости?» 2. «Назови три твёрдых звонких звука из первого столбика» 3. «Какой звук в таблице не имеет мягкой пары?» 4. «Почему звук [ш] всегда твёрдый? Приведи пример слова с этим звуком» 5. «Почему во втором столбике пар меньше, чем в первом?» 6. «Как мы можем проверить, есть ли у звука пара?» 7. «Какие звуки тебе сложнее различать: глухие и звонкие или твёрдые и мягкие?» |
Составляют алгоритм выполнения упр. 5 на стр. 94.
Корректно и аргументировано высказывать своё мнение. Отвечают на вопросы, делают выводы. |
Формировать представление о звонких и глухих согласных звуках. Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки. |
П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;
К: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Осмысление |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Словесный (слово учителя)
Практический (сам. работа)
Наглядный (демонстрация)
|
Организует самостоятельную работу обучающихся посредством. Объясняет задание.
1. Раздели согласные звуки на две группы: звонкие и глухие. Напиши их в таблицу. Звуки: [б], [п], [в], [ф], [д], [т], [г], [к], [з], [с].
2. Соедини парные согласные звуки.
[б] — [ ] [в] — [ ] [д] — [ ] [з] — [ ] [г] — [ ]
Варианты: [п], [ф], [т], [с], [к].
3. Прочитай слова. Подчеркни парные согласные и укажи, звонкие они или глухие.
Гриб — [ ] Шарф — [ ] Кот — [ ] Зуб — [ ]
Пример: Ложка — [ж] (звонкий), [к] (глухой).
Организует самопроверку по слайду-эталону. |
Выполняют самостоятельную работу.
Осуществляют самопроверку по эталону. |
Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки. |
П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.
Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. |
Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
Рефлексия |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение |
Приём: «Общее - уникальное»
Словесный (беседа)
|
Организует включение нового знания приёмом «Общее - уникальное» в парах. Задание: раздаются пары звуков. Например: [в]-[ф]. Задача – обсудить что общего, а что уникального имеют данные звуки.
Задаёт обобщающие вопросы: - Что интересного вы узнали на уроке? - Что вам больше всего запомнилось и понравилось? - Какая тема урока была? - Что вызвало затруднение?
|
Сравнивают звуки, определяют особенности.
Обобщают материал урока. Делают выводы.
|
Формировать умения: определять звонкие и глухие согласные по их акустическим признакам; распознавать парные согласные звуки. |
П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы;
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; корректно и аргументировано высказывать своё мнение. |
Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; |
Рефлексия |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Словесный (беседа)
Приём: «Фразеологизм или пословица» |
Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы: - Достигли цель? - Выполнили план урока?
Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Фразеологизм или пословица». Подберите выражение, соответствующее вашему ощущению урока: 1. слышал краем уха; 2. хлопал ушами; 3. шевелил мозгами; 4. считал ворон.
|
Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы.
Анализируют свою деятельность на уроке. |
|
Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.