Технологическая карта урока русского языка
Класс 6
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.
Тема |
«Правописание НЕ с деепричастиями» |
|||
Цель |
создание условий для усвоения учащимися орфографического навыка правописания НЕ с деепричастиями. |
|||
Задачи |
Образовательные: повторить и закрепить навык написания не с глаголами; формировать умение правильно писать НЕ с деепричастиями. Развивающие: развивать устную и письменную речь; развивать навыки аналитической деятельности (умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы), навык работы с текстом. Воспитательная: прививать любовь к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, дружелюбия в коллективе, культуры общения. |
|||
Планируемые результаты |
Предметные: знать правило правописания частицы НЕ с деепричастиями, уметь находить орфограмму в слове, применять изученное правило в учебных ситуациях. Личностные: воспринимать речь учителя, одноклассников, выражать положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Регулятивные: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы, оценивать себя. Познавательные: ориентироваться в содержании текста, находить в текстах требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности). Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, быть готовым скорректировать ее, слушать и слышать других. |
|||
Основные понятия |
часть речи, орфограмма |
|||
Ресурсы: -основные -дополнительные |
лист-конспект, карта рефлексии, условные обозначения для процедуры оценивания
презентация к уроку |
|||
Организация пространства |
учебный кабинет |
|||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
Этап мотивации
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. |
Вы знаете, ребята, я не устаю поражаться тому, как же много удивительного в нашей жизни. Вчера еще мы не имели представления друг о друге, а сегодня мы-одна команда. Меня зовут Светлана Александровна. Я очень рада новому знакомству, надеюсь также, как и вы. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я желаю вам, чтобы вы помогали друг другу. Я желаю, чтобы все возникающие проблемы вы решали вместе. Я желаю, чтобы вы открыли на этом уроке что-то новое, интересное и полезное. А самое главное, я желаю, чтобы хорошее настроение присутствовало всегда и сегодня на уроке. |
Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. |
|
Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. К: готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. |
Обратите внимание на слайд. Какие ассоциации вызывает у вас слово информация? (интернет, компьютер, книга, учебник, газета…) . А что может стать источником информации? (учитель, книга, ученик, родители, сами ученики). Ответьте мне на вопрос: «С какой целью вы ходите в школу?». А та информация, которую вы получаете в школе, легко укладывается у вас в голове? Давайте проверим, сохранилась ли информация, полученная на предыдущих уроках, в ваших головах. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. Я знаю, что пирамиды находятся….? Я знаю, что Пушкина зовут…? Я знаю, что знаки завершения - это….? Я знаю, как умножить….? Вы уже многое знаете. А всегда ли информация, которую мы получаем, становится знанием? А что для этого нужно сделать? (запомнить, выучить, отрабатывать). Знания – это информация, которую человек понял, запомнил и применил в своей деятельности. Внимательно посмотрите на слайд. Изучите предложенную информацию и попробуйте сформулировать тему нашего урока. «Правописание частицы НЕ с деепричастиями» Сегодня у нас необычный урок, и мы с вами будем работать в листах-конспектах, которые я вам приготовила. Запишите тему урока. |
Выполняют задание, которое тренирует отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки. Определяют тему урока |
П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. |
Л: самоопределение, интерес к изучению языка. Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстникам, способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: выявление места и причины затруднения. |
В листе обозначены цели урока. Отметьте галочкой те цели, которые вы выбрали для себя: · Получить новые знания · Научиться определять условия написания частицы НЕ с деепричастиями · Закрепить навык правописания частицы НЕ с деепричастиями · Повторить правила правописания частицы НЕ с глаголами · Не повести учителя на уроке, работать активно, выполнять все задания · Помогать однокласснику по парте, а также всему классу · Показать, что мы умеем грамотно писать, работать с текстами · Самостоятельно оценивать себя Давайте озвучим выбранные вами цели. Вот видите, какие разные цели вы перед собой ставите. Я желаю всем нам, добиться поставленных целей |
Ставят цели своей дальнейшей деятельности, выбирая из предложенных. |
П: умение строить рассуждения.
|
Л: самоопределение. Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Усвоение нового знания Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения и фиксация нового знания. |
Организует учащихся к исследованию проблемной ситуаци. Проведем исследование. Сравните написание слов в левом столбике и в правом. Какую закономерность слитного или раздельного написания частицы НЕ вы отметили? Не думая Ненавидя Не прочитав Негодуя Не двигаясь Невзлюбив Не задумываясь Недомогая Сделайте вывод о написании не с деепричастиями. Какая часть пишется с частицей НЕ по такому же правилу? - Сверим наши выводы с теоретическим материалом, который находится на обратной стороне листа. Все справились с этим заданием. Нам необходимо себя оценить. Оценивать мы себя будем с помощью символов русского языка. Вспомните, какие знаки конца предложения вы знаете? Именно эти символы помогут вам себя оценить. Обратите внимание на доску. В квадратике около упражнения поставьте себе значок, выражающий насколько точно вы справились со своей работой. ! я все понял, выполнил верно ? выполнение задания вызвало затруднения, остались вопросы ……. Не справился с заданием, есть еще что подучить.
|
Исследуют ситуацию. Делают вывод о написании не с деепричастиями в виде связного ответа-рассуждения, приходят к выводу, что такое же правило применяется в случае с глаголом и сравнивают свой вывод с теоретическим материалом. Оценивают свою работу. Выставляют символ-оценку. |
П: выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение; анализ объектов, выбор обоснований и критериев для сравнения, классификации объектов, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство. |
Р: планирование, прогнозирование собственной исследовательской деятельности, наиболее комфортного алгоритма исследовательской работы. К: инициативное сотрудничество в сборе информации, умение обосновывать собственное мнение в форме связного ответа.
|
Первичное закрепление. Цель этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях.
Физ.минутка |
Устанавливает осознанность восприятия через выполнение тренировочного упражнения . Предлагаю подчеркнуть в тексте только деепричастия, написав частицу НЕ слитно или раздельно. -Давайте оценим вашу работу. Встаньте те, кто выделил, Встаньте те, кто выделил 4 , хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выделил 5 примеров. Молодцы! Какие же слова нужно было выписать? Прочитайте. После выполнения учащимися самостоятельной работы учитель через проектор показывает ответы, ученики выполняют самопроверку. Не забывает оценивать свою работу. |
Находят и выделяют слова согласно изучаемому правилу. После выполнения упражнения выполняю динамические движения, направленные на проверку результатов, и проверяют выполненную работу по образцу.
Оценивают выполненное задание
|
П: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; Анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
Цель этапа: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, коррекция. |
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Предлагает задание: раскройте скобки, запишите ответы в виде буквенного кода: А-слитно, Б-раздельно. (Не)видя, (не)веря, (не)годуя, (не)доумевая, (не)находя, (не) взлюбив, (не)замечая, (не)произнося, (не)навидя, (не) дождавшись. Б,Б,А,А,Б,А,Б,Б,А,Б. После выполнения учащимися самостоятельной работы учитель через проектор показывает ответы, ученики выполняют взаимопроверку.
- Оцените свою работу. |
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку взаимопрверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оцениваю выполненную работу. |
П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей
|
К: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
|
Повторение
Цель этапа: повторение и закрепление изученного правила, включение нового способа действия в систему знаний |
Сегодня на уроке мы с вами проделали большую работу, получили новую информацию, проработав орфограмму. Давайте закрепим полученную информацию и окончательно превратим ее в знания. Игра «Редактор». А вы знаете, кто такой редактор? Прочтите задание №4. Отредактируйте тексты, заменив в них подчеркнутые слова на деепричастия с частицей НЕ. При затруднении обратитесь к слова для справок. 1. Ласточки без умолку щебетали. 2. Снег шел всю неделю беспрестанно. 3. Ребята работали в поле без устали. Слова для справок: не размышляя, не умолкая, не перебивая, не ответив, не отдыхая, не шевелясь, не переставая, не растаяв, не уставая. Давайте проверим вашу работу, прочитайте отредактированные предложения. Молодцы! Оцените свою работу. Для наиболее полного усвоения материала я предлагаю продолжить работу по редактированию теста. Запишите текст, исправляя допущенные ошибки, раскрывая скобки.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, сверяя с эталоном. Оцените работу соседа. |
Выполняют задание «Редактор», заменяя подчеркнутые слова деепричастиями с частицей НЕ. Читая, проверяют выполненное задание, оценивают.
Выполняют задание, исправляя допущенные ошибки и раскрывая скобки. Проверяют выполненное задание по эталону, обменявшись тетрадями, оценивают. |
П: умение строить рассуждение
П: умение строить рассуждение |
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Рефлексия деятельности
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке |
Организует рефлексию. Я предлагаю вам написать СМС-сообщение. Для этого мы воспользуемся с вами необычными смартфонами. Укажите, кому бы вы хотели написать свое сообщение: другу, родителям, брату, учителю и т.д. В своем сообщении вы расскажете, что же произошло сегодня на уроке для каждого из вас. Выберите для себя то, больше подходит, и соедините со звездочкой, в центре которой, конечно же, вы. Если хотите что-то добавить к выбранной фразе, подпишите. Прочитайте тексты ваших сообщений, пожалуйста. |
Пишут СМС-сообщение, в тексте которого выражают свои мысли относительно содержания урока, понимания темы. Озвучивают.
|
П: строить рассуждения.
|
Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.
|
Информирование о домашнем задании |
Инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания: Для того, чтобы полученная на уроке информация окончательно превратилась в знание, вам дома необходимо закрепить свои умения. Давайте познакомимся с домашним заданием: выпишите из любого художественного текста три предложения с использованием деепричастий с частицей НЕ. А на выбор для тех, кто любит искать информацию, найдите во фразеологическом словаре фразеологизмы, в составе которых есть деепричастия с частицей НЕ.
А сейчас подсчитайте свои оценки, заработанные за урок. Поднимите руки те, кто получил 5 !. У кого 4 ! Какие же вы молодцы! Те, у кого сегодня не все получилось, не отчаивайтесь, все у вас впереди. Давайте поаплодируем друг другу, поблагодарив за работу. Спасибо вам за урок!
|
Анализируют и выявляют степень готовности
Подсчитывают символические отметки. |
|
Л: формирование мотивации познавательного интереса. Р: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока. К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.