Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие»
Цель: обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие»
Задачи:
Образовательные:
v формировать умение правильно пользоваться причастиями в устной и письменной речи;
v развивать умение формулировать определение понятий;
v развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
v обогащать словарный запас учащихся;
v совершенствовать орфографические и грамматические умения.
Развивающие:
v осуществлять системно-деятельностный подход;
v развивать критическое мышление;
v развивать внимание;
v формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные):
v развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
v развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
v развивать умение применять новые знания;
v развивать творческие, речевые способности учащихся;
v формировать логические умения;
v развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
v развивать умение формулировать проблему;
Воспитательные:
v воспитывать интерес и уважение к родному языку;
v воспитывать уважительное отношение к слову;
v развивать коммуникативные УУД:
v создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
v научить взаимодействию учащихся в группах: развитию уважения друг к другу
Планируемые результаты обучения:
1)предметные:
- умение находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- умение использовать причастия при составлении текстов.
2) метапредметные:
- умение формулировать цель деятельности;
- умение планировать последовательность действий;
- умение осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- умение владеть всеми видами речевой деятельности;
Тип урока – повторительно-обобщающий
Оборудование: картина И.И. Левитана «Золотая осень», перфокарты, раздаточный дидактический материал
№ п\п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент |
Приветствие: - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Надеюсь, и вы рады видеть друг друга. |
Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. |
Наглядные |
коммуникативные (умение слушать). |
2. |
Мотивация к учебной деятельности |
- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав высказывание о причастии
Вот свойство мое обязательное- Склоняюсь я как прилагательное. На все вопрос ыего отвечаю, Глагол по значению напоминаю.
|
Ученики слушают загадку. |
Беседа. Наглядные (на доске появляется 2-ой слайд).
|
коммуникативные (умение слушать, аргументированно отвечать на вопросы). |
3. |
Сообщение темы урока, постановка целей |
- О какой части речи идет речь? Почему? Какова же тема нашего урока?
Запишите число и тему в тетрадях: «Причастие. Обобщение».
- Ребята, какими будут цели нашего урока? |
Ответ учеников.
Записывают число и тему урока в тетрадях.
Определяют цели урока. |
Создание проблемной ситуации. Эвристическая беседа. Наглядные |
1)регулятивные - умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности; 2) познавательные - умение строить логическую цепь рассуждения; 3)коммуникативные - умение точно, правильно и логично излагать свою точку зрения.
|
4. |
Работа по теме урока |
|
|
|
|
|
-фронтальный опрос |
Организует фронтальный опрос учащихся - На какие вопросы отвечает причастие? - Назовите суффиксы причастий. - Что такое причастный оборот? -Когда ПО обособляется? |
Ученики отвечают на вопросы, приводят примеры. |
Беседа. |
1) регулятивные: уметь оценивать цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение. 2) познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию 3) коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. |
|
- выборочное письмо |
Выпишите только причастия. Обозначьте суффиксы причастий. Найдите и запишите предложение с причастным оборотом
|
Учащиеся выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой.
|
Наглядные (на доске записаны предложения). Исследование, выбор правильного варианта ответа.
|
1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самооценку; самокоррекцию; 2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; 3) коммуникативные- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками по ходу выполнения задания, соблюдать правила речевого этикета.
|
|
-комментированное письмо |
Записываем под диктовку словосочетания. обозначаем орфограммы |
Учащиеся записывают словосочетания, объясняют условия выбора орфограммы. |
Исследование, выбор правильного варианта ответа. |
1 )регулятивные - умение планировать последовательность действий; 2)познавательные- умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие тезис; 3)коммуникативные - уметь точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.
|
|
самостоятельная работа с перфокартой |
- Перед вами карточка с заданием. Ваша задача выбрать верный вариант написания, обозначить условия выбора орфограмм |
Учащиеся самостоятельно выполняют задание |
Самостоятельное выполнение задания. Практическая работа |
1) регулятивные - умение планировать последовательность действий; 2)познавательные - умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, систематизировать информацию; 3)коммуникативные - адекватно воспринимать устную и письменную речь, соблюдать в процессе коммуникации нормы устной и письменной речи.
|
|
-работа по развитию речи |
-Перед вами картина И.И. Левитана «Золотая осень». Рассмотрите ее и составьте словосочетания с причастиями |
Учащиеся выполняют задание |
Наглядные (на доске картина И.И. Левитана «Золотая осень») |
1)регулятивные - умение планировать последовательность высказывания. 2)познавательные- умение определять основную и второстепенную информацию, осмысливать значение высказывания, систематизировать информацию. 3)коммуникативные- умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. |
5. |
Подведение итогов. |
Обобщение информации:
-Какую роль играют причастия в речи?
|
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Эвристическая беседа |
1) регулятивные-планирование своих действий; коллективная обсуждение. 2) познавательные- моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование. 3) коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6. |
Домашнее задание. |
- Запишем домашнее задание: стр 73 вопросы, упр 172, готовиться к контрольному тесту
|
Учащиеся записывают домашнее задание. |
Наглядные (д/з записывается на доске). |
1) регулятивные-планирование своих действий; 2)познавательные- построение самостоятельного процесса; 3) коммуникативные- поиск и выбор информации. |
7. |
Рефлексия. |
- Кто доволен своей работой на уроке -Какое задание было наиболее трудным? -Какое задание легко было выполнить? Оцените свою работу
|
Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем, оценивают себя
|
Беседа |
1)регулятивные-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). 2)познавательные- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 3)коммуникативные-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. 4)личностные- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. . |
Приложение 1
1.Оргмомент. Приветствие.
Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Надеюсь, и вы рады видеть друг друга.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Начнём урок, тема которого… Это вы определите, прочитав высказывание о причастии
Вот свойство мое обязательное-
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросыего отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
3.Сообщение темы урока, постановка целей.
- О какой части речи идет речь? Почему? Какова же тема нашего урока?
Запишите число и тему в тетрадях: «Причастие. Обобщение».
- Ребята, какими будут цели нашего урока?
4.Работа по теме урока.
1)Фронтальный опрос.
Организует фронтальный опрос учащихся
- На какие вопросы отвечает причастие?
- Назовите суффиксы причастий.
- Что такое причастный оборот?
-Когда ПО обособляется?
2)Выборочное письмо.
Выпишите только причастия. Обозначьте суффиксы причастий.
Найдите и запишите предложение с причастным оборотом
3)комментированное письмо.
Записываем под диктовку словосочетания. обозначаем орфограммы
Усыпанные листьями
Работа не выполнена
Еще не решенная задача
Мариноваые огурцы
4)Самостоятельная работа с перфокартой
Перед вами карточка с заданием. Ваша задача выбрать верный вариант написания, обозначить условия выбора орфограмм
(Не) поставленная на место книга.
(Не) греющее солнце.
Улица (не) освещена.
(Не) нарушаемая ничем тишина …
5)Работа по развитию речи.
-Перед вами картина И.И. Левитана «Золотая осень». Рассмотрите ее и составьте словосочетания с причастиями 5.Подведение итогов.
-Какую роль играют причастия в речи?
6.Домашнее задание
Стр 73 вопросы, упр 172, готовиться к контрольному тесту
7.Рефлексия.
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Какое задание было наиболее трудным?
-Какое задание легко было выполнить?
Оцените свою работу
Приложение 2
Перфокарты для учащихся:
(Не) поставленная на место книга.
(Не) греющее солнце.
Улица (не) освещена.
(Не) нарушаемая ничем тишина …
Приложение 3
Текст, записанный на доске:
Снег выпавший ночью хрустел под ногами.
Сверкающий иней блестел под ногами.
Заколдованная земля спала.
Приложение 5
Репродукция картины Левитана «Золотая осень»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.