Конспект урока русского языка по теме "Глагол"
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Конспект урока русского языка по теме "Глагол"

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Документация
docx
русский язык
7 кл—11 кл
20.02.2020
Конспект урока русского языка по теме "Глагол"
Пояснительная записка. Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе». Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь. Формируемые УУД: Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Участники: учащиеся 9-10 лет Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, таблицы для кластера, аудиозапись песни «Солнышко лучистое», смайлики для рефлексии.
Конспект по русскому языку на тему Глагол.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кадуйская средняя школа»






Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».

(УМК "Школа России")





Подготовила:

Волошина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория





п. Кадуй

2020 год

Пояснительная записка.

 

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».

 

Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.

 

Формируемые УУД:

Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Участники: учащиеся 9-10 лет

Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, таблицы для кластера, аудиозапись песни «Солнышко лучистое», смайлики для рефлексии.

 

Технологическая карта урока

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Включение в урок. Учитель отслеживает готовность учащихся к уроку, настраивает их к работе.

Психологическая установка на  работу. 

(Показ слайда)

С добрым утром начинаем день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

Думать, слушать и решать!

Готовятся к работе.

 

2

Целеполагание,

мотивация

Учитель способствует формированию мотивационной основы учебной деятельности, подводит учащихся к постановке темы урока. Самоопределение к деятельности.

-Что объединяет выделенные слова? 

(Все слова являются глаголами)

(Показа слайда)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам… Глагол.

Учитель организует работу по структуре урока, помогает детям в дальнейшей работе, направляет их к целям урока.

-Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Глаголу. У нас урок обобщения. Поставьте себе цель урока. Чего вы хотите достичь на уроке?

-На уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания о глаголе. Вы проверите себя, все ли вы знаете о глаголе или еще над чем-то вам предстоит поработать.

Участвуют в разрешении проблемной ситуации.

Ставят цель, формулируют (уточняют)  учебные задачи.

Учащиеся учатся видеть структуру урока, планировать свою дальнейшую работу.

Словарная работа.

 

 

Словарная работа(Показ слайда)

-Откройте тетради, запишите число.

-Напишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона).

-Назовите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят (свитер, одежда, пальто, платок, костюм).

-Напишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает (компьютер).

- Напишите слово, обозначающее предмет, который пишет, читает, соображает (ученик, девочка, ученица).

- Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные).

 

3

Повторение пройденного материала и его закрепление

Учитель организует работу по теме урока.

-Мы составим кластер по теме «Глагол».

-Что это такое кластер? 

(Кластер (англ. cluster) - группа объектов, относящаяся к одному общему объекту).

1.Что такое глагол. (1 таблица «Глагол)

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

2.Развитие речи.

-О каком времени года идет речь?

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Первый мед принесла.

Кто знает, когда это бывает? (весной)

-Назовите глаголы, которые характеризуют приход весны.(Показ слайда).

-Какие стихотворения о весне вы помните?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною,

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Н. Плещеев)

-Что обозначает глагол? (действие предмета)

-Составьте предложение о весне. (Ласковое солнце греет землю.)

3.Синтаксический разбор предложения.

Учитель организует работу в парах.

-Разберите его по членам.

Ласковое солнце греет землю.

Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Оцените вашу работу по волшебной линеечке.

 

Вспоминают основной материал по теме урока, воспроизводят по памяти стихотворения, составляют из слов предложение и делают синтаксический разбор, опираясь на полученные знания ранее.

Работа в парах. Оценивание по волшебной линеечке.

Физминутка:  Звучит песня «Солнышко лучистое»

Пропели все вместе.

Назовите глаголы.

Учащиеся по памяти все вместе пропевают песню под музыку, а после перечисляют глаголы из текста песни.

Учитель организует работу по закреплению пройденного материала, корректирует действия (высказывания) учащихся.

4.Изменение глаголов по временам и числам. (2 таблица)

-Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время. Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число).

-Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам).

-Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам).

Морфологический разбор глагола из предложения.(Показ слайда)

Греет – гл., н.ф. греть, 1 спр, наст.в., 3 л., ед.ч., сказ.

Учитель организует работу по актуализации пройденного материала по построению схем предложений, учит находить ошибки, исправлять их

5.Неопределенная форма глагола. (3 таблица)

-Что такое неопределенная форма глагола?(Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола).

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Чаще всего имеют суффикс -ть или -ти).

Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. (Показ слайда)

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Вешать нос – унывать.

Мозолить глаза – надоедать.

Ломать голову – думать.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по парте.

6. Спряжение глаголов. (4 таблица)

-Что называют спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.)

-Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? (Показ слайда)

-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Показ слайда)

1.Определить время, лицо и число глагола.

2.Поставить глагол в неопределенную форму.

3.Определить спряжение глагола.

4.Проверить, не относится ли глагол к глаголам – исключениям.

Продолжают работать с глаголами, повторяют и закрепляют пройденный материал.

Морфологический разбор слова выполняют и заменяют фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельно задания, проводят самопроверку, делают выводы  и аргументируют результаты своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка:

Разминка для ладоней рук, пальцев.(прокручивание карандаша между ладоней)

Зарядка для глаз.

Двери дома распахнулись,

Маша вышла на крыльцо.

Посмотрела Маша вверх.

Посмотрела мне в лицо.

Вот налево посмотрела.

Вот направо посмотрела.

Поморгала чуть глазами

И пошла учиться с нами.

 

Продолжение работы по теме урока.

8. Написание частицы НЕ с глаголами. (5 таблица)

-Как пишется частица - НЕ с глаголами? Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.(Ненавидеть, негодовать, неволить) (Показ слайда).

Работа в группах.

- Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Под лежачий камень вода не течёт.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Не учись разрушать, а учись строить.

Воду в решете не удержишь.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

Слышит звон, да не знает, где он.

Вперед не суйся, позади не оставайся!

-Как вы понимаете смысл пословиц?

Вывод: - Как пишется НЕ с глаголами?

9. Правописание возвратных глаголов. (6 таблица)

-Что такое возвратные глаголы? (Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными)

-Когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда

-ться? (Показ слайда) (Если возвратный глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?, то перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что сделает? то перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.)

Повторите информацию для соседа по парте.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работают в группах:  собирают подходящую информацию, соединяют пословицы. Делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Пересказывают информацию соседу по парте.

4

Этап самоконтроля  и коррекции

Итог урока. Организует беседу.

-Давайте обобщим всё, что мы повторили о глаголе.

-Что такое глагол?

-Как изменяются глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

-Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

-Как пишется частица - НЕ с глаголами?

-Что такое возвратные глаголы?

- Его Величество Глагол очень доволен вашими ответами.

- Достигли ли мы поставленной цели? А все ли задачи выполнили?

Учащиеся соотносят цель и результаты, отвечают на поставленные вопросы.

5

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель организует рефлексию, побуждает учащихся к оцениванию себя, зарисовке настроения. Благодарит за работу.

- Мне понравилось…- Мне было интересно…- Я узнал…- Мне было трудно…

- На каком уровне вы поработали? (на листочках оцените себя по волшебной линеечке)

- Нарисуйте ваше настроение в виде смайлика и закрасьте его.

- какое у вас впечатление о данном уроке.

- Все молодцы, все активно работали. Листочки сдайте. Я обязательно посмотрю вашу самооценку и настроение! Поставлю свою оценку. Спасибо за работу!

Высказывают своё мнение, высказывают своё собственное впечатление об уроке.

Рефлексия. Самооценка.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 4класс. Москва, ВАКО, 2015 г.

2.     Журнал «Начальная школа».


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадуйская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадуйская средняя школа»

Пояснительная записка. Тема:

Пояснительная записка. Тема:

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Словарная работа . (Показ слайда) -Откройте тетради, запишите число

Словарная работа . (Показ слайда) -Откройте тетради, запишите число

И лес оденется листвою! (А. Н.

И лес оденется листвою! (А. Н.

Что такое неопределенная форма глагола? (Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола

Что такое неопределенная форма глагола? (Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола

Вот налево посмотрела. Вот направо посмотрела

Вот налево посмотрела. Вот направо посмотрела

Этап самоконтроля и коррекции

Этап самоконтроля и коррекции
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей