Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадуйская средняя школа»
Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».
(УМК "Школа России")
Подготовила:
Волошина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
п. Кадуй
2020 год
Пояснительная записка.
Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе».
Цели: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов, развивать речь.
Формируемые УУД:
Познавательные - структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы и методы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Участники: учащиеся 9-10 лет
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, таблицы для кластера, аудиозапись песни «Солнышко лучистое», смайлики для рефлексии.
Технологическая карта урока
|
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный |
Включение в урок. Учитель отслеживает готовность учащихся к уроку, настраивает их к работе. Психологическая установка на работу. (Показ слайда) С добрым утром начинаем день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, Думать, слушать и решать! |
Готовятся к работе.
|
2 |
Целеполагание, мотивация |
Учитель способствует формированию мотивационной основы учебной деятельности, подводит учащихся к постановке темы урока. Самоопределение к деятельности. -Что объединяет выделенные слова? (Все слова являются глаголами) (Показа слайда) Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам… Глагол. Учитель организует работу по структуре урока, помогает детям в дальнейшей работе, направляет их к целям урока. -Сегодня наш урок будет посвящен Его Величеству Глаголу. У нас урок обобщения. Поставьте себе цель урока. Чего вы хотите достичь на уроке? -На уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания о глаголе. Вы проверите себя, все ли вы знаете о глаголе или еще над чем-то вам предстоит поработать. |
Участвуют в разрешении проблемной ситуации. Ставят цель, формулируют (уточняют) учебные задачи. Учащиеся учатся видеть структуру урока, планировать свою дальнейшую работу. Словарная работа. |
|
|
Словарная работа. (Показ слайда) -Откройте тетради, запишите число. -Напишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее (ворона). -Назовите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят (свитер, одежда, пальто, платок, костюм). -Напишите слово, обозначающее предмет, который играет, думает, рисует, печатает (компьютер). - Напишите слово, обозначающее предмет, который пишет, читает, соображает (ученик, девочка, ученица). - Что объединяет все эти слова? (Все эти слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, — словарные). |
|
3 |
Повторение пройденного материала и его закрепление |
Учитель организует работу по теме урока. -Мы составим кластер по теме «Глагол». -Что это такое кластер? (Кластер (англ. cluster) - группа объектов, относящаяся к одному общему объекту). 1.Что такое глагол. (1 таблица «Глагол) -Что обозначает глагол? -На какие вопросы отвечает глагол? 2.Развитие речи. -О каком времени года идет речь? Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В улей пчела Первый мед принесла. Кто знает, когда это бывает? (весной) -Назовите глаголы, которые характеризуют приход весны.(Показ слайда). -Какие стихотворения о весне вы помните? Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! (А. Н. Плещеев) -Что обозначает глагол? (действие предмета) -Составьте предложение о весне. (Ласковое солнце греет землю.) 3.Синтаксический разбор предложения. Учитель организует работу в парах. -Разберите его по членам. Ласковое солнце греет землю. Вывод: Глаголы обозначают действие и состояние предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал? что будет делать? В предложении глагол обычно является сказуемым. Оцените вашу работу по волшебной линеечке. |
Вспоминают основной материал по теме урока, воспроизводят по памяти стихотворения, составляют из слов предложение и делают синтаксический разбор, опираясь на полученные знания ранее. Работа в парах. Оценивание по волшебной линеечке. |
Физминутка: Звучит песня «Солнышко лучистое» Пропели все вместе. Назовите глаголы. |
Учащиеся по памяти все вместе пропевают песню под музыку, а после перечисляют глаголы из текста песни. |
||
Учитель организует работу по закреплению пройденного материала, корректирует действия (высказывания) учащихся. 4.Изменение глаголов по временам и числам. (2 таблица) -Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам. Они имеют настоящее, прошедшее и будущее время. Глаголы изменяются по числам. Они имеют единственное и множественное число). -Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам). -Как изменяются глаголы прошедшего времени? ( Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам). Морфологический разбор глагола из предложения.(Показ слайда) Греет – гл., н.ф. греть, 1 спр, наст.в., 3 л., ед.ч., сказ. Учитель организует работу по актуализации пройденного материала по построению схем предложений, учит находить ошибки, исправлять их 5.Неопределенная форма глагола. (3 таблица) -Что такое неопределенная форма глагола?(Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола). -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Чаще всего имеют суффикс -ть или -ти). Замените фразеологические обороты глаголами неопределенной формы. (Показ слайда) Зарубить на носу – запомнить. Держать язык за зубами – молчать. Вешать нос – унывать. Мозолить глаза – надоедать. Ломать голову – думать. Обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа по парте. 6. Спряжение глаголов. (4 таблица) -Что называют спряжением глагола? (Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.) -Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? (Показ слайда) -Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (Показ слайда) 1.Определить время, лицо и число глагола. 2.Поставить глагол в неопределенную форму. 3.Определить спряжение глагола. 4.Проверить, не относится ли глагол к глаголам – исключениям. |
Продолжают работать с глаголами, повторяют и закрепляют пройденный материал. Морфологический разбор слова выполняют и заменяют фразеологические обороты глаголами неопределенной формы.
Взаимопроверка.
Выполняют самостоятельно задания, проводят самопроверку, делают выводы и аргументируют результаты своей деятельности.
|
||
Физминутка: Разминка для ладоней рук, пальцев.(прокручивание карандаша между ладоней) Зарядка для глаз. Двери дома распахнулись, Маша вышла на крыльцо. Посмотрела Маша вверх. Посмотрела мне в лицо. Вот налево посмотрела. Вот направо посмотрела. Поморгала чуть глазами И пошла учиться с нами. |
|
||
Продолжение работы по теме урока. 8. Написание частицы НЕ с глаголами. (5 таблица) -Как пишется частица - НЕ с глаголами? Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.(Ненавидеть, негодовать, неволить) (Показ слайда). Работа в группах. - Соберите разрезанные пословицы. Как пишутся НЕ с глаголами. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежачий камень вода не течёт. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Не учись разрушать, а учись строить. Воду в решете не удержишь. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Слышит звон, да не знает, где он. Вперед не суйся, позади не оставайся! -Как вы понимаете смысл пословиц? Вывод: - Как пишется НЕ с глаголами? 9. Правописание возвратных глаголов. (6 таблица) -Что такое возвратные глаголы? (Глаголы с суффиксом -ся называются возвратными) -Когда в возвратных глаголах пишется буквосочетание -тся, а когда -ться? (Показ слайда) (Если возвратный глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?, то перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь): -ться. Если глагол отвечает на вопрос Что делает? Что сделает? то перед суффиксом -ся мягкий знак (ь) не пишется: -тся.) Повторите информацию для соседа по парте. |
Учащиеся отвечают на вопросы. Работают в группах: собирают подходящую информацию, соединяют пословицы. Делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя. Пересказывают информацию соседу по парте. |
||
4 |
Этап самоконтроля и коррекции |
Итог урока. Организует беседу. -Давайте обобщим всё, что мы повторили о глаголе. -Что такое глагол? -Как изменяются глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? -Что нужно, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? -Как пишется частица - НЕ с глаголами? -Что такое возвратные глаголы? - Его Величество Глагол очень доволен вашими ответами. - Достигли ли мы поставленной цели? А все ли задачи выполнили? |
Учащиеся соотносят цель и результаты, отвечают на поставленные вопросы. |
5 |
Рефлексия
|
Учитель организует рефлексию, побуждает учащихся к оцениванию себя, зарисовке настроения. Благодарит за работу. - Мне понравилось…- Мне было интересно…- Я узнал…- Мне было трудно… - На каком уровне вы поработали? (на листочках оцените себя по волшебной линеечке) - Нарисуйте ваше настроение в виде смайлика и закрасьте его. - какое у вас впечатление о данном уроке. - Все молодцы, все активно работали. Листочки сдайте. Я обязательно посмотрю вашу самооценку и настроение! Поставлю свою оценку. Спасибо за работу! |
Высказывают своё мнение, высказывают своё собственное впечатление об уроке. Рефлексия. Самооценка. |
Список используемой литературы:
1. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России») 4класс. Москва, ВАКО, 2015 г.
2. Журнал «Начальная школа».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.