Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Наречие как часть речи»
Цели урока:
· Обучающая: расширить знания учеников о наречии как части речи научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.
· Развивающая: продолжать формирование орфографических и пунктуационных навыков, развивать познавательную активность учащихся, умение реализовать знания путем активации логического мышления в различных учебных ситуациях
· Воспитывающая: воспитывать интерес школьников к учебному предмету, чувства любви и уважения к родному языку.
· Методические приемы: повторение изученного, объяснения учителя, словарная работа, тренировочные упражнения
Тип урока: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам
УУД:
Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать).
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин).
-Здравствуйте! Садитесь. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.
Слайд №1
(число, классная работа)
II. Актуализация
знаний
Вспомни, какие части речи ты знаешь? Распредели их по колонкам таблицы.
изменяемые части речи |
неизменяемые |
III. Постановка целей урока (учащийся формулирует сам)
- О какой из перечисленных частей речи ты знаешь меньше всего? (о наречии)
- Исходя из этого, сформулируй цели урока (научиться отличать наречия от других частей речи по значению и по вопросу).
IV. Открытие новых знаний + отработка умений
Слово учителя.
Разберемся, что за часть речи наречие.
Мы помним, что предметы могут иметь признаки, которые выражаются именами прилагательными, и признаки по действию, которые выражаются причастиями.
У действий тоже существуют свои признаки, которые выражаются особой частью речи - наречиями: горячо спорить, встретиться вечером, двигаться впереди, идти навстречу, нарочно испортить, очень устать и т. д. Мы видим, что эти признаки присоединяются к глаголам, зависят от них.
- На какие вопросы отвечают наречия?
- Попробуем изменить глаголы, поставить их в разные формы: горячо споришь, встретимся вечером, двигался впереди, иду навстречу, нарочно испортила, очень устаем.
- Изменились ли наречия при изменении глаголов? (Нет. Наречие, как и деепричастие - неизменяемая часть речи.)
- Придумайте предложения, в которые вошли бы эти словосочетания глаголов с наречиями.
- Какими членами предложения выступают наречия? (Обстоятельствами.)
- Какие еще части речи имеют значение действия? (Причастия, деепричастия.)
- Образуйте от данных глаголов причастия и деепричастия. Сочетаются ли с ними наречия? (Да, сочетаются: горячо споривший, встретившись вечером, двигающийся впереди, идущий навстречу, нарочно испортив, очень устав.)
Попробуем еще расширить сферу влияния наречий. Придумаем словосочетания других самостоятельных частей речи с наречиями: яйца всмятку (с существительным), очень интересный (с прилагательным). Наречие может сочетаться и с другим наречием: необычайно быстро, довольно хорошо.
- А может ли наречие образовывать словосочетания с местоимениями и числительными? (Нет.)
Слайд №2
1) Прочитайте стихотворение.
Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно.
Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?
Плывут (как?) замедленно
Плывут (как?) тихо, беззаботно
- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут.
- Это слово какой части речи? (глагол)
- Что обозначают глаголы? (действие)
- Что обозначает наречие примыкая к глаголу? (признак действия)
- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.
Слайд №3
Тестовое задание. У каждого учащегося тест на парте и высвечивается на экране, затем самопроверка, ответы на слайде.
1.Какие слова являются наречиями?
А) третий
Б) тройка
В) трижды
Г) три
2.Отметьте словосочетания с наречиями:
А) думать о многом
Б) умный брат
В) действовал уверенно
Г) пришел в школу
3.Отметьте, где выделенная буква не является словосочетанием
А) братство
Б) окно
В) хорошо
Г) богатство
4.Отметьте синоним фразеологизма «Во всю Ивановскую»
А) далеко
Б) честно
В) хорошо
Г) громко
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.
Из-за парт все встали дружно,
Косточки размять нам нужно.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Энергично повертелись,
Круг рисуем головой,
А теперь тихонько сели
Изучать характер мой.
- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.
Дружно, энергично, тихонько.
VІ. Закрепление изученного.
Выполнение упражнений
1. Упражнение 219: комментированное письмо.
2. Упражнение 220: устно.
4. Упражнение 223: устно (из истории языка).
7. Рефлексия.
- Итак, подведём итоги.
1. Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?
2. Какой главный морфологический признак имеет наречие?
3. К каким словам чаще всего примыкает наречие?
4. Каким членом предложения обычно бывает наречие?
- Ребята, допишите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
У меня получилось….
Мне было трудно…..
Мне показалось лёгким задание……..
Мне показалось сложным задание ……
Домашнее задание
1. § 34.
2. Упражнение 221.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.