Технологическая карта открытого урока русского языка
Составитель: Багаева З.А.
Класс: 9.
Тема: «БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП».
Предмет: русский язык.
Название раздела: Синтаксис. Бессоюзное
сложное предложение.
Количество учащихся: 24
Дата проведения: 25.02.2022 г.
Цели урока:
Образовательные: выявить условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.
Практические: начать формирование пунктуационного навыка – разделять двоеточием части бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, изъяснения.
Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, уважения к человеку, интереса и сознательного отношения к русскому языку.
Развивающие: совершенствовать умения:
- формулировать проблему;
- самостоятельно определять цели своего обучения;
- планировать пути их достижения;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключение;
- создавать схемы для решения учебных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Технология: проблемно-диалогическое обучение.
Прогнозируемые результаты:
предметные: предполагается понимание учащимися отделительной функции пунктуационного знака «двоеточие», знание условий постановки этого знака в бессоюзном сложном предложении, закрепление навыка анализа смысловой связи между частями сложного предложения и выбора соответствующего знака препинания;
личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания, проявление интереса к изучению темы, проявление уважения к окружающим;
метапредметные:
а) познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, извлечение необходимой информации и её использование в практической деятельности, структурирование знаний;
б) коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации;
в) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, самоконтроль и самооценка.
Средства обучения: презентация (распечатанная).
Межпредметные связи: художественная литература.
Технологическая карта урока
Анализ этапов урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Орг.момент. 2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью. 3. Тема урока не называется, ученики сформулируют её самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом. 4. Открытие нового знания. 4.1. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог. Анализ предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста. Анализ текста – один из основных ресурсов развития универсальных учебных действий. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Формулирование проблемы Определение темы урока и постановка цели деятельности Выдвижение версий решения проблемы Проверка версии путем выполнения продуктивного задания «Открытие» нового знания 4.2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. (По учебнику С.Г. Бархударова –стр.98.) Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного Включение нового материала в систему знаний и повторение Воспроизведение изученного материала 5. Развитие учебно-языковых и правописных умений. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Экспресс-диагностика Творческое задание 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 7. Домашнее задание (на слайде) |
Включение учеников в деятельность. - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях мои коллеги. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации. - Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.) - Согласны? Демонстрирует слайд с предложением на доске. - Как вы объясните знаки препинания в этом предложении? - Сверьте свои схемы с записью на доске. Все ли знаки препинания объяснены с помощью схемы? Оценивает ответ ученика. - Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания. - Прочитайте выразительно записанное предложение. Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия? - К выделяющим или отделяющим знакам препинания относится двоеточие? Сделайте вывод. - Прочитайте, пожалуйста, рассказ Виктор.Бочарникова. (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”. (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться. - О чём этот рассказ? Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П.Чехова? Сформулируйте тему и главную мысль рассказа. - Какой художественный приём использует автор в данном повествовании, чтобы была понятна его мысль? - Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово “подмога”?
- Найдите в тексте бессоюзные предложения и выделите их фломастером. - По каким признакам вы их нашли? - Есть ли ещё какие-нибудь особенности у этих предложений? - Какой же возникает вопрос? - Запишите этот вопрос как тему урока: когда в БСП ставится двоеточие? Делается запись темы урока на доске. - Какой будет цель урока? - Какие у вас будут версии, предположения? От чего может зависеть выбор знака препинания в БСП? - А как их определить? -Сделайте это. Поставьте смысловые вопросы от одной части к другой. - Все ли справились с заданием? Что вызвало затруднение? У нас появились затруднения. Не можем определить условия постановки двоеточия в БСП. Давайте обратимся к параграфу 16 учебника (стр.98) Работаем в парах. Возьмите лист №2, в нем дан план работы с параграфом. На работу дается 5 минут. -Можем ли теперь сказать, когда ставится двоеточие в БСП? - Вернемся к началу нашего урока. Есть ли что-то общее в правилах постановки двоеточия в простых предложениях с однородными членами, в предложениях с прямой речью и в бессоюзных сложных предложениях? - А теперь прошу 2 учащихся индивидуально поработать в паре и попробовать оформить графически, с помощью схемы правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (дается на задание 3 мин.) Подготовьте выступление у доски. - Предъявите вашу схему и расскажите по ней правило постановки двоеточия в БСП. - Ребята! Оцените работу девочек. Как вы думаете, такая схема, на ваш взгляд, наиболее ясно и полно передает содержание правила? Задание программного уровня (устно) - Замените бессоюзные предложения синонимичными сложноподчиненными. 1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. 2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка. 3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу. - Как вы думаете, почему нужно уметь производить такую замену? Работа в парах (предложения на слайде). Проанализируйте предложения. Определите условия постановки двоеточия в БСП, сверяясь со схемой 1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 2. Я понимал: выручить нас может только случайность. 3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. 4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях. 6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.
Решение тестового задания 14 из ОГЭ (по следам ошибок) Слайды “Удивительное – рядом”. Посмотреть слайды и закончить предложения: Вокруг было прекрасно: Я оглянулся и увидел: Перед нами предстала удивительная картина: - Пришло время подвести итоги урока. -Какова была цель нашего урока? - Достигли ли мы её? - Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении? - Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?
1. Упр.222. 2.Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания. 3.Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник, подобрать картинки. Составить с данными словами БСП. 4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении». Спасибо за урок, ребята! |
Включение в работу, мобилизация внимания, самоопределение. Делают пунктуационный разбор. Ученик: это простое предложение с однородными подлежащими и обобщающим словом “всё”. Так как обобщающее слово стоит перед однородными членами, то оно отделяется двоеточием. А однородные члены, соединенные повторяющимся союзом “и”, разделяются запятыми. В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка. Чертит на доске схему предложения. Ребята сверяют свою работу с записью на доске. Записывают предложение с прямой речью: Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Объясняют: прямая речь заключается в кавычки, после слов автора ставится двоеточие. Перед двоеточием голос понижается, делается пауза. Это интонация пояснения. Ученики: двоеточие относится к отделяющим знакам. Оно отделяет слова автора от прямой речи и обобщающее слово от однородных членов предложения. Один из учеников читает текст вслух. - Это рассказ о человеке с прекрасной душой, добром, отзывчивом, любящем природу; о том, как благотворна помощь. (Помощь ёлочке. Человек помог ёлочке, и ёлочка порадовала его своей красотой). Автор использует олицетворение, создавая образ ёлочки, наделяя её человеческими качествами (беззащитность, наивность, смелость) Подмога – помощь. Читают бессоюзные предложения. - В этих предложениях по две основы, части связаны без помощи союзов, только интонацией. - Части в них разделены не запятой, как в других сложных предложениях, а двоеточием. - Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие? Записывают тему урока в тетради. - Цель – определить условия постановки двоеточия в БСП - Возможно, выбор знака зависит от смысловых отношений между частями БСП. - Наверное, можно задать вопрос от одной части к другой.
Самостоятельное выполнение задания Она поразила меня… ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике. Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога. - Трудно задать вопрос в последнем предложении: “Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки”. На слайде готовая таблица. Дети рассказывают правило по таблице. - Общее есть. Всем предложениям с двоеточием свойственна пояснительная интонация: понижение голоса перед двоеточием и пауза (можно найти информацию в задании к упр.220) Работа в парах. На листе формата А2 чертится схема. Они размещают лист со схемой на доске и рассказывают правило. Дети дают оценку предъявленным работам. Учитель ставит отметки учащимся, отвечавшим у доски. Остальные учащиеся выполняют задание (задание на слайде) Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом. Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка. Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу. -Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП. Проверка по слайду 1.причина 2.изъяснение 3.причина 4.пояснение 5.изъяснение 6.пояснение Выполняют работу в тетрадях. Зачитывают полученные предложения. Записывают задание, задают вопросы, связанные с его выполнением. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.