Технологическая карта урока русского языка. Тема: "БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл
26.12.2022
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"
Технологическая карта урока русского языка. Тема: "БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"
БСП. со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.docx

Технологическая карта открытого урока русского языка
Составитель: Багаева З.А.

 

 

Класс: 9.

Тема: «БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП».

Предмет: русский язык.

Название раздела: Синтаксис. Бессоюзное сложное предложение.
Количество учащихся: 24
Дата проведения: 25.02.2022 г.

Цели урока:

Образовательные: выявить условия постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения.

Практические: начать формирование пунктуационного навыка – разделять двоеточием части бессоюзного сложного предложения со значением причины, пояснения, изъяснения.

Воспитательные: воспитание чувства прекрасного, любви к природе, уважения к человеку, интереса и сознательного отношения к русскому языку.

Развивающие: совершенствовать умения:

- формулировать проблему;

- самостоятельно определять цели своего обучения;

- планировать пути их достижения;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- определять понятия, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить умозаключение;

- создавать схемы для решения учебных задач;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Прогнозируемые результаты:

предметные: предполагается понимание учащимися отделительной  функции пунктуационного знака «двоеточие», знание условий постановки этого знака в бессоюзном сложном предложении, закрепление навыка анализа смысловой связи между частями сложного предложения и выбора соответствующего знака препинания;

личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания, проявление интереса к изучению темы, проявление уважения к окружающим;

метапредметные:

а) познавательные УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, извлечение необходимой информации и её использование в практической деятельности, структурирование знаний;

б) коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации;

в) регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата, самоконтроль и самооценка.

Средства обучения:   презентация (распечатанная).

Межпредметные связи: художественная литература.

Технологическая карта урока

Анализ этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг.момент.

2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью.

3. Тема урока не называется, ученики сформулируют её самостоятельно в процессе наблюдения над языковым материалом.

4. Открытие нового знания.

4.1. Для постановки и  решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Анализ  предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста.

Анализ текста – один из основных ресурсов развития универсальных учебных действий.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Формулирование проблемы

Определение темы урока и постановка цели деятельности

Выдвижение версий решения проблемы

Проверка версии путем выполнения продуктивного задания

«Открытие» нового знания

4.2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. (По учебнику  С.Г. Бархударова –стр.98.)

Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Включение нового материала в систему знаний и повторение

Воспроизведение изученного материала

5. Развитие учебно-языковых и правописных умений.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Экспресс-диагностика

Творческое задание

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание (на слайде)

Включение учеников в деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях мои коллеги. Надеюсь, все мы готовы к познанию нового, к плодотворному сотрудничеству и самореализации.

- Начнём урок с прекрасной фразы Антона Павловича Чехова:

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)

- Согласны?

Демонстрирует слайд с предложением на доске.

- Как вы объясните знаки препинания в этом предложении?

- Сверьте свои схемы с записью на доске. Все ли знаки препинания объяснены с помощью схемы?

Оценивает ответ ученика.

- Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А.П.Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания.

- Прочитайте выразительно записанное предложение. Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия?

- К выделяющим или отделяющим знакам препинания относится двоеточие? Сделайте вывод.

- Прочитайте, пожалуйста, рассказ

Виктор.Бочарникова. 

 (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога.(5) Снял  я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “ Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.

   (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

- О чём этот рассказ?  Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П.Чехова?

Сформулируйте тему и главную мысль рассказа.

- Какой художественный приём использует автор в данном повествовании, чтобы была понятна его мысль?

- Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово “подмога”?

   

- Найдите в тексте бессоюзные предложения и выделите их фломастером.

- По каким признакам вы их нашли?

- Есть ли ещё какие-нибудь особенности у этих предложений?

- Какой же возникает вопрос?

Запишите этот вопрос как тему урока: когда в БСП ставится двоеточие?

Делается запись темы урока на доске.

- Какой будет цель урока?

- Какие у вас будут версиипредположения? От чего может зависеть выбор знака препинания в БСП?

- А как их определить?

-Сделайте это. Поставьте смысловые вопросы от одной части к другой.

- Все ли справились с заданием? Что вызвало затруднение?

 У нас появились затруднения. Не можем определить условия постановки двоеточия в БСП. Давайте обратимся к параграфу 16 учебника (стр.98) Работаем в парах. Возьмите лист  №2, в нем дан план работы с параграфом. На работу дается 5 минут.

-Можем ли теперь сказать, когда ставится двоеточие в БСП?

Вернемся к началу нашего урока. Есть ли что-то общее в правилах постановки двоеточия в простых предложениях с однородными членами, в  предложениях с прямой речью и в бессоюзных сложных предложениях?

- А теперь прошу 2 учащихся  индивидуально поработать в паре и попробовать оформить графически, с помощью схемы правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (дается  на задание 3 мин.) Подготовьте выступление у доски.

Предъявите вашу схему и расскажите по ней правило постановки двоеточия в БСП.

- Ребята! Оцените работу девочек. Как вы думаете, такая схема, на ваш взгляд, наиболее  ясно и полно передает содержание правила?

Задание программного уровня (устно)

- Замените бессоюзные предложения синонимичными сложноподчиненными.

1. Я посмотрел вправо: солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.

2. Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка.

3. Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.

- Как вы думаете, почему нужно уметь производить такую замену?

 Работа в парах (предложения на слайде). Проанализируйте предложения. Определите условия постановки двоеточия в БСП, сверяясь со схемой  

1. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

2. Я понимал: выручить нас может только случайность.

3. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

4. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

5. Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях.

6. Странный случай произошел: в дороге совершенно поиздержался.

 

Решение тестового задания 14 из ОГЭ  (по следам ошибок)

Слайды  “Удивительное – рядом”.

Посмотреть слайды и закончить предложения:

Вокруг было прекрасно:

Я оглянулся и увидел:

Перед нами предстала удивительная картина:

- Пришло время подвести итоги урока.

-Какова была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

- Чем объясняется выбор двоеточия в бессоюзном сложном предложении?

- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?

 

1. Упр.222.

2.Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

3.Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник, подобрать картинки. Составить с данными словами БСП.

4. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».

Спасибо за урок, ребята!

Включение в работу, мобилизация внимания, самоопределение.

Делают пунктуационный разбор.

Ученик: это простое предложение с однородными подлежащими и обобщающим словом “всё”. Так как обобщающее слово стоит перед однородными членами, то оно отделяется двоеточием. А однородные члены, соединенные повторяющимся союзом “и”, разделяются запятыми. В конце повествовательного невосклицательного предложения ставится точка.

Чертит на доске схему предложения.

 Ребята сверяют свою работу с записью на доске.

Записывают предложение с прямой речью: Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил:

“В  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Объясняют: прямая речь заключается в кавычки, после слов автора ставится двоеточие.

Перед двоеточием голос понижается,  делается пауза. Это интонация пояснения.

Ученики: двоеточие относится к отделяющим знакам. Оно отделяет слова автора от прямой речи и обобщающее слово от однородных членов предложения.

Один из учеников читает текст вслух.

Это рассказ о человеке с прекрасной душой, добром, отзывчивом, любящем природу; о том, как благотворна помощь.

(Помощь ёлочке. Человек помог ёлочке, и ёлочка порадовала его своей красотой).

 Автор использует олицетворение, создавая образ ёлочки, наделяя её человеческими качествами (беззащитность, наивность, смелость)

Подмога – помощь.

Читают бессоюзные предложения.

- В этих предложениях по две основы, части связаны без помощи союзов, только интонацией.

Части в них разделены не запятой, как в других сложных предложениях, а двоеточием.

Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие?

Записывают тему урока в тетради.

- Цель – определить условия постановки  двоеточия в БСП

- Возможно, выбор знака зависит  от смысловых отношений между частями БСП.

- Наверное, можно задать вопрос от одной части к другой.

 

Самостоятельное выполнение задания

Она поразила меня… ещё и смелостью: (почему?) (потому что) одна жила в ольховнике.

Подошёл ближе и понял: (что?) (что) срочно надобна подмога.

- Трудно задать вопрос в последнем предложении: “Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки”.

На слайде готовая таблица.

Дети рассказывают правило по таблице.

-  Общее есть. Всем предложениям с двоеточием свойственна пояснительная интонация: понижение голоса перед двоеточием и пауза (можно найти информацию в  задании к упр.220)

Работа в парах. На  листе формата А2 чертится схема.

 Они размещают лист со схемой на доске и рассказывают правило.

Дети дают оценку предъявленным работам. Учитель ставит отметки учащимся, отвечавшим у доски.

Остальные учащиеся выполняют задание (задание на слайде)

Я посмотрел вправо и увидел, что солнце, красное и жаркое, почти скрылось за холмом.

Погода сегодня будет приятной, потому что на небе нет ни облачка.

Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы движутся вверх к плечу.

-Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП.

Проверка по слайду

1.причина

2.изъяснение

3.причина

4.пояснение

5.изъяснение

6.пояснение

Выполняют работу в тетрадях. 

Зачитывают полученные предложения.

Записывают задание, задают вопросы, связанные с его выполнением.

                                             

                                 


 

Технологическая карта открытого урока русского языка

Технологическая карта открытого урока русского языка

УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения…

УУД: самостоятельная постановка и формулирование проблемы, выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения…

Анализ предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста

Анализ предъявленного ученикам рассказа позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста

Включение нового материала в систему знаний и повторение

Включение нового материала в систему знаний и повторение

БСП. Давайте обратимся к параграфу 16 учебника (стр

БСП. Давайте обратимся к параграфу 16 учебника (стр

Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка

Погода сегодня будет приятной: на небе нет ни облачка

Орг.момент. 2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью

Орг.момент. 2. Языковая разминка, цель которой актуализировать знания учащихся о постановке двоеточия в простом предложении и предложении с прямой речью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022