«И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Оценка 4.9

«И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
9 кл—11 кл
11.11.2021
«И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Методическая разработка посвящена философскому анализу поведения человека в экстремальной ситуации. Этот урок даёт нам ответы на такие вопросы: Что такое война? Как она влияет на человека: уничтожает, делает чёрствым или облагораживает, заставляет задуматься о помощи другим. Данная методическая разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, истории, классным руководителям.
Конспект урока.docx

 

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района

Омской области

«Полтавский лицей»

 

 

 

 

 

 

Конспект конкурсного урока

по литературе

в 10 классе

 

«И снова память возвращается к войне…»

по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Перетятько Лилия Юрьевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

                               бюджетного общеобразовательного учреждения

                                                  Полтавского муниципального района

                                                 Омской области «Полтавский лицей»

Т. 89059215679,89043240620

zwezda20.89@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

 

 

Аннотация

 

Методическая разработка посвящена философскому  анализу поведения человека в экстремальной ситуации. Этот урок даёт нам ответы на такие вопросы: Что такое война? Как она влияет на человека: уничтожает, делает чёрствым или облагораживает, заставляет задуматься о помощи другим.

Данная методическая разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, истории,  классным руководителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Методическое обоснование темы

 

Этот урок является заключительным по изучению творчества В. П. Астафьева.  По своей структуре он относится к урокам изучения нового материала. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся.

Цель урока – совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность; расширение предмета познания: своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны в повести В. Астафьева.

Усвоение материала проходит в групповой форме, позволяющей экономить время изучения: каждая из трёх групп, согласно заданиям, выявляет по одной особенности, а затем делится своими выводами с классом; учитель резюмирует.

К уроку школьники должны прочесть повесть «Пастух и пастушка».

    Большая часть урока строится на основе беседы, направляющей определённым образом и ход мыслей учеников, и ход анализа стихотворений.

 

 Методические рекомендации по проведению занятия

     Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации,  воспитании патриотических чувств молодого поколении, по моему мнению, лучше всего проследить по произведениям о Великой Отечественной войне.

       Данная  разработка является составной  частью цикла уроков, посвященных серьезному разговору с обучающимися о  новом осмыслении проблемы человека на войне.  При изучении  «Севастопольских рассказов» и романа «Война и мир»    Л.Н.Толстого        несколько уроков отводится изображению войны и человека на войне, философии великого  писателя о войне. «Война – не любезность», - утверждает  Л.Толстой.  Этот разговор    уместно продолжить при  анализе  романа М.Шолохова  «Тихий Дон» и рассказе  «Судьба человека». Названные произведения являются своего рода трамплином для понимания современных авторов.

          Приступая  к   урокам   раздела   «Новое осмысление  проблемы человека на войне», начинаю с обзора  произведений о Великой Отечественной войне, написанных в годы войны, первые послевоенные годы,  постепенно  подступая к современной литературе. После  этого обзора    - монографические темы, посвященные  творчеству  В.Астафьева.

 

 

 

Конспект урока

по литературе

Класс: 10

Предмет: Литература

Тема«И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и Пастушка».

Время проведения: 45 минут

Тип урока: урок изучения нового материала (урок освоения новых знаний)

Цель урока: совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность; расширение предмета познания: своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны в повести В. Астафьева.

 Методы: частично-поисковый, словесный, практический.

Средства обучения: компьютер, презентация, тексты.

Предметные умения: 

осуществлять анализ произведения.

Личностные УУД: 

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

 устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Познавательные УУД: 

ориентироваться в своей системе знаний;

находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: 

слушать и понимать речь других;

уметь выражать свои мысли.

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать.

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

планировать и давать оценку своей деятельности.

 

 

 

 

 

Ход урока

1.     Организационно- мотивационный этап.

Цель: организовать готовность обучающихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Отводимое время: 2 минуты.

 

Перед тем как зайти в класс, дети получали иллюстрации. Звучит песня «От героев былых времён…»

Order of the Patriotic War (1st class).svg WW2 Victory USSR OBVERSE.jpg Order of the Red Star.svg

В соответствии с этим ученики разделились на 3 группы.

- Что изображено на иллюстрациях? (Награды, ордены)

- Кому эти награды принадлежат? (Людям, воевавшим на войне)

-Вспомните, кто из писателей участвовал в войне 1941-1945 годов? (Астафьев Виктор Петрович, Быков Василь Владимирович, Васильев Борис Львович ).

 - Все эти награды принадлежат одному человеку, Виктору Петровичу Астафьеву.

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной 2-й мировой, мир не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей. Еще не ушла в историю эта война. Еще живы очевидцы, участники военных событий, хотя с каждым годом их становится меньше.

Сегодняшний урок проходит в преддверии главного праздника не только для нашей страны и постсоветского пространства, но и для всего мира – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. 

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы. Виктор Петрович Астафьев принадлежит к поколению писателей-фронтовиков. Он ушёл добровольцем, тяжелые ранения, контузия, обжигающая боль утраты боевых товарищей – всё это он отразил в своём творчестве.

Сегодня мы познакомимся с замечательной повестью В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».

2.     Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения, совместно формулировать цели урока; актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Отводимое время: 3-5 минут.

Тема урока звучит следующим образом:   «И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и Пастушка».

 -Ребята, опираясь на тему урока, сформулируйте основные цели урока. (расширить понятие «война» и её влияния  жизнь человека;  знать, в чём своеобразие изображения войны в повести В. Астафьева)

3. Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное  понимание материала.

Отводимое время: 15 – 20 минут.

- Каждый из вас сейчас находится в группах. Нам необходимо вспомнить правила работы в группах.

- Слушайте внимательно друг друга, не перебивайте. Знайте, что твоя позиция не всегда является правильной. Первым делом необходимо распределить вам роли внутри группы: наблюдатель, читатель, координатор, оратор. Наблюдатель будет оценивать вашу работу. На столах лежит листы оценивания.

- Мы уже знакомились с творчеством В.П. Астафьева. Что вы знаете о боевых подвигах В.П. Астафьева?

 - Используя текст (Приложение 1), вам предложенный, выяснить:

1. Как называется этот орден или медаль?

2. За какие заслуги получает такую награду В. Астафьев?

- Время работы - 5 минут. Выступление группы- 2минуты.

 Выступление 1 группы.

Order of the Patriotic War (1st class).svg 

Выступление 2 группы.

WW2 Victory USSR OBVERSE.jpg

Выступление 3 группы.

 Order of the Red Star.svg

   - Повесть В. Астафьева не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю народа, не могла бы быть такой, если бы сам  писатель не делил ратных трудов и судеб с солдатами.  Он являлся на мобилизационные пункты, получал назначения и потом в солдатских шинелях и кирзовых сапогах спешил на передовую. Астафьев делил хлеб и судьбу, труды и опасности с теми, кто грудью стоял за свою землю.

  Виктор Петрович  отдавал кровному делу родной земли своё перо.

- Каждой группе дано высказывание. Выделите ключевые, на ваш взгляд, слова.

Объясните смысл высказывания. Сделайте вывод о том, отражается  ли идея высказывания в повести.

Время работы – 3 минуты. Выступление группы- 1 минута.

 

Группа 1.  «…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

В. Курбатов

 

Группа 2.  «Перед тем, как идти на кого-то с войной, не забудь приготовить могилу и себе»

Конфуций

 

Группа 3.  «Когда-нибудь мы вспомним так много, что соорудим самый большой в истории экскаватор, выроем самую глубокую, какая когда-либо была, могилу, и навек похороним в ней войну»

Р.Д. Брэдбери

Выступление групп.

 

- Война калечит молодые души героев, она стирает хорошее, оставляя ярчайшее, невольно подмеченное, в мозгу засевшее и продолжающее мучить  кошмарами.

4. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний и умений, навыков.

Цель: находить ответы на вопросы в тексте, анализируя его.

Отводимое время: 10-13 минут.

Каждая группа получает отрывок из текста.

Время на работу- 7 минут. Выступление- 2 минуты.

Группа 1.

Прочитайте отрывок из произведения. Как изображает Астафьев боевые действия и главное — чело века на войне? Какой видит войну писатель?   Оформите в виде схемы.

 

 

Овал: ВОЙНА 

 

 

 

 

 


Группа 2.

- Как изображает автор смерть пастуха с пастушкой? Обратите внимание на то, как солдаты ведут себя при захоронении старика и старухи? Как вы понимаете выражение  «выгоревшее на войне сердце»? Легко  ли сохранить в себе человека на войне? Каково влияние войны на человека? Оформите в виде схемы.

 

 

Овал: ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
 

 

 

 

 


Группа 3.  «Такое легкое ранение, а он умер…» - сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи. Как эта фраза связана со всем содержанием повести? Маленький, безвестный полустанок в степи, могильный холм.

- Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины? Как изображает войну писатель?

 

Овал: КАК ИЗОБРАЖАЕТ ВОЙНУ ПИСАТЕЛЬ?
 

 

 

 


Выступление групп.

- Война – это и защита Отечества, следовательно, святой долг и необходимость, и явление, противное человеческой природе. Война калечит не только тело, но и душу.

   Для Астафьева – самое страшное на войне – привычка к смерти. Когда смерть  становится повседневной, обыденной и уже не вызывает никаких эмоций, когда можно сидеть и без отвращения есть на замёрзшем трупе противника.

  Страшные потрясения молодого Астафьева, продолжающие тревожить память его и пожилого, - когда при отступлении от Житомира по отступающим, уже убитым, разбитым, шли наши танки, машины, транспортёры: «…в шоссе, в жидкой грязи  трупы, раскатанные в фанеру, только кое-где белые косточки вылезут, и зубы… Танки идут, гусеницы наматывают, шинелёнку, кишки, вот такое эстетическое зрелище».

Вот так реалистично, живо, ярко, жестоко изображает войну писатель. Ничего не скрывая, без тени прикрас раскрывает всю жестокость войны.

 

5. Оценочно- рефлексивный этап

Цель: стимулировать активность учащихся, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворение на уроке. Дать оценку работы класса и отдельных учащихся.

Отводимое время: 2-3 минуты.

- Ребята, в начале урока мы поставили цели урока. Удалось ли нам их достичь?

- Что означает слово «война»?

- Как влияет война на жизнь человека?

- В чём своеобразие изображения войны в повести В. Астафьева?

Каждой группе, используя эти знания, записать синквейн.

ВОЙНА

Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

Оцените свою работу на уроке:

- На уроке я работал активно/пассивно.

- Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

- Материал урока мне был понятен / не понятен?

-Спасибо за урок. Наблюдатели, пожалуйста, сдайте листы оценивания.

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: «Как война повлияла на жизнь Люси?

 

Дидактический материал к уроку

 

Приложение 1

 

Задания группы 1.

 

Задание 1.

 

1. Как называется этот орден или медаль?

2. За какие заслуги получает такую награду В. Астафьев?

- Время работы - 5 минут. Выступление группы- 2минуты.

 

 http://gapeenko.net/wp-content/uploads/2014/03/okopnaya_voina_4.jpgДоброволец Астафьев, как и большинство молодых призывников его возраста,  в 1942 был направлен  вначале в 21-ый стрелковый полк, находившийся под Бердском, а затем его перевели в 22-й автополк в военном городке Новосибирска, и только весной 1943  отправили на передовую…

 

   «Я был рядовым бойцом на войне и наша, солдатская правда, была названа одним очень бойким писателем «окопной»; высказывания наши — «кочкой зрения».

 

Воевал рядовой Виктор Астафьев в 17-й артиллерийской, орденов Ленина, Суворова, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени  дивизии прорыва, входившей в состав 7-го артиллерийского корпуса основной ударной силы 1-го Украинского фронта. Корпус был резервом Главного командования.

  «Веселый солдат» Виктор Астафьев был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом. Не штабным телефонистом, а линейным надсмотрщиком, готовым по первому приказу командира ползти под пули, разыскивая порыв на линии. Вот так писал он сам о специфике своей военной должности телефониста впоследствии: «Когда руганный-переруганый, драный-передраный линейный связист  уходил один  на обрыв, под огонь, озарит он последним, то злым, то горестно-завистливым взглядом остающихся в траншее бойцов, и хватаясь за бруствер окопа, никак одолеть не может крутизну. Ох, как он понятен, как близок в ту минуту и как же перед ним неловко – невольно взгляд отведёшь и пожелаешь, чтобы обрыв на линии был недалече, чтобы вернулся связист «домой» поскорее, тогда уж ему и всем на душе легче сделается».

(Астафьев В.П. «Так хочется жить», Иркутск, «Вектор», 1999).

  Связисты и возможность смертельного исхода испытывали чаще других, и радость жизни  у них была острее. Недавно проанализированная мною печальная статистика боевого пути воинов, призванных Игарским военкоматом, подтверждает сказанное: северяне зачастую назначались связистами, а среди них был больший процент как погибших,  так и – получавших  награды. Вторит этому и боец Астафьев: «И когда живой, невредимый, брякнув деревяшкой аппарата, связист рухнет в окоп, привалится к его грязной стенке в счастливом изнеможении, сунь ему – из братских чувств – недокуренную цигарку. Брат-связист её потянет, но не сразу, сперва он откроет глаза, найдёт взглядом того, кто дал «сорок», и столько благодарности прочтёшь ты, что в сердце она не вместится».

 Впрочем, и правительственной наградой командования был оценен труд «линейщика». В бою 20 октября 1943 красноармеец Астафьев четыре раза исправлял телефонную связь с передовым наблюдательным пунктом. «При выполнении задачи от близкого разрыва бомбы он был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу товарищ Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнём, собрал обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» – так написано в наградном листе при представлении старшего телефониста Астафьева к медали «За отвагу»…

   Вот бы сейчас посмеялись мы над литературными опусами штабного писаря, но Виктор Петрович сей документ и в глаза, возможно,  не видел, а потомкам оставил воспоминания совсем иного плана:

 Один раз тащили-тащили на плечах и на горбу полуторку взвода управления со связью, со стереотрубой, бусолью, планшетами и прочим имуществом, и встала машина, не идёт: это мы за ночь, то запрыгивая в кузов, то обратно, натаскали полный кузов грязи, перегрузили бедную полуторку. Выбрасывали грязь кто лопатами, кто котелками и касками, кто горстями и к месту сосредоточения бригады успели почти вовремя, – рассказывал он о ночном марш-броске  киношникам, посланным Никитой Михалковым перед съёмками нового фильма «Цитадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлениями военных будней.

  Живо представляю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает  им этот и другой, известный ему  со слов командира своего дивизиона эпизод из ещё одного ночного марш-броска. Командир тот был, немногим старше своих подчинённых,  но «крутого нрава до первого ранения, который мог и пинка солдату отвесить», и крепкое словцо употребить:

-  Толкали, толкали, качали, качали как-то машину и всё, перестала двигаться техника. Выскочил я из кабины с фонариком, ну, думаю, сейчас я вам, разгильдяи, дам разгон! Осветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опёрлись на него, кто по колено, кто по пояс в грязи — спите… Я аж застонал…

  Вот так воевал наш земляк. Но не этих, по сути невинных баек изнеможённого в переходах солдата не могли простить будущему писателю «победоносные генералы».

  По признанию Астафьева, именно война стала причиной того, что он взялся за перо. В начале 50-х Виктор Петрович ходил в литературный кружок, открытый при местной газете «Чусовской рабочий» на Урале, там однажды услышал он короткий рассказ одного писателя - в войну политработника. Война  у того была красивой, а главное, что возмутило, об этом писал тот, кто  тоже был на передовой. У Астафьева, по его словам, аж зазвенело в контуженой голове от такого вранья. Придя домой и,  успокоившись, он решил, что единственный способ бороться с ложью – это правда. И за ночь на одном дыхании написал свой первый рассказ «Гражданский человек» (современное название «Сибиряк»), в котором описал войну, какую он видел и знал.  И это было началом.

 Непоправимое сотворила война с Витенькой Астафьевым: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что в ФЗО и на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там на плацдарме осталась половина меня – моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности и весьполностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, весёлый, глазастый и неунывающий».

(Из письма Астафьева Курбатову, «Крест бесконечный»,Иркутск,  2005)

  Самое тяжёлое и трагичное  в воинской биографии  Астафьева – это форсирование Днепра осенью 1943. В воду, без подготовки, без передышки, развивая недавний успех на Курской дуге, солдаты прыгали голыми, несли узелки с одеждой и винтовки над головой. Переплавлялись без специальных плавучих средств, кто как может. На том участке, где плыл Астафьев, из 25 тысяч человек до другого берега добрался  только каждый шестой. А таких точек переправы было десятки. В битве за Днепр советские войска потеряли около 300 тысяч солдат: «большинство потонуло бессмысленно, из-за бездарной подготовки,  так ни разу и не выстрелив».

 Рядовой Виктор Астафьев воевал на Брянском, Воронежском, Степном и Первом Украинском фронтах – в самой гуще военных действий. На Днепровском плацдарме Астафьеву повредило глаз и серьёзно контузило:

Пакостно ранило в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись до медсанбата не доплавят, – рассказывал он впоследствии.

  В районе польского города Дукла Астафьев получил тяжелое сквозное пулевое ранение левого предплечья с повреждением кости: Когда ранят – по всему телу идёт гулкий удар, откроется кровь, сильно-сильно зазвенит в голове и затошнит, и вялость пойдёт, будто в лампе догорает керосин, и жёлтенький, едва теплящийся свет заколеблется и замрёт над тобой так, что дышать сделается боязно и всего пронзит страхом. И если от удара заорал, то, увидев кровь, – оглох от собственного голоса и звона, ужался в себе, приник к земле, боясь погасить этот исходный свет, этот колеблющийся проблеск жизни.

(Астафьев В.П. «Всему свой час», Москва, «Молодая гвардия»,  1985)

  В действующей армии  солдат Астафьев пробыл до сентября 1944, выбыв из нее по тяжелому ранению, но продолжая  мыкаться по нестроевым частям, выполняя обязанности то почтальона, то конвоира вплоть до конца 1945.

  Фронтовая биография рядового  Виктора Астафьева отмечена орденом Красной ЗвездыOrder of the Red Star.svg , который учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности; медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»WW2 Victory USSR OBVERSE.jpg.
   За участие в Великой Отечественной войне Астафьев награжден орденом Отечественной войны II степени. Order of the Patriotic War (1st class).svg 

   Виктор Петрович Астафьев не только имел моральное право написать, но и просто обязан был сделать это, сказав самое важное, оставив в наследство потомкам то, что пережил сам и его семья, и что, так он считал,  не должно было стать для будущих поколений  предметом их личного познания и переживания.


Задание 2.

 

Выделите ключевые, на ваш взгляд, слова.

Объясните смысл высказывания. Сделайте вывод о том, отражается  ли идея высказывания в повести.

Время работы – 3 минуты. Выступление группы- 1 минута.

 

Группа 1.  «…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

В. Курбатов

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

 

Прочитайте отрывок из произведения. Как изображает Астафьев боевые действия и главное — чело века на войне? Какой видит войну писатель?   Оформите в виде схемы.

 

Овал: ВОЙНА 

 

 

 

 


Стрельба стала разрастаться, густеть, накатываться. Пронзительней завыли мины, немазано заскрежетали эрэсы, озарились окопы грозными всполохами. Впереди, чуть левее, часто, заполошно тявкала батарея полковых пушек, рассыпая искры, выбрасывая горящей вехоткой скомканное пламя.

Борис вынул пистолет из кобуры, поспешил по окопу, то и дело проваливаясь в снежную кашу. Траншею хотя и чистили лопатами всю ночь и набросали высокий бруствер из снега, но все равно хода сообщений забило местами вровень со срезами, да и не различить было эти срезы.

– О-о-о-од! Приготовиться! – крикнул Борис, точнее, пытался кричать. Губы у него состылись, и команда получилась невнятная. Помкомвзвода старшина Мохнаков поймал Бориса за полу шинели, уронил рядом с собой, и в это время эрэсы выхаркнули вместе с пламенем угловатые стрелы снарядов, озарив и парализовав на минуту земную жизнь, кипящее в снегах людское месиво; рассекло и прошило струями трассирующих пуль мерклый ночной покров; мерзло застучал пулемет, у которого расчетом воевали Карышев и Малышев; ореховой скорлупой посыпали автоматы; отрывисто захлопали винтовки и карабины.

Из круговерти снега, из пламени взрывов, из-под клубящихся дымов, из комьев земли, из охающего, ревущего, с треском рвущего земную и небесную высь, где, казалось, не было и не могло уже быть ничего живого, возникла и покатилась на траншею темная масса из людей. С кашлем, криком, визгом хлынула на траншею эта масса, провалилась, забурлила, заплескалась, смывая разъяренным отчаянием гибели волнами все сущее вокруг. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно, слепо. Их быстро прикончили штыками и лопатами. Но за первой волной накатила другая, третья. Все перемешалось в ночи: рев, стрельба, матюки, крик раненых, дрожь земли, с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбирая, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя.

Борис и старшина держались вместе. Старшина – левша, в сильной левой руке он держал лопатку, в правой – трофейный пистолет. Он не палил куда попало, не суетился. Он и в снегу, в темноте видел, где ему надо быть. Он падал, зарывался в сугроб, потом вскакивал, поднимая на себе воз снега, делал короткий бросок, рубил лопатой, стрелял, отбрасывал что-то с пути.

– Не психуй! Пропадешь! – кричал он Борису.

Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей, понимать, что взвод его жив, дерется, но каждый боец дерется поодиночке, и нужно знать солдатам, что он с ними.

– Ребя-а-а-ата-аа-а! Бе-ей! – кричал он, взрыдывая, брызгаясь бешеной вспенившейся слюной.

На крик его густо сыпали немцы, чтобы заткнуть ему глотку. Но на пути ко взводному все время оказывался Мохнаков и оборонял его, оборонял себя, взвод.

Пистолет у старшины выбили или обойма кончилась. Он выхватил у раненого немца автомат, расстрелял патроны и остался с одной лопаткой. Отоптав место возле траншеи, Мохнаков бросил через себя одного, другого тощего немца, но третий с визгом по-собачьи вцепился в него, и они клубком покатились в траншею, где копошились раненые, бросаясь друг на друга, воя от боли и ярости.

Ракеты, много ракет взмыло в небо. И в коротком, полощущем свете отрывками, проблесками возникали лоскутья боя, в адовом столпотворении то сближались, то проваливались во тьму, зияющую за огнем, ощеренные лица. Снеговая пороша в свете делалась черной, пахла порохом, секла лицо до крови, забивала дыхание.

Огромный человек, шевеля громадной тенью и развевающимся за спиной факелом, двигался, нет, летел на огненных крыльях к окопу, круша все на своем пути железным ломом. Сыпались люди с разваленными черепами, торной тропою по снегу стелилось, плыло за карающей силой мясо, кровь, копоть.

– Бей его! Бей! – Борис пятился по траншее, стрелял из пистолета и не мог попасть, уперся спиною в стену, перебирал ногами, словно бы во сне, и не понимал, почему не может убежать, почему не повинуются ему ноги.

Страшен был тот, горящий, с ломом. Тень его металась, то увеличиваясь, то исчезая, он сам, как выходец из преисподней, то разгорался, то темнел, проваливался в геенну огненную. Он дико выл, оскаливая зубы, и чудились на нем густые волосы, лом уже был не ломом, а выдранным с корнем дубьем. Руки длинные с когтями…

В. П. Астафьев «Пастух и Пастушка»

 

Записать синквейн.

ВОЙНА

 

 

 

_______________________________________________

 

 

Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

 

 

Задания группы 2.

 

 

 

1. Как называется этот орден или медаль?

2. За какие заслуги получает такую награду В. Астафьев?

- Время работы - 5 минут. Выступление группы- 2минуты.

 

 http://gapeenko.net/wp-content/uploads/2014/03/okopnaya_voina_4.jpgДоброволец Астафьев, как и большинство молодых призывников его возраста,  в 1942 был направлен  вначале в 21-ый стрелковый полк, находившийся под Бердском, а затем его перевели в 22-й автополк в военном городке Новосибирска, и только весной 1943  отправили на передовую…

 

   «Я был рядовым бойцом на войне и наша, солдатская правда, была названа одним очень бойким писателем «окопной»; высказывания наши — «кочкой зрения».

 

Воевал рядовой Виктор Астафьев в 17-й артиллерийской, орденов Ленина, Суворова, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени  дивизии прорыва, входившей в состав 7-го артиллерийского корпуса основной ударной силы 1-го Украинского фронта. Корпус был резервом Главного командования.

  «Веселый солдат» Виктор Астафьев был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом. Не штабным телефонистом, а линейным надсмотрщиком, готовым по первому приказу командира ползти под пули, разыскивая порыв на линии. Вот так писал он сам о специфике своей военной должности телефониста впоследствии: «Когда руганный-переруганый, драный-передраный линейный связист  уходил один  на обрыв, под огонь, озарит он последним, то злым, то горестно-завистливым взглядом остающихся в траншее бойцов, и хватаясь за бруствер окопа, никак одолеть не может крутизну. Ох, как он понятен, как близок в ту минуту и как же перед ним неловко – невольно взгляд отведёшь и пожелаешь, чтобы обрыв на линии был недалече, чтобы вернулся связист «домой» поскорее, тогда уж ему и всем на душе легче сделается».

(Астафьев В.П. «Так хочется жить», Иркутск, «Вектор», 1999).

  Связисты и возможность смертельного исхода испытывали чаще других, и радость жизни  у них была острее. Недавно проанализированная мною печальная статистика боевого пути воинов, призванных Игарским военкоматом, подтверждает сказанное: северяне зачастую назначались связистами, а среди них был больший процент как погибших,  так и – получавших  награды. Вторит этому и боец Астафьев: «И когда живой, невредимый, брякнув деревяшкой аппарата, связист рухнет в окоп, привалится к его грязной стенке в счастливом изнеможении, сунь ему – из братских чувств – недокуренную цигарку. Брат-связист её потянет, но не сразу, сперва он откроет глаза, найдёт взглядом того, кто дал «сорок», и столько благодарности прочтёшь ты, что в сердце она не вместится».

 Впрочем, и правительственной наградой командования был оценен труд «линейщика». В бою 20 октября 1943 красноармеец Астафьев четыре раза исправлял телефонную связь с передовым наблюдательным пунктом. «При выполнении задачи от близкого разрыва бомбы он был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу товарищ Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнём, собрал обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» – так написано в наградном листе при представлении старшего телефониста Астафьева к медали «За отвагу»…

   Вот бы сейчас посмеялись мы над литературными опусами штабного писаря, но Виктор Петрович сей документ и в глаза, возможно,  не видел, а потомкам оставил воспоминания совсем иного плана:

 Один раз тащили-тащили на плечах и на горбу полуторку взвода управления со связью, со стереотрубой, бусолью, планшетами и прочим имуществом, и встала машина, не идёт: это мы за ночь, то запрыгивая в кузов, то обратно, натаскали полный кузов грязи, перегрузили бедную полуторку. Выбрасывали грязь кто лопатами, кто котелками и касками, кто горстями и к месту сосредоточения бригады успели почти вовремя, – рассказывал он о ночном марш-броске  киношникам, посланным Никитой Михалковым перед съёмками нового фильма «Цитадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлениями военных будней.

  Живо представляю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает  им этот и другой, известный ему  со слов командира своего дивизиона эпизод из ещё одного ночного марш-броска. Командир тот был, немногим старше своих подчинённых,  но «крутого нрава до первого ранения, который мог и пинка солдату отвесить», и крепкое словцо употребить:

-  Толкали, толкали, качали, качали как-то машину и всё, перестала двигаться техника. Выскочил я из кабины с фонариком, ну, думаю, сейчас я вам, разгильдяи, дам разгон! Осветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опёрлись на него, кто по колено, кто по пояс в грязи — спите… Я аж застонал…

  Вот так воевал наш земляк. Но не этих, по сути невинных баек изнеможённого в переходах солдата не могли простить будущему писателю «победоносные генералы».

  По признанию Астафьева, именно война стала причиной того, что он взялся за перо. В начале 50-х Виктор Петрович ходил в литературный кружок, открытый при местной газете «Чусовской рабочий» на Урале, там однажды услышал он короткий рассказ одного писателя - в войну политработника. Война  у того была красивой, а главное, что возмутило, об этом писал тот, кто  тоже был на передовой. У Астафьева, по его словам, аж зазвенело в контуженой голове от такого вранья. Придя домой и,  успокоившись, он решил, что единственный способ бороться с ложью – это правда. И за ночь на одном дыхании написал свой первый рассказ «Гражданский человек» (современное название «Сибиряк»), в котором описал войну, какую он видел и знал.  И это было началом.

 Непоправимое сотворила война с Витенькой Астафьевым: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что в ФЗО и на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там на плацдарме осталась половина меня – моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности и весьполностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, весёлый, глазастый и неунывающий».

(Из письма Астафьева Курбатову, «Крест бесконечный»,Иркутск,  2005)

  Самое тяжёлое и трагичное  в воинской биографии  Астафьева – это форсирование Днепра осенью 1943. В воду, без подготовки, без передышки, развивая недавний успех на Курской дуге, солдаты прыгали голыми, несли узелки с одеждой и винтовки над головой. Переплавлялись без специальных плавучих средств, кто как может. На том участке, где плыл Астафьев, из 25 тысяч человек до другого берега добрался  только каждый шестой. А таких точек переправы было десятки. В битве за Днепр советские войска потеряли около 300 тысяч солдат: «большинство потонуло бессмысленно, из-за бездарной подготовки,  так ни разу и не выстрелив».

 Рядовой Виктор Астафьев воевал на Брянском, Воронежском, Степном и Первом Украинском фронтах – в самой гуще военных действий. На Днепровском плацдарме Астафьеву повредило глаз и серьёзно контузило:

Пакостно ранило в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись до медсанбата не доплавят, – рассказывал он впоследствии.

  В районе польского города Дукла Астафьев получил тяжелое сквозное пулевое ранение левого предплечья с повреждением кости: Когда ранят – по всему телу идёт гулкий удар, откроется кровь, сильно-сильно зазвенит в голове и затошнит, и вялость пойдёт, будто в лампе догорает керосин, и жёлтенький, едва теплящийся свет заколеблется и замрёт над тобой так, что дышать сделается боязно и всего пронзит страхом. И если от удара заорал, то, увидев кровь, – оглох от собственного голоса и звона, ужался в себе, приник к земле, боясь погасить этот исходный свет, этот колеблющийся проблеск жизни.

(Астафьев В.П. «Всему свой час», Москва, «Молодая гвардия»,  1985)

  В действующей армии  солдат Астафьев пробыл до сентября 1944, выбыв из нее по тяжелому ранению, но продолжая  мыкаться по нестроевым частям, выполняя обязанности то почтальона, то конвоира вплоть до конца 1945.

  Фронтовая биография рядового  Виктора Астафьева отмечена орденом Красной ЗвездыOrder of the Red Star.svg , который учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности; медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»WW2 Victory USSR OBVERSE.jpg.
   За участие в Великой Отечественной войне Астафьев награжден орденом Отечественной войны II степени. Order of the Patriotic War (1st class).svg 

   Виктор Петрович Астафьев не только имел моральное право написать, но и просто обязан был сделать это, сказав самое важное, оставив в наследство потомкам то, что пережил сам и его семья, и что, так он считал,  не должно было стать для будущих поколений  предметом их личного познания и переживания.



Задание 2.

Выделите ключевые, на ваш взгляд, слова.

Объясните смысл высказывания. Сделайте вывод о том, отражается  ли идея высказывания в повести.

Время работы – 3 минуты. Выступление группы- 1 минута.

 

Группа 1.  «…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

В. Курбатов

 

 

 

 

Группа 2.

- Как изображает автор смерть пастуха с пастушкой? Обратите внимание на то, как солдаты ведут себя при захоронении старика и старухи? Как вы понимаете выражение  «выгоревшее на войне сердце»? Легко  ли сохранить в себе человека на войне? Каково влияние войны на человека? Оформите в виде схемы.

 

Овал: ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
 

 

 


   За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, прикрытой шалашиком из бурьяна, лежали убитые старик и старуха. Они спешили из дому к яме, где, по всем видам, спасались уже не раз сперва от немецких, затем от советских обстрелов и просиживали подолгу, потому что старуха прихватила с собой мочальную сумку с едой и клубком толсто напряденной шерсти. Залп вчерашней артподготовки прижал их за баней – тут их и убило.

Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых их било осколками, посекло одежонку, выдрало серую вату из латаных телогреек, в которые они оба были одеты. Артподготовка длилась часа полтора, и Борис, еще издали глядя на густое кипение взрывов, подумал: «Не дай бог попасть под этакое столпотворение…»

Из мочальной сумки выкатился клубок, вытащив резинку начатого носка со спицами из ржавой проволоки. Носки из пестрой шерсти на старухе, и эти она начала, должно быть, для старика. Обута старуха в калоши, подвязанные веревочками, старик – в неровно обрезанные опорки от немецких сапог. Борис подумал: старик обрезал их потому, что взъемы у немецких сапог низки и сапоги не налезали на его больные ноги. Но потом догадался: старик, срезая лоскутья с голенищ, чинил низы сапог и постепенно добрался до взъема.

– Не могу… Не могу видеть убитых стариков и детей, – тихо уронил подошедший Филькин. – Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками…

Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час.

Бойцы от хуторян узнали, что старики эти приехали сюда с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный табун. Пастух и пастушка.

– В сумке лепехи из мерзлых картошек, – объявил связной комроты, отнявши сумку из мертвых рук старухи, и начал наматывать нитки на клубок. Смотал, остановился, не зная, куда девать сумку.

Филькин длинно вздохнул, поискал глазами лопату и стал копать могилу. Борис тоже взял лопату. Но подошли бойцы, больше всего не любящие копать землю, возненавидевшие за войну эту работу, отобрали лопаты у командиров. Щель вырыли быстро. Попробовали разнять руки пастуха и пастушки, да не могли и решили – так тому и быть. Положили их головами на восход, закрыли горестные потухшие лица: старухино – ее же полушалком с реденькими висюльками кисточек, старика – ссохшейся, как слива, кожаной шапчонкой. Связной бросил сумку с едой в щель и принялся кидать лопатой землю.

Зарыли безвестных стариков, прихлопали лопатами бугорок, кто-то из солдат сказал, что могила весной просядет – земля-то мерзлая, со снегом, и тогда селяне, может быть, перехоронят старика и старуху. Пожилой долговязый боец Ланцов прочел над могилой складную, тихую молитву: «Боже правый духов, и всякий плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и живот миру Твоему даровавший, сам Господи упокой душу усопшего раба Твоего… рабов Твоих», – поправился Ланцов.

Солдаты притихли, все кругом притихло, отчего-то побледнел, подобрался старшина Мохнаков.

В. П. Астафьев «Пастух и Пастушка»

 

 

 

Записать синквейн.

ВОЙНА

 

 

 

_______________________________________________

 

 

 

 

 

Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

 

 

Задания группы 3.

 

 

 

1. Как называется этот орден или медаль?

2. За какие заслуги получает такую награду В. Астафьев?

- Время работы - 5 минут. Выступление группы- 2минуты.

 

 http://gapeenko.net/wp-content/uploads/2014/03/okopnaya_voina_4.jpgДоброволец Астафьев, как и большинство молодых призывников его возраста,  в 1942 был направлен  вначале в 21-ый стрелковый полк, находившийся под Бердском, а затем его перевели в 22-й автополк в военном городке Новосибирска, и только весной 1943  отправили на передовую…

 

   «Я был рядовым бойцом на войне и наша, солдатская правда, была названа одним очень бойким писателем «окопной»; высказывания наши — «кочкой зрения».

 

Воевал рядовой Виктор Астафьев в 17-й артиллерийской, орденов Ленина, Суворова, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени  дивизии прорыва, входившей в состав 7-го артиллерийского корпуса основной ударной силы 1-го Украинского фронта. Корпус был резервом Главного командования.

  «Веселый солдат» Виктор Астафьев был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом. Не штабным телефонистом, а линейным надсмотрщиком, готовым по первому приказу командира ползти под пули, разыскивая порыв на линии. Вот так писал он сам о специфике своей военной должности телефониста впоследствии: «Когда руганный-переруганый, драный-передраный линейный связист  уходил один  на обрыв, под огонь, озарит он последним, то злым, то горестно-завистливым взглядом остающихся в траншее бойцов, и хватаясь за бруствер окопа, никак одолеть не может крутизну. Ох, как он понятен, как близок в ту минуту и как же перед ним неловко – невольно взгляд отведёшь и пожелаешь, чтобы обрыв на линии был недалече, чтобы вернулся связист «домой» поскорее, тогда уж ему и всем на душе легче сделается».

(Астафьев В.П. «Так хочется жить», Иркутск, «Вектор», 1999).

  Связисты и возможность смертельного исхода испытывали чаще других, и радость жизни  у них была острее. Недавно проанализированная мною печальная статистика боевого пути воинов, призванных Игарским военкоматом, подтверждает сказанное: северяне зачастую назначались связистами, а среди них был больший процент как погибших,  так и – получавших  награды. Вторит этому и боец Астафьев: «И когда живой, невредимый, брякнув деревяшкой аппарата, связист рухнет в окоп, привалится к его грязной стенке в счастливом изнеможении, сунь ему – из братских чувств – недокуренную цигарку. Брат-связист её потянет, но не сразу, сперва он откроет глаза, найдёт взглядом того, кто дал «сорок», и столько благодарности прочтёшь ты, что в сердце она не вместится».

 Впрочем, и правительственной наградой командования был оценен труд «линейщика». В бою 20 октября 1943 красноармеец Астафьев четыре раза исправлял телефонную связь с передовым наблюдательным пунктом. «При выполнении задачи от близкого разрыва бомбы он был засыпан землей. Горя ненавистью к врагу товарищ Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-минометным огнём, собрал обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и ее поддержку артиллерийским огнем» – так написано в наградном листе при представлении старшего телефониста Астафьева к медали «За отвагу»…

   Вот бы сейчас посмеялись мы над литературными опусами штабного писаря, но Виктор Петрович сей документ и в глаза, возможно,  не видел, а потомкам оставил воспоминания совсем иного плана:

 Один раз тащили-тащили на плечах и на горбу полуторку взвода управления со связью, со стереотрубой, бусолью, планшетами и прочим имуществом, и встала машина, не идёт: это мы за ночь, то запрыгивая в кузов, то обратно, натаскали полный кузов грязи, перегрузили бедную полуторку. Выбрасывали грязь кто лопатами, кто котелками и касками, кто горстями и к месту сосредоточения бригады успели почти вовремя, – рассказывал он о ночном марш-броске  киношникам, посланным Никитой Михалковым перед съёмками нового фильма «Цитадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлениями военных будней.

  Живо представляю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает  им этот и другой, известный ему  со слов командира своего дивизиона эпизод из ещё одного ночного марш-броска. Командир тот был, немногим старше своих подчинённых,  но «крутого нрава до первого ранения, который мог и пинка солдату отвесить», и крепкое словцо употребить:

-  Толкали, толкали, качали, качали как-то машину и всё, перестала двигаться техника. Выскочил я из кабины с фонариком, ну, думаю, сейчас я вам, разгильдяи, дам разгон! Осветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опёрлись на него, кто по колено, кто по пояс в грязи — спите… Я аж застонал…

  Вот так воевал наш земляк. Но не этих, по сути невинных баек изнеможённого в переходах солдата не могли простить будущему писателю «победоносные генералы».

  По признанию Астафьева, именно война стала причиной того, что он взялся за перо. В начале 50-х Виктор Петрович ходил в литературный кружок, открытый при местной газете «Чусовской рабочий» на Урале, там однажды услышал он короткий рассказ одного писателя - в войну политработника. Война  у того была красивой, а главное, что возмутило, об этом писал тот, кто  тоже был на передовой. У Астафьева, по его словам, аж зазвенело в контуженой голове от такого вранья. Придя домой и,  успокоившись, он решил, что единственный способ бороться с ложью – это правда. И за ночь на одном дыхании написал свой первый рассказ «Гражданский человек» (современное название «Сибиряк»), в котором описал войну, какую он видел и знал.  И это было началом.

 Непоправимое сотворила война с Витенькой Астафьевым: «Маленький, совсем малограмотный, я уже сочинял стихи и разного рода истории, за что в ФЗО и на войне меня любили и даже с плацдарма вытащили, но там на плацдарме осталась половина меня – моей памяти, один глаз, половина веры, половина бездумности и весьполностью остался мальчик, который долго во мне удобно жил, весёлый, глазастый и неунывающий».

(Из письма Астафьева Курбатову, «Крест бесконечный»,Иркутск,  2005)

  Самое тяжёлое и трагичное  в воинской биографии  Астафьева – это форсирование Днепра осенью 1943. В воду, без подготовки, без передышки, развивая недавний успех на Курской дуге, солдаты прыгали голыми, несли узелки с одеждой и винтовки над головой. Переплавлялись без специальных плавучих средств, кто как может. На том участке, где плыл Астафьев, из 25 тысяч человек до другого берега добрался  только каждый шестой. А таких точек переправы было десятки. В битве за Днепр советские войска потеряли около 300 тысяч солдат: «большинство потонуло бессмысленно, из-за бездарной подготовки,  так ни разу и не выстрелив».

 Рядовой Виктор Астафьев воевал на Брянском, Воронежском, Степном и Первом Украинском фронтах – в самой гуще военных действий. На Днепровском плацдарме Астафьеву повредило глаз и серьёзно контузило:

Пакостно ранило в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись до медсанбата не доплавят, – рассказывал он впоследствии.

  В районе польского города Дукла Астафьев получил тяжелое сквозное пулевое ранение левого предплечья с повреждением кости: Когда ранят – по всему телу идёт гулкий удар, откроется кровь, сильно-сильно зазвенит в голове и затошнит, и вялость пойдёт, будто в лампе догорает керосин, и жёлтенький, едва теплящийся свет заколеблется и замрёт над тобой так, что дышать сделается боязно и всего пронзит страхом. И если от удара заорал, то, увидев кровь, – оглох от собственного голоса и звона, ужался в себе, приник к земле, боясь погасить этот исходный свет, этот колеблющийся проблеск жизни.

(Астафьев В.П. «Всему свой час», Москва, «Молодая гвардия»,  1985)

  В действующей армии  солдат Астафьев пробыл до сентября 1944, выбыв из нее по тяжелому ранению, но продолжая  мыкаться по нестроевым частям, выполняя обязанности то почтальона, то конвоира вплоть до конца 1945.

  Фронтовая биография рядового  Виктора Астафьева отмечена орденом Красной ЗвездыOrder of the Red Star.svg , который учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности; медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»WW2 Victory USSR OBVERSE.jpg.
   За участие в Великой Отечественной войне Астафьев награжден орденом Отечественной войны II степени. Order of the Patriotic War (1st class).svg 

   Виктор Петрович Астафьев не только имел моральное право написать, но и просто обязан был сделать это, сказав самое важное, оставив в наследство потомкам то, что пережил сам и его семья, и что, так он считал,  не должно было стать для будущих поколений  предметом их личного познания и переживания.



Задание2.

Выделите ключевые, на ваш взгляд, слова.

Объясните смысл высказывания. Сделайте вывод о том, отражается  ли идея высказывания в повести.

Время работы – 3 минуты. Выступление группы- 1 минута.

 

 

Группа 2.  «Перед тем, как идти на кого-то с войной, не забудь приготовить могилу и себе»

Конфуций

 

 

 

Группа 3.  «Такое легкое ранение, а он умер…» - сокрушается Арина, когда лейтенанта похоронили в степи. Как эта фраза связана со всем содержанием повести? Маленький, безвестный полустанок в степи, могильный холм.

- Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины? Как изображает войну писатель?

 

Овал: КАК ИЗОБРАЖАЕТ ВОЙНУ ПИСАТЕЛЬ?
 

 

 

 


Сердце лейтенанта, встрепенувшееся от грозы, успокаивалось вместе с нею и вместе с уходящими вдаль громами билось тише и реже, тише и реже. Поезд оторвался от рельсов и плыл к горизонту, в нарождающийся за краем земли тихий, мягкий мрак.

Не желая останавливаться, сердце еще ударилось сильно раз-другой в исчахлую, жестяную грудь и выкатилось из нее, булькнуло в бездонном омуте за окном вагона.

Тело Бориса Костяева выпрямилось, замерло.

Под опустившимися веками еще какое-то время теплилась багровая, широкая заря, возникшая из-под грозовых туч. Свет зари постепенно сузился в щелочку, потом потух, и заря остыла в остекленевших зеницах.

Утром Арина подошла умывать Бориса, он лежал, сморщив рот в потаенной улыбке. Арина попятилась, закричала, уронила кувшин с водой, бросилась бежать по вагону и торкнулась в тамбурное стекло, забыв повернуть ручку двери.

Покойного перенесли в хозвагон, поместили в холодильное помещение. Прикрытый палаткой, среди поленниц дров, среди ящиков, старых носилок и прочего скарба ехал он целую ночь по степи. Потом еще ночь, еще ночь — мертвого не могли сдать, с мертвым возни даже больше, чем с живым ранбольным. В безлесом южном Приуралье, на глухом полустанке мертвого выгрузили, оставив при нем Арину, чтобы она похоронила покойного лейтенанта по всем человеческим правилам и дожидалась санпоезда обратным рейсом.

Покойник оказался и в самом деле несуразным: выгрузили в таком месте, где нет кладбища. Если кто умирал на полустанке, его отвозили в большое степное село. Начальник полустанка сказал, что земля в России повсюду своя, сделал домовину из досок, снятых с крыши старого пакгауза, заострил пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век. Двое мужчин — начальник полустанка и сторож-стрелочник, да Арина отвезли лейтенанта на багажной тележке в степь и предали земле.

Закончив погребение, мужчины стянули фуражки, скорбно помолчали над могилой фронтовика, Арина, пронзенная печальной минутой, винясь за бедный похоронный обряд, горестно покачала головой:

— Такое легкое ранение, а он умер…

Люди собрали лопаты и ушли, толкая впереди себя тележку. Арина все оглядывалась, ровно бы на что еще надеясь, утирала глаза рукой, измазанной землею.

Но ничего этого также не было и быть не могло…

Могильный холмик скоро окропило травою. В одно дождливое утро размокшие комки просек тюльпан, подрожал каплею на клюве, открыл розовый рот. Корни жилистых стенных трав и цветов ползли в глубь земли, нащупывали мертвое тело в неглубокой могиле, уверенно оплетали его, росли из него и цвели над ним.

…И, послушав землю, всю засыпанную пухом ковыля, семенами степных трав и никотинной полыни, она виновато сказала:

— А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам. — Низко склонившуюся над землею, седую женщину с уже отцветающими древними глазами засыпало порошей семян. Солнце катилось за горбину степи, все так же калило небо заря, и, слушая степь, она почему-то решила, что ом умер вечером.

Вечером так хорошо умирать.

Закат неторопливо погас. Сок его по жилам трав скатился в землю. Сухо и чисто зашелестела степь. Скакало что-то на мохнатых лапах, то западая, то выпрыгивая на чуть уже заметный свет. Это вырвало и гнало ветром куст до тех пор, пока он не упал в дотлевающий костерок зари.

— Господи! — вздохнула женщина и дотронулась губами до того, что было могилой, но уже срослось с большим телом земли.

Костлявый татарник робкой мышью скребся о кол-пирамидку. Покой окутывал степь.

— Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе… Там уж никто не в силах разлучить нас.

Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого качалась одиноким бакеном острая пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны.

Остался один — посреди России.

В. П. Астафьев «Пастух и Пастушка»

 

Записать синквейн.

ВОЙНА

 

 

 

_______________________________________________

 

 

 

Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

       СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астафьев В.П. Пастух и пастушка // В.П. Астафьев. Избранное. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

2.     Залыгин С. Свое слово (О повестях Виктора Астафьева) / С. Залыгин. В пределах искусства: размышления и факты. – М.: Советский писатель, 1991.

3.     Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие / ред. Н.Н Белякова, М.М. Глушкова. – М.: Флинта: Наука, 2006.

4.     Эльяшевич А. Огненные дали. Книги 70-х о Великой Отечественной войне // Звезда. – 1980. - №6. – С. 193-204.

5.  Яновский  Н.Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества. − М., 1992

6. Ланщиков  А.П. Виктор Астафьев. М., "Просвещение" 1992.

7.  Савицкая Т. В. Романтика и реальность в повести В. Астафьева   «Пастух и пастушка»— СПб.: Реноме, 2012.

8. Дедков И. Объявление войны и назначение казни//Дружба народов. – 19993. - №10. – с.185-202.

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87  Астафьев, Виктор Петрович

 

 

 

Лист оценивания

 

Учебный элемент

Практическое закрепление материала

 

Максимальное количество баллов

 

 

 

Практическое закрепление нового материала

 

Обучающийся

Оценка наблюдателя

Оценка учителя

 

1 задание

8

Читатель

 

 

 

Координатор

 

 

 

Оратор

 

 

2 задание

10

Читатель

 

 

 

Координатор

 

 

 

Оратор

 

 

3 задание

15

Читатель

 

 

 

Координатор

 

 

 

Оратор

 

 

Итого

33

 

 

 

Если набрали

33-32 «5»

31-30 «4»

29-26 «3»

Оценка наблюдателя

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

    Проведенный мною урок литературы в 10 классе  посвящён теме  «И снова память возвращается к войне…» по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Данный урок проводился по плану в соответствии с тематическим планированием. В календарно-тематическом планировании это 1-й урок по теме «ТворчествоВ. Астафьева».

Тип урока:   изучение нового материала.

         При подготовке к уроку была поставлена цель: совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность; расширение предмета познания: своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны в повести В. Астафьева.

   Для достижения цели была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

1.Организационно- мотивационный этап.

Цель: организовать готовность обучающихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

2.Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения, совместно формулировать цели урока; актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

3. Актуализация обогащаемого опыта на этапе изучения нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное  понимание материала.

4. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления знаний и умений, навыков.

Цель: находить ответы на вопросы в тексте, анализируя его.

5. Оценочно- рефлексивный этап

Цель: стимулировать активность учащихся, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворение на уроке. Дать оценку работы класса и отдельных учащихся.

 

         Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

         Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

  В начале урока ребята подошли к пониманию подвига писателя и его живое участие в созданных текстах. Для того чтобы начать размышлять на тему урока, были даны цитаты известных людей. Это дало толчок для разговора  на философские  темы повести.

   Анализ отрывка произведения продемонстрировал умения работать с текстом, предложенном для сочинения на ЕГЭ.

       На уроке применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение

    Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока  личностно ориентировано, доступно.

       Осуществлялись межпредметные связи (русский язык, история) и связь с жизнью.

         Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

         Контроль усвоения полученных знаний был осуществлен в форме вопросно – ответной деятельности (викторины) и составлении синквейна.

     

         Цели урока достигнуты.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Аннотация Методическая разработка посвящена философскому анализу поведения человека в экстремальной ситуации

Аннотация Методическая разработка посвящена философскому анализу поведения человека в экстремальной ситуации

Основная часть Методическое обоснование темы

Основная часть Методическое обоснование темы

Конспект урока по литературе

Конспект урока по литературе

Ход урока 1. Организационно- мотивационный этап

Ход урока 1. Организационно- мотивационный этап

Отводимое время: 3-5 минут. Тема урока звучит следующим образом: «И снова память возвращается к войне…» по повести

Отводимое время: 3-5 минут. Тема урока звучит следующим образом: «И снова память возвращается к войне…» по повести

Повесть В. Астафьева не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю народа, не могла бы быть такой,…

Повесть В. Астафьева не могла бы быть столь пронизанной живейшим участием к бедам и испытаниям, какие выпали на долю народа, не могла бы быть такой,…

Группа 2. - Как изображает автор смерть пастуха с пастушкой?

Группа 2. - Как изображает автор смерть пастуха с пастушкой?

Страшные потрясения молодого Астафьева, продолжающие тревожить память его и пожилого, - когда при отступлении от

Страшные потрясения молодого Астафьева, продолжающие тревожить память его и пожилого, - когда при отступлении от

Дидактический материал к уроку

Дидактический материал к уроку

Астафьев В.П. «Так хочется жить»,

Астафьев В.П. «Так хочется жить»,

Осветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опёрлись на него, кто по колено, кто по пояс в грязи — спите…

Осветил фонариком, а вы, человек двадцать, облепили кузов машины, опёрлись на него, кто по колено, кто по пояс в грязи — спите…

Астафьев В.П. «Всему свой час»,

Астафьев В.П. «Всему свой час»,

Задание 3. Прочитайте отрывок из произведения

Задание 3. Прочитайте отрывок из произведения

Борис и старшина держались вместе

Борис и старшина держались вместе

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

Воевал рядовой Виктор Астафьев в 17-й артиллерийской, орденов

Воевал рядовой Виктор Астафьев в 17-й артиллерийской, орденов

Никитой Михалковым перед съёмками нового фильма «Цитадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлениями военных будней

Никитой Михалковым перед съёмками нового фильма «Цитадель» к великому сибирскому писателю-фронтовику за «приватными» впечатлениями военных будней

Рядовой Виктор Астафьев воевал на

Рядовой Виктор Астафьев воевал на

Группа 1. «…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

Группа 1. «…невозможно уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…»

Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час

Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

Синквейн 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна

Веселый солдат» Виктор Астафьев был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом

Веселый солдат» Виктор Астафьев был шофёром, артиллеристом, разведчиком, связистом

Живо представляю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает им этот и другой, известный ему со слов командира своего дивизиона эпизод из ещё одного ночного…

Живо представляю, как слегка прищурив раненый глаз, он пересказывает им этот и другой, известный ему со слов командира своего дивизиона эпизод из ещё одного ночного…

Пакостно ранило в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись до медсанбата не доплавят,…

Пакостно ранило в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы, или батальонной мины и крошевом камней… повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись до медсанбата не доплавят,…

Группа 2. «Перед тем, как идти на кого-то с войной, не забудь приготовить могилу и себе»

Группа 2. «Перед тем, как идти на кого-то с войной, не забудь приготовить могилу и себе»

Начальник полустанка сказал, что земля в

Начальник полустанка сказал, что земля в

В. П. Астафьев «Пастух и Пастушка»

В. П. Астафьев «Пастух и Пастушка»

Лист оценивания Учебный элемент

Лист оценивания Учебный элемент

Заключение Проведенный мною урок литературы в 10 классе посвящён теме «И снова память возвращается к войне…» по повести

Заключение Проведенный мною урок литературы в 10 классе посвящён теме «И снова память возвращается к войне…» по повести

В начале урока ребята подошли к пониманию подвига писателя и его живое участие в созданных текстах

В начале урока ребята подошли к пониманию подвига писателя и его живое участие в созданных текстах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021