Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ОО 27.02
· Цель: учиться писать родовые окончания имен прилагательных, основываясь на взаимосвязи имен прилагательных с именем существительным.
· Задачи:
· Образовательные: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.
· Развивающие: активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, создавая проблемную ситуацию,использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
· Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля; способствовать умению работать в парах
· Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
· Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
· Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
· Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Планируемый результат:
· Предметные: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам, анализировать и делать выводы;
· Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
· Универсально-учебные действия: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в парах.
· Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.
· Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
Создание учебно- познавательных мотивов |
Смотивировать обучающихся к учебной деятельности. Актуализировать личностный опыт обучающихся, вывести на затруднение. |
-Запишите дату, классная работа. -Открываем рабочие тетради и проговариваем стихотворение — Помощник: Я тетрадь свою открою и наклонно положу, Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу, Сяду ровно не согнусь, потому что не ленюсь! -Давным-давно жили два мудреца. Один из них был очень мудрым, а другой ему завидовал. И чтобы показать себя мудрее первого, второй придумал каверзный вопрос. Он поймал бабочку, спрятал ее в кулаке и спросил у первого мудреца: «Живая она, или мертвая?» А сам подумал, если скажет: «Живая», сожму руку и она умрет. Если скажет: «Мертвая»- выпущу и она улетит. Он не угадает и опозорится. Но первый мудрец на вопрос «Живая она, или мертвая?» ответил: « Все в твоих руках». -Ребята, все в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке. Загадка Говорят, она хитра, Кур уносит со двора. Но зато красавица – Всем ребятам нравится! (ЛИСА) -Назовите первый звук этого слова. (ЛЬ) -Скажите, какой это звук? (согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный) -Какой буквой обозначен? (ЭЛЬ). Эта буква и будет хозяйкой чистописания. ЛлЛллЛллл -какую закономерность вы здесь увидели? -Откройте тетради, подпишите число, классная работа и запишите эту строчку, продолжив ряд. - А теперь прочитайте слова на экране: Лимон- Лягушка- Лесник- Ладонь- Добрый- Лицо- -Какое слово здесь лишнее? (Добрый) -Что общего у оставшихся слов? (Существительные, отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы). -Запишите эти существительные, обозначив род и число. -Как же вы определяли род и число имен существительных? |
Значимость знаний; целеустремленность |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний моделирование Регулятивные: коррекция; саморегуляция |
Прогностическое оценивание. |
Учащиеся настроены добывать новые знания. Актуализируют полученные знания, работая индивидуально |
Действие целеполагания |
Зафиксировать цель и тему урока.
|
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово добрый - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи). -А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? - Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы. -Сформулируем тему нашего урока. (Изменение имён прилагательных по родам) - Сформулируем цель нашего урока. (Научиться определять род имён прилагательных)
|
Целеустремленность, творчество и содержание. |
Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
В результате подводящего диалога ученики определяют тему урока, ставят цель на урок. |
Обучающиеся определили тему и цель урока |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели |
Обеспечить осмысление способов деятельности, с помощью которых будут получены новые знания. доли числа. Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке. |
-Какой частью речи является наше слово добрый ? (Имя прилагательное). 1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.) 1.Связь имён прилагательных с существительными -Ребята, прилагательное добрый пригласило своих друзей: хмурое, теплая, кислый, зеленая -Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Работа в парах. -Как видим имя прилагательное тесно связано с именем существительным и изменяется по родам. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. 2.Работа по книге - Откроем учебник на с.72 и прочитаем правило, которое нужно будет запомнить. -Скажите, а на какие же вопросы отвечают имена прилагательные? -Выделите окончания у этих прилагательных ? И какие имеют окончания? Таблица родовых окончаний -Такая же таблица есть у вас в учебнике на с.73 Выполним упр.126, с. 73 (комментированное письмо) -Что же вы делали, чтобы правильно написать родовое окончание у имен прилагательных? 1.Находим существительное, с которым оно связано. 2.Определяем род существительного. 3.По роду существительного определяем род имени прилагательного. 4.Вспомним окончание прилагательного в форме данного рода. -Что заметили? Признаки рода у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р.. Я вам приготовила ещё задание Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. (А. Толстой) выразительное чтение разбор стихотворения по вопросам -Какое время года описывает поэт? Конечно весну. Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какие слова и выражения вам помогли понять это? Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради. снег (какой?) последний пар (какой?) тёплый кувшинчик (какой?) синий - Определите род имён прилагательных? Работа в группах. 1. Найдите ошибки: Раннее весна, красная платье, первый подснежник, тёплый ветер, звонкий ручей, зелёненькое травка. 2. Сережа и Ваня распределили имена прилагательные на группы по родам Сережа выполнил так: м. р. -зелёной, большой, добрый, а Ваня: зелёной - ж.р, большой, добрый - м. р. Кто из них прав? Докажите. Что бы вы посоветовали мальчикам. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. …дорога, …тополь, …товарищ,… картофель, …фамилия, …мышь, …пальто, …настроение. -Обратите внимание на доску, как вы думаете, что нужно сделать? (подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, - обозначить род, выделить окончания имен прилагательных) Выполните задание. - Скажите, почему род прилагательных вы определили именно так? - Проверьте правильность выполнения. |
Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста. |
Рефлексивное оценивание. |
Решение практической задачи
|
Рефлексивно оценочные действия |
Организовать осмысление способов достижения цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. оценить свою работу на уроке. |
– Ребята, что мы узнали сегодня об имени прилагательном? – Как изменяются имена прилагательные? – Как определить род имени прилагательного (пример)? – От чего зависят окончания имен прилагательных? – Ребята, кто сегодня на уроке испытывал трудности? В чём были затруднения? – Чему мы научились?
Домашнее задание: с. 72-73 (знать!), упр. 125 (текст письм.) |
Нравственный выбор, внимательность по отношению к другим, ценность знаний |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Личностные: самооценка. |
Ретроспективное оценивание. |
Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу. Оценка правильности выполнения работы |
Род имен прилагательных
1.Находим существительное, с которым оно связано.
2.Определяем род существительного.
3.По роду существительного определяем род имени прилагательного.
4.Вспомним окончание прилагательного в форме данного рода.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.