Технологическая карта урока русского языка
Тема: Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова.
Класс: 3 «Б»
Дата: 28.09.2020
Цели деятельности: формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.
Планируемые результаты
Личностные:
· Осознавать роль языка и речи жизни людей;
· Видеть красоту и выразительность речи;
· Стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
· Понимать и принимать учебную задачу урока;
· Осуществлять решение учебной задачи под контролем учителя;
· Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку деятельности
Коммуникативные УУД
· Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
· слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
· учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
· Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
· называть лексическое значение слова;
· находить однозначные и многозначные слова;
· ориентироваться в толковом словаре.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику.
Ход урока
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||
І. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа Психологический настрой, рифмованное начало урока
|
1-2 мин |
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! -Присаживайтесь. -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня 28 сентября, а внизу с большой буквы классная работа. |
Приветствуют учителя Настраиваются на урок
Записывают в тетради
|
Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
|
||
ІІ. Актуализация знаний и мотивация
Работа с учебником |
4-5 мин |
-Скажите, что такое предложение?
-Молодцы! -Какое бывает предложение?
-Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения? -Ребята, откройте учебник на странице 39. -Кто прочитает название раздела? -Что вы видите?
-Ребята, а это какие слова? -Сегодня это мы с вами и узнаем. -Кто прочитает, чему мы будем учиться в этом разделе? -Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела. |
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные. Простые и сложные. Слово.
Слово в языке и речи. Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д. Ответы учащихся.
Читают в учебнике. |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий
К.: строят понятные речевые высказывания |
||
ІІІ. Постановка учебной задачи
Работа с учебником
Создание проблемной ситуации
Частично-поисковый
|
4-5 мин |
-Ребята, отгадайте загадки: 1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. 2. Друг без друга мы скучаем,
-Правильно. -Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? -Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь. -Какие значения имеет это слово? -Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? -А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба». Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений? -Значит, какое это слово? Правильно. -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
-А какую цель мы с вами поставим?
-Отлично! |
Мышь.
Дружба.
В толковом словаре.
Ответы детей.
Многозначные.
Однозначные.
Однозначное.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Узнать что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. |
П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Р.: целеполагание, планирование |
||
ІV. Открытие нового знания Работа с учебником
Частично-поисковый |
7-8 мин |
-Как вы понимаете однозначные слова? -А многозначные? -Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить? -Кто прочитает? -О чем говориться в тексте?
-Что хотел передать автор текста? -Верно! -Согласны ли вы с ним? -Ребята, а какой смысл в первом предложении? -Хорошо, а какое оно по цели высказывания? -Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет? -Начинаем выполнять задания. -Спишите первое предложение.
-Прочитайте выделенные слова.
-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова. (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать, сколько значений имеет это слово) Мир – это когда без войны, спокойно. Дружба - хорошее отношение друг с другом. родина - отечество, родная страна. Россия - наше государство. Берёза - лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями. Солнце – небесное светило .Звезда. Счастье – чувство радости. Весна – время года. Радость – весёлое, хорошее чувство, Мама - самый близкий человек.
А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает? |
Ответы детей.
Читают задание.
О хороших, добрых словах. Что русский язык – богатый язык. Да. Ответы детей. Восклицательное.
Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях. Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.
Читают подсказку. |
П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Л.: формулирование проблемы |
||
V. Первичное закрепление во внешней речи
Работа с учебником
|
7 мин
|
-Теперь смотрим на 65 упражнение. -Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении? -Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». -Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. -Какие слова относятся к синонимам? Антонимам? -А что такое синоним? А антоним? (в учебнике определения) -А теперь в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его. (После работы опросить троих учащихся) Работа в парах. -Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. (опросить двух учащихся)
|
Один учащийся читает задание. Составляют устное сообщение. Отвечают 2 обучающихся.
Ответы учащихся.
Синоним – слова, близкие по значению, антоним – слова, противоположные по значению.
Приводят свои примеры.
|
К.: строят понятные речевые высказывания |
||
Физкультминутка |
1 мин |
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)
|
Повторяют движения за учителем. |
|
||
VІ. Самостоятельная работа с самопроверкой
Частично-поисковый |
4-5 мин |
-Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника. -Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам в определении? -С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно. -Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?» |
Слушают учителя. Выполняют задание.
Составляют предложение.
Ответы учащихся. |
К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция |
||
VІІ. Включение в систему знаний Работа с учебником
Частично-поисковый |
4-5 мин |
-Смотрим на 41 страницу, упражнение 66. -Кто прочитает задание? -О каком явлении природы идет речь? -Правильно. -Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем. -А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок. -Читаем второе задание: Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение. Первый ряд определяет лексическое значение слова ЛИСТЬЯ. -Второй ряд ГРОЗДЬЯ. Третий ряд ИСКОРКИ. Самостоятельная работа -Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы 1) однозначные 2) многозначные. (верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря)
-Теперь меняемся тетрадями, и проверяем с доской. -Встаньте у кого все правильно.
|
Читают задание. О росе.
Рассказ учащихся.
Списывают вторую часть текста. Выбирают слово.
Ответы учащихся.
Встают те, у кого все правильно.
|
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; |
||
VІІІ. Рефлексия деятельности. Итог урока
Аналитический: анализ |
2-3 мин |
-Какая тема урока была сегодня?
-Какую цель мы ставили?
-Мы ее достигли? -Записываем домашнее задание: учебник - с.42 упр.67, р.т. с.20 упр.4 3 -А теперь оцениваем свою работу на уроке. У кого все правильно поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки желтый карандаш, у кого более 2 ошибок красны карандаш. |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. Да.
-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.
|
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.