Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова."
Оценка 4.6

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова."

Оценка 4.6
docx
07.01.2021
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова."
russ_iaz_28.09.docx

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Лексическое значение слова. Как определить лексическое значение слова? Однозначные и многозначные слова.

Класс: 3 «Б»

Дата: 28.09.2020

Цели деятельности:  формировать умение распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.

Планируемые результаты

Личностные:

·         Осознавать роль языка и речи жизни людей;

·         Видеть красоту и выразительность речи;

·         Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

·         Понимать и принимать учебную задачу урока;

·         Осуществлять решение учебной задачи под контролем учителя;

·         Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку деятельности

Коммуникативные УУД

·         Уметь оформлять свои мысли в устной форме; 

·         слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

·         учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

·         Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

·         называть лексическое значение слова;

·         находить однозначные и многозначные слова;

·         ориентироваться в толковом словаре.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Психологический настрой, рифмованное начало урока

 

 

1-2 мин

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Присаживайтесь.

-Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня 28 сентября, а внизу с большой буквы классная работа.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

 

 

 

 

 

Записывают в тетради

 

 

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 

ІІ. Актуализация знаний и мотивация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

4-5 мин

-Скажите, что такое предложение?

 

 

-Молодцы!

-Какое бывает предложение?

 

 

 

 

 

 

 

-Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения?

-Ребята, откройте учебник на странице 39.

-Кто прочитает название раздела?

-Что вы видите?

 

-Ребята, а это какие слова?

-Сегодня это мы с вами и узнаем.

-Кто прочитает, чему мы будем учиться в этом разделе?

-Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные.

Простые и сложные.

Слово.

 

 

Слово в языке и речи.

Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д.

Ответы учащихся.

 

Читают в учебнике.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

 

К.:  строят понятные речевые высказывания

ІІІ. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Создание проблемной ситуации

 

Частично-поисковый

 

4-5 мин

-Ребята, отгадайте загадки:

1. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

2. Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее …

 

-Правильно.

-Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова?

-Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.

-Какие значения имеет это слово?

-Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений?

-А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба». Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений?

-Значит, какое это слово?

Правильно.

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

 

-А какую цель мы с вами поставим?

 

 

 

 

-Отлично!

Мышь.

 

 

 

 

 

Дружба.

 

 

В толковом словаре.

 

 

 

Ответы детей.

 

Многозначные.

 

 

Однозначные.

 

Однозначное.

 

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Узнать что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Р.: целеполагание, планирование

ІV. Открытие нового знания

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

7-8 мин

-Как вы понимаете однозначные слова?

-А многозначные?

-Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить?

-Кто прочитает?

-О чем говориться в тексте?

 

-Что хотел передать автор текста?

-Верно!

-Согласны ли вы с ним?

-Ребята, а какой смысл в первом предложении?

-Хорошо, а какое оно по цели высказывания?

-Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет?

-Начинаем выполнять задания.

-Спишите первое предложение.

 

 

-Прочитайте выделенные слова.

 

-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова.  (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать, сколько значений имеет это слово)

Мир – это когда без войны, спокойно.

Дружба - хорошее отношение друг с другом.

родина - отечество, родная страна.

Россия - наше государство.

Берёза - лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями. 

Солнце – небесное светило .Звезда.

Счастье – чувство радости.

Весна – время года.

Радость – весёлое, хорошее чувство,

Мама - самый близкий человек.

 

А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает?

Ответы детей.

 

Читают задание.

 

 

 

О хороших, добрых словах.

Что русский язык – богатый язык.

Да.

Ответы детей.

Восклицательное.

 

 

 

Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях.

Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают подсказку.

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Л.: формулирование проблемы

V. Первичное закрепление во внешней речи

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Теперь смотрим на 65 упражнение.

-Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении?

-Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение  на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

-Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные.

-Какие слова относятся к синонимам? Антонимам?

-А что такое синоним? А антоним? (в учебнике определения)

-А теперь в паре  составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его.

(После работы опросить троих учащихся)

Работа в парах.

-Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. (опросить двух учащихся)

 

 

Один учащийся читает задание.

Составляют устное сообщение.

Отвечают 2 обучающихся.

 

 

Ответы учащихся.

 

Синоним – слова, близкие по значению, антоним – слова, противоположные по значению.

 

 

Приводят свои примеры.

 

 

 

К.:  строят понятные речевые высказывания

Физкультминутка

1 мин

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

 

Повторяют движения за учителем.

 

VІ. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Частично-поисковый

4-5 мин

-Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника.

-Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам в определении?

-С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно.

-Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?»

Слушают учителя.

Выполняют задание.

 

 

 

Составляют предложение.

 

Ответы учащихся.

К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция

VІІ. Включение в систему знаний

Работа с учебником

 

 

 

 

 

Частично-поисковый

4-5 мин

-Смотрим на 41 страницу, упражнение 66.

-Кто прочитает задание?

-О каком явлении природы идет речь?

-Правильно.

-Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем.

-А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок.

-Читаем второе задание: Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение. Первый ряд определяет лексическое значение слова ЛИСТЬЯ.

-Второй ряд ГРОЗДЬЯ. Третий ряд ИСКОРКИ.

Самостоятельная работа

-Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы 1) однозначные 2) многозначные.

(верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря)

Однозначные:

Верста

Коллектив

Таволга

Массаж

Соловей

 

Многозначные:

Гимн

Журавль

Мышь

Заря

Герой

 

-Теперь меняемся тетрадями, и проверяем с доской.

-Встаньте у кого все правильно.

 

 

Читают задание.

О росе.

 

Рассказ учащихся.

 

Списывают вторую часть текста.

Выбирают слово.

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают те, у кого все правильно.

 

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий;

VІІІ. Рефлексия деятельности.

Итог урока

 

 

 

 

Аналитический: анализ

2-3 мин

-Какая тема урока была сегодня?

 

 

-Какую цель мы ставили?

 

 

 

-Мы ее достигли?

-Записываем домашнее задание: учебник - с.42 упр.67, р.т. с.20 упр.4 3

-А теперь оцениваем свою работу на уроке. У кого все правильно поднимите зелёный карандаш, у кого 1-2 ошибки желтый карандаш, у кого более 2 ошибок красны карандаш.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте.

Да.

 

 

-Анализируют и оценивают свою работу на уроке.

 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Предметные: · называть лексическое значение слова; · находить однозначные и многозначные слова; · ориентироваться в толковом словаре

Предметные: · называть лексическое значение слова; · находить однозначные и многозначные слова; · ориентироваться в толковом словаре

Работа с учебником 4-5 мин -Скажите, что такое предложение? -Молодцы! -Какое бывает предложение? -Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения? -Ребята, откройте учебник…

Работа с учебником 4-5 мин -Скажите, что такое предложение? -Молодцы! -Какое бывает предложение? -Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения? -Ребята, откройте учебник…

Отлично!Мышь. Дружба

Отлично!Мышь. Дружба

Весна – время года. Радость – весёлое, хорошее чувство,

Весна – время года. Радость – весёлое, хорошее чувство,

Частично-поисковый 4-5 мин -Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника

Частично-поисковый 4-5 мин -Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника

V ІІІ. Рефлексия деятельности

V ІІІ. Рефлексия деятельности
Скачать файл