Отрицательные частицы не и ни.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Основной метод: эвристический (частично-поисковый).
Формы организации работы на уроке: индивидуальная (самостоятельная), фронтальная работа.
Виды деятельности на уроке: работа со схемой, работа с учебником, анализ языкового материала, элементы тестирования, коррекция лингвистического текста.
Система целей урока:
1. в когнитивной (познавательной) сфере: сформировать и диагностировать устойчивые положительные результаты учащихся по изучаемой теме:
- на уровне знания - запоминание и воспроизведение терминов (понятие частицы, разряды частиц, случаи употребления НИ; знание конкретных фактов употребления частиц в тексте;
- на уровне понимания – различение частиц НЕ и НИ,
-на уровне применения - демонстрация процедуры выбора верного написания частицы;
- на уровне анализа – способность видеть ошибки и упущения в логике рассуждений;
- на уровне синтеза – способность соединять полученные знания и получать чёткий алгоритм верного написания частицы
- на уровне оценки – умение оценивать значение учебного материала по теме и своих практических действий; осознанное стремление понять изучаемое;
2. в аффективной (эмоционально-ценностной) сфере способствовать:
- на уровне восприятия – осознанию важности учения, внимательному слушанию высказываний окружающих в классе, в беседе, проявлению готовности и желания воспринимать;
- на уровне реагирования (отклика) – добровольному выполнению заданного на дом, участию в обсуждении вопросов в классе, добровольной работе в классе, у доски и т.п., развитию интереса к русскому языку как учебному предмету, получению удовлетворения от реагирования;
- на уровне усвоения ценностной ориентации – проявлению устойчивого желания учеников овладеть навыками грамотной устной и письменной речи; формированию «ситуации успеха» в изучении русского языка;
- на уровне распространения ценностной ориентации на деятельность – устойчивому проявлению самостоятельности в учебной работе, увязыванию «ситуации успеха» на уроках русского языка с жизнью в обществе – воспитанию уважения к себе и окружающим как носителям великого языка.
3. в психомоторной сфере: развивать навыки аккуратного письма.
№ |
Модули урока |
Приемы и методы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
|
Проверяет готовность к уроку. У вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете делать записи. |
Демонстрируют готовность к уроку |
||||||||||||||||||||
2 |
Начало урока |
Нестандартный вход в урок |
В 12 веке князь Владимир Всеволодович Мономах написал «Поучения», которые дошли до нашего времени в составе Лаврентьевской летописи и были включены в «Повесть временных лет».(Слайд№2) К вам в руки попал отрывок из « Поучения», но он испортился от времени и некоторые слова исчезли, чтобы прочитать его, нам надо их восстановить. Просмотрите текст.
|
Читают текст, определяют, какие слова пропали |
||||||||||||||||||||
3 |
Мотивация |
«Испорченный» текст |
Слайд №3 Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте слугам причинять вред ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас. Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напоите и накормите просящего. Ни разу убогих не забывайте и подавайте сироте, не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Гордости не имейте в сердце и в уме. Старых чтите, как отца, а молодых – как братьев. Более всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел. Если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Какие слова пропущены? |
Пропущены частицы не и ни |
||||||||||||||||||||
4 |
Постановка темы, цели |
|
Какова тема урока? (Слайд № 4) Цели? |
Отрицательные частицы не и ни 1. Узнать значение частиц не и ни; 2. Где употребляются данные частицы; 3. Чем различаются;
|
||||||||||||||||||||
5 |
Актуализация знаний |
Блиц-опрос |
-Продолжите (Слад № 5) - Частица – это служебная часть речи. -Частицы придают различные оттенки словам и предложениям. -Они служат для образования форм слов. -По значению частицы делятся на: -формообразующие; -модальные; -отрицательные.
|
|
||||||||||||||||||||
6 |
«Открытие» нового знания
|
Наблюдение над нормами языка |
Мы с вами составим инструкцию по написанию частиц не и ни, которая поможет восстановить текст «Поучения» Слайд № 6 Анализ предложений , составление инструкции (записи в тетради) 1. Она давно не видела Ольгу.(Видела?-нет-отрицание) 2. Мяч оказался не кожаный, а резиновый.(Кожаный? – нет-отриц.) 3. Кто не слышал об этом? ( Слышал? – нет-отрицание) 4. Я не мог не проведать друга.(Проведал? –да-утверж.) 5. В комнате ни души.(Кто-то есть? – нет- усиление отриц,) 6. На небосводе нет ни облачка.(Есть? –нет- усиление отриц.) 7. Ни огня, ни чёрной хаты, глушь да снег кругом. (Можно заменить союзом и ? – да- значение союза) 8. Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая.(Рожь густая где? Какое предложение? Оглянусь? –да- утверж. с местоимением) Рабочий лист Инструкция- таблица 1. Прочитать внимательно предложение. 2. Определить значение частицы.
Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало |
Анализируют предложения, строят высказывания, выводы. |
||||||||||||||||||||
|
|
Лингвистический эксперимент |
Как различить частицы не и ни ? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем лингвистический эксперимент. Опустите частицу и сравните. 1. Как ни красивы польские девушки, а русские все равно лучше. 2. Сколько ни промчится лет, годы не считай. 3. Кто не занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам. 4. Не люблю я лягушек, боюсь. В каких предложениях смысл изменился на противоположный. Вывод: частицу не нельзя опустить, частицу ни – можно Допишите инструкцию.
|
Проводят эксперимент, делают выводы. |
||||||||||||||||||||
|
|
Решение задачи
|
Слайд № 7 - Ребята, есть такие выражения: не одна – ни один; не раз –ни разу; немало –нимало Как их различить и правильно употреблять? Ответить на этот вопрос нам поможет опорный материал на стр. Итак, решаем лингвистическую задачу. 1. (Не, ни) одна во поле дороженька пролегала. 2. (Не, ни) одно из животных не пострадало. 3. Конечно, вы (не, ни) раз видали уездной барышни альбом. 4. Полковник (не, ни) разу не взглянул на Ростова. 5. Изведал враг в тот день (не, ни) мало. 6. Вы меня (не, ни) мало не удивили. Запись. Дано: (не, ни) один (не, ни) раз(у) (не, ни) мало Найти: не или ни? Решение и ответ: Не одна – много, несколько Ни один – никто Не раз – много раз Ни разу – совсем, никогда Немало - много Нимало - ничуть
|
Решают задачу |
||||||||||||||||||||
7 |
Первичное закрепление материала |
Цифровой диктант |
- В рабочих листах найдите раздел «Цифровой диктант». Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ. 1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны. 2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом. 3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. 4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков! 5. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит. 6. В поле нет ни души. 7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо. Проверим. Слайд № 8 НЕ: 2,4,7 НИ: 1,3,5,6
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
Фразеологический пинг-понг |
На основе какого художественного средство построено стихотворение? Светило солнце в вышине Ни бледно и неярко. И в результате было мне Ни холодно, ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и не мясо. Часто частицы не и ни встречаются во фразеологизмах. Что такое фразеологизм? Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, близкое по лексическому значению одному слову ( можно заменить одним словом) Определите значение фразеологизмов (работа в парах). А теперь поиграем в пинг-понг фразеологизмами. Я «кидаю» вам фразеологизм, а вы мне - его толкование.
|
|
||||||||||||||||||||
8 |
Самостоятельная работа. Рефлексия |
|
Пришло время проверить знания, полученные на уроке. Восстановите текст « Поучения». Слайд №9 Взаимопроверка. Нет ошибки или 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2» Поставьте оценку. Ребята, послушайте стихотворение Булата Окуджавы, в котором есть частицы не и ни. Научитесь сначала себе самому
|
|
||||||||||||||||||||
9 |
Домашнее задание |
|
П. 152, упр. 429 |
|
Рабочий лист.
1. Инструкция- таблица «Отрицательные частицы не и ни»
2. Прочитать внимательно предложение.
3. Определить значение частицы.
НЕ |
НИ |
_______________ значение всему предложению или слову
|
__________ отрицания (есть нет)
|
В ____________ предложениях |
С существительными в родительном падеже при отсутствии _____________ |
Двойное отрицание = _____________ ( не-не)
|
В значении _______________ союза. |
В __________ выражен
|
В придаточных предложениях с _______________( что ни…, куда ни…, сколько ни…, кто ни…, где ни…, чём ни…)
|
|
В ______________ выражениях
|
________________ убрать |
____________ убрать |
Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало
2. Лингвистический эксперимент.
Опустите частицу и сравните.
1. Как ни красивы польские девушки, а русские все равно лучше.
2. Сколько ни промчится лет, годы не считай.
3. Кто не занимался регулярно, тот слабо подготовился к экзаменам.
4. Не люблю я лягушек, боюсь
Вывод: частицу _______ нельзя опустить, частицу _______ – можно.
4. Решение задачи
1. (Не, ни) одна во поле дороженька пролегала.
2. (Не, ни) одно из животных не пострадало.
3. Конечно, вы (не, ни) раз видали уездной барышни альбом.
4. Полковник (не, ни) разу не взглянул на Ростова.
5. Изведал враг в тот день (не, ни) мало.
6. Вы меня (не, ни) мало не удивили.
Дано: (не, ни) ________________
(не, ни)________________
(не, ни) _________________
Найти: _____________________
Решение и ответ:
Не одна – ____________________
Ни один – ____________________
Не раз – ______________________
Ни разу – _____________________
Немало - _____________________
Нимало - _____________________
5. Цифровой диктант.
НЕ НИ
Ни рыба ни мясо;
|
Ничем не выделяющийся, заурядный человек |
Не лезет ни в какие ворота;
|
Никуда не годится |
Не на жизнь, а на смерть
|
Очень сильно |
Ни жарко, ни холодно
|
Безразлично кому-либо |
Не ударить лицом в грязь; |
Удачно справиться с чем-либо, не оплошать |
Как ни в чем не бывало |
Вовсе не замечая того, что произошло |
Ни за что ни про что; |
Понапрасну, без всякой причины |
Откуда ни возьмись;
|
Совершенно неожиданно, внезапно |
Ни кола ни двора;
|
Совсем ничего |
Ни к селу, ни к городу;
|
Совсем некстати, невпопад |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.