Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык.
Тема урока: Суффикс как часть слова.
Тип урока: «открытие» нового.
Дидактическая цель урока: формировать умение находить и обозначать суффикс в словах, формировать представление о понятии: значение суффикса.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о суффиксе как новой значимой части слова, и его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; способствовать усвоению алгоритма нахождения суффиксов.
Развивающие:
-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать ответственное отношение к оформлению своей работы,
-формировать умение работать в паре, умение договариваться о правилах поведения и общения в совместной работе, умение слушать других, признавать право товарищей на собственное мнение.
Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Средства обучения:
для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация;
для учащихся: учебники, рабочие тетради, сигналы для оценочной шкалы «Светофор».
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Организационный момент Мотивация учебной деятельности. |
Вы друг к другу повернитесь И друг другу улыбнитесь! - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. -Сядьте прямо. Проверьте осанку. |
Проверяют готовность к уроку. |
Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу. |
II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. |
Каллиграфическая минутка. -Запишите в тетради число, классная работа. -Какие буквы вы видите в образцах в ваших тетрадях? -Пропишите эти буквы. На что нужно обратить внимание? Отгадайте загадки. 1) Дом на улице стоит, Детвора к нему спешит. Несут тетрадки, книжки Девчонки и мальчишки. -Запишите слово (образец учитель пишет на доске на доске) 2)Здесь девчонки и мальчишки Достают тетрадки, книжки, Трудятся, старательно, Слушают внимательно. Дети те – одна семья. Кто они, спрошу вас я. -Что можете сказать об этих словах? -Как вы можете доказать, что слова однокоренные? Работа в парах. -Разберите слова по составу. -Какое возникло затруднение? |
Называют буквы: Ш заглавная и ш строчная. Отвечают: на высоту заглавной буквы, на расстояние между буквами и одинаковый наклон элементов. Пишут буквы, сравнивают с образцом, подчёркивают наиболее удачные. Отгадывают загадку: школа Записывают слово школа по образцу. Отгадывают загадку: школьники. Записывают слово. Дают ответы. Один из ответов – однокоренные слова. - Найти корень. Разбирают слова по составу. -В слове школьники есть часть слова –ник-,которую никак не обозначили. |
Регулятивные: умение корректировать деятельность, вносить изменение в процесс с учётом ошибок. Личностные: применение правил делового сотрудничества. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. |
-Почему не обозначили? - Что же мы должны выяснить сегодня на уроке? |
-Эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. -Как называется и обозначается часть слова, стоящая между корнем и окончанием. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Познавательные: формулирование проблемы. |
IV.Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала. |
-Как вы можете выйти из этого затруднительного положения? -Я предлагаю вам взглянуть на экран и назвать новую для вас часть слова. (Слайд №1) -Попробуйте сформулировать, какая часть слова называется суффиксом. -Прочитайте с экрана пары слов. (Слайд №2) лось-лосёнок слон-слонёнок орёл-орлёнок лиса-лисёнок -Спишите слова, обозначающие детёнышей животных. Групповая работа -Вы должны в этих словах обозначить суффиксы, но сначала попробуйте определить, как нужно действовать, чтобы найти суффикс. Работа с учебником. С. 111 учебника. -Найдите «подсказку». -Чья группа правильно определила порядок нахождения суффикса в слове? -Возвращаемся к заданию. -Какую «работу» выполнил суффикс? -Давайте добавим в формулировку, что называют суффиксом, для чего он служит. Работа с учебником. С. 108 учебника. -Сравните с учебником свою формулировку. |
Высказывают свои предложения: (посмотреть в учебнике, спросить у взрослых или старших товарищей.) Читают название – суффикс- И рассматривают графическое изображение. Формулируют: часть слова, которая стоит между корнем и окончанием. Читают пары слов «цепочкой» Выполняют задание Посовещавшись в группах, дети показывают порядок нахождения суффиксов с помощью графического обозначения, выполненного на листах фломастером. Дети сравнивают свои выводы с образцом в учебнике. На доске остаётся правильная схема. Дети повторяют задание: в выписанных словах обозначить суффикс. Выполняют задание с комментированием. -При помощи суффикса образовались новые слова. -Служит для образования новых слов. Читают материал рубрики «Тайны языка». Высказывают свои предположения. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, построение цепи рассуждений. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации. Личностные: готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний. |
Физкультминутка. |
Личностные: умение проявлять эмоциональную реакцию на произносимый текст. Коммуникативные: умение проявлять активность в коллективной деятельности. |
||
V. Первичное закрепление. |
Работа с учебником. С. 108, №2 -Прочитайте задание. -Прочитайте вопрос к упражнению. -При помощи каких суффиксов вы сможете образовать новые слова? -Как вы понимаете высказывание: суффикс имеет значение? Устная фронтальная работа по учебнику. С. 108-109, №3. -На что указывают суффиксы -ан -, -ян-, -анин-, -янин-? |
Читают задание и вопрос. Отвечают на вопрос и выполняют упражнение с взаимопроверкой. Пробуют дать ответ: -онок,- -ёок- образуют слова, обозначающие детёнышей животных,-иц,-их- --слова, обозначающие животных-мам. Отвечают: на место жительства. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение проявлять внимание к суждениям товарищей, умение оценивать работу одноклассников. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
VI. Введение нового материала в систему знаний. |
Словарная работа -Прочитайте загадку с экрана. (Слайд №3) Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи. (Слайд№4) Фотография собаки. -Прочитайте слово сначала орфографически, затем орфоэпически. (Слайд №5) -Назовите орфограмму. -Как можно выяснить, есть ли в этом слове суффикс? -Образуйте слово с суффиксом, которое имеет ласкательно-уменьшительное значение. (Слайд №6) Фотография маленькой собачки. Работа с учебником. С. 110. -Какие ещё суффиксы имеют ласкательно-уменьшительное значение? Групповая работа. Задание: со словами собака и котёнок составить предложение. -Есть ли в предложении слова с суффиксом? |
Ученик читает загадку. Дети отгадывают загадку: собака. Читают слово. Называют орфограмму, доказывают, что она непроверяемая. Повторяют алгоритм, разбирают слово по составу, записав его в тетради. Вывод: в слове нет суффикса. Предлагают варианты: собачка, собачонка. Записывают слова, разбирают по составу самостоятельно. Один ученик работает за скрытой доской, дети сверяют свою работу с работой ученика, предварительно проверенной учителем. Находят в учебнике «подсказки», называют суффиксы. Дети предлагают свои варианты предложений, после обсуждения записывают лучший вариант. Дают ответы, обозначают суффикс в слове котёнок. |
Личностные: уважительное и бережное отношение к животным. Познавательные: преобразовывать объект. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Регулятивные: корректировать деятельность. |
VII.Рекомендации по выполнению домашнего задания. |
-Дома вы ещё раз поработаете с такими суффиксами. Рассмотрите упражнение №4 и №5. Одно из них более сложное. Выберите для себя упражнение, которое, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник. |
Рассматривают упражнения. №4-выписать выделенные слова, содержащие ласкательно-уменьшительные суффиксы, в №5- слова с такими суффиксами нужно найти самим. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: планирование. |
VIII.Рефлексия деятельности. Итог урока. |
-Закончите предложения. (Слайд №7) Я – узнал … - попробовал … - научился … - смог … - удивился Выставление оценок с комментированием. |
Оценивают свою работу с помощью оценочной шкалы «Светофор». |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.