Технологическая карта урока
Тема: «Путешествия. Посмотри вокруг»
Класс |
2 «В» |
Цели деятельности учителя |
Сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток; |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Задачи урока |
Дидактические - проверить и оценить знания по разделу «Общение»; изучить понятия «горизонт» и «линия горизонта», познакомить с ориентироваться по местным признакам; Развивающие - развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной и малознакомой ситуации. Воспитательные - формировать навыки ориентирования в пространстве, стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях; |
Образовательные ресурсы |
УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс, 2 часть, с. 69 - 73 Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 43 - 45 Презентация на тему: «Посмотри вокруг» Карточки с вопросами |
Организационная структура урока
Этап урока, образовательная задача этапа урока, t. |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты - метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К-коммуникативные) - личностные |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Организационный момент (1 мин)
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке, обеспечение благоприятного микроклимата |
Приветствие учащихся
|
Здравствуйте! Проверьте все ли у вас готово к уроку? |
Подготовка класса к работе |
Устная фронтальная работа |
Устные ответы |
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
|
2. Актуализация знаний (8 мин)
Цель: Актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала |
Практический, словесный |
- Сейчас, давайте повторим прошлые темы. У вас на столе лежат карточки с тестом. Самостоятельно заполняете пробелы в карточках и отвечаете на заданные вопросы по ранее изученным темам. На выполнение задания, вам дается 7 минут. - Те ребята, которые закончили работать с тестом, поднимите руки, я соберу у вас листочки на проверку и выставлю отметки. |
Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы |
Фронтальная, индивидуальная |
Тестовое задание |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
3. Постановка учебной задачи (5 мин)
Цель: Постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; Уточнение и согласование темы урока; |
Словесный, частично-поисковый |
- Любите ли вы путешествовать? А кто такие путешественники? - Как вы думаете, как будет называться новый раздел? (Путешествия) - Откройте учебники на стр. 69 посмотрите, как называется наш новый раздел. - Как вы думаете, чему вы научитесь, изучая этот раздел? - Кто прочитает, чему вы должны научиться изучая этот раздел? -Кто из вас когда-нибудь путешествовал? -А теперь, откройте учебник на странице 70. - Кто прочитает, как называется тема нашего сегодняшнего урока? (Посмотри вокруг) -Кто может сказать, какие цели мы поставим на уроке? (Узнать, что такое горизонт и линия горизонта, какие бывают стороны горизонта. Научимся обозначать стороны горизонта по схеме.) |
Отвечать на вопросы учителя. Определять тему, цель урока.
|
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы |
Регулятивные: определять цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения). |
4.Изучение нового материала (15 мин)
Цель:
Реализация построенного проекта в соответствии с планом; фиксация нового способа действия в речи; фиксация преодоления затруднения; уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы. |
Словесный, беседа.
|
- Что вы знаете о Земле? (Земля — это круглая, шарообразная планета (земной шар); участок поверхности земли нашей, по природным отношениям своим, составляют города, дома, леса, поля, горы, моря и океаны и пр.) - Какую же форму имеет Земля? - Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. - Как вы думаете, правы ли были мудрецы? - Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73). -Так какой же формы Земля?
В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль. Прошло много времени, и люди поняли, что так может быть только если Земля по форме напоминает шар. - Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7) - Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года с противоположной стороны. - Что доказало это путешествие? (Это стало еще одним доказательством шарообразной формы Земли.) - Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? - Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. - Посмотрите на фотографии на стр. 70 - Чем они различаются? (На первой фотографии изображена суша — зеленый луг и горы, а на второй море) - Что между ними общего? (на двух фотографиях изображена граница между небом и сушей, водой) - Прочитайте вывод под этими фотографиями. - Что такое горизонт? - Что такое линия горизонта? Горизонт — это видимая граница (линия соприкосновения) неба и земной или водной поверхности. Земную поверхность, которую они увидели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. Линия горизонта— это граница горизонта, где небо как бы сходится с земной поверхностью. - Горизонт в переводе от греческого означает «кругозор», т.е. то, что мы видим вокруг себя. - Почему на Земле существует горизонт? (Потому что наша Земля шарообразная) - Можно ли добраться до линии горизонта? (Это воображаемая линия. Её нельзя достичь. Линию горизонта условно поделили на 4 стороны света) - А теперь давайте узнаем, какие существуют стороны горизонта. - Прочитайте текст на стр. 71 - Перечислите основные стороны горизонта. - Перечислите промежуточные стороны горизонта. - А теперь посмотрите на схемы. Вы видите, что какие-то стороны попугай не обозначил, давайте поможем ему их обозначить. - Посмотрите на 1-ю картинку. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная, индивидуальная |
Устные ответы |
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
5. Первичное осмысление и закрепление (6 мин)
Цель: Организовать закрепление знаний о понятии горизонт, стороны горизонта. |
Практический, словесный |
- Ребята, я вам предлагаю отправится в путешествие, но на чем мы отправимся вы узнаете, когда нарисуете маршрут. - Без чего нельзя отправляться в путешествие? (Без компаса) - У вас на столах лежат конверты, достаньте все содержимое. - Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. Для этого берем поле с клетками и ручку. (1 ученик работает на доске) - Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки «О», мы пошли на восток. Во второй день - на юг. В третий – снова на восток. В четвертый на юг. В пятый шли на восток. В шестой – на юг. В седьмой – на восток. В восьмой, девятый и десятый день – на юг. В 11, 12, 13 – на запад. В 14 – на юг. В 15, 16, 17, 18, 19 день на восток. В 20 – на юг. В 21 – на запад. В 22 на юг. В 23 - на запад. В 24 день – юг. В 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 – на запад. В 32 день – на север. В 33 – на запад. В 34 – на север. В 35 – на запад. В 36 день на север. В 37, 38, 39, 40, 41 день на восток. И В 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 день на север. - Куда мы вернулись? (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске) - Если вы двигались в правильном направлении, то у вас должен получиться тот вид транспорта, на котором мы с вами путешествовали – это корабль. |
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание. |
Фронтальная, индивидуальная |
Самостоятельная работа |
Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
6.Рефлексия. Домашнее задание (5 мин) Цель: Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. |
Словесный, репродуктивное задание |
- Молодцы ребята. - Давайте подведём итог сегодняшнего урока. - Какие задачи мы ставили на сегодняшний урок? - Мы выполнили эти задачи? - Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился? - Было ли вам интересно? - О чем бы вы еще хотели узнать? Домашнее задание Учебник с. 70-73 Тетрадь с. 43-45 № 1-5 |
Отвечать на вопросы.
Обобщать изученное. |
Фронтальная, индивидуальная |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.