Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 3
УМК Образовательная система «Школа России», «Математика», автор Моро М.И.
Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
Цель: познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное.
Задачи
- В совместной деятельности с учащимися «открыть» алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное число;
- способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения);
- на примере муравья расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
- воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.
Планируемые результаты
Предметные:
- знают: алгоритм умножения в столбик, табличные случаи умножения;
- умеют: применять алгоритм умножения трехзначного числа в столбик
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного, проговаривают последовательность действий на уроке.
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.
Личностные УУД: уважают мысли и настроения других людей, проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам, помогают им при необходимости.
Основные понятия
Алгоритм, выражение, множители, произведение.
Ресурсы- основные: учебник, тетрадь, карточки- помощницы, презентация.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
Мотивация к учебной деятельности
|
Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Проверти все ль у вас в порядке, Книжки, ручки и тетрадки. |
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
|
Личностные |
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
|
- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. - Мы такие? - Вот сейчас и проверим. - И урок мы начнём с проверки домашнего задания. Все выполнили домашнюю работу? (Обмен тетрадями) – Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку: Слайд 1 – Да, ребята, муравьи – неутомимые труженики. Сегодня один любознательный муравьишка будет помогать нам на уроке. Слайд 2 - И он приготовил для вас примеры, решите их устно: Устный счет: 4 х 5 +16 : 2 6 х (88 – 82) + 1 – У многих народов существуют поговорки, пословицы и легенды о муравьях. Их трудолюбие и слаженная работа воспеты в Библии и других древних книгах. Эти удивительные существа имеют свою собственную цивилизацию со строгой иерархией, разделением труда и инфраструктурой. Даже есть такой праздник – День муравья. - А кто знает, когда отмечали этот праздник? - Не знаете? - А узнать хотите? - Но тогда вам нужно выполнить задания. |
- Да, мы такие.
Показывают выполненную домашнюю работу. Производят обмен тетрадями.
- Муравей.
Устно находят значения выражений.
Слушают учителя.
- Нет, незнаем. - Да. |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
|
|
Выявление места и причины затруднения
|
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Обратите внимание, какие цифры в примерах устного счёта, выделены красным цветом. Запишите эти цифры в порядке возрастания. - Какое число получилось? - Что вы можете сказать об этом числе? - Какую работу мы можем выполнять с трехзначными числами? - Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых При решении каких примеров мы использовали сумму разрядных слагаемых? Вычислите: 234x2 - Удобно ли умножать числа, раскладывая каждый раз на сумму разрядных слагаемых? - Как вы думаете, а можно ли по-другому умножать числа? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А цель? |
Записывают.
Записывают цифры в порядке возрастания.
- 234. - Это трёхзначное число - Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. - 234=200+30+4.
- При умножении на однозначное число.
- Да.
- Да. - Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. - Определить алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. |
Коммуникативные Личностные |
|
Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Попробуйте использовать свой опыт выполнения письменного сложения. Посовещайтесь в группах, попробуйте вывести алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное. - Но сначала давайте вспомним правила работы в группах. Уважать позицию товарища Не обижать и не обижаться Слушать и слышать друг друга Участвовать всем Быть внимательным Соблюдать тишину Слайд 4 -Желаю вам успешной работы. |
В группе расставляют порядок алгоритма. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
|
Реализация построенного проекта
|
Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы называют шаги алгоритма, алгоритм высвечивается на экране) Слайд 5 Алгоритм умножения 1. Пишу… 2. Умножаю единицы… (пишу) 3. Умножаю десятки… (пишу) 4. Умножаю сотни… (пишу) 5. Читаю ответ… |
Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.
|
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
|
Первичное закрепление во внешней речи.
|
– Муравей - это программный агент, который является членом большой колонии и используется для решения какой-либо проблемы. Муравей снабжается набором простых правил, которые позволяют ему выбирать путь. Муравей четко знает алгоритм своих действий и всегда соблюдает его.
Слайд 6 И мы сейчас, соблюдая алгоритм, решим №1, с. 88 в учебнике с объяснением. |
Слушают, рассматривают схему алгоритма.
Решают №1 с объяснением у доски (2 человека). |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
|
Динамическая пауза |
||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
С наступлением ночи, муравейники закрываются, и муравьи становятся менее активнее, но с появлением первых лучиков солнца, муравьи вновь принимаются за работу. - И вы тоже выполните самостоятельную работу. - Кому ещё трудно считать по алгоритму самостоятельно, предлагаю выполнить вычисления по алгоритму у доски (индивидуальное задание у доски, для слабоуспевающих памятка-алгоритм)
Карточки для самостоятельной работы: 214x3 535x4 204x2 137x5
Самопроверка по эталону Кто выполнил без ошибок, поднимите карточку с плюсиком, кто допустил ошибку – с минусом. |
Самостоятельно находят значения выражений, записывая в столбик.
|
Личностные Регулятивные Коммуникативные |
|
Включение в систему знаний и повторение.
|
Муравьи - одни из самых древних насекомых на Земле. Они жили бок о бок с ………. Решив задачу, вы узнаете с кем жили бок о бок муравьи. Задача № 2, с. 89 1. Чтение задачи 2. Изучение условия и требования 3. Представление задачи в виде математической модели 4. Анализ задачи 5. Составление плана решения задачи 6. Осуществление плана решения задачи 6. Проверка решения задачи - Назовите ответ. Муравьи настолько древние и они жили бок о бок с динозаврами, но, в отличие от последних не вымерли, а дожили до наших дней. |
Дети читают задачу, анализируют содержание, по вопросам учителя, коллективно составляют схему, составляют план решения задачи, решение записывают самостоятельно. Проверка – обратная задача данной (устно).
-20 школьников. |
Познавательные Коммуникативные Личностные Регулятивные
|
|
Рефлексия учебной деятельности (итог урока)
|
– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других, ничего не прося взамен. Польза муравьев в природе заключается в том, что они активно защищают растения от нападения гусениц и шелкопрядов. Без помощи мелких тружеников многие растения не имели бы возможности полноценно развиваться. Помните об этом и уважайте этих маленьких трудяг. Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? - Какую задачу ставили на урок? - Удалось решить поставленную задачу? Выберите и продолжите фразу, фразы: · -на уроке я узнал(а)… · -я смог(ла) самостоятельно… · -я пока затрудняюсь… · -я себя оценил… Домашние задание: сделать карточку с алгоритмом Алгоритм умножения 1. Пишу… 2. Умножаю единицы… (пишу) 3. Умножаю десятки… (пишу) 4. Умножаю сотни… (пишу) Читаю ответ…
|
Слушают учителя.
-Подвести итог нашей работы. Отвечают на поставленные вопросы. Выбирают фразу и объясняют свой выбор.
Записывают д/з |
Регулятивные Коммуникативные |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.