Технологическая карта урока
Предмет: русский язык, класс 7 |
|||
Автор УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова |
|||
Тема урока Союз как часть речи |
|||
Тип урока Урок открытия нового знания |
|||
Планируемый результат |
Предметные умения - повторить изученный материал о предлогах - знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи; - уметь определять роль союза, создавать предложения с союзами, находить их в тексте.
|
Универсальные учебные действия (УУД) |
|
личностные |
Формирование навыков организации и анализа своей деятельности, умений оценивать чужой труд |
||
регулятивные |
Проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности |
||
познавательные |
Анализировать и извлекать информацию, уметь воспринимать текст художественного стиля |
||
коммуникативные
|
Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности |
||
Основные понятия |
Определение союза как служебной части речи |
||
Организация пространства |
Межпредметные связи
|
Формы работы Фронтальная, ндивидуальная |
Ресурсы Учебник для 7 класса «Русский язык» авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А
|
Этапы урока |
Содержание этапа |
Техно- логии |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
1.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в предметно-практическую деятельность, создание положительного эмоционального настроя.
|
Обеспечивает нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Приветственное слово учителя, проверка готовности учащихся к уроку. -Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Тихо мальчики за парту сели. Тихо девочки за парту сели. На меня все посмотрели. - У нас хорошее настроение, надеюсь на вашу активную работу на уроке. Откройте тетради, запишите число 10 марта, классная работа.
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.
Желают друг другу успеха |
Методы: словесный
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
1.Организует работу по повторению, подводит итог беседы. - Ребята, на предыдущих уроках мы изучили «Предлоги», я вас попросила к сегодняшнему уроку подготовить по 1 вопросу по пройденной теме. Каждый из вас побудет в роли преподавателя, задаст другому вопрос и оценит ответ. - Оцените себя в своем листе для самооценки
2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к определению темы урока, целей и задач. - Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила эпиграф - загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке.
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Затрудняетесь пока ответить. Ну хорошо. Тогда дам вам подсказку.
Запишите предложение и выполните синтаксический разбор. Назовите орфограммы в словах. Солнце озарило южный замок. Оцените себя в своем листе для самоконтроля
В поэзии есть такой прием – акростих, когда в начальных буквах слов зашифровано главное слово. Посмотрите на наше предложение, может кто-то угадает главное слово нашего урока. - О чем мы будем говорить? - Что нам необходимо выяснить? Запишем тему «Союз как часть речи»
- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить? - узнать о роли союза как служебной части речи,
Задачи? уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы.
|
Распределяют слова в 2 столбика по морфологическим признакам.
Задают вопросы, отвечают, оценивают ответы товарищей.
Учащиеся пытаются отгадывать
Учащиеся выполняют задание в тетрадях (1учащийся на доске) Проверяют по эталону.
Учащиеся отгадывают - союз
Осмысливают цель урока (о союзе)
- Какая это часть речи? - Какими обладает признаками
Дети перечисляют задачи: -Узнать о роли союза как служебной части речи
- Научиться находить союзы в предложении
- отличать союзы от других частей речи
|
Методы: словесный, наглядный Форма организации: фронтальная.
|
3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения. Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения.
|
1.Давайте познакомимся с этимологией слова «Союз»
Из истории возникновения термина «Союз». Прослушаем историческую справку. .Давайте познакомимся с этимологией слова «Союз» Спасибо! Итак, какую же роль выполняет союз? Служит для связи. -Давайте выясним какова же роль союзов в предложении и в текст 2.«Лингвистический эксперимент» МАРТ( На листах) Организует работу учащихся по алгоритму:1 прочитайте текст, выделите грамматические основы, найдите союзы 2. сделайте вывод по наблюдениям - Что связывают союзы во 2-ом предложении? (части слож. предл.) - Для чего используется союз в 4 и 5-ом предложениях? - Какую роль играет союз в 3-ем предложении? (связывает 3 предложение со 2 –м в тексте) -Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе. |
1.Ученик – лингвист ищет информацию в интернете.
2.Историческую справку рассказывает ученик.
- Выступает со своей информацией первый учащийся.
1 ученик читает текст Наблюдают над текстом,
делают выводы о роли союзов: - соединяют однородные члены - соединяют части сложного предложения, -связывают предложения в тексте. |
Методы: беседа, частично-поисковый, работа с текстом. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная
|
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задания, вызвавшего затруднение
Физкультминут-ка
|
- Что ещё вы можете сказать о союзе, как части речи? Пока затрудняетесь ответить. - Где мы можем найти материал о союзе? (Проверка по эталону на слайде) - Определите роль союзов. - Можно ли определить лексическое значение у союзов? (Нет) - Можно ли к ним задать вопрос? (Нет) - Являются ли союзы членами предложения? (Нет) - неизменяемая часть речи
- Ребята, давайте прочитаем в учебнике правило и проверим, так ли мы с вами определили? Работа с учебником: чтение правила на стр.42.Что нового вы узнали о союзе?(простые, составные, сочинительные, подчинительные) - Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Оцените себя в своем листе для самоконтроля
-А сейчас небольшая физкультминутка для глаз |
Значит, это служебная часть речи (союзы бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные)
Выполняют упражнения.
Контролирует выполнение правильности упражнений.
|
Цель для учителя: снять мышечноенапряжение и напряжение с глаз,активизировать работу учащихся. |
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия
|
-Ребята, давайте наши выводы о союзе запишем в схему.- кластер. –«солнышко». Какая часть речи?- Что соединяет союз?- Какие виды союзов мы знаем Составление кластера на доске и в тетрадях Оцените себя в своем листе для самоконтроля
|
Заполняют схему. Один ученик на доске (Самоконтроль по учебнику). - Союз- служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; предложения в тексте; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные; неизменяемая часть речи |
Методы: беседа, работа со схемой Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная
|
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: обучающиеся определяют свои умения и навыки, делают вывод о том, что они уже умеют. |
Давайте ещё понаблюдаем за союзами
• Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника. • Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.
- Спишите предложения, объясните постановку знаков препинания. Заключите союзы в овал, составьте схемы.
––Какую роль играет союз в каждом предложении? Оцените себя в своем листе для самоконтроля
(Проверка по эталону)
|
|
Методы: аналитическая беседа, упражнения, контроль и самоконтроль Форма организации урока: фронтальная |
7. Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
РЕЗЕРВ |
Предлагает тест для проверки уровня знаний и умений по теме урока «Проверь себя» Тест. (слайд ) 1. В русском языке есть
____________- и служебные части речи.
Оцените себя в своем листе для самоконтроля
Исправьте ошибки в предложениях: 1)День разгорелся и на сверкающую воду было больно смотреть. 2) Он вернулся домой, и сразу лёг спать. 3) Гроза была обложная и гремело сразу со всех сторон. Творческая работа по конструированию предложений. –Закончите предложение так, чтобы получилось сложное предложение, с однородными членами, используйте подходящие по смыслу союзы. |
Оценивание: отвечают первыми те, кто быстрее справился. Самопроверка. Выполняют задания. Самопроверка (результаты теста заносятся в лист самооценки). Критерии оценивания на доске.
1 ученик на доске, остальные проверяют, исправляют, дают советы 1.Горят первые звезды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами. 2.Солнце село, и город погрузился во тьму. 3.Весеняя вода шумит и ломает лёд |
Методы: практический Форма организации урока:парная Результат: понимание роли союза в тексте.
Форма: индивидуальная Метод письменного контроля.
|
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
|
Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих достижений. - Ребята, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. (Изучить что такое союз как часть речи). Мы справились с этой задачей? Да. Оцените свою работу, продолжите предложение. «Продолжи фразу» (Тарелочка с фразами)
Задаёт домашнее задание: стр. 43 упр.372 Урок окончен. Спасибо за работу! |
Оценивание обучающихся с комментированием по листу самоконтроля.
Записывают домашнее задание, ставя перед собой цели по его выполнению |
Методы: словесный. Форма организации урока: фронтальная.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.