Технологическая карта урока «Внутреннее строение Земли»
Предмет: география |
Класс: 5 «Г» |
|
Тема урока |
Место урока по теме |
|
Внутреннее строение Земли |
Первый урок в теме «Геосферы Земли: Литосфера» |
|
Тип урока |
Формы, приемы, методы работы |
|
Урок открытия новых знаний |
Форма урока: урок-путешествие Методы работы: словесный, наглядный, практический Приемы: отсроченная отгадка, загадки, |
|
Цель урока |
Задачи урока |
|
Изучить внутреннее строение Земли, знакомство с методами изучения внутреннего строения |
1. Обеспечить введение в проблему через познавательный материал; 2. Организовать работу с текстом учебника и выделить в нем информацию для заполнения таблицы по строению Земли; 3. Пополнить словарный запас: земная кора, мантия, ядро, магма, горные породы, литосфера; 4. Выявить уровень полученных знаний через создание художественного образа модели Земли; 5. Провести рефлексию качества работы обучающихся, выявить понимание детьми значимости изучения данной темы. |
|
Планируемы результаты |
||
предметные |
метапредметные |
личностные |
- называть основные части внутреннего строения Земли; - знать особенности земной коры, мантии, ядра; - называть основные методы изучения недр Земли; - составить художественную модель внутреннего строения Земли. |
- определить тему и цель урока; - уметь выдвигать гипотезы решения проблемы; - уметь работать с информацией учебника, видеофрагментов и преобразовывать её в таблицы; - овладеть новыми понятиями, использовать их в ответах на вопросы; - уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; - адекватно оценивать свои результаты деятельности. |
- проявление интереса к теме, выражение своего отношения к ней; - проявление уважительного отношения к одноклассникам в ходе работы. |
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля/ оценивание |
1 этап: организационный момент. Цель: настроить обучающихся на урок |
||
Настрой на урок, вспоминаем материал. Планета Земля – это бездна проблем, загадок, тайн, непонятных вещей, неясных вопросов и увлекательных путешествий. Прежде чем начать наше путешествие, вспомним: 1. Сколько на Земле оболочек – сфер и как они называются? 2. Давайте по очертаниям береговой линии определим материки и на доске покажем их месторасположение на карте мира. Молодцы! Ну а теперь начнем наше путешествие. Чтобы путешествие было интересным, попробуем выработать девиз. Сл.2 |
Слушают, анализируют, вспоминаем нужный материал, составляют девиз урока, включаются в деловой ритм урока |
Наблюдение |
2 этап: мотивационный. Цель: введение в проблему, выход на тему урока |
||
Запишем число. Но оставим место для темы нашего путешествия. К нам присоединиться сегодня Почемучка. И он придумал интересную загадку. Давайте попробуем её разгадать. Сл.3 Почемучка решил проверить нас! Давайте же ответим и на этот вопрос. Сл.4 Здорово. Вот наш друг и подсказал нам тему путешествия. Что мы будем исследовать во время нашего путешествия?
Цель урока: А какую же цель мы поставим перед собой? Сл. 5
|
Самостоятельно отгадывают загадку, предполагают тему урока.
Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают версии ответов своих одноклассников. Формируют тему урока. В диалоге участвуют большинство детей. |
Наблюдение, оценивание устных ответов. |
3 этап: создание проблемной ситуации. Цель: активация знаний учащихся и создание проблемной ситуации. Вызов. |
||
Сл.6. Отрывок из романа Жюль Верна, из лекции профессора географических наук Отто Лиденброка, который был в этой экспедиции. «… я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра! Только глупцы и невежды придерживаются другого мнения в этом вопросе…» Сл.7.И у меня возникает вопрос: Можно ли совершить настоящее путешествие к центру Земли?
|
Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают версии ответов своих одноклассников. В диалоге принимают участие большинство детей, высказывают свои гипотезы, т.е. предположения. |
Наблюдение, рассуждение совместно с детьми |
4 этап: построение проекта выхода из проблемной ситуации. Открытие нового знания. Цель: исследование проблемной ситуации и создание первичной модели внутреннего строения Земли. |
||
Пока мы размышляли Почемучка подготовил подробный материал о внутреннем строении Земли. Перед Вами знания, накопленные многими десятилетиями о внутреннем строении Земли. Посмотрите внимательно на слайд, что-то тут не так, что же? Почемучка потерял всю нужную информацию… Сл.8 Заполняем таблицу Сл.9. Посмотрите, наша Земля имеет
огромные размеры и все что находится внутри неё очень похоже на одно
съедобное округлое яйцо. Вспомните, что нас спрашивал Почемучка в начале
урока. |
Учащиеся занимаются поисковой деятельностью, для работы используют текст учебника, параграфа 6, стр.29 Результаты фиксируют в индивидуальной технологической карте обучающегося Создают первичную модель «Внутреннее строение Земли» |
Наблюдение, заполнение таблицы, выдача жетонов |
5 этап: учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применения нового знания. Цель: контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. |
||
Вот мы и побывали внутри нашей планеты, осталось только уловить пару моментов чтобы ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Итак, начнем наш ученый совет во главе с Почемучкой. Земная кора не монолитна в своем строении и состоит из огромных блоков – литосферных плит, которые постоянно находятся в движении. Это движение обеспечивает верхняя часть мантии. Как же человек изучает внутреннее строение Земли? Смотрите Почемучка решил Вам помочь Первый метод – наблюдения за природными явлениями, изучение обнажений горных пород, обрывов, склонов гор, крутых берегов рек и в скрытых шахтах. Второй метод – бурение скважин. Самая глубокая скважина в мире находится у нас в России – Кольская скважина, её глубина примерно 12 км.
Отвечают на вопросы Почемучки.
. |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
Наблюдение |
6 этап: рефлексия деятельности. |
||
u Прав ли был профессор Отто Лиденбрук, когда утверждал, что можно совершить путешествие в недра Земли через кратер вулкана? Что ему помешает? Вывод: Совершить путешествие к центру Земли можно только виртуально |
Формулируем вывод о невозможности настоящего путешествия к центру Земли |
Наблюдение, оценивание устных ответов |
7 этап: домашняя работа, закрепление учебных действий |
||
Предлагаю отгадать ребус. Домашнее задание Художественная модель: «Внутреннее строение Земли» - творческое задание |
Отгадывают ребус. Записывают домашнее задание |
Выдача домашнего задания |
8 этап: подведение итогов |
||
Завершилось наше путешествие к центру Земли. |
К маршрутном листе ставят баллы |
Оценивание |
Маршрутный лист – Путешествие к центру Земли
Девиз нашего путешествия:
Новую тему будем ________________
Тайны будем _______________ и причины ________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом __________________
(Слова-подсказки: изучать, развивать, открывать, выявлять)
Дата __________
Тема путешествия ____________________________________
Цель: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Информация Почемучки о внутреннем строении Земли
Строение Земли |
Где находится? |
Толщина |
Температура |
|
Верхняя часть Земли |
|
Каждые 100 м повышается на 3 градуса |
|
В средней части Земли |
От 5 до 75 км до 2900 км |
|
|
|
|
|
Ученый совет во главе с Почемучкой
Литосферные плиты – это ___________________________________________
__________________________________________________________________
Литосфера состоит из _______________________________________________
Методы изучения земной коры _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:
Баллы ____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.