Технологическая карта урока: «за» и «против»
Томский государственный педагогический университет
Центр новых образовательных технологий ТГПУ
Томск 2020
Технологическая карта — что это?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
С технического — на педагогический...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
С технического — на педагогический...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА — форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока — форма методической документации, в которой записан весь процесс урока/занятия, указаны формы работы, оборудование и расходные материалы, методы обучения, необходимое для достижения цели время и т.п.
Общепринятое определение:
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся и др.
Общепринятое определение:
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся и др.
Выбираем параметры
этапы урока
цель
содержание учебного материала
методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся
деятельность учителя
деятельность обучающихся
и др.
Основные характеристики цели
Масштаб:
Качество формулировки:
Целеполагание
Формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой, обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
Формирование у младших школьников умений работы с деформированным текстом с целью активизации познавательного интереса детей к традициям православной культуры.
Изготовить поздравительную открытку.
Используя нестандартные задачи повторить и систематизировать изученную тему, познакомиться с историческим материалом. Способствовать развитию сообразительности, умения ориентироваться в нестандартной ситуации, навыков парной работы. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества, интереса к предмету.
Уточнить и систематизировать полученные знания детей.
Целеполагание
Задачи
Результат
Образовательные:
Предметные:
К вопросу о деятельности...
Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности.
В.В. Давыдов
Деятельность человека как особая форма активности
преобразование материала, включенного в деятельность;
преобразование самой деятельности;
преобразование субъекта деятельности.
Про деятельность
Деятельность учителя | Деятельность ученика (?) |
В упаковке лежит, |
|
Про деятельность
Деятельность учителя | Деятельность ученика (?) |
Предлагает детям поприветствовать участников мероприятия аплодисментами | Учащиеся выполняют поставленную задачу, приветствуют команды аплодисментами |
Про деятельность
Деятельность учителя | Деятельность ученика (?) |
1. Организационный этап. Сегодня на уроке вам понадобится наблюдательность, внимание, взаимопонимание и хорошее настроение. В коробочке (показывает коробку) имеются три предмета: штанишки, кукла-невеста и боксёрская перчатка. Вопрос: Как связаны эти предметы? Что их объединяет? Попробуем на этот вопрос ответить в конце урока | Учащиеся готовы к началу работы. Проверяют наличие принадлежностей. Слушают, готовы работать. |
А можно и так...
Технологическая карта (по образцу карты Васермана Ф.Я.) – это своего рода алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий воспитателя и деятельности детей, способствующий достижению результата процесса обучения и воспитания.
Моделирование занятия
Моделирование занятия – определение его основных параметров, включающее:
1.Уточнение концепции или технологической идеи обучения.
2.Соотнесение цели занятия с целями учебной темы, программы.
3.Определение типа и вида* урока / занятия.
_______________________________________________________________
* Тип – отражает особенности построения от ведущей дидактической задачи, вид – отражает ведущий метод обучения.
Как вы лодку назовете…
Цитата: «Тип урока
Урок изучения нового материала (открытия нового знания)»
NB!
«Изучение»/«открытие» – разная деятельность
принципиально разные методы, приемы и формы
организации деятельности
Как вы лодку назовете…
Изучение | Основания | Открытие |
Цель | ||
Методы | ||
Приемы | ||
Организационные формы |
Как вы лодку назовете…
Изучение | Основания | Открытие |
Знание | Цель | Интериоризация информации |
Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный | Методы | Проблемное изложение, эвристический диалог, исследовательский… |
Активное/пассивное слушание, | Приемы | Проблемная ситуация (кейс), подводящий диалог, инсерт, семантическое поле, SWOT-анализ, «посмотри-подумай-задумайся»… |
Фронтальная, парная работа | Организационные формы | Групповая работа |
Инфор-мация
3. Применение
6. Оценивание
1. Знания
4. Анализ
5. Синтез
Так надо делать всем
«Я буду поступать так»
Интериоризация
информа-ции
«Новые» знания
2. Понимание
Таксономия мыслительных умений Блума
Проектирование занятия
Проектирование занятия – разработка основных компонентов педагогической деятельности:
Шаги проектирования урока
Решите, с чем выйдет ребенок с вашего урока: сформулируйте цель.
Подумайте, какое содержание, в каком объеме и в каких формах должно быть реализовано для достижения цели. Выбор технологий и форм определяет роль учеников на уроке: будут ли они только зрителями или участниками?
Определите, что нужно подготовить заранее: оборудование, раздаточный материал, наглядность. Какие задания можно дать детям за три-четыре дня (лучше – за неделю) до вашего урока?
Решите, что, кем и как будет оцениваться на уроке. Продумайте систему поощрений.
Разработайте критерии оценки результативности урока: как вы поймете, что цель достигнута?
Не забудьте: детям необходимо двигаться. Когда и как они смогут это сделать?
Конструирование занятия
Конструирование – создание технологии занятия, т.е. системы взаимодействия педагога и детей, направленной на овладение детьми содержанием в соответствии с поставленными целью и задачами.
последовательность действий
технологическая карта
1. | Организационно-мотивационный | Психологический настрой | |
2. | Вводно -организационный | ||
3. | Мотивационно-побудительный | Мотивационно - побудительный | |
4. | Проектировочный | Организационно-поисковый | Актуализация |
5. | Восприятие и освоение нового | ||
6. | Практическая работа | ||
7. | Рефлексивно-оценочный | Рефлексивно-корректирующий | Рефлексивно - корригирующий |
8. | Заключительный |
Линейный:
1
2
3
4
5
6
7
8
1,2,3
4,5,6
8
3
7
4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Психоло-гический настрой | Вводно-организа-ционный | Мотива-ционно-побудите-льный | Актуали-зация | Восприя-тие и освоение нового | Практическая работа | Рефлексивно-корриги-рующий | Заключительный (рефлек-сия) |
Нелинейный:
1,2
3
5
6
6
6
7,8
1,2
2
3,4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Психоло-гический настрой | Вводно-организа-ционный | Мотива-ционно-побудите-льный | Актуали-зация | Восприя-тие и освоение нового | Практическая работа | Рефлексивно-корриги-рующий | Заключительный (рефлек-сия) |
8
Технологическая карта занятия (базовая форма)
Этапы занятия |
|
| |
Деятельность педагога | Деятельность ребенка | ||
| |||
|
| ||
Вариативность
Инвариант-ность
Вариативность
Презентация разработана на основе материалов
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. , Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., рег. N 30384);
Материалов
Г.Л. Копотевой, И.В. Логвиновой (Институт стратегических исследований в образовании РАО - www.isiorao.ru);
Шамовой Т.И. (РАО, МПГУ)
и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.