Технологическая карта урока"Общий обзор организма человека"

  • docx
  • 05.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала obschiy_obzor_organizma_.docx

Тема: «Общий обзор организма человека»  8класс

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Цель урока: сформировать общее  представление об уровнях организации и строении организма человека.

Обучающие задачи

·         Формировать умение рассказывать о строении органов, систем органов.

·         Формировать умение объяснять, как особенности строения органов, систем органов  связаны с выполняемой функцией.

Развивающие задачи

·         Формировать  умения  работать с учебником, анатомическими таблицами, схемами и проводить функциональные пробы.

·         Формировать умения  анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи,  делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи:

Планируемые  результаты  обучения:

- предметные: знание уровней организации, органов и систем органов, взаимосвязи систем органов, способов регуляции функций в организме.

- метапредметные: умение находить и анализировать информацию из разных источников, работать со схемами и таблицами, распознавать на рисунках, таблицах органы и системы органов.

- личностные: развитие интереса к познанию собственного организма, умение взаимодействовать с членами группы.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.Организационный

Момент

 

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Открываем новые знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Самостоятельное  применение знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Итог урока, рефлексия

 

 

 

 

6. Домашнее задание.

Приветствие, положительный настрой на работу.

 

«В деревне в один из майских дней вспыхнул пожар. В оцепенении я смотрел на разгул стихии. И тут прямо на моих глазах, разыгралась картина, запомнившаяся на всю жизнь. Из хаты, которая только, что занялась, пятясь и пригибаясь, с удивительной резвостью выскочила бабка Матрена, волоча за руку огромный сундук с «добром». Она вытащила его на середину улицы и тут же повалилась рядом на землю. Весь ее вид говорил, что старуха совершила непосильное. Тихонько причитая, она постепенно пришла в себя, поправила волосы и, усевшись на свой вместительный сундук, стала довольно равнодушно взирать на пожар. Спасение принес внезапно изменившийся ветер. Матрена стала героем дня. Дело в том, что мужики, которые помогли ей затащить сундук обратно, едва смогли это сделать. Вчетвером!»

«Энциклопедия чудес» В.Мезенцев

Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Какую проблему будем обсуждать?

Учитель выслушивает предположения учащихся, лучшая формулировка

фиксируется на доске.

 

Наш организм. Это определение кажется настолько привычным и понятным, что мы редко задумываемся над его сущностью. И на вопрос «Что же это все-таки такое?» - каждый ответит, по-своему. А как?

 

 

 

Учитель. Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов.

Вспомните, что такое орган? Какие органы,  системы органов различают у животных (собаки)?

 

А какие органы есть у человека?

 

 

Учитель проверяет задание и  кратко рассказывает о строении человеческого организма.

 

 

 

 

 

Органы в свою очередь, состоят из тканей, ткани – из клеток, клетки из молекул. Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов - это разные уровни живого, они объединены в единое целое.

 Организует практическую работу.

 

Учитель объявляет время через каждые 5секунд.

 

 

 

 

 

Какой вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, как вы думаете, можно организм

сравнить со зданием?

А из чего состоит любое здание?

 

Где еще мы встречаем слова здание, роль?

А кто осуществляет действия в театре?

А от кого зависит их согласованная работа?

А  от кого зависит  репертуар театра?

 

Как вы считаете,  что общего между театром и организмом человека?

 

 

Итак, органы, системы органов это «актеры», а кто же исполняет  роль «зрителей»?

Постоянно происходящие изменения в окружающей среде, тотчас же компенсируются и уравновешиваются организмом, т.е. не влияют существенно на работу его внутренних органов. Например, и летом, в жару, и зимой, в холод, температура тела не меняется.

 

Каким же образом обеспечивается согласованная деятельность органов, кто исполняет

роль «режиссера»? (это - гуморальная и нервная регуляция).

 

Проверка выполнения задания.

 

А теперь вернемся к бабе Матрене, что же позволило ей выполнить непосильную задачу?     

 Кто в данном случае играл роль зрителя?

 

Кто исполнял роль режиссера?

Нервная система, в  данном случае гипоталамус посылает сигнал надпочечникам, надпочечники вырабатывают адреналин. Адреналин вызывает работу органов:  учащение сердцебиения, расширение бронхов, сужение вен, артерий в коже, почках, кишечнике, расширение в мышцах. В мышцы поступают питательные вещества, кислород, усиливается энергетический обмен.

 

 

 

 

Выполните задания:

Задание 1 "Органы и системы органов"

Соотнесите органы и системы органов, записывайте так, например,  1- а

1.Опорно-двигательная                                 а. сердце

2. Кровеносная                                               б. лёгкие

3. Дыхательная                                               в. кости

4. Половая                                                       г. почки

5. Выделительная                                           д. яичники

6. Эндокринная                                              е. кожа

7. Покровная                                                   ж. печень

8. Пищеварительная                                      з. головной мозг

9. Нервная                                                       и. желудок     

 

Задание 2 « Установите последовательность уровней организации тела человека, начиная с наибольшего

А) клеточный Б) тканевой В) организменный Г) органный Д) молекулярный

Организм мобилизует все резервы для выполнения возникающих задач.

 

Итак, что нового мы узнали сегодня на уроке?      

 

Ученики формулируют выводы, учитель дополняет, направляет.

 

 

 

Сотрудничество с учителем.

 

 

 

Вызов удивления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозговой штурм.

- об организме человека

- как организм справляется с нагрузками

- как бабе Матрене удалось вытащить сундук?

 

Проблема: Как устроен организм человека и как он справляется с различными задачами?»

 

Задание: самостоятельно, индивидуально определите понятие «организм», сделав записи в тетради. Через 2 мин обменяйтесь мнениями в парах, затем в четверках, обсудив, запишите одно общее понятие.

 

Организм - это биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения

внешней среды.

 

Отвечают на вопросы учителя, показывают на таблице.

 

 

 

Задание: используя материал учебника(§5) за 2-3 минуты напишите как можно больше, названий органов человеческого тела.

 

 

Для формирования навыков работы с таблицами, рисунками учащиеся выполняют задание: пользуясь таблицами, рисунками научитесь распознавать на себе топографию органов.

 

 

Практическая работа.

 Функциональная проба - задержать дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха.

 

Результат: У всех разное время задержки дыхания, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова. У большинства участников опыта лицо покраснело.

Вывод: Изменение функции дыхательной системы ведет к изменению функции кровеносной системы. Следовательно, органы и системы органов взаимосвязаны. Взаимодействие всех систем организма направлено в основном на поддержание внутренней среды организма, основу которой составляет кровь.

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

- можно

- из отдельных частей, каждый из которых играет свою роль.

 

- в театре

- актеры

- режиссера

- зрителя – есть спрос, есть предложение

 

Мы можем сказать, что организм человека своего рода театр со своими актерами, режиссерами, зрителями.

 

(условия окружающей среды).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- пожар он  вызвал стресс.

 

- нервно – гуморальная регуляция

 

Задание: прочитать текст «Нервная и гуморальная регуляция» и заполнить таблицу.

 

Характерные особенности

Гуморальная регуляция

Нервная регуляция

Механизм регуляции

 

 

Быстрота реакции

 

 

Направленность процесса

 

 

Эволюционный возраст

 

 

Экономичность процесса

 

 

Значение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 1.Организм - биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.

2.Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани органы, органы - системы органов, а системы органов организм в целом.

3.Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиологических функций организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Внутреннее строение собаки»

 

 

Торс человека.

Таблица «Внутреннее строение человека», «Нервная система», «Кровеносная система», форзац  учебника «Внутренние органы», рисунки учебника.