Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности (кружок «Занимательная математика»)
Деменковой Юлии Леонтьевны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
Тема занятия: «Геометрический калейдоскоп»
Класс: 3 «Б»
Тип занятия: ОМН (занятие общеметодологической направленности)
Цель: познакомиться с понятием «геометрия», обобщить знания о геометрических фигурах.
Задачи: отрабатывать умение различать и строить фигуры, развивать мышление, воображение, память.
Формировать творческие способности учащихся, в математической и логической смекалке.
УУД
Предметные: повторение знаний о геометрических фигурах
Метапредметные задачи:
Личностные:
- создание условий для формирования интереса к учебной деятельности.
Регулятивные:
- формирование умения оценивать результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия , в сотрудничестве с одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в различных формах работы в классе(индивидуальной, фронтальной, групповой);
- выражать свою точку зрения, адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Познавательные:
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
- давать характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
- под руководством учителя осуществлять обобщение.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, созданная средствами Power Point; карточки для самостоятельной работы в группах, геометрические фигуры; раздаточный материал.
|
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
I |
Мотивация к учебной деятельности Цель: Мотивировать к учебной деятельности |
Слайд № 1 -Доброе утро, ребята! -Я рада встрече с вами на очередном занятии кружка «Занимательная математика» -У нас сегодня гости. Поприветствуем их. -Предлагаю начать наше занятие девизом: Я - Думать – дети коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Работать - старательно! И тогда открытия нас ждут обязательно! -Знаете ли вы,что помимо обычного гороскопа сущ.школьный гороскоп. Хотите узнать его предсказания? -Поднимите руки ребята , у которых лежат на перте полоски зел.цвета (активными) -Оранж.цвета (внимательными) -Красного (сообразительными) -Голубого (старательными) |
Настраиваются на учебную деятельность. |
|||
II |
Актуализация знаний. Цель: Подготовить мышление к изучению нового материала. |
-Ребята, посмотрите, что за предмет у меня в руках? (калейдоскоп) Я думаю, вы все пользовались калейдоскопом. -А что такое калейдоскоп? Давайте исследуем. (Словарь) (Слайд) В словаре Ожегова «Калейдоскоп -трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры». -А это не простой калейдоскоп, а геометрический, узоры в нём состоят из геометрических фигур. Какой же теме будет посвящен наш кружок? Вы узнаете, если переставите местами одинаковые геометрические фигуры. (Рисунок на доске.)
Ответ: журнал
Слайд Тема «Геометрический калейдоскоп» Учитель. «Геометрический калейдоскоп» — так называется придуманный мною детский журнал, на его страницах собраны разнообразные занимательные задания, которые нам предстоит выполнить, связанные темой «Геометрия». -Какую цель, задачи мы поставим перед собой поможет вам определить задание. _Перед каждым из вас лист бумаги. Какую форму он имеет? (прямоугольную) Да, это прямоугольник. -А сейчас возьмите линейку и проведите линию из одного угла в другой. -Смотрите ровная какая. Эта линия ….прямая. -Посмотрите внимательно, какие фигуры у нас получились? (два треугольника) -А если мы проведем еще одну линию из других углов. Что получим? (еще два треугольника) -А если мы проведем еще линию, которая разделит наш лист пополам? (получим еще треугольники) -Посмотрите внимательно на свои листочки. Линии пересекают друг друга и у нас есть точка пересечения этих линий. -А теперь возьмите в руки циркуль. -Какую фигуру можно начертить с его помощью? (окружность) Проведите |
Отвечают на вопросы учителя. |
|||
III |
Постановка учебной проблемы. Цель: Сформулировать цель урока. |
Итак, на какую тему вам были даны задания? (на тему геометрия) - Так какую цель, задачи мы поставим пред собой? Слайд Цель: познакомиться с понятием «геометрия», обобщить знания об известных нам геометрических фигурах. Задачи: отрабатывать умение различать и строить фигуры, развивать мышление, воображение, память.
|
В сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. |
|||
IV |
Первичное закрепление. Цель: Организовать усвоение нового способа действия. |
Вам, конечно же, знакомо слово «геометрия», но знаете ли вы, что оно означает? СЛАЙД
СООБЩЕНИЕ учителя математики
«Геометрия» значит «землемерие». В древние времена в Египте людям, жившим на берегах Нила, каждое лето после того, как разольется вода этой реки, приходилось выходить на освобожденные от воды поля с веревками и палками в руках для того, чтобы после наводнения вновь поделить земельные участки, границы которых были размыты. Со временем они научились измерять площади земельных участков. Это было очень важно, ведь от величины участка зависело, какой налог им придется платить. Ученые древности открыли свойства многих геометрических фигур. Так появилась наука геометрия. Она помогает нам измерять длину, ширину, высоту, периметр, площадь, радиус, диаметр... В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - измерять).
-Итак, открываем 1 СТРАНИЦУ журнала «Геометрический калейдоскоп» -Свою работу на каждой страничке журнала вы будете оценивать в листах самооценки. «Загадалки» На ней помещены загадки о некоторых геометрических фигурах. -Отгадки я попрошу вас изображать на отдельных листочках фломастером. ➢ В геометрии с нее все начинается: Позволено началом у луча ей быть, Она вершиною угла считается, Пересечением двух линий ей дано служить. (Точка)
➢ Три угла, три стороны и вершины тоже три. (Треугольник)
➢ У этой фигуры четыре стороны. Стороны, заметьте, Все одной длины. А углы прямые в ней. Начерти ее скорей! (Квадрат)
➢ Есть у него начало, отсутствует конец. Если угадаешь — будешь молодец! (Луч)
➢ Нет конца и нет начала, Как ее ни продолжай. РЕКЛАМА Ты ее за это смело Бесконечной называй. (Прямая)
➢ У фигуры этой отсутствуют углы, Все точки от центра равно удалены. (Окружность) Слайд Проверим себя ЛИСТ САМООЦЕНКИ |
Анализируют полученную информацию и угадывают фигуры.
|
|||
V |
Физминутка Цель: Психоэмоциональная разрядка. Профилактика утомления. |
Физминутка Изобрази фигуры на спине соседа: Луч, прямая линия, кривая линия, ломаная линия. Поменялись местами: треугольник, овал, трапеция, ромб. |
Установка на бережное отношение к своему здоровью. |
|||
VI |
Включение в систему знаний Цель: Определение границ знаний.
|
-Листаем следующую страницу нашего журнала
СТРАНИЦА 2 — «Игралки». На этой странице вас ждет игра под названием «Назови фигуру». Но прежде давайте перечислим все известные вам плоские фигуры. СЛАЙД Дети называют _-Какие из плоских фигур нам пока малоизвестны?
Параллелограмм — четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны. Трапеция — четырехугольник, две стороны которого параллельны, а две другие непараллельны.
-А теперь игра! -Вам нужно с закрытыми глазами опустить руку в коробку, в которой находятся фигуры разной геометрической формы, в том числе — параллелограмм и трапеция вытащить ее и, исследовав наощупь, назвать.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
|
Распознают знакомые геометрические фигуры.
|
|||
|
2)
3) |
СТРАНИЦА 3 «Шифровалки». С помощью геометрических фигур зашифрованы слова. (Работаем в группах) а) Используя названия фигур (по первым буквам названий фигур) прочтите слово — название животного.
Ответ: КРОТ б) Выстроив фигуры по количеству углов, прочтите слово — название цветка.
Ответ: ПИОН
в) Какой принцип нужно использовать, чтобы получилось слово – название дерева?
Ответ: ЛИПА. Принцип построения фигур по размеру в порядке увеличения.
г) Расшифруйте слово.
Используйте следующий код:
Ответ: ШИФРОВКА.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ СТРАНИЦА 4 — «Шуточная». Сценка в стихах "Треугольник и Квадрат" Действующие лица: Автор, Треугольник, Квадрат 1.Жили-были два брата – Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: 2.КВАДРАТ: - Отчего ты злишься, брат? 3.АВТОР: Тот кричит ему: 4. ТРЕУГОЛЬНИК: - Смотри! Ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, У тебя же их четыре. 5.АВТОР: Но Квадрат ответил: 6. КВАДРАТ: - Брат! Я же старше, я – Квадрат. 7.АВТОР: И сказал ещё нежней: 8.КВАДРАТ: - Неизвестно, кто нужней! 9.АВТОР: Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато Срезать старшему углы. Уходя, сказал: 10.ТРЕУГОЛЬНИК: - Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился ты квадратным, А проснёшься без углов. 11.АВТОР: Но наутро младший брат, Страшной мести был не рад. Поглядел он – нет Квадрата. Онемел… Стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! |
Учатся правилам участия в коллективной деятельности, способам взаимодействия и учебного сотрудничества. Обучаются умению вести диалог. Осознают качество и свой уровень усвоения материала. Учатся доказывать свою точку зрения, обосновывая её практически. |
|||
VII
|
Самостоятельная работа и взаимопроверка по эталону. Цель: Организовать самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия.
|
Ребята, давайте помирим эти фигуры, выполнив задание · В честь примирения разрежем торт. Деление торта на кусочки. (Работа в паре) (Слайд) Разрежь торт прямоугольной формы двумя разрезами так, чтобы две из них были четырёхугольной формы, а две треугольной формы. Треугольнику 2 кусочка треугольной формы, а квадрату 2 кусочка четырехугольной формы. Проверка
ЛИСТ САМООЦЕНКИ |
Решают числовые выражения. Взаимопроверка по образцу.
|
|||
VIII |
Рефлексия. Цель: Оценивание учащимися собственной деятельности. Фиксация затруднений как направления будущей деятельности.
|
-Ребята, вам понравилось наше занятие? - Какая страничка журнала больше всего? -Подведем итоги нашей работы и посмотрим на свои результаты в листе самооценки. Подсчитайте свои баллы. Подпишите листы. У кого каждая стр. оценена в 5 баллов? Молодцы. - У кого стр. в 4 балла? Неплохо. -В 3 балла? Надо задуматься. -В 2 балла? Срочно исправить положение. -Прошу выразить свое отношение к занятию жестом.
|
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои знания и показывают своё отношение к занятию кружка.
. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.