Технологическая карта занятия «Тайны лесного царства»

  • doc
  • 09.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта Лес.doc

Технологическая карта занятия

 (разработчик – Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии и экологии).

 

Тема занятия: «Тайны лесного царства» (в форме «Своя – игра»).

Цель занятия: Формирование бережного и целостного отношения к природе.                                                                                                               Задачи, направленные на достижение личностных результатов:                                                                                                                                                    - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;                                                                                               - формировать уважительное отношение к мнению товарищей.                                                                                                                                   Задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:                                                                                                       Познавательные:                                                                                                                                                                                                        Познавательные  универсальные учебные действия:                                                                                                                                                                - устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;                                                                                                                       - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;                                                                                                               - логическое  рассуждение.                                                                                                                                                                                    Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                                       - формировать  умения прогнозировать  предстоящую работу;                                                                                                                                                     - развивать умение высказывать своё предположение;                                                                                                                                                                  - формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.                                                                       Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                                                - развивать умение слушать и понимать других;                                                                                                                                                                   - оформлять свои мысли в устной форме.                                                                                                                                                                    Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения                                                                                                    Воспитание экологически развитой личности:                                                                                                                                                                                  - бережное отношение к окружающей среде;                                                                                                                                                                                   - умение ценить, сохранять и преумножать то, что уже имеется;                                                                                                                                                   - продолжить формирование ценностного отношения к объектам природы;                                                                                                                                     - вызвать чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде.

Тип занятия: совершенствование способов действий и знаний.

Методысловесные методы: беседа, монолог, подводящий диалог, дискуссия; метод дидактической игры; наглядные и иллюстративные методы.

Форма работы:   работа в команде.

 

Оборудование: компьютер;  мультимедийное оборудование;  карточки со стоимостью вопросов: 10, 20, 30, 40, 50;   лукошки.

 

Технология: игровые технологии,  ИКТ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии  проблемного обучения.

 

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

 

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный, психологический настрой на  деятельность и активизация внимания.

Собрались все дети в круг.                                          Я – твой друг и ты мой друг.                               Крепко за руку возьмёмся                                                И друг другу улыбнёмся.

 

Приветствуют учителя и одноклассников, настраиваются  на занятие.

 

Личностные УУД

Формирование мотивации, самоопределение к деятельности.

II

Актуализация знаний.

Если вы угадаете загадку, то вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.                             Встал стеною до небес                                      Перед нами чудо (лес)

 

Учащиеся разгадывают загадку

Личностные УУД

Нравственно - этическая ориентация

III

Целеполагание

 В нашей  Республике Коми много лесов. Лес – большой друг. Поднимите руки, кто был в лесу?                                                            Почему мы с лесом дружим,                           Для чего он людям нужен?

 

Учитель обобщает ответы учащихся.

Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,

Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

А, сколько тайн в лесном царстве.

Дискуссия. Ответы. Развитие мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Лес - наше богатство. Лес зелёный наряд нашей  земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. Для животных он родной дом и кормилец.  В лесу можно собирать  грибы да ягоды и др.

 

Формулируют тему занятия: «Тайны лесного царства»

 

Личностные УУД

Нравственно - этическая ориентация

Познавательные УУД Общеучебные – поиск и выделение информации.

Коммуникативные  УУД

планирование  сотрудничества

Регулятивные УУД        принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

IV

Основная часть

 

 

Наше мероприятие проводится в форме               «Своя – игра». Участвуют две команды.

Прослушайте основные правила, которые необходимо соблюдать в игре:

Каждой команде предстоит отвечать на вопросы из различных областей знаний.

Необходимо выбрать одно задание, с учетом его трудности, которая выражается в его стоимости: 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

На обсуждение ответа – 20 секунд.

Если ответ верный, карточка с суммой баллов переходит в копилку команды. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос предоставляется другой команде по их желанию. Карточки с баллами складываются в лукошки, которые есть у каждой команды на игровом столе.

По сумме баллов будет определена команда-победитель. Желаю всем успехов!

Каждая команда выбирает название.

Первыми выбирают номинацию та команда, которая быстрее вспомнит стихотворение или песню, связанное с лесом.

 

 

 

Активизируется познавательная деятельность детей.

 

 

 

Коммуникативные УУД

Формирование навыков учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем.

Познавательные УУД

Логические - установление причинно– следственных связей.

Личностные УУД

Проявление интереса к изучаемой теме, понимание его важности.

Номинации

1. Номинация по теме: «Птицы»

Вопрос на 10 баллов - Какая птица не высиживает яиц и птенцы не знают своей матери  (Кукушка)

Вопрос на 20 баллов - Об этой ночной птице ходит много небылиц, считают ее вестником беды. Птица эта истребитель грызунов. (Сова)

Вопрос на 30 баллов   Какая птица к зиме белеет? (куропатка)

Вопрос на 40 баллов – У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Вопрос на 50 баллов – Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест)

2. Номинация по теме: «Животные»

Вопрос на 10 баллов  - Какое животное в народе прозвали «косым»?

Вопрос на 20 баллов – Как называется наука о животных?

Вопрос на 30 баллов – Почему муравьи закрывают ходы в муравейнике? ( К дождю)

Вопрос на 40 баллов – Какому зверю принадлежат эти уши? ( Лисы)

Вопрос на 50 баллов – Какое животное называют «сохатым»? (Лося. Сохатый – от слова «соха» - это орудие  труда,  палка с разветвленным наконечником, на которую похожи рога старого лося.)

3. Номинация по теме: «Деревья»

Вопрос на 10 баллов   - Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза)

Вопрос на 20 баллов – Как называется дубовые леса? (Дубравы)

Вопрос на 30 баллов - Какое дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница)

 Вопрос на 40 баллов –Это дерево напоминает вечнозеленую пирамиду. Его можно узнать по коротким колючим иголкам-хвоинкам, расположенным на ветке по одной, и длинным, свисающим вниз шишкам. (Ель)
Вопрос на 50 баллов – Из какого дерева делают спички? (Из осины)

4.Номинация по теме: «Кустарники»

Вопрос на 10 баллов Какая ягода чаще всего встречается в лесах и оврагах, хорошо растет по берегам речушек и озер, ею часто лакомятся медведи?  (Малина)

Вопрос на 20 баллов 

Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая, 
И листьев узором нарядным 
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина.)

Вопрос на 30 баллов - В народе этот кустарник называют «дикой розой». Встречается на опушках леса, в зарослях кустарников. Плоды мясистые, ягоды жёлтые, красной или чёрно-бурой окраски, содержащие в себе целебные свойства. (Шиповник)

Вопрос на 40 баллов - Это очень ядовитый кустарник. Ядовиты все его части. Никогда нельзя брать в рот его аппетитные красные ягоды. (Волчье лыко)

Вопрос на 50 баллов - Весной она украшена кружевом белых цветков, а осенью, как огоньки, блестят ярко-красные гроздья её сочных плодов. (Калина)

5.Номинация по теме: «Грибы»

Вопрос на 10 баллов - Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб). Вопрос на 20 баллов - Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки)

Вопрос на 30 баллов - Какие ядовитые грибы носят «юбочку»? (Мухоморы)

Вопрос на 40 баллов Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

Вопрос на 50 баллов  -Шляпка у этого гриба по краю лохматая, шерстистая. От этого и произошло название гриба: древнерусское слово «вовна» означает шерсть, гриб волнуется, ясно почему: «Как бы не испортили шляпки бахрому» (волнушка).

6.Номинация по теме: «Охрана леса»

 

Вопрос на 10 баллов – Как называется книга, в которую занесены исчезающие виды организмов, или тех, кто нуждаются в специальных мерах защиты? (Красная книга)

Вопрос на 20 баллов часток территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

 (Заповедники)

Вопрос на 30 баллов -  Как называется заповедник в Республике Коми? (Печоро-Илычский  заповедник)

Вопрос на 40 баллов - Какое стихийное бедствие наиболее опасно для леса? ( Пожар)

Вопрос на 50 баллов - Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

 

 

В середине занятия проводится физкульминутка

Дружно за руки возьмёмся,                                   Тихо по лесу пройдёмся                                      Только в лес мы зашли-                                 Появились комары.                                         Руки вверх- хлопок  над головой.                          Руки вниз- хлопок другой.                                Вправо-вверх- опять -комар.                      Влево-вниз-какой кошмар!                                Дальше по лесу шагаем                                      И медведя мы встречаем.                                      Руки  за голову кладём                                            И вразвалочку идём                                              Впереди из-за куста                                           Смотрит рыжая лиса.                                              Мы лисицу обхитрим -                                                 На носочках побежим.

Встанем, дети, на носочки –  
На зарядке ставим точку.

Осуществляют профилактику утомления.

 

 

Личностные:                     установка на здоровый образ жизни

 

V

Подведение итогов

-Что в наших силах?                                                    - Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте, оберегайте леса.

ПОМНИТЕ: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.

 БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ В ЛЕСУ!

Подсчет баллов.

 

 

 

Дискуссия.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

 

Познавательные:   Ориентируются в своей системе знаний.                               Личностные:                    Осознают свои возможности в учении.                     Регулятивные:        Осуществляют контроль учебных действий.

 

VI

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности на занятии, предлагает ответить на вопросы:

Продолжите фразы

          Мне хотелось бы…

          Я желаю ребятам…

          Я желаю себе…

 Какое у вас настроение после занятия?

       Ð“рустно, Плакать, Слеза, Эмоции, Настроение, Лицо, Боль        

Составление синквейна.    

Осуществляют самооценку собственной  деятельности, степень ее результативности.

 

Регулятивные УУД

проводят рефлексию  деятельности, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:          ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.     

VII

Награждение, поощрение.

-За то, что хорошо работали на занятии, хочу подарить вам буклет с правилами. И, чтоб каждый из вас, когда пойдет в лес, помнил и выполнял эти правила.

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru