Технологическая разработка урока по русскому языку 6 класс на тему "Собирательные числительные

  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Собирательные числительные.docx

План-конспект урока русского языка по теме "Собирательные числительные". 6-й класс

Цели урока:

Образовательные:

-познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные; научить правильно употреблять собирательные числительные в речи.

-обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость

-развивать умение правильно определять разряд числительных

Воспитательные

-воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу

-воспитывать нравственный потенциал учащихся

Задачи урока:

-показать особенности разряда «Собирательные числительные» в сравнении с другими разрядами количественных числительных;

-раскрыть правила склонения собирательных числительных и употребления их в речи;

Тип урока: комбинированный

Оборудование:учебник, раздаточный материал

Ход урока

1.Орг.момент

-Здравствуйте ребята! Прежде чем начать урок, давайте закроем глаза и представим себе, что-то очень приятное. Представили? А теперь на этой положительной ноте давайте начнем наш урок.

2. Проверка домашнего задания. Ученик комментирует упр.407

3. Опрос

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( дробные количественные числительные)

-Для чего мы используем эти числительные? ( для обозначения долей и дробей)

-Из каких частей состоят дробные числительные? ( дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя)

- Какие дробные числительные по структуре? ( составные)

-Каким числительным является первое слово(числитель)? (количественным)

-Каким числительным является второе слово (знаменатель) ? ( порядковое)

-Каковы особенности склонения дробных числительных? ( склоняются обе части, первая часть как количественное числительное, вторая как прилагательное)

Подведение к теме урока. Вместе с учащимися формулируется тема и цели урока

На доске запись. Двое пашут, а семеро руками машут.

– Есть ли в пословице числительные? На какой вопрос они отвечает? (Сколько?)

– К какой группе они относятся? (Количественные) .Как вы определили? (По вопросу)

– А какие вы знаете разряды количественных числительных? (Собирательные, дробные, порядковые)

– Что обозначает числительное из пословицы? ( Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются).

– Как вы думаете, к какому разряду относится числительное? ( К собирательным)

– Итак, определите тему урока. (Собирательные числительные).

– Сформулируйте цель (познакомиться с разрядом “собирательные числительные”, учиться правильно отличать их от других числительных).

Запись в тетрадь темы урока “Собирательные числительные”

4. Изучение темы “Собирательные числительные”.

Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов.

Вопросы, рассматриваемые на уроке:

1. Что обозначают собирательные числительные?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

Задание по таблице

– Итак, перед нами таблица. Давайте заполним первую свободную колонку

Таким образом ,мы образовали собирательные числительные. А теперь задание: согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч. (задание выполняется в таблице), образцом для вас будет верхняя строка

1

2

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Мужчин

Телят

Ворот

Три

?Воин

? Котенок

? Ножницы

Четыр

? Студент

?Медвежонок

? Брюки

Пять

? Товарищ

? Мышонок

? Очки

Шесть

?Друг

?Волчонок

?Сани

Семь

?Одноклассник

?Лисенок

?Сутки

Восемь

? Спортсмен

?Крольчонок

?Коньки

Девять

?Победитель

?Бельчонок

?Перила

Десять

?Богатырь

?Слоненок

?Плоскогубцы

– Какой же вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных и существительными, употребляемыми только во множественном числе)

– Давайте откроем учебники и сверим правильные ли ответы мы дали. (Чтение текста правила в учебнике стр.49).

А какие собирательные числительные употребляются реже, чем остальные? (восьмеро, девятеро, десятеро)

Работа с учебником(упр. 411)

Двое друзей, четверо гусят, пятеро суток. Нельзя заменить: три девушки-ж.р; восемь коней- не детеныши, семь тетрадей- ж.р, одиннадцать козлят, пятнадцать цыплят-больше десяти.

А для того, чтобы узнать какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном(работа у доски и в тетрадях)

трое лучших друзей

р.п. троих лучших друзей

д.п.троим лучшим друзьям

в.п.троих лучших друзей

т.п.троими лучшими друзьями

п.п.о троих лучших друзьях

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

И у нас остался еще один вопрос.

– Какие еще собирательные числительные есть в русском языке?

Оба обе

Найдите информацию в учебнике и ответьте на вопрос:

– С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе. (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода

Упр.413 устно

На обеих стенах висели плакаты, склоны обоих оврагов были размыты дождями, малышка держала куклу обеими руками, по обеим сторонам дороги тянулся густой лес, обоих братьев приняли в спортивную школу, в обоих случаях ответ был неверным

5. Первичное закрепление

Упр. 414

Одиннадцать цыплят, семь кошек, на обоих берегах, перед обеими клумбами, двенадцать первоклассников, две кошки, об обеих теннисистках, шесть тигриц

6. Домашнее задание

Стр. 49-51, упр. 412, 416

7. Подведение итогов урока