Технологическая карта рабочей программы по окружающему миру 2 класс.Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, образовательной программы начального общего образования школы, в соответствии с авторской программой А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива»).
Раздел, тема
Количество
часов
Вселенная, время,
15 часов
календарь
1. Мы союз народов России
1 час
2. Мы – жители Вселенной
1 час
Технологическая карта Рабочей программы по окружающему миру 2 класс.
Основные виды деятельности по содержанию программы
Планируемые результаты
Формы
контроля
Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в
котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его
природные и историкокультурные достопримечательности.
Соотносить святыни России и своего края с традиционными
религиями. Определять самое важное и интересное в культуре
своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат
одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на
разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное
суждение о роли русского языка в РФ
Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны.
Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении
Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в
учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок
расположения, сравнивать размеры планет.
Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров,
осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию
Личностные умения
• Проявлять:
— интерес к родной стране;
— позитивное отношение к
процессу составления рассказа о
своей стране.
•Осознавать свою самобытность.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
— объяснять понятие «Российская
Федерация»;
— различать самобытную культуру
народов России и обосновывать
своё мнение;
— соотносить размеры планет
Солнечной системы и
обосновывать своё суждение;
— определять стороны горизонта,
используя подсказки природы;
— использовать условные
обозначения для указания сторон
горизонта на схеме;
1— использовать приобретённые
знания при составлении рассказа о
России.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание по
алгоритму;
— вносить необходимую
корректировку в текст;
— выполнять учебное действие в
соответствии с планом;
— оценивать правильность
выполнения учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать корректное
высказывание;
— выполнять учебные действия в
рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения в
рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речевые
средства для представления
результата
34. Наш космический
2 часа
корабль Земля
По своим представлениям рисовать Землю — наш космический
корабль.
Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию
горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ
определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме
способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы
в рабочей тетради.
5. Время
1 час
6. Экскурсия в музей
1 час
7. Сутки и неделя
1 час
По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее,
выделять приметы времени. Предлагать рисункисимволы,
обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё
решение.
По фотографиям в учебнике определять временные характеристики
изображённых событий.
Располагать еденицы измерения времени в порядке их увеличения
(уменьшения).
Практическая работа в группе: изучать устройство часов,
определять время по часам,
моделировать время на часах.
Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных
часов.
Слушать рассказ экскурсовода о становлении и развитии родного
села. Рассматривать, как менялись предметы домашнего обихода,
как развивалось производство.
По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи.
Моделировать смену дня и ночи с помощью схемыаппликации.
Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, ил
люстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего
края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять
количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их
последовательность.
Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в
семье, происходившем в воскресенье.
28. Месяц и год
1 час
9. Времена года
1 час
1011. Погода
2 часа
Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и
объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз
в виде схемыаппликации. Устанавливать связь между названием
естественного спутника Земли и единицей измерения времени —
месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны,
иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в
том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы
загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать
правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный
способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять
взаимопроверку.
Работать со взрослыми: наблюдать изменение облика Луны,
фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков
Перечислять времена года в правильной последовательности,
называть (опираясь на годовой круг) месяцы каждого сезона,
предлагать для каждого времени года рисунки.
По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с
движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять
причины смены времён года, моделировать их в виде схемы
аппликации.
Придумывать сказочное объяснение смены времён года,
иллюстрировать его рисунком.
Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе
сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.
Конструировать определение понятия «погода», сравнивать
предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по
иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях
погоды.
Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять
самопроверку.
Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться
рисовать условные знаки погодных явлений.
Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить
различные виды термометров, освоить способы записи показаний
термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела,
зафиксировать результаты измерений в таблице.
312.Календарь – хранитель
времени, страж памяти
1 час
Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила
пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в
православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях
13. Красные дни календаря
1 час
14. Народный календарь
1 час
15. Экологический
календарь
1 час
Определять различие между государственными праздниками России и
международными праздниками. Характеризовать содержание
общегражданских государственных праздников современного
российского календаря.
Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных
органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.
Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню
погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов.
Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в
помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в
календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные
наблюдения и данные народных примет своего края.
Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в
тексте учебника определение экологии как науки.
Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме.
Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке.
Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по
материалам учебника), предлагать рисункисимволы к каждой дате.
Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые
экологическим дням (в течение года). Проектное задание:
подготовить фоторассказ об одном из экологических дней,
отмеченных в школе
Осень
19 часов
Личностные умения
•Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к
416.Осенняя прогулка
1 час
Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.
Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас
определитель, определять деревья и кустарники по плодам.
Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени.
17. Осенние месяцы
1 час
18. осень в неживой
1 час
природе
Составлять на основе народной загадки схему круглого года с
чередованием сезонов. Сопоставлять старинные (в том числе в
языках народов своего края) и современные названия осенних
месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными
особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в
жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев
по картинам художников с помощью выразительных средств
русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине.
Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной
игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних
праздниках разных народов России. Соотносить особенности
праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями
природы и хозяйственной жизни разных народов России
По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью.
Устанавливать причинноследственные связи между положением
Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре,
извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в
неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких
явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по харак
терным признакам периоды осени.
Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью,
фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их,
делать выводы об изменении погоды в течение осени.
природе;
— желание создать программу
праздника для малышей
детского сада;
— желание выполнять правила
здорового образа жизни;
— навыки благожелательного
общения друг с другом во
время игры.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
— определять зависимость осенних
изменений в неживой природе от
положения земной поверхности по
отношению к Солнцу и
обосновывать своё мнение;
— устанавливать причину
природных осенних явлений:
листопад, пожелтение травы — и
обосновывать своё мнение;
— замечать невидимые связи в
осеннем лесу и обосновывать своё
мнение;
— устанавливать причины,
благодаря которым птицы
покидают родные края;
— видеть особенности в
праздничных обрядах народов
России в пору осеннего
равноденствия и обосновывать своё
мнение;
519. Народные праздники в
1 час
пору осеннего
равноденствия
20. Звездное небо осенью
1 час
21. Экскурсия на луг
1 час
Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть
характерные атрибуты осенних народных праздников.
Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых
праздников. Рассказывать об особенностях праздников
земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу
зернушку по инструкции в рабочей тетради.
Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в
природе. Осознавать значение осенних народных праздников как
выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.
На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания
звёздного неба.
Сравнивать древние и современные представления о созвездиях.
Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь,
соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать
схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации
учебника.
Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на
небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком.
Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя
атласопределитель, фиксировать результаты наблюдений в виде
записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную
литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий
— использовать приобретённые
знания при составлении программы
праздника.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие в
соответствии с планом;
— распределять обязанности для
выполнения учебного задания
в группе;
— выполнять взаимопроверку
учебного задания;
— выполнять самопроверку
учебного задания;
— контролировать своё поведение
во время игры со сверстниками,
соблюдая определённые правила
игры.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное
мнение;
— строить понятные для партнёра
высказывания;
— использовать речь для
регуляции своего действия;
— адекватно взаимодействовать в
группе и приходить к общему
решению;
— формулировать речевое
высказывание
622. Трава у нашего дома
1 час
23. Старинная женская
1 час
работа
24. Деревья и кустарник
1 час
осенью
Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых
растений осенью.
Устно описывать внешний вид наиболее распространённых
травянистых растений . Отгадывать народную загадку о растениях,
осуществлять самопроверку.
Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со
взрослыми: определять с помощью атласаопределителя
травянистые растения ближайшего природного окружения,
фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков,
фотографий.
Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других
источников для написания собственного рассказа о растении.
Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных
природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани.
Определять особенности льняной ткани, по рисункам
реконструировать последовательность трудовых операций в
старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами
загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной
женской работе со льном у разных народов, планировать
последовательность и согласовывать распределение операций по
изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать
итоги совместной работы
Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по
иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре,
узнавать изученные деревья и кустарники по листьям.
Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.
Выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в
природе, формулировать соответствующие правила экологической
этики.
Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в
природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у
разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей
тетради
725. Чудесные цветники
1 час
осенью
26. Грибы
1 час
27. Шестиногие и
восьминогие
1 час
Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и
натуральным образцам.
Оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия
растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения,
объяснять причины своих предпочтений.
Определять растения школьного цветника (2—3 представителя).
Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе.
Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре
разных народов. Работать со взрослыми: Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания собственного
рассказа об одном из растений цветника.
Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике
узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать
схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать
связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне
съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.
Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью
атласаопределителя. Обосновывать необходимость бережного
отношения к грибам, формулировать соответствующие правила
экологической этики
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.
По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых.
Устно описывать паукакрестовика и его сеть. Узнавать изученных
насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая
характерные особенности окраски насекомых.
Прослеживать по рисункамсхемам превращения различных
насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать
превращение насекомых в виде схемаппликаций. С помощью атласа
определителя приводить примеры насекомых различных групп.
Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам,
формулировать соответствующие правила экологической этики.
828. Птичьи секреты
1 час
29. Как разные животные
1 час
готовятся к зиме
30. Невидимые нити в
1 час
осеннем лесу
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по
рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие —
к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц,
классифицировать их по известным признакам (перелётные и
зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.
Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать
предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку.
Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми:
наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью
атласаопределителя, результаты работы фиксировать в виде
рассказов, рисунков, фотографий
Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и
жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки,
линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных.
По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха
белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений,
раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения
особенностей сезонной окраски зверьков.
Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ
«Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на
поляне», формулировать соответствующие правила экологической
этики
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях
в природе.
Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между
собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении
схем как способа изображения связей в окружающем мире, о
возможности построения разных вариантов схем для отображения
одних и тех же связей.
Рассказывать по представленным связям о невидимых нитях.
Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем аппликаций и
графических схем.
Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на
поляне», формулировать соответствующие правила экологической
этики.
931. Осенний труд
1 час
Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас.
Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой
природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм
изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё
поведение в ходе совместной работы.
3233. Будь здоров
2 часа
Формулировать правила здорового образа жизни осенью.
Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение
по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.
34. Охрана природы
1 час
осенью
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы
осенью.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с
их помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к
природе.
Извлекать из текста учебника информацию о некоторых
представителях Красной книги России, о причинах сокращения их
численности; на основе полученной информации предлагать меры
охраны изучаемых объектов.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из представителей Красной книги
России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради
посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и
подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ
об осенней прогулке.
Зима
16 часов
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
1035. Зимние месяцы
1 час
36. Зима – время науки и
1 час
сказок
37. Зима в неживой
1 час
природе
Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев,
соотносить их внутренний смысл с природными особенностями
зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать
погодные явления зимних месяцев по картинам художников с
помощью выразительных средств русского (и родного) языка,
сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать
произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в
творчестве народов своего края народные приметы и
прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер
погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.
Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл,
формулировать их нравственное значение для современной жизни.
По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе.
Устанавливать причинноследственные связи между положением
Солнца и зимними изменениями в природе.
Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об
зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради
список этих явлений.
Выражать своё отношение к красоте зимней природы.
Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха
детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в
неживой природе.
Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку.
Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать
наблюдение результатов в таблицах, сравнивать их, делать выводы
об изменениях погоды в течение зимы.
—бережное отношение к
природе;
— интерес к закаливанию
организма в зимний период;
— инициативу и позитивное
отношение к одноклассникам во
время игры;
— эмоциональноценностное
отношение к семейным
праздникам Новый год и
Рождество.
Познавательные умения:
— определять зависимость
зимних изменений в неживой
природе от положения земной
поверхности по отношению к
Солнцу;
— определять день зимнего
солнцестояния и обосновывать
своё мнение;
— определять различие
гражданского и православного
календарей и обосновывать своё
мнение;
— определять невидимые связи
между животными и растениями
в зимнем лесу и обосновывать
своё мнение;
1138. Звездное небо зимой
1 час
— использовать приобретённые
знания при создании макета
газеты «Зимушказима»;
Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы
осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий
Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ
нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде
стороны горизонта.
Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной
звезде.
Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её
со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды
Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради.
Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям
рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд
и созвездий, пользоваться атласомопределителем, фиксировать
результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради
39. Зимняя прогулка
1 час
Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и
другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом.
40. Зима в мире растений
1 час
41.42. Зимние праздники
2 часа
По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в
жизни растений.
Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым
можно узнать растения зимой. Устанавливать связи изученных
растений с животными. Работать со взрослыми: определять
растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде,
выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены
растения
Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и
солнцеворота.
Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать
картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и
преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям
1243. Растения в домашней
1 час
аптечке
44. Зимняя жизнь птиц и
1 час
зверей
Регулятивные умения:
— выполнять учебные действия
в соответствии с целью;
— выполнять взаимопроверку
учебного задания;
—выполнять самопроверку
учебного задания;
— контролировать во время
игры своё поведение по
отношению к сверстникам,
соблюдать правила игры.
Коммуникативные умения:
— формулировать собственное
высказывание, используя
термины;
— пользоваться речью для
регуляции своего действия;
— строить понятные для
партнёра высказывания.
На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о
лекарственных растениях.
По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых
лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник,
травянистые растения. Практическая работа в группах:
рассматривать предложенные лекарственные растения и
изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.
Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них
лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из
текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых
растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях
в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие
правила экологической этики.
Организовывать дидактическую игру «В больнице Доктора
Айболита» с использованием лекарственных растений.
Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями
домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь.
Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о
приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц
на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по
клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенно
стями питания птицы.
Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к
человеческому жилью и возможности помощи им со стороны
человека.
Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней
жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми:
наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью
атласаопределителя, продолжать подкармливать птиц, по
результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его
рисунком (фотографией)
1345. Невидимые нити в
1 час
зимнем лесу
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях
в природе.
Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса,
отражающие природные взаимосвязи
Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике,
соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между
елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с
помощью различных видов схем, в том числе работая в группе.
Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях.
46. В феврале зима с
весной встречается
впервой
1 час
Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в
культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на
Масленицу по традициям своего края.
47. Зимний труд
1 час
48.49.Будь здоров
2 часа
Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину,
соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе).
Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и
животных зимой в родном доме
Формулировать правила здорового образа жизни зимой.
1450. Охрана природы зимой
1 час
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы
зимой.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с
их помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Извлекать из текста учебника информацию о некоторых
представителях Красной книги России, о причинах сокращения их
численности; на основе полученной информации предлагать меры
охраны изучаемых объектов.
Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из представителей Красной книги
России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки,
фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей
тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых):
организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов
своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке.
Весна и лето
20 часов
51. Весенние месяцы
1 час
52. Весна в неживой
природе
1 час
Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев,
соотносить их внутренний смысл с природными особенностями
весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать
погодные явления весенних месяцев по картинам художников с
помощью выразительных средств русского (и родного) языка,
сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в
праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме
круглого года обозначать пору весеннего равноденствия
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в
природе. Устанавливать причинноследственные связи между поло
жением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в
паре, извлекать из текста учебника информацию. По своим
наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.
Устанавливать причинноследственные связи между положением
Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре,
извлекать из текста учебника информацию.
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к
природе;
— желание выполнять правила
здорового образа жизни в весенний
период;
— доброжелательное отношение к
сверстникам во время игры;
— осознание собственных
достижений при освоении
учебной темы.
Познавательные умения:
— определять зависимость
весенних изменений в неживой
природе от положения земной
поверхности по отношению к
Солнцу и обосновывать своё
мнение;
1553. Весна – утро года
1 час
54. Звездное небо весной
1 час
55. Весенняя прогулка
1 час
56. Весеннее пробуждение
1 час
растений
Знакомиться по материалам учебника с народными традициями
встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в
виде миниспектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике
«Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на
них события.
Работая в группах, изготавливать (по схемеинструкции в рабочей
тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать
такими игрушками деревце во дворе школы.
Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по
старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей
тетради фотографии или рисунок праздника
Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и
Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия.
Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея,
соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком.
Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему
созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы
созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради.
Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и
кустарников.
Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям, формулировать соответствующие нормы экологической
этики.
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни
растений.
Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих
растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать
раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе.
Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений
по картинному плану, представленному в рабочей тетради,
фиксировать сроки цветения. Оценивать впечатления от
восприятия раннецветущих растений, выражать свои
предпочтения в рисунке или фотографии. Использовать источники
информации для написания собственного рассказа о любом
раннецветущем растении.
— определять и обосновывать
причины, по которым
раннецветущие растения зацветают
первыми;
— определять невидимые связи
животных и растений в весеннем
лесу и обосновывать своё мнение;
— различать общее и особенное в
обрядах и праздниках народов
России в пору весеннего
равноденствия и обосновывать своё
мнение;
—использовать приобретённые
знания при составлении рассказа о
первых весенних цветах.
Регулятивные умения:
— выполнять задание в
соответствии с целью;
— распределять обязанности для
выполнения учебного задания в
группе;
— выполнять самопроверку и
взаимопроверку учебного задания;
— контролировать свои действия
во время выполнения учебного
задания (игры) по отношению к
сверстникам, соблюдая правила.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные
высказывания, используя термины
в рамках учебного диалога.
— использовать речь для
регуляции своего действия;
— формулировать собственное
мнение;
— адекватно взаимодействовать в
паре и приходить к общему
решению.
1657. Чудесные цветники
1 час
весной
58. Весна в мире
насекомых
1 час
59. Весна в мире птиц и
зверей
1 час
Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и
натуральным образом.
Оценивать эмоциональноэстетические впечатления от восприятия
растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения,
объяснять причины своих предпочтений. Определять растения
школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные
растения на фотографиях, рисунках и в природе. Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания собственного
рассказа об одном из растений цветника.
Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в
жизни насекомых.
Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать
эмоциональноэстетические впечатления от восприятия красивых
насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам
в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей
тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать
необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах,
предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с
насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на
поляне», формулировать соответствующие правила экологической
этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее появление на
секомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради,
определять насекомых в природе с помощью атласаопределителя.
По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире
птиц и зверей.
Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью
текста учебника определять последовательность возвращения
перелётных птиц из тёплых краев, фиксировать её в рабочей тетради.
Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью
атласаопределителя.
Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать
соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную
игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике.
Работая в паре, придумывать диалоги зверейродителей и их
детёнышей, разыгрывать сценки.
Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города(села),
слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать
рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией.
1760. Невидимые нити в
весеннем лесу
1 час
61. Весенний труд
1 час
62. Старинные весенние
праздники
1 час
63.64. Будь здоров
65. Охрана природы
весной
2 часа
1 час
Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях
в природе.
Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между
собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре.
Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов
схем.
Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем
лесу.
Использовать дополнительную литературу для написания
собственного рассказа о кукушке.
Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу.
Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе).
Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с
народными приметами.
Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в
том числе своего края; сравнивать традиции отношения к берёзе в
культуре разных народов России; определять нравственный смысл
легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.
Формулировать правила здорового образа жизни весной.
По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы
весной.
Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с
их помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Извлекать из текста учебника информацию о некоторых
представителях Красной книги России, о причинах сокращения их
численности; на основе полученной информации предлагать меры
охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную
литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном
из представителей Красной книги России.
1866. Лето красное
1 час
67.68. Летние праздники и
труд
2 часа
Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних
месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить
внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках
народов своего края) с природными особенностями весенних и
летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать
погодные явления весенних и летних месяцев по картинам
художников с помощью выразительных средств русского (и родного)
языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в
настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего
солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние
праздники и работу в старину. Работать со взрослыми:
наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений
в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в
течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны
года, делать выводы об изменениях погоды в течение года.
Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в
городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования
летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью,
зимой, весной в культуре народов России.
19