Технологическая карта

  • Образовательные программы
  • docx
  • 20.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта рабочей программы по окружающему миру 2 класс.Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего образования, образовательной программы начального общего образования школы, в соответствии с авторской программой А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой (УМК «Перспектива»).
Иконка файла материала Технологическая карта Рабочей программы по окружающему миру 2 класс.docx
Раздел, тема Количество часов Вселенная, время, 15 часов календарь 1. Мы союз народов России 1 час 2. Мы – жители Вселенной 1 час Технологическая карта Рабочей программы по окружающему миру 2 класс. Основные виды деятельности по содержанию программы Планируемые результаты Формы контроля Называть, находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в  котором находится город (село) и школа. Называть некоторые его  природные и историко­культурные достопримечательности.  Соотносить святыни России и своего края с традиционными  религиями. Определять самое важное и интересное в культуре  своего народа, в культуре народов, к которым принадлежат  одноклассники. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на  разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное  суждение о роли русского языка в РФ Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны.  Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении  Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в  учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок  расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров,  осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию Личностные умения  • Проявлять:  — интерес к родной стране;  — позитивное отношение к  процессу составления рассказа о  своей стране.  •Осознавать свою самобытность. Метапредметные умения  Познавательные умения: — объяснять понятие «Российская  Федерация»;  — различать самобытную культуру народов России и обосновывать  своё мнение;  — соотносить размеры планет  Солнечной системы и  обосновывать своё суждение;  — определять стороны горизонта,  используя подсказки природы; — использовать условные  обозначения для указания сторон  горизонта на схеме;  1— использовать приобретённые  знания при составлении рассказа о  России.  Регулятивные умения:  — выполнять учебное задание по  алгоритму;  — вносить необходимую  корректировку в текст; — выполнять учебное действие в  соответствии с планом; — оценивать правильность  выполнения учебного задания.  Коммуникативные умения:  — формулировать корректное  высказывание; — выполнять учебные действия в  рамках учебного диалога;  — учитывать разные мнения в  рамках учебного диалога;  — адекватно использовать речевые средства для представления  результата 3­4. Наш космический 2 часа корабль ­ Земля По своим представлениям рисовать Землю — наш космический  корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию  горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ  определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схеме  способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. 5. Время 1 час 6. Экскурсия в музей 1 час 7. Сутки и неделя 1 час По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее,  выделять приметы времени. Предлагать рисунки­символы,  обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё  решение. По фотографиям в учебнике определять временные характеристики  изображённых событий. Располагать еденицы измерения времени в порядке их увеличения  (уменьшения). Практическая   работа   в   группе:   изучать  устройство   часов, определять  время   по   часам,  моделировать  время   на   часах. Сравнивать  достоинства и недостатки различных видов старинных часов. Слушать рассказ экскурсовода о становлении и развитии родного  села. Рассматривать, как менялись предметы домашнего обихода,  как развивалось производство. По схеме в учебнике объяснять причину смены дня и ночи.  Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы­аппликации.  Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, ил­ люстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего  края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять  количество дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их  последовательность. Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в  семье, происходившем в воскресенье.  28. Месяц и год 1 час 9. Времена года 1 час 10­11. Погода 2 часа  Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и  объяснять причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде схемы­аппликации. Устанавливать связь между названием  естественного спутника Земли и единицей измерения времени —  месяц. Придумывать сказочное объяснение изменению облика Луны,  иллюстрировать его рисунком. Отгадывать народные загадки, в  том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы  загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать  правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный  способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять  взаимопроверку. Работать   со   взрослыми:   наблюдать   изменение  облика Луны,  фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков Перечислять времена года в правильной последовательности,  называть (опираясь на годовой круг) месяцы каждого сезона,  предлагать для каждого времени года рисунки. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с  движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. Объяснять  причины смены времён года, моделировать их в виде схемы­ аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены времён года,  иллюстрировать его рисунком. Приводить примеры явлений в неживой и живой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.  Конструировать определение понятия «погода», сравнивать  предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по  иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях  погоды. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять  самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться  рисовать условные знаки погодных явлений. Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить  различные виды термометров, освоить способы записи показаний  термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела,  зафиксировать результаты измерений в таблице. 312.Календарь – хранитель времени, страж памяти 1 час Сравнивать календари разных типов. Обсуждать правила  пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в  православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях 13. Красные дни календаря 1 час 14. Народный календарь 1 час 15. Экологический календарь 1 час Определять различие между государственными праздниками России и  международными праздниками. Характеризовать содержание  общегражданских государственных праздников современного  российского календаря. Соотносить народные приметы на погоду с ощущениями разных  органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой.  Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню­ погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов.  Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в  помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в  календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять реальные  наблюдения и данные народных примет своего края. Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в  тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме.  Выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Работая в паре, вписывать в таблицу даты экологических дней (по  материалам учебника), предлагать рисунки­символы к каждой дате. Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые  экологическим дням (в течение года). Проектное задание:  подготовить фоторассказ об одном из экологических дней,  отмеченных в школе Осень 19 часов Личностные умения  •Проявлять:  — интерес к изучению темы;  — бережное отношение к  416.Осенняя прогулка 1 час Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью.  Узнавать изученные хвойные растения. Используя атлас­ определитель, определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. 17. Осенние месяцы 1 час 18. осень в неживой 1 час природе Составлять на основе народной загадки схему круглого года  с   чередованием  сезонов.  Сопоставлять  старинные (в том числе в  языках народов своего края) и современные названия  осенних  месяцев,  соотносить   их внутренний смысл с природными  особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в  жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств  русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине.  Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной  игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних  праздниках разных народов России. Соотносить особенности  праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями  природы и хозяйственной жизни разных народов России  По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно­следственные связи между положением  Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в паре,  извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в  неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких  явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по харак­ терным признакам периоды осени. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой осенью,  фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их,  делать выводы об изменении погоды в течение осени. природе; — желание создать программу  праздника для малышей  детского сада;  — желание выполнять правила  здорового образа жизни;  — навыки  благожелательного  общения друг с другом во  время игры. Метапредметные умения  Познавательные умения: — определять зависимость осенних изменений в неживой природе от  положения земной поверхности по  отношению к Солнцу и  обосновывать своё мнение;  — устанавливать причину  природных осенних явлений:  листопад, пожелтение травы — и  обосновывать своё мнение;  — замечать невидимые связи в  осеннем лесу и обосновывать своё  мнение;  — устанавливать причины,  благодаря которым птицы  покидают родные края;  — видеть особенности в  праздничных обрядах народов  России в пору осеннего  равноденствия и обосновывать своё мнение;  519. Народные праздники в 1 час пору осеннего равноденствия 20. Звездное небо осенью 1 час 21. Экскурсия на луг 1 час Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть  характерные атрибуты осенних народных праздников. Работая в паре, обсуждать сходство и различия изучаемых  праздников.   Рассказывать  об  особенностях праздников  земледельцев, охотников и оленеводов. Изготавливать куклу­ зернушку по инструкции в рабочей тетради. Устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в  природе. Осознавать значение осенних народных праздников как  выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания  звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь,  соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать  схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на иллюстрации  учебника. Работая в паре, придумывать сказочное объяснение появлению на  небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя  атлас­определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде  записей в рабочей тетради. Использовать дополнительную  литературу, Интернет для написания рассказа об одном из созвездий — использовать приобретённые  знания при составлении программы праздника.  Регулятивные умения:  — выполнять учебное действие в  соответствии с планом;  — распределять обязанности для  выполнения учебного задания  в группе;  — выполнять взаимопроверку  учебного задания;  — выполнять самопроверку  учебного задания;  — контролировать своё поведение  во время игры со сверстниками,  соблюдая определённые правила  игры. Коммуникативные умения:  — формулировать собственное  мнение;  — строить понятные для партнёра  высказывания;  — использовать речь для  регуляции своего действия;  — адекватно взаимодействовать в  группе и приходить к общему  решению;  — формулировать речевое  высказывание 622. Трава у нашего дома 1 час 23. Старинная женская 1 час работа 24. Деревья и кустарник 1 час осенью Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых  растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых  травянистых растений . Отгадывать народную загадку о растениях,  осуществлять самопроверку. Узнавать изученные растения на рисунках и в природе. Работать со  взрослыми: определять с помощью атласа­определителя  травянистые растения ближайшего природного окружения,  фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков,  фотографий. Использовать сведения из книги «Зелёные страницы» и (или) других  источников для написания собственного рассказа о растении. Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных  природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани.  Определять особенности льняной ткани, по рисункам  реконструировать последовательность трудовых операций в  старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами  загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной  женской работе со льном у разных народов, планировать  последовательность и согласовывать распределение операций по  изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать  итоги совместной работы Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по  иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Работая в паре,  узнавать изученные деревья и кустарники по листьям.  Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской.  Выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в  природе, формулировать соответствующие правила экологической  этики. Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в  природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей  тетради 725. Чудесные цветники 1 час осенью 26. Грибы 1 час 27.  Шестиногие и восьминогие 1 час Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и  натуральным образцам. Оценивать эмоционально­эстетические впечатления от восприятия  растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения,  объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя).  Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре  разных народов. Работать со взрослыми: Использовать  дополнительную литературу, Интернет для написания собственного  рассказа об одном из растений цветника. Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике  узнавать и рассказывать о строении гриба, самостоятельно рисовать  схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать  связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне  съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.  Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью  атласа­определителя. Обосновывать необходимость бережного  отношения к грибам, формулировать соответствующие правила  экологической этики По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках.  По рисунку учебника рассказывать о разнообразии насекомых.  Устно описывать паука­крестовика и его сеть. Узнавать изученных  насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая  характерные особенности окраски насекомых. Прослеживать по рисункам­схемам превращения различных  насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать  превращение насекомых в виде схем­аппликаций. С помощью атласа­ определителя приводить примеры насекомых различных групп.  Обосновывать необходимость бережного отношения к паукам,  формулировать соответствующие правила экологической этики. 828. Птичьи секреты 1 час 29. Как разные животные 1 час готовятся к зиме 30. Невидимые нити в 1 час осеннем лесу По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по  рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие —  к зимующим. Узнавать на рисунке изученных птиц,  классифицировать их по известным признакам (перелётные и  зимующие). Приводить примеры перелётных и зимующих птиц.  Выделять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать  предположения, отвечая на них, осуществлять самопроверку.  Отгадывать народные загадки о птицах. Работать  со  взрослыми:   наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью  атласа­определителя, результаты работы фиксировать в виде  рассказов, рисунков, фотографий Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и  жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки,  линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. По рисунку учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха  белки и зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений,  раскрашивать рисунки в рабочей тетради с целью воспроизведения  особенностей сезонной окраски зверьков. Узнавать изучаемых животных по описаниям. Обсуждать рассказ  «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги «Великан на  поляне», формулировать соответствующие правила экологической  этики Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях  в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между  собой, сравнивать разные виды схем. Делать выводы: о значении  схем как способа изображения связей в окружающем мире, о  возможности построения разных вариантов схем для отображения  одних и тех же связей. Рассказывать по представленным связям о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем аппликаций и  графических схем.  Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на  поляне», формулировать соответствующие правила экологической  этики. 931. Осенний труд 1 час Сравнивать осенние работы в городах и сёлах в старину и сейчас.  Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой  природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм  изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё  поведение в ходе совместной работы. 32­33. Будь здоров 2 часа Формулировать правила здорового образа жизни осенью.  Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение  по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. 34. Охрана природы 1 час осенью По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы  осенью. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с  их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявить свою любовь к  природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых  представителях Красной книги России, о причинах сокращения их  численности; на основе полученной информации предлагать меры  охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания  собственного рассказа об одном из представителей Красной книги  России. Работать со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради  посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и  подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ  об осенней прогулке.      Зима      16 часов Проявлять:  — интерес к изучению темы;  1035. Зимние месяцы 1 час 36. Зима – время науки и 1 час сказок 37. Зима в неживой 1 час природе Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев,  соотносить их внутренний смысл с природными особенностями  зимних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать  погодные явления зимних месяцев по картинам художников с  помощью выразительных средств русского (и родного) языка,  сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать  произведение любого жанра (на выбор) о зиме. Подбирать в  творчестве народов своего края народные приметы и  прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер  погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето. Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл,  формулировать их нравственное значение для современной жизни. По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно­следственные связи между положением  Солнца и зимними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию об  зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список этих явлений. Выражать своё отношение к красоте зимней природы. Рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних  видах отдыха  детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в  неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать  наблюдение результатов в таблицах, сравнивать их, делать выводы  об изменениях погоды в течение зимы. —бережное  отношение к  природе;  — интерес к закаливанию  организма в зимний период;  — инициативу и позитивное  отношение к одноклассникам во время игры;  — эмоционально­ценностное  отношение к семейным  праздникам Новый год и  Рождество. Познавательные умения:  — определять зависимость  зимних изменений в неживой  природе от положения земной  поверхности по отношению к  Солнцу;  — определять день зимнего  солнцестояния и обосновывать  своё мнение;  — определять различие  гражданского и православного  календарей и обосновывать своё мнение;  — определять невидимые связи  между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать  своё мнение; 1138. Звездное небо зимой 1 час — использовать приобретённые  знания при создании макета  газеты «Зимушка­зима»;  Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы  осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы созвездий  Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ  нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде  стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной  звезде. Работая в паре, анализировать схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия Орион в рабочей тетради. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям  рабочей тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и созвездий, пользоваться атласом­определителем, фиксировать  результаты наблюдений в виде записей в рабочей тетради 39. Зимняя прогулка 1 час Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и  другим признакам. Определять растения, зимующие под снегом. 40. Зима в мире растений 1 час 41.42.  Зимние праздники 2 часа По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в  жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Устанавливать связи изученных  растений с животными. Работать со взрослыми: определять  растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде,  выделять и рисовать в тетради признаки, по которым определены  растения Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и  солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать  картину Б. Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям 1243. Растения в домашней 1 час аптечке 44. Зимняя жизнь птиц и 1 час зверей Регулятивные умения:  — выполнять учебные действия  в соответствии с целью;  — выполнять взаимопроверку  учебного задания;  —выполнять самопроверку  учебного задания;  — контролировать во время  игры своё поведение по  отношению к сверстникам,  соблюдать правила игры.  Коммуникативные умения:  — формулировать собственное  высказывание, используя  термины;  — пользоваться речью для  регуляции своего действия;  — строить понятные для  партнёра высказывания. На основе собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о  лекарственных растениях. По рисунку учебника узнавать названия наиболее распространённых  лекарственных растений, находить среди них дерево, кустарник,  травянистые растения. Практическая работа в группах:  рассматривать предложенные лекарственные растения и  изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. Работая в парах, распознавать растения по изготовленному из них  лекарственному сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из  текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых  растений и их частей. Обсуждать рассказ о лекарственных растениях  в книге «Великан на поляне», формулировать соответствующие  правила экологической этики. Организовывать дидактическую игру «В больнице Доктора  Айболита» с использованием лекарственных растений. Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о  приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих птиц по  клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенно­ стями питания птицы. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к  человеческому жилью и возможности помощи им со стороны  человека. Используя текст учебника, готовить сообщения об особенностях зимней  жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Работать со взрослыми:  наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью  атласа­определителя, продолжать подкармливать птиц, по  результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его  рисунком (фотографией) 1345. Невидимые нити в 1 час зимнем лесу Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Придумывать и разыгрывать сценки из жизни зимнего леса,  отражающие природные взаимосвязи Работая в паре, анализировать рисунок и схему в учебнике,  соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между  елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с  помощью различных видов схем, в том числе работая в группе.  Рассказывать по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях. 46. В феврале зима с весной встречается впервой 1 час Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в  культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на  Масленицу по традициям своего края. 47. Зимний труд 1 час 48.49.Будь здоров 2 часа Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину,  соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе).  Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и  животных зимой в родном доме Формулировать правила здорового образа жизни зимой.  1450. Охрана природы зимой 1 час По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы  зимой. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с  их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых  представителях Красной книги России, о причинах сокращения их  численности; на основе полученной информации предлагать меры  охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания  собственного рассказа об одном из представителей Красной книги  России. Подкармливать птиц и наблюдать за ними у кормушки,  фиксировать свою деятельность и результаты наблюдений в рабочей  тетради. Проектные задания (выполняются с участием взрослых):  организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов  своего края; составить фоторассказ о зимней прогулке. Весна и лето 20 часов 51. Весенние месяцы 1 час 52. Весна в неживой природе 1 час Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев,  соотносить их внутренний смысл с природными особенностями  весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать  погодные явления весенних месяцев по картинам художников с  помощью выразительных средств русского (и родного) языка,  сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в  праздниках весеннего равноденствия разных народов России; на схеме круглого года обозначать пору весеннего равноденствия По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в  природе. Устанавливать причинно­следственные связи между поло­ жением   Солнца  и  весенними   изменениями  в  природе. Работая в  паре, извлекать из текста учебника информацию. По своим  наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в природе.  Устанавливать причинно­следственные связи между положением    Солнца  и  весенними   изменениями  в  природе. Работая в паре,  извлекать из текста учебника информацию. Проявлять:  — интерес к изучению темы;  — бережное отношение к  природе;  — желание выполнять правила  здорового образа жизни в весенний  период;  — доброжелательное  отношение к  сверстникам во время игры;  — осознание  собственных  достижений при освоении  учебной темы. Познавательные умения:  — определять зависимость  весенних изменений в неживой  природе от положения земной  поверхности по отношению к  Солнцу и обосновывать своё  мнение;  1553. Весна – утро года 1 час 54. Звездное небо весной 1 час 55. Весенняя прогулка 1 час 56. Весеннее пробуждение 1 час растений Знакомиться по материалам учебника с народными традициями  встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в  виде мини­спектаклей. Рассматривать фотографии в рубрике  «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные на  них события. Работая в группах, изготавливать (по схеме­инструкции в рабочей  тетради) игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать  такими игрушками деревце во дворе школы. Работать со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по  старинному календарю народов своего края, поместить в рабочей  тетради фотографии или рисунок праздника Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и  Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея,  соотносить схему созвездия Кассиопея со старинным рисунком. Работая в паре, знакомиться с созвездием Льва, соотносить схему  созвездия Льва со старинным рисунком. Достраивать схемы  созвездий Кассиопея и Лев в рабочей тетради. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и  кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим  растениям, формулировать соответствующие нормы экологической  этики. По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни  растений. Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать  раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе.  Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану, представленному в рабочей тетради,  фиксировать сроки цветения. Оценивать   впечатления   от  восприятия   раннецветущих   растений,   выражать   свои  предпочтения в рисунке или фотографии. Использовать источники  информации для написания собственного рассказа о любом  раннецветущем растении. — определять и обосновывать  причины, по которым  раннецветущие растения зацветают  первыми;  — определять невидимые связи  животных и растений в весеннем  лесу и обосновывать своё мнение;  — различать общее и особенное в  обрядах и праздниках народов  России в пору весеннего  равноденствия и обосновывать своё мнение;  —использовать приобретённые  знания при составлении рассказа о  первых весенних цветах.  Регулятивные умения:  — выполнять задание в  соответствии с целью; — распределять обязанности для  выполнения учебного задания в  группе;  — выполнять самопроверку и  взаимопроверку учебного задания;  — контролировать свои действия  во время выполнения учебного  задания (игры) по отношению к  сверстникам, соблюдая правила.  Коммуникативные умения:  — формулировать понятные  высказывания, используя термины  в рамках учебного диалога.  — использовать речь для  регуляции своего действия;  — формулировать собственное  мнение; — адекватно взаимодействовать в  паре и приходить к общему  решению. 1657. Чудесные цветники 1 час весной 58. Весна в мире насекомых 1 час 59. Весна в мире птиц и зверей 1 час Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и  натуральным образом. Оценивать эмоционально­эстетические впечатления от восприятия  растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения,  объяснять причины своих предпочтений. Определять растения  школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные   растения  на  фотографиях,   рисунках  и  в   природе. Использовать  дополнительную литературу, Интернет для написания собственного  рассказа об одном из растений цветника. Знакомиться по материалам учебника с весенними изменениями в  жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать  эмоционально­эстетические впечатления от восприятия красивых  насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам  в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей  тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать  необходимость бережного отношения к ним. Работая в парах,  предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с  насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на  поляне», формулировать соответствующие правила экологической  этики. Работать со взрослыми: наблюдать весеннее появление на­ секомых, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради,  определять насекомых в природе с помощью атласа­определителя. По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире  птиц и зверей. Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей весной. С помощью  текста учебника определять последовательность возвращения  перелётных птиц из тёплых краев, фиксировать её в рабочей тетради. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа­определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать  соответствующие правила экологической этики. Играть в старинную  игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. Работая в паре, придумывать диалоги зверей­родителей и их  детёнышей, разыгрывать сценки. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города(села),  слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать  рассказ, проиллюстрировать его рисунком или фотографией. 1760. Невидимые нити в весеннем лесу 1 час 61. Весенний труд 1 час 62. Старинные весенние праздники 1 час 63.64. Будь здоров  65. Охрана природы весной 2 часа 1 час Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях  в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике, соотносить их между  собой, сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре.  Моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов  схем. Рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу. Использовать дополнительную литературу для написания  собственного рассказа о кукушке. Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу.  Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе). Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с  народными приметами. Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, в  том числе своего края; сравнивать традиции отношения к берёзе в  культуре разных народов России; определять нравственный смысл  легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера. Формулировать правила здорового образа жизни весной.  По материалам учебника знакомиться с правилами охраны природы  весной. Работая в паре, анализировать рисунки учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых  представителях Красной книги России, о причинах сокращения их  численности; на основе полученной информации предлагать меры  охраны изучаемых объектов. Использовать дополнительную  литературу, Интернет для написания собственного рассказа об одном  из представителей Красной книги России. 1866. Лето красное 1 час 67.68. Летние праздники и  труд 2 часа Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних  месяцев (в том числе в языках народов своего края). Соотносить  внутренний смысл старинных названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными особенностями весенних и  летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать  погодные явления весенних и летних месяцев по картинам  художников с помощью выразительных средств русского (и родного)  языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в  настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего  солнцестояния и летнего солнцеворота, характеризовать летние  праздники и работу в старину. Работать со  взрослыми:  наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений  в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в  течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны  года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования  летнего Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. 19