Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)
Оценка 5

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
русская литература
7 кл
25.02.2019
Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».doc
Технологическая карта урока литературы в 7 Б классе  Тема: «Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова  « Когда волнуется желтеющая нива…».  «Молитва», «Ангел»» Учебник:  «Литература»  7 класс.   Автор: В.Я. Коровина. Москва: «Просвещение», 2015 год.  Учитель:  Бондарева Римма Александровна Оборудование:  технология проблемно­исследовательского обучения,  технология развития критического мышления через чтение и письмо , технология обучения в сотрудничестве, , ИКТ и мультимедиа. Технологическая карта урока литературы Цели урока: познакомить со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, в рамках духовно­нравственного эксперимента провести  параллели с духовными жанрами, показать детям необходимость владеть словом. Планируемые образовательные результаты: Вид планируемых учебных действий Предметные  Познавательные Коммуникативные  Регулятивные  Личностные  Учебные действия Иметь понятие о молитве как о  литературном жанре в лирике  М.Ю.Лермонтова.  Приобретение навыков  интерпретации поэтического  текста. Умение владеть  информацией.  Воспитание речевой культуры и  эстетического вкуса учащихся.  Умение владеть словом.  Понимание учебной задачи урока  и стремление её выполнить.  Определение эмоционального состояния.    своего Планируемый уровень достижения результатов обучения: 1 – низкий, 2 – средний, 3 ­ высокий 1.Знать,   что   М.Ю.Лермонтов   написал   стихотворения   желтеющая нива…». «Молитва», «Ангел»» 2.Соотносить произведение М.Ю.Лермонтова с духовным жанром. 3.Видеть различия между произведением поэта и религиозной службой. 1.Понимание лирического произведения. 2.Анализ художественных средств. 3.Комплексный анализ лирического произведения.  «   Когда   волнуется 1.Умение сформулировать и высказать свое мнение. 2.Умение договориться в паре и в группе. 3.Уметь аргументированно доказать свою точку зрения. 1.Уметь работать по плану. 2.Уметь формулировать выводы из коллективного обсуждения. 3. Оценивать правильность выполнения своих действий. 1.Ответственно относиться к учению. 2.Осознавать ответственность за работу в группе. 3.Адекватно оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Ход урока Деятельность учащихся Этапы урока и цели этапа Организационный   этап: проверить подготовленность   к   уроку, организовать внимание. Мотивационный   этап: актуализировать   знания   и проверить выполнение домашнего задания    познавательные Проявляют  готовность к  восприятию  учебного  материала. Выдают  информацию о  поэте, читают  отрывки  наизусть. Деятельность учителя Вовлекает   учащихся   в   деловой   ритм урока, создает эмоциональный настрой.    продемонстрировать Выявляет   уровень  знаний   о  пройденном материале с помощью вопросов: ­О   произведении   какого   автора   мы закончили разговор на прошлом уроке? ­Что вам запомнилось?Слайд 2 Приглашает выполнение домашнего задания. ­Расскажите о личности поэта. ­   Кто   из   героев   «Песни   наиболее симпатичен? Почему? ­К какому литературному направлению принадлежит поэма «Песня про купца Калашникова» ­   Какие   признаки   романтизма   вы можете указать в поэме? ­   какие   символы   чаще   встречаются   в романтических произведениях. Универсальные учебные действия комуникатив­ регулятивные ная Приветствуют  учителя. Готовятся к  уроку  литературы. Проговаривают  предыдущие  цели, оценивают  степень усвоения  пройденного  материала. Отвечают на  предложенные  вопросы.  Высказывают  собственное  мнение  относительно  изученного  материала. личностные Контролируют  эмоции,  перестраиваются с  предыдущего  урока. Выражают  адекватные эмоции, отвечают за  выполнение  домашнего задания. Этап постановки учебной задачи:  подготовить   к изучению нового материала, «Лермонтов – звёздная душа,  родственная с тучами и бурями,  Устанавливают  причинно­ следственные  Понимают  версию  фрагмента,  Сверяют  видеофрагмент с  целью урока. Критически  осмысливают свое  понимание связи между  словом, водой и  молитвой. анализируют,  создают  высказывание,  оформляют  записи. материала. Анализируют,  обобщают,  делают выводы. Высказывают  свое мнение,  корректируют  его и создают  письменное  высказывание. Выдвигают  версии в  соответствии с  целями с учетом  жизненного  опыта. Опираются на  общечеловеческие  ценности,  критически  осмысливают свои  понятия. сообщить   тему   и   цели урока.  Подготовка   учащихся   к работе на основном этапе: обеспечить   осмысление материала, глубину понимания.   тоскующий поэт, которому  грезились воздушные океаны и с  которым говорили демоны и  ангелы». К. Бальмонт Формулировка темы урока Создает   проблемную   ситуацию   и обеспечивает   актуализацию   субъектного опыта. Слайды 4,5 МОЛИТВА       с   У   Лермонтова   есть   три     названием стихотворения   «Молитва».   Одно   из   них   —   «В минуту   трудную...»  —  написано   в 1939 году. Что   такое   молитва?   Какова   ее цель?   Почему   человек   время   от времени прибегает к молитве?       Молитва — обращение к Богу, разговор   с   Ним.   Молитву произносит   человек,   который верит, что судьба зависит от воли Божией,   что   только   Бог   решает вопросы   судьбы,   жизни   и   смерти, помогает   в  делах   и   наказывает   за прегрешения, исцеляет и посылает испытания.   В   молитве   человек выражает   просьбы,   прославляет Ознакомление   с   новым материалом:  обеспечить восприятие,   осмысление   и запоминание материала.         княгини   Бога,   кается   в   своих   проступках. Люди   прибегат   к   молитве   в   тот момент   жизни,   когда   нуждаютя   в помощи,   милости   и   поддержке, часто — в минуты отчаяния.      Что   же   заставило Лермонтова   обратитья   к молитве?  Предлагает новый материал. Слайд , 6, 7, 8.  ­По   воспоминаниям   О.А.Смирновой,   М.А.Щербатовой для М.Лермонтов, ухаживающий   за молодой   вдовой   в   1839­40г.,   написал стихотворение, потому что «Машенька велела   ему   молиться,   когда   у   него тоска.   Он   ей   обещал   и   написал   эти стихи». Активизирует материал вопросом: ­Когда человек обращается к молитве? ­Согласны   ли   вы,   что   тоска   –   это   и есть   трудная   минута?   Именно   так   начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»,   написанное в 1839 году. Печаль… Легкость…  Облегчение… Все это соединено в  трех строфах. Начинается  стихотворение с печали, в душе  лирического героя смута,  Находят  информацию для  решения учебной  задачи.  Самостоятельно  вычитывают   подтекстовую  информацию. Участвуют в  дискуссии в  процессе подбора материала,  организовывают  работу в группе,  договариваются с товарищами. Выдвигают  индивидуальные  версии,  определяют цель  и совместно  работают по  плану. Примеряют роли  лидера,  исполнителя,  контролера и др.  Контролируют свои эмоции в случае  несогласия с  участниками  группы, предлагают свои варианты,  справляются с  эгоизмом. отягощение… Но этот образ не  несет в себе тяжкий груз, печаль  какая­то легкая.     Грусть,   тяжесть   в   душе усиливается за счет использования ассонанса.   Повторение   звука   «у» создает   ощущение   смуты,  которая нарастает от строчки к строчке.       На контрасте стоят слова:  грусть — облегчение,  трудно – легко,  теснИтся   грусть   –   бремя скАтится.            использует Все это примеры антитезы, которые Лермонтов   для подчеркивания   состояния   души лирического героя.    Центральное   место   в стихотворении   отведено   самОй молитве: чудная,   благодатная, живая. Инверсионные   эпитеты   выбраны автором   не   случайно.   Молитва обладает чудодейственной силой. Она   действительно   может помочь,   подвести   к   нужному решению,   подсказать.   Молитва она Прослушивают и  проговаривают  текст  стихотворения  М.Лермонтова  «Молитва»,  корректируют.  Прослушивают и  проговаривают  текст  стихотворения  М.Лермонтова  «Молитва»,  корректируют  вслух. Оценивают  степень  достижения цели. Выражают эмоции  в соответствии с  результатами  деятельности. Этап первичной проверки понимания   изученного материала:  установить правильность и осознанность   изучаемого материала, провести коррекцию   пробелов   в осмыслении материала.           меняет состояние души …  Первая строфа дает нам описание  состояния души лирического героя, вторая – молитву, ее живые силы и  способность воздействия на душу и состояние героя, третья строфа –  итог, то, что принесла молитва. А  дала она спокойствие…     Стихотворение   пылает божественным   мотивом.   В   нем переплетается   гармония,   надежда, вера, воодушевление, откровение.  Письменно  Что   побудило   писателя   написать   такое стихотворение?   в сердце   поэта   поселилась   грусть, овеянная   сомнениями.   Молитва очищает душу и сердце, согревая их.   «Созвучья   слов   живых» помогают   человеку   пережить трудную   минуту,   не   дают   ему упасть духом.  Возможно,     Этап   закрепления   новых знаний: обеспечить в ходе закрепления   повышение уровня осмысления   материала, изученного   «Когда волнуется желтеющая нива» Когда волнуется желтеющая нива… Соглашаются с  трудностью  работы в группе,  когда  выдвигается  Включаются во  фронтальную  работу над  анализом  лирического  Предлагают   индивидуальные  ответы на  вопросы,  самостоятельно  Критически  осмысливают свое  поведение во время работы группы.  Отвечают за свои текста. исправляют  ошибочные  версии.  предложения. сразу несколько  версий.  Фиксируют  записи  художественных  приемов в  тетрадь  (название,  примеры из  текста) глубины понимания. Когда   волнуется   желтеющая   нива, И   свежий   лес   шумит   при   звуке ветерка, И   прячется   в   саду   малиновая   слива Под   тенью   сладостной   зеленого листка; Когда   росой   обрызганный   душистой, Румяным   вечером   иль   утра   в   час златой, Из­под куста мне ландыш серебристый Приветливо головой; кивает     Когда студеный ключ играет по оврагу И,   погружая   мысль   в   какой­то смутный сон, Лепечет   мне   таинственную   сагу Про мирный край, откуда мчится он,—   Тогда   смиряется   души   моей   тревога, Тогда расходятся  морщины на челе,— И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. Этап   обобщения   и систематизации: обеспечить   формирование целостной системы ведущих   знаний   учащихся, обеспечить   установление внутрипредметных связей.     В   стихотворении   как   будто   всё способно говорить, это делает его изящным   и   необыкновенным. Внешне   все   кажется   спокойным   и уравновешенным,   но   мысль лирического героя погружается «в какой­то смутный сон».  Что   же   не   дает   ему   покоя? Зарождается тревога, недосказаность,   тайна…   Поэт уверяет нас, что счастье есть, его можно   почувствовать   на   земле, но… Мир грез существует сам по себе, он отделен от жизни человека. В этом настроении можно уловить мотив одиночества, безысходности.   Отвечают на  вопросы, излагая  собственную  позицию  относительно  наличия разных  видов  информации в  жизни человека.  Демонстрируют  разную степень  владения  смысловым  чтением,  сравнивают и  выбирают  нужную  информацию. Выдвигают  версии  относительно  излишнего  количества  информации.  Осваивают новые  правила, стремятся применить их в  личной жизни. Определяют  проблему,  связанную с  жанром молитвы. Осознают свои  эмоции в  различных речевых  ситуациях. Отвечают на  вопросы, излагая  собственную  позицию  относительно  наличия разных  видов  информации в  жизни человека.  Различают  мнения,  предположения  других  участников  группы,  объясняют выбор материала друг  другу и  коллективу.           все   меняется,     Счастье   есть,   но   оно кратковременно. В жизни ничто не вечно,   течет, проходит:  «и   счастье   я   могу постигнуть   на   земле»,   «когда волнуется   желтеющая   нива…». Лермонтов себя одиноким   и   во   времени.   Ведь счастье —  это   ощущение   себя частью   целого.  Нива,   лес,   слива,   ключ   не   просто ландыш, чувствует с   и   разум   сравниваются   живыми существами,   они   в   определенный момент предстают такими на самом деле. Но их жизнь и разум — это жизнь высшей Божественной   силы.   Читатель   как будто   находится   там,   чувствует шумящий   лесок,   играющий   ключ, восхищается   этой   красотой, обретая гармонию. Нет, прекрасная картина   погружает   мысль   в смутный   сон.   Есть   красота,   есть природа, но нет места лирическому герою…  Сколько   в строф   В последней строфе стихотворения раскрывается   замысел   поэта.   Он признается,   что   именно   знакомые пейзажи дают ему силы жить. ­ стихотворении? предложений? ­ Стихотворение   имеет   необычную структуру: оно состоит их четырех строф,   которые   написаны   одним предложением. создает   что   произведение ощущение,   Сколько   Это создано на одном дыхании.    самоконтроля Этап способов знаний   и   действий:  организовать деятельность   по   созданию синквейна.     объяснения Этап   задания: домашнего обеспечить понимание учащимися цели, содержания   и   способов выполнения   домашнего задания.       вам стихотворение Организует деятельность по применению новых знаний.  ­Какое понравилось?  ­   Почувствовали   ли   вы   какое   ­то умиротворение? ­ Продолжите фразу: «Я доволен, что у меня получилось...» Домашнее задание: 1) Выучить наизусть понравившееся стихотворение; 2) Письменный анализ стихотворения «Ангел» по тезисному плану: История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на Получают план анализа Осознают свой  выбор и отвечают  за него, признают  уровень своих  достижений. Выбирают один из  видов работы,  отвечают за свой  выбор и оценку. Осознанно  используют  речевые средства  для ответов на  вопросы и  создания  собственного  продукта. Планируют  использовать  технические  средства для  выражения  собственного  мнения. Создают  предложение. Оценивают  степень  готовности к  самостоятельном у выполнению работы.  Осуществляют  пошаговую  самопроверку. воспоминаниях поэта о матери. Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры. Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души. Жанр – элегия. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская  и мужская рифмы. Средства выразительности и их роль ( Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”,  “скучные песни”. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня святая”). Мысли и чувства, навеянные стихотворением. Сообщает о завершении работы на уроке, Обеспечивает   положительную   реакцию детей на творчество одноклассников.  Зачитывают  работы и  оценивают  Высказывают  свое мнение  относительно  Сверяют свои  достижения  с  планом урока.  Осуществляют  самооценку  собственной  Этап   подведения   итогов занятия: дать оценку качественную работы класса, инициировать   рефлексию учащихся   по   поводу   своей деятельности. степень усвоения  материала. усвоенного  материала. учебной  деятельности Письменный анализ стихотворения «Ангел» по тезисному плану: История создания – стихотворение написано в 1831 году, основано на воспоминаниях поэта о матери. Тема – тема человеческого одиночества, поэта и толпы и веры. Композиция – четыре четверостишия, описывающих историю начала земной жизни новой души. Жанр – элегия. Стихотворный размер – разностопный амфибрахий (в основном – трёхстопный), парная рифмовка (ААВВ), женская и мужская рифмы. Средства выразительности и их роль ( Метафоры – “и месяц, и звёзды, и тучи толпой”, “мир печали и слёз”. Эпитеты – “чудное желание”, “молодая  душа”, “святая песня”, “безгрешные души”, “райские сады”, “непритворная хвала”, “скучные песни”. Антитеза – “скучные песни земли” и “ангела песня  святая”). Мысли и чувства,  навеянные стихотворением.

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)

Технологическая карта и презентация к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019