Тема
Цель
Задачи
Планируемые
результаты
Мирсанова Ольга Гертовна
учитель биологии
МБОУ «СоктуйМилозанская ООШ»
Предмет: биология
Класс: 5й класс
Технологическая карта урока
Обобщающий урок. Клеточное строение организмов.
систематизация и обобщение знаний учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных
процессах, протекающих в клетках.
Образовательные:
систематизировать и обобщить знания учащихся о строении, химическом составе и жизненно важных
процессах, протекающих в клетках;
Развивающие:
продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также развивать умения
излагать свои мысли, классифицировать, сравнивать и обобщать;
Воспитательные:
воспитание творческого отношения к предмету;
воспитание желания учиться и делать открытия.
Предметные:
умеют выделять существенные признаки строения клеток организмов;
умеют определять основные части клетки;
понимают смысл биологических терминов.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживают учебную проблему, определяют цель учебной деятельности;
выдвигать версии для решения проблемы, осознают конечный результат, выбирают из предложенных и ищут самостоятельно средства достижения цели;
ведут диалоге с учителем;
умеют работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать друг друга;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность
действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об
ошибках.
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о
единстве живого.
Увеличительные приборы, органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро,
ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, рост клетки,
единство живых организмов.
–
– Тетрадь.
– Интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация, таблица «Строение клетки», модели клетки,
микроскопы, микролаборатории.
Обобщения и систематизации знаний и умений.
Основные понятия
Ресурсы:
– основные
– дополнительные
Тип урока Этап
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
1. Организационный
этап.
Приветствие учащихся с целью создания
благоприятной атмосферы, напоминает
о правилах поведения на уроке, этапах и
Слушают, настраиваются
на восприятие материала
урока.
2. Мотивация учебной
деятельности
учащихся.Постановка
цели и задач урока.
Предполагают,
высказывают своё мнение,
обосновывают.
времени на каждом этапе.
Загляните на часок
В нашу клеткутеремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
О чём говорится в стихотворении?
Из чего состоят все живые организмы?
(из клеток).
С помощью какого прибора можно
рассмотреть клетку?
Так какова же тема сегодняшнего
урока? (версии детей)
А что мы с вами должны будем
сделать на уроке?
Учитель выслушивает
Планируемые результаты
Эмоциональный настрой на
предстоящую работу
(личностные УУД)
Умение самостоятельно
обнаруживать и формулировать
учебную проблему, определять
цель учебной деятельности
(регулятивные УУД)
Умение слушать и понимать речь
других людей.
Приводить доказательства того,
что клеточное строение – общий
признак живых организмов
(коммуникативные УУД) предположения детей,
правильныйответ появляется на
доске.
Сформулируйте тему и цели урока.
Перед тем, как выполнить контрольную
работу я предлагаю вам ещё раз
пройтись по лабиринтам клетки,
заглянуть в каждый её уголок.
Но прежде, чем мы начнём играть,
придумайте название своей команде,
связанное с темой занятия и выберите
капитана.
Действительно в настоящее время уже
не вызывает сомнений, что
элементарной единицей растительного и
животного организма является клетка.
? Что такое клетка?
? Кто изобрел световой микроскоп?
дают определение
структурные единицы
растений
Антони ван Левенгук
? Назовите фамилию учёного, который
впервые увидел клетки рассматривают
через лупу
Роберт Гук
(1665г)
Умение анализировать,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия
простых явлений;
умения строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей.
(познавательные УУД)
Задание 1 «Угадайте, кто я?»
Решить кроссворд по теме «Устройство
микроскопа»
(проверка по кроссворду на слайде)
Ребята разгадывают
кроссворд.
Умение строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей.
3. Выявление знаний,
умений и навыков,
проверка уровня
сформированности у
учащихся
общеучебных умений. (познавательные УУД)
Ребята вытаскивают из
лукошка загадки,
отгадывают их,
показывают где находится
данный органоид в клетке
и рассказывают о нём.
Умение выдвигать версии
решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
(регулятивные УУД)
Задание 2 Игра «Кто есть что?»
1. Мы дружные братья,
Задача у нас одна:
Такую молекулу пропускать
лишь,
Которая клетке нужна.
(клеточная оболочка).
2. Мы веселы, мы зелены,
Мы очень любим свет.
Участвуем в процессе фотосинтеза
Нам хлорофилл придал зелёный цвет.
(хлоропласты)
3. Мы бываем разные:
бесцветные, зелёные, красные.
(пластиды)
4. А мы – все краски осени,
Разнообразие в окраске плодов и
лепестков.
(хромопласты).
5. Что ж из того, что мы – бесцветные?
Зато без нас не обойтись!
Ведь лук, картошка, кабачки –
полезные
Лишь потому,
Что нами запаслись
(лейкопласты).
6. Танцую в клетке я То медленно, то быстро.
Ведь движусь я,
Хотя меня не видно
(цитоплазма)
7. А я заполнена сладким соком
(вакуоль).
8. Я – самая главная клетки часть.
Досталась мне очень тяжёлая участь.
Ведь скрыта во мне секретная
информация
О том, что это за клетка, и какова её
специализация.
(ядро)
За каждый правильный ответ
командам даются жетончики.
Задание 3 Составить схему
«Химический состав клетки»
(проверка по схеме на слайде)
Задание 4
Представьте, что перед вами два
«портрета» растительной клетки –
найдите и объясните чем они
отличаются?
Задание 5
Постройте логическую цепочку
Вспоминают органические
и неорганические вещества
клетки
Вспоминают отличия
старой и молодой клетки.
Умение анализировать,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления;
выявлять причины и следствия
простых явлений;
умения строить логическое
рассуждение, включающее
установление причинно
следственных связей.
(познавательные УУД) «Деление клетки» (работа с
аппликацией и проверка по схеме на
слайде)
Вспоминают фазы
деления, располагают на
доске.
Задание 6
«Ткани и их функции»
Соотнесите виды тканей и их функции.
(Взаимопроверка команд)
4. Самостоятельное
применение знаний
«Биологическая лаборатория»
Приготовить микропрепарат кожицы
чешуи лука
Повторить правила ТБ
Вспоминают виды тканей и
их функции
Выполняют
самостоятельно.
Умение организовать свою
работу, выполнять
индивидуальные задания,
формируется научное
мировоззрение в связи с
развитием представления о
единстве живого
(личностные УУД)
Умение работать индивидуально
(коммуникативные УУД)
Оценка учащимися качества и
уровня усвоения материала,
умение корректировать свои
действия относительно заданного
эталона
(регулятивные УУД)
Представление домашнего задания
«Сказка о клетке», модель клетки.
Представляют
выполненные дома
задания.
Оценка учащимися качества и
уровня усвоения материала,
умение корректировать свои действия относительно заданного
эталона
(регулятивные УУД)
Оценка учащимися качества и
уровня усвоения материала,
умение корректировать свои
действия относительно заданного
эталона
(регулятивные УУД)
5. Рефлексия
(подведение итогов)
Растение состоит из клеток. Строение
клеток можно рассмотреть под
микроскопом. Клетка живая: она
питается, дышит, размножается.
Растительные клетки соединены в
ткани. Ткани образуют органы. Органы
– одно целое – организм.
Обсуждают, что
получилось, в чём
испытывали затруднения.
Оценка сигнальными карточками:
Работают с сигнальными
Красный – урок прошел хорошо, мне все
карточками.
понятно;
Желтый – некоторые задания вызвали
затруднения;
Зеленый – Задания были трудными,
многое не понял.
Подсчёт жетонов, выявление
командыпобедителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.