Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта урока русского языка 4 класса
Учитель МБОУ «Сюмсинская средняя школа»
Ефремова Любовь Викторовна
УМК: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина Русский язык М.: Баласс, 2010
Тема
Тип урока по
целеполаганию
Цель урока
Задачи урока
Планируемые
результаты
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с
однородными членами и союзами и, а, но.
Урок рефлексия
Создание условий для развития у учащихся умения различать постановку запятой в простом и
сложном предложении.
Содействие развитию у учащихся умения составлять схемы и читать их.
1. Упражнять в правильной постановке знаков препинания в сложном предложении на основе
нахождения грамматической основы.
2. Развивать зрительную память и орфографическую зоркость.
3. Расширять словарный запас учащихся.
Предметные:
научиться использовать знаковосимволические схемы, строить речевые высказывания;
научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, квалифицировать;
овладеть общими приёмами решения задач учебных и жизненных.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
оценивать правильность выполнения действия и корректировать результаты;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию,
полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия
Орфограмма, знаки препинания, сложное предложение, однородные члены предложения, алгоритм,
союз, схемаподсказка.
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, музыка.
Ресурсы:
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
« Русский язык»
основные
Тема: « Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с
дополнительные
однокоренными словами и союзами и, а, но»
Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ, рабочая тетрадь Организация
пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Этапы урока
Содержание деятельности учителя
1.Мотивация к
учебной
деятельности
Цель:
способствование
формированию
положительной
учебной мотивации.
2.Актуализация
знаний.
Вступительное слово учителя
Прозвенел звонок,
Начинается урок русского языка.
Повернитесь лицом к гостям,
поздоровайтесь! Садитесь! (Слайд 1)
Минутка чистописания.(Слайд 2)
Посмотрите, как заиграли на солнце
лучики. Откройте тетради и запишите
вот такие элементы букв.
ℓℓℓ ℓℓℓ
(Слайд 3), (Слайд 4)
1 3 1
Словарная работа
Упр. 78.
1. – Прочитайте текст «про себя» и
попробуйте сформулировать главную
Содержание деятельности
обучающихся
Дети дарят хорошее
настроение друг другу.
Формирование УУД
Выполняют минутку
чистописания.
Язык жестов – это часть
культуры народов, и его тоже
надо изучать.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять Цель:
развитие зрительной
памяти и
орфографической
зоркости.
мысль текста.
2.– За одну минуту выпишите как
можно больше словарных слов и
обозначьте орфограмму.
(Проверка)
3. Что означает слово традиция?
Какие ещё русские традиции вы
знаете?
(слайды 5, 6,)
3.Постановка
проблемы.
1 2 3
С какими союзами вы встретились в
тексте? (а, и, но)
Какова роль союзов в предложении?
Запись словарных слов: язык,
народов, прощание, вперёд,
ладонь, выражают,
аплодисментами, ситуации,
привычного, разлуки,
традиционное…
Дети обращаются к словарям.
Традиция – это укоренившийся
порядок, то, что перешло от
одного поколения к другому,
что унаследовано от
предшествующих поколений
(идеи, взгляды, вкусы, обычаи).
По русскому обычаю
гостеприимства встречать
дорогих гостей хлебомсолью;
кланяться до земли, после
сбора урожая проводить
ярмарки; прыгать через костер
(на Ивана Купала) катание на
русских тройках…)
Союзы соединяют части
предложения или однородные
члены.
Простое предложение с
однородным членами и
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в тексте.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе Цель: соотнесение
своих действий
соспособом
определения видов
предложений и на этой
основе проведение
работы со схемой.
Какие виды предложений вам знакомы?
У вас на столах карточки с заданием.
(слайд 7)
o Корабль качался и метался во все
стороны.
o Гром грохотал и молния освещала
океан с его водяными горами.
o Шторм трепал корабль но он не
поддавался.
o Утром корабль уже не качался при
свежем ветре а легко убегал от
попутной волны.
(Учитель создает проблемную ситуацию)
Вставьте недостающие знаки
препинания.
Распределите предложения в две
группы: перед простыми предложениями
с однородными членами поставьте букву
п, а перед сложными предложениями –
букву с.
Слайд 9
1 3 3
сложное.
Учащиеся выявляют
недостаточность знаний о
постановке пунктуационных
знаков.
Учащиеся читают по одному
предложению, объясняя
постановку запятых.
работы с материалом
учебника.
2.Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4.Умение работать в паре.
Умение правильно расставлять
запятые.
Проговаривают пошаговое
действие.
О простых предложениях с
однородными членами и
сложных предложениях; о
постановке запятых в этих
предложениях.
Знание каких правил нам
потребовалось для выполнения этого
задания?
Как нужно действовать, чтобы
правильно поставить запятые в
предложении с однородными членами и
в сложном предложении.
Давайте вспомним алгоритмы наших
действий и тут же проверим
предложения.
О чем мы будем говорить сегодня на
уроке?
Сформулируйте тему урока.
(слайд 10, 11)
4 5 61 34
1. Упр.79
Прочитайте отрывок из повести
Л.Толстого «Детство» и обратите
внимание на слова, которые вам не
понятны.
Встретились ли такие слова, которые
вам не понятны или фамилии, которые
вам не знакомы?
(1. Людвиг ван Бетховен немецкий
композитор, дирижёр и пианист конца 18,
начала 19 века.
2. Джон Фильд ирландский композитор,
пианист и педагог, который связал свою
4.Построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель: составление
плана работы на
уроке, предложение
способов выхода из
затруднения;умение
доказывать свою
точку зрения.
5.Реализация
построенного
проекта.
Цель:
организация
коммуникативных взаимодействий с
целью реализации
построенного проекта,
направленного на
приобретение
недостающих знаний;
организация решения
исходной задачи.
судьбу с русской музыкальной культурой и
внес свою немалую лепту в ее развитие.
(слайд 6)
3. «патетическое» греч.трогательный,
возбуждающий чувства, страсти (по
В.Далю).
Из 2 абзаца текста найдите только
сложные предложения. 1, 3 номера
выпишут первое сложное предложение, а
2, 4 номера – второе сложное
предложение, расставив запятые,
выполнив схему каждого предложения.
Проверка работы.
Поменяйтесь тетрадями с партнерами
по плечу.
У кого возникли трудности?
(Физкультминутка)
Я предлагаю вам немного подвигаться. У
нас «МИКС – ФРИЗ – ГРУП»
Вы будете танцевать, передвигаться под
музыку. После того, как она остановится,
прозвучит команда «замри». Вы услышите
вопрос, ответом, на который будет какоето
число. Но ответ вслух не произносим. Вы
собираетесь в группы, в зависимости от
ответа. А теперь все встали, задвинули
стульчики. Работаем по моей команде.
Сколько звуков в слове ель?
Сколько разделов науки о языке?
Сколько морфем в слове походка?
Дети обращаются к словарю.
Дети зачитывают сложные
предложения.
Взаимопроверка.
Дети чертят схемы у доски.
(3)
(7 – фонетика, графика,
словообразование, морфология,
синтаксис, орфография,
пунктуация)
(4) Спасибо. Прошу занять свои места.
2 2
Обучающая структура «РАФТ»
Ребята, представьте, вы – юные
лингвисты. Сейчас, вы, используя все
свои знания, составите для своих
сверстников схему–подсказку, перед
какими союзами ставится (и не
ставится) запятая в простом
предложении с однородными
членами(для четных номеров столов) и в
сложном (для нечетных номеров
столов).
У вас на столах все необходимое:
листы, маркеры, клей, необходимые
заготовки. Не забудьте написать
заглавие для своей схемы. У вас на эту
работу будет отведено 5 минут.
(будильник)
Я предлагаю вам вывесить свои
работы на доску. (Обсуждение)
Даны схемы предложений.
Составьте устно предложения по этим
схемам (участники под номером 1 –
первая схема, …):
1.[ = О, О и О].
2.[ =], и [ =].
(слайд 12)
6. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
Цель:
развитие творческого
воображения;
развитие умения
строить схемы
предложений;
создание условий
для успешного
закрепления
изученного материала
7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
Дети проектируют схемы –
подсказки и презентуют их.
(Равное участие всех детей)
Составляют предложения по
этим схемам и записывают в
тетрадь. эталону.
Цель:
организация
рефлексии усвоения
знаний по результатам
выполнения
самостоятельной
работы.
8. Рефлексия
3.[= О, О], но [ =].
4. [ ]
, а
=
=
Выполняют самостоятельно
задание.
Индивидуальная работа (Слайд 13
У каждого из вас на столе имеется лист
с заданием. В течение 5 минут вы
работаете самостоятельно. Задание:
списать предложения, вставить
подходящие по смыслу союзы, поставить
недостающие знаки препинания.
1. Осень ещё не вступила в полную
силу _____листья на деревьях уже
пожелтели.
2. Солнце иногда показывалось изза
туч ______тут же скрывалось.
3. Сады почти осыпались _____кое
где ещё висели на яблонях сухие
розовые листья.
44(Слайд 14), (Слайд 15)
Чему должны были научиться на уроке?
Над чем еще предстоит работать?
– Что у вас получалось сегодня лучше
всего? учебной
деятельности на
уроке.
Цель:
проведение
рефлексивного
анализа учебной
деятельности с точки
зрения выполнения
требований, известных
учащимся;
оценивание
собственной
деятельности на
уроке.
9. Домашнее задание.
обсуждение
дифференцированного
домашнего задания.
– В чём испытали затруднения?
Я предлагаю вам заполнить таблицу, и
в последней строчке записать вопросы,
которые у вас могли возникнуть в
течение урока.
Утверждения
1) Тема урока мне
понятна.
Поставь знак
«+» или «?»
2) Я умею выделять
грамматическую основу в
предложении.
3) Я умею ставить
запятые в сложных
предложениях и в
простых предложениях с
однородными членами.
4) Я могу составлять
схемы различных
предложений.
4) Мне необходимо
поработать над…
(перечисли темы
для доработки)
Учитель собирает листочки.
Д/з(слайд 16)
Для тех, кто еще затрудняется в
правильной постановке знаков
препинания в предложениях, я
предлагаю упр.1 на с. 78
Те ребята, которые хотят развить
орфографическую зоркость, будут
выполнять упр.4 на с.79
Заполняют таблицу.
Выбирают одно упражнение
письменно и упр. 81 устно. А для наших умников и умниц – упр.3
(Слайд 17)
Если останется время или форс мажорные обстоятельства, то можно выполнить графический диктант.
Графический диктант. (3 мин.)
Цель данного вида работы – совершенствование умений отличать вами простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого
знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.
1.Запах влаги, прели, дождя и травы наполнял осенний воздух.
2. Желтеют все опушки, желтеет пруд, а зелёные лягушки всё ещё песенку поют.
3. На траве, на былинах и на соломинах блестели бесчисленные нити осенней паутины.
4. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника.
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Технологическая карта и презентация урока русского языка "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но." (4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.