Целью занятия является формирование у обучающихся учебной мотивации к изучению предметного содержания астрономии. Поставлены задачи, описаны формируемые компетенции. В содержании уроков используются различные формы работы - фронтальные, групповые, индивидуальные. Технологическая карта составлена к урокам по учебнику Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут – М.: Дрофа, 201.
ГБПОУ СО «КаменскУральский педагогический колледж»
Технологическая карта к уроку по астрономии в группах 1 курса
по теме «Астрономия, ее значение и связь с другими науками»
Выполнил:
Вислобокова Марина Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории.Предмет, класс
Астрономия, 1 курс (Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник/ Б.А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут –
М.: Дрофа, 2018).
Тема урока, № урока по
теме
Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа), первые уроки.
Методическая цель
Формирование у обучающихся учебной мотивации к изучению предметного содержания астрономии.
Предметные цели
Личностные цели
Метапредметные цели
Объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины;
иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории
развития астрономии, ее связях с другими науками.
Изображать основные круги, линии и точки небесной сферы; формулировать понятие «небесная сфера»;
использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
Обсудить потребности человека в познании, как наиболее ненасыщаемой потребности, понимание различия между
мифологическим и научным познанием.
Взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою
познавательную деятельность.
Формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как
науки. Формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые
расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания; работать с информацией
научного содержания.
Методы обучения:
репродуктивный, объяснительноиллюстративный, проблемного изложения, частичнопоисковый; беседа, работа с
учебником, работа с карточками, использование ТСО.
Тип урока
Формы работы
Необходимое
Урок изучения нового материала.
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Компьютер, проектор, презентация подготовленная преподавателем, раздаточный материал.техническое
оборудование
Личностные
УУД:
Познавательные
УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
адекватное
Проявляют уважительное отношение к
внимание к личности
одногруппникам,
другого,
межличностное
восприятие. Вступают в диалог, участвуют в
коллективном обсуждении проблем, учатся
владеть монологической и диалогической
формами речи.
Выделяют и осознают то, что уже освоено и
что еще подлежит усвоению, осознают
качество и уровень усвоения. В диалоге с
педагогом учатся вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех.
на
Учатся умению вести
диалог
основе
равноправных отношений
и взаимного уважения,
формируют внутреннюю
позицию на уровне
положительного
отношения
образовательному
процессу, оценивают себя
в социальных ролях:
ученик, докладчик.
к
и
как
Развивают навыки
познавательной
рефлексии
осознания
совершаемых
действий
мыслительных
процессов,
овладевают навыками
решения проблем,
осознанно
и
произвольно строят
речевые
в
высказывания
устной и письменной
форме.Задачи этапа
Этапы
урока
урока
1. Оргмомент Настроить
Ход урока
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
Методы, формы,
приемы
Время
(мин)
Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку,
настраивает их на продуктивную деятельность
В начале урока с учащимися организуется беседа
с целью систематизации их опыта наблюдения.
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах
природоведения, естествознания, физики, истории?
2. Зачем нужны знания по астрономии человеку 21 века?
3. Что изучает астрономия?
Астрономические знания и практические потребности человека
(работа в 3 группах, заполнение таблицы)
2.Проверка
знаний
учащихся
3.Целепола
гание
мотивация.
и
обучающихся к
учебной
деятельности
Выявить
уровень знаний
обучающихся
Сформулироват
ь цель урока.
Заинтересовать
обучающихся в
изучении темы.
Обучающиеся
готовятся к работе,
организуют рабочее
место.
Отвечают
вопросы
на
Фронтальная беседа
Обсуждают
вопросы,
ищут
ответы, опираясь на
жизненный опыт,
формулируют тему
урока и его цели.
Внимательно
слушают рассказ
преподавателя,
работают
учебником,
заполняют таблицу
Объяснительно
иллюстративный
метод обучения,
фронтальное
взаимодействие с
преподавателем.
Использование ТСО
Активизация
имевшихся ранее
знаний, активное
с
погружение в тему.
Фронтальное
взаимодействие с
преподавателем.
Смысловое чтение.
4.
Актуализация
Изучить этапы
развития
(стр. 46 учебника)
астрономии
Этапы
развития
астрономииСовременная астрономия: ее структура, задачи.
Вселенная, солнечная система.
Методы астрономии.
снять
Движения выполняются легко,
и
удовольствием, не щурясь.
без напряжения,
с
а) горизонтальные движения: влево и вправо; влево – вперед и
вправо – вперед.
б) вертикальные движения: вверх и вниз; вверх – прямо перед
собой и вниз – прямо перед собой.
в) движения по диагонали в двух направлениях: лево верх –
право низ и право верх – лево низ.
г) «Конверт» или «Бабочка» в двух направлениях.
д) «Восьмерка» в двух направлениях: лежащая горизонтально
на уровне глаз, вертикальная и лежащая у ног.
е) Взгляд на: кончик носа – вперед вдаль; переносицу – вперед
вдаль; межбровье – вперед вдаль.
ж) «Циферблат» перед собой по часовой стрелке и против
часовой стрелки.
з) «Циферблат» на потолке в двух направлениях.
и) «Циферблат» с закрытыми глазами: голова в положении
прямо; голова запрокинута вверх.
Телескопы.
Записывают со
слайдов, работают с
учебником,
заполняют таблицу
фронтальное
взаимодействие с
преподавателем.
Смысловое чтение.
Учащиеся
выполняют
физические
упражнения
Групповая и
индивидуальная
формы работы
работают
учебником,
заполняют таблицу
с
Индивидуальная
работа и
5.
Первич
ное усвоение
материа
ла.
5.Физкультми
нутка
(гимнастика
для глаз), т.к.
дети работали
с учебником.
6. Осозна –
ние и осмысле
–
ние.
7.
Систематизац
ия
и
обобщение
1)
усталость
напряжение
глаз;
2)внести
эмоциональный
заряд;
3)
совершенствова
ть
общую
моторику;
4) выработать
четкие
координированн
ые действия во
взаимосвязи с
речью;
Развивать
умения
применения
полученных
теоретических
знаний
практике,
конкретной
ситуации
Проверить
усвоение
материала,
выявить
на
в
Молодцы! Отлично поработали!
А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать
небольшую проверочную работу. Сядьте так, как будто вы
обиделись друг на друга. Возьмите дневник урока. На
Берут
подписывают
листочки.
Меняются
и
Работа с
карточками.
Индивидуальная
форма работы.8. Домашнее
задание.
9.
Рефлексия.
пробелы
понимании
материала.
Объявить
домашнее
задание.
в
выполнение теста вам дается 3 минуты.
Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и
проверьте работы. Поставьте оценки.
8. Домашнее задание.
Обязательное домашнее задание – §стр. 3 – 18. С. 17,
ответы на вопросы 1,2, 5, 6
листочками
и
проверяют. Ставят
оценки.
Записывают
домашнее задание
Подвести итоги
урока.
Попробуй составить синквейн по теме урока. Синквейн (в
переводе с франц.– пять строк): Первая строка – одно
существительное (суть, название темы);
Вторая строка – описание свойствпризнаков темы в двух
словах (двумя прилагательными);
Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы
тремя глаголами;
Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов,
показывающая отношение к теме;
Пятая строка – синоним из одного слова (существительное),
который повторяет суть темы (к первому существительному).
Сдаем дневники урока. На следующем уроке я озвучу ваши
отметки за работу.
Обучающиеся
рефлексируют
анализируют
деятельность
уроке.
и
Фронтальное
взаимодействие с
преподавателем.
на