Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Оценка 5

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
информатика +1
Все классы
18.04.2019
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Занятие предназначено для проведения первого вступительного урока по шахматам. Цель занятия познакомить детей с шахматной доской. проводится в интересной увлекательной форме. На занятии вводятся основные понятия "шахматная доска", "игровое поле", "белые и чёрные поля". Соблюдены все этапы занятия, в том числе физминутка. Материал будет интересен.
МКОУ Леушинская Сош Цепелева Т.Д..docx
Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Леушинская средняя общеобразовательная школа Тема открытого урока: «Шахматная доска»  план – конспект урока  № 1 по программе курса внеурочной деятельности   «Шахматы»               дата проведения: 05.09.2018г.                                                                                                                                      Разработала:                                                                                                                 Учитель начальных классов                                                                             Цепелева Татьяна Дмитриевна Технологическая карта урока   Тема Предмет Класс Тип урока Цель Задачи Основные понятия Межпредметные   связи Ресурсы: ­основные ­дополнительные Шахматная доска   Шахматы 1 ­ Б  Урок открытия нового знания на основе практических умений Познакомить детей с шахматной доской. Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы . Развивать внимание, память, наглядно­ образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость,  внимательность, самостоятельность, терпеливость Шахматная доска, игровое поле,  белые и чёрные поля. Освоение   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового   характера,   определение   наиболее   эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальными формами познавательной и личностной рефлексии;   использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   установления аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения   рассуждений;   овладение   основами   логического   и алгоритмического   мышления,   пространственного   воображения,   измерения,       прикидки   и   оценки,   наглядного представления данных и процессов,   выполнения алгоритмов; демонстрационная доска с фигурами, игральные   комплекты  шахмат  для каждого ученика  и  учебники    И.Г.  Сухина  «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны» 1 год обучения; ­ слайд­презентация, карточки для работы в парах. Технология проведения Деятельность учителя Деятельность  учащихся Планируемые результаты Предметные Личностные и  I  Самоопределен ие к  деятельности.  (Организационны й момент.) Микроцель: ­ обеспечение  мотивации и  организация  внимания  учащихся. Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна  Дмитриевна. Давайте улыбнемся, друг другу, я рада   видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день  принесет нам радость общения друг с другом.  Успехов вам и удач! Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл  сказочный гость. Узнайте его. Знаменитый джин. Друг  Вольки Костылькова. Узнали кто это? Учитель: Появляется картинка Старика Хоттабыча.  Учитель: Он приготовил для вас загадку, попробуйте  её отгадать: Есть тихий спорта вид — Спортсмен всегда сидит, Соперник перед ним Безмолвный, словно мим. Слова им не нужны, Раздумья здесь важны. Умы воюют тут. Часы идут, идут. Нет хуже для ребят метапредметные  УУД Положительное  отношение к школе  (Личностные УУД) Пожелание успеха друг  другу и учителю. Ответ детей: Старик  Хоттабыча Научить  ориентироват ься на  шахматной  доске, познакомить с белыми и  черными  полями. Ответы детей: Шахматы Двух слов, чем «шах» и «мат». (Шахматы) ­вы большие молодцы! Сегодня   мы   с   вами     отправляемся   в   сказочную шахматную   школу.   Не   потеряться   в   сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. II  Актуализация  знаний.  Цели: ­создание  условий для  возникновения у  учеников  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность; Шахматы  –   древняя   интеллектуальная   игра,   имеет свою   историю.   Шахматы   появились   в   Индии   в   5­6 веках.   Первоначальное   название   шахмат   – ЧАТУРАНГА. В игре в то время  принимали участие четыре человека. Когда­то великий индийский шах воевал с другими, погибло   много   людей.   Один   мудрец   подарил   ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.  Зовётся шахматной страной –  двухцветная страна,  Ведётся в ней упорный бой –  двухцветная война. Может, кто­нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. ­   Что   нам   нужно,   чтобы   играть   в   шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). Ответы детей Информация  для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). III «Открытие  нового знания»    стал   Открываем   волшебную   книгу     (учебник,   стр.3). Каких   сказочных   героев   вы   узнали?   А   кто   может назвать   шахматные   фигуры,   которые   ждут   их   в шахматной школе? 1)     И   вот   наша     первая     сказка.   Переверните страничку (ст.4­5). Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес. И тут их увидел   злой волшебник. Он своим острым мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален схватил   кругляк   и   стал   им   защищаться.   Колдун ударил   мечом   с   разных   сторон   четыре   раза,   и кругляк     квадратным.   Побежали   ребята дальше. А на пути речка.  Бросили они свою доску в воду,   и,     словно   на   плоту,     переплыли   на   другой берег.  Колдун   не   унимался.   Он   стал   пускать   в   ребят стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас детей.    Стрелы,  попадая в доску, ложились каким –   то  очень    странным   образом   ведь   тот     лес   был волшебным…  А  когда  Ален их  убрал,     то  увидел интересный рисунок из  клеточек.  Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска снова   защитила   детей.   Пламя   выжгло   каждую вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же это получилось? (Шахматная доска)   ­ Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?  ­ А в какие игры можно играть на таких досках?  ­ Смотрите, какие у меня есть доски.  (Показываю шахматные   доски   ­   разных   размеров:   большая, Просмотр презентации  «Лена и Ален» Постановка   учебной задачи   на   основе соотнесения того, что известно   и   усвоено учащимися, и того что еще   не   известно (Регулятивные УУД). Самостоятельное выделение   формулирование познавательной   цели (Познавательные УУД) и Ответы детей обычная,   маленькая   от   дорожных   шахмат.)   Это, ребята,   дорожные   шахматы.   Как   вы   думаете,   для чего они нужны?   ­ А это – большая   демонстрационная шахматная доска,   которая   хранит  много   секретов,   о  которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы  играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади,  На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла   Клетка белая была! ­ Расположите шахматные доски перед собой  правильно. ­ Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные  темные и светлые клетки – квадратики, которые   называются полями. Светлые клетки – это белые  поля. Темные клетки – это черные поля.  ­ Покажите на своих настольных досках белое поле?  Черное поле?  И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму ­ Какие поля на шахматной доске? ­ А каких полей больше черных или белых?  ­. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске  белых полей? ( 32). ­ А черных? ( Тоже 32.) ­ Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) Дети правильно  располагают доску Выкладывают фишки  (вырезанные из картона  круи) одон ребёнок  закрывает белые поля,  другой чёрные. Просмотр  Мультфильма  «Котята­ хвастунишки» Ответы детей ­ Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. ­ Что больше шахматная доска или шахматное поле? ­ Какая   форма   у   шахматных   полей   и   шахматной доски? Выполнение  физминутки (У учеников в руках  шахматные фигуры.  Впереди стоит ученик ­  "репка", на голове у  него шапочка "репки".  Каждый персонаж  сказки ­ определённая  фигура.) IV Релаксация  (физминутка) Игра ­  физминутка  "Шахматная  репка" Сказку знаем мы, ребята, Под названьем "Репка". Дед садил её когда­то Выросла репка крепка. Репку мы теперь посадим, С ней, конечно, же, мы сладим. Вы вставайте­ка, ребятки, Друг за другом по порядку. Дед у нас ведь не простой, А зовут его "Король". "Королева" ­ бабка, Будет репка сладка. А за бабкой внучка ­ "слон", Он слонятам шлёт поклон. Жучка лает, Жучка злится, В коня ей надо превратиться. Ну, а кошка­то, ха­ха, Ведь сейчас она "ладья". Мышечка осталась, Пешка ей досталась. Репка славная у нас, V Включение  нового знания в  систему знания  и повторение. Практическая  работа Просто чудо, просто класс! Шахматную репку Мы запомним крепко. 1.  Дидактическая игра «Дождик»    ­ А сейчас мы будем играть в  игру «Дождик».  Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все  клетки. Клетки  исчезли. Нам необходимо  восстановить белые и черные клетки.  Вот вам листочки и карандаши.  1 ученик красит белые, сосед ­ чёрные. ­А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки  Чиполино и Дюймовочка  решили сыграть в шахматы. Положили перед собой  шахматную доску, но  черные и белые поля  сбежали с  доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1  вариант  будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто  нашел – подымает руку. – Молодцы!    В конце занятия  можно провести блиц ­  викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей Осуществлять  пошаговый контроль  своих действий  (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить   ответы   на вопросы,   используя свой   жизненный   опыт (Познавательные УУД).    Определение   общей цели   и   путей   её достижения;   умение договариваться о распределении функций   и   ролей   в совместной деятельности; осуществлять взаимный   контроль   в совместной деятельности. (Коммуникативные УУД). Прогнозируют  результаты уровня  усвоения изученного  материала(Регулятив ные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).   Узнали, что такое шахматная доска?  Я:  Узнал и могу показать, нарисовать  шахматную  доску.      Запомнил       Повторил      Затрудняюсь  ­Оцените свою работу на уроке.  Я понял и могу рассказать другим  Я понял, но не могу объяснить  Я не понял ­  Понравился ли вам сегодняшний урок?                 Был ли он интересен?                 ­  Посмотрите на довольное выражение  лица Старика  Хоттабыча..                 Вы, ребята, были сегодня активными,  внимательными и сообразительными.                 Спасибо вам за хорошую работу Задание в рабочей тетради Учащиеся продолжают  начатое высказывание,  На  листках заполняют  «лесенку успеха» Картинки с  изображением  Хоттабыча на доске до  урока и после урока.     VI. Подведение  итогов, оценки,  рефлексия. Микроцель:  ­дать оценку  работе класса и отдельных  учеников,  контроль и  самоконтроль. VII.  Информация о  домашнем  задании.

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс

Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019