Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
информатика +1
Все классы
18.04.2019
Занятие предназначено для проведения первого вступительного урока по шахматам. Цель занятия познакомить детей с шахматной доской. проводится в интересной увлекательной форме. На занятии вводятся основные понятия "шахматная доска", "игровое поле", "белые и чёрные поля". Соблюдены все этапы занятия, в том числе физминутка. Материал будет интересен.
МКОУ Леушинская Сош Цепелева Т.Д..docx
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Леушинская средняя общеобразовательная школа
Тема открытого урока:
«Шахматная доска»
план – конспект урока № 1
по программе курса внеурочной деятельности «Шахматы»
дата проведения: 05.09.2018г.
Разработала:
Учитель начальных классов
Цепелева Татьяна Дмитриевна Технологическая карта урока
Тема
Предмет
Класс
Тип урока
Цель
Задачи
Основные понятия
Межпредметные
связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Шахматная доска
Шахматы
1 Б
Урок открытия нового знания на основе практических умений
Познакомить детей с шахматной доской.
Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы . Развивать внимание, память, наглядно
образное и логическое мышление у учащихся младшего школьного возраста. Воспитывать усидчивость,
внимательность, самостоятельность, терпеливость
Шахматная доска, игровое поле, белые и чёрные поля.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, определение наиболее эффективных
способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальными формами познавательной
и личностной рефлексии; использование знаковосимволических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений; овладение основами логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного
представления данных и процессов, выполнения алгоритмов;
демонстрационная доска с фигурами, игральные комплекты шахмат для каждого ученика и учебники И.Г.
Сухина «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны» 1 год обучения;
слайдпрезентация, карточки для работы в парах. Технология
проведения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Предметные Личностные и
I
Самоопределен
ие к
деятельности.
(Организационны
й момент.)
Микроцель:
обеспечение
мотивации и
организация
внимания
учащихся.
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Татьяна
Дмитриевна. Давайте улыбнемся, друг другу, я рада
видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день
принесет нам радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл
сказочный гость. Узнайте его. Знаменитый джин. Друг
Вольки Костылькова. Узнали кто это?
Учитель: Появляется картинка Старика Хоттабыча.
Учитель: Он приготовил для вас загадку, попробуйте
её отгадать:
Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
метапредметные
УУД
Положительное
отношение к школе
(Личностные УУД)
Пожелание успеха друг
другу и учителю.
Ответ детей: Старик
Хоттабыча
Научить
ориентироват
ься на
шахматной
доске,
познакомить с
белыми и
черными
полями.
Ответы детей:
Шахматы Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы)
вы большие молодцы!
Сегодня мы с вами
отправляемся в сказочную
шахматную школу. Не потеряться в сказочной
шахматной школе смогут только самые внимательные
дети. II
Актуализация
знаний.
Цели:
создание
условий для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет
свою историю. Шахматы появились в Индии в 56
веках.
Первоначальное название шахмат –
ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие
четыре человека.
Когдато великий индийский шах воевал с другими,
погибло много людей. Один мудрец подарил ему
шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.
Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.
Может, ктонибудь уже знаком с шахматной игрой?
Отлично, будете моими помощниками.
Что нам нужно, чтобы играть в шахматы?
(шахматные фигуры и шахматная доска).
Ответы детей
Информация для
самостоятельного
осмысления
жизненных ситуаций
(Познавательные
УУД). III «Открытие
нового знания»
стал
Открываем волшебную книгу
(учебник, стр.3).
Каких сказочных героев вы узнали? А кто может
назвать шахматные фигуры, которые ждут их в
шахматной школе?
1) И вот наша первая сказка. Переверните
страничку (ст.45).
Однажды девочка Лена и мальчик Ален пошли в лес.
И тут их увидел злой волшебник. Он своим острым
мечом срубил дерево и направил его на ребят, но не
попал. Тогда с досады он ударил по пню и срезал с
него кругляк. С силой запустил его в беглецов. Ален
схватил кругляк и стал им защищаться. Колдун
ударил мечом с разных сторон четыре раза, и
кругляк
квадратным. Побежали ребята
дальше. А на пути речка. Бросили они свою доску в
воду, и, словно на плоту, переплыли на другой
берег.
Колдун не унимался. Он стал пускать в ребят
стрелы. И тут плот превратился в щит и снова спас
детей. Стрелы, попадая в доску, ложились каким
– то очень странным образом ведь тот лес был
волшебным… А когда Ален их убрал, то увидел
интересный рисунок из клеточек.
Колдун не унимался. Он наслал огонь, и тут доска
снова защитила детей. Пламя выжгло каждую
вторую клеточку и получилось… Кто знает, что же
это получилось? (Шахматная доска)
Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные
доски?
А в какие игры можно играть на таких досках?
Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю
шахматные доски разных размеров: большая,
Просмотр презентации
«Лена и Ален»
Постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
известно и усвоено
учащимися, и того что
еще не известно
(Регулятивные УУД).
Самостоятельное
выделение
формулирование
познавательной цели
(Познавательные
УУД)
и
Ответы детей обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это,
ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для
чего они нужны?
А это – большая демонстрационная шахматная
доска, которая хранит много секретов, о которых
мы с вами скоро узнаем.
Шахматную доску ещё называют шахматным полем.
В шахматы играют два соперника.
Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Расположите шахматные доски перед собой
правильно.
Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные
темные и светлые клетки – квадратики, которые
называются полями. Светлые клетки – это белые
поля. Темные клетки – это черные поля.
Покажите на своих настольных досках белое поле?
Черное поле?
И снова к нам пришла сказка.
Беседа по мультфильму
Какие поля на шахматной доске?
А каких полей больше черных или белых?
. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске
белых полей? ( 32).
А черных? ( Тоже 32.)
Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их
равное количество, поровну, белых полей столько
же, сколько и черных)
Дети правильно
располагают доску
Выкладывают фишки
(вырезанные из картона
круи) одон ребёнок
закрывает белые поля,
другой чёрные.
Просмотр
Мультфильма
«Котята
хвастунишки»
Ответы детей Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64
поля.
Что больше шахматная доска или шахматное поле?
Какая форма у шахматных полей и шахматной
доски?
Выполнение
физминутки
(У учеников в руках
шахматные фигуры.
Впереди стоит ученик
"репка", на голове у
него шапочка "репки".
Каждый персонаж
сказки определённая
фигура.)
IV Релаксация
(физминутка)
Игра
физминутка
"Шахматная
репка"
Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когдато
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайтека, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошкато, хаха,
Ведь сейчас она "ладья".
Мышечка осталась,
Пешка ей досталась.
Репка славная у нас, V Включение
нового знания в
систему знания
и повторение.
Практическая
работа
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.
1. Дидактическая игра «Дождик»
А сейчас мы будем играть в игру «Дождик».
Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все
клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо
восстановить белые и черные клетки.
Вот вам листочки и карандаши.
1 ученик красит белые, сосед чёрные.
А теперь сверьте ваши работы с записью на экране.
2. Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка
решили сыграть в шахматы. Положили перед собой
шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с
доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1
вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто
нашел – подымает руку.
– Молодцы!
В конце занятия можно провести блиц
викторину:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
(шахматное поле)
5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или
чёрные (они равны)
6. Сколько всего полей на шахматном поле?
Работа в паре.
Ответы учащихся.
Ответы детей
Осуществлять
пошаговый контроль
своих действий
(Регулятивные УУД).
Перерабатывать
полученную
информацию:
находить ответы на
вопросы,
используя
свой жизненный опыт
(Познавательные
УУД).
Определение общей
цели и путей её
достижения; умение
договариваться
о
распределении
функций и ролей в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности.
(Коммуникативные УУД).
Прогнозируют
результаты уровня
усвоения изученного
материала(Регулятив
ные УУД)
Оформлять
свои
мысли в устной форме
(Коммуникативные
УУД).
Узнали, что такое шахматная доска?
Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную
доску.
Запомнил
Повторил
Затрудняюсь
Оцените свою работу на уроке.
Я понял и могу рассказать другим
Я понял, но не могу объяснить
Я не понял
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Был ли он интересен?
Посмотрите на довольное выражение лица Старика
Хоттабыча..
Вы, ребята, были сегодня активными,
внимательными и сообразительными.
Спасибо вам за хорошую работу
Задание в рабочей тетради
Учащиеся продолжают
начатое высказывание,
На листках заполняют
«лесенку успеха»
Картинки с
изображением
Хоттабыча на доске до
урока и после урока.
VI. Подведение
итогов, оценки,
рефлексия.
Микроцель:
дать оценку
работе класса и
отдельных
учеников,
контроль и
самоконтроль.
VII.
Информация о
домашнем
задании.
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Технологическая карта к занятию по шахматам "Шахматная доска" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.