Класс |
6 класс |
||||||||||||||||||
Тема |
Ледники |
||||||||||||||||||
Цель |
Познакомить обучающихся с ледниками суши и причинами их образования. |
||||||||||||||||||
Оборудование |
Учебник, ЭФУ- АРМ учителя (интерактивная доска),1 ПК-2чел,Интернет. |
||||||||||||||||||
Планируемые результаты обучения |
Предметные: - формирование понятий: «ледник», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; - ознакомление с условиями их образования, распространением и значением в природе и жизни человека; - выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты; Метапредметные: Регулятивные УУД:
ПознавательныеУУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
|
||||||||||||||||||
Основные термины, понятия |
Ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Вызов |
Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление |
Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия |
Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) |
Планируемая деятельность учащихся
|
Деятельность учителя с демонстрацией приемов, указанием используемых средств |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|
предметные |
универсальные Метапредметные: 1) Познавательные 2)Регулятивные 3)Коммуникативные Личностные |
|||
Организационный момент |
Учащиеся готовы к началу урока |
Проверка готовности класса к уроку. |
|
|
Мотивация и целеполагание |
1)Слушают учителя, вступают в диалог 2)Учащиеся просматривают презентацию. 3) Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.
|
1)Подводящий к знанию диалог. 2)Просмотр презентации к уроку 3)После просмотра учитель выводит обучающихся на постановку цели учебного занятия, формулирование темы урока и решаемых на уроке задач. |
Повторение понятия «гидросфера» агрегатного состояния воды, изменения температуры воздуха с высотой. |
1) сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; - высказывать предположения 2) планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) 3)воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
(личн.) индетифицировать себя с мировой культурой |
Актуализация знаний |
Высказывают предположения. |
1)Постановка проблемного вопроса: возможно ли образование ледников в нашей местности? 2)Учитель подводит учащихся к осознанию недостаточности знаний
|
Опираются на приобретённые ранее знания и из жизни,наблюдениям. |
1) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи 2) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
|
Изучение нового материала |
I. Понятие ледник.1)Работают с текстом ЭФУ стр.98 п.1 2)Выполняют работу, изучают текст учебника, заполняют маршрутный лист и контурную карту. Размышляют над понятиями. 3)Проводят взаимопроверку, оценку степени выполнения заданий.
|
I. Понятие ледник 2)Учитель предлагает план учебной работы, проецирует на экран страницы учебника ЭФУ с видом ледника, раздает маршрутные листы с заданиями учащимся. 2)Проводит обсуждение работы 3)Проводит взаимопроверку и коррекцию знаний с опорой на образец II. Типы ледников учащиеся изучают в группах: «Горные ледники» - №1, «Покровные ледники» - №2, «Многолетняя мерзлота» - №3
1)побуждающий от проблемной |
Понятия: Ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота. Геономенклатура по теме: «Евразия, Северная Америка, Антарктида, Атлантический океан, реки Амударья, Сырдарья, о. Гренландия,» Работа с картой и учебником, интернет-ресурсами.
Проведение исследования ледника: +условия образования +формы и размеры +распространение +значение в природе
|
1)- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации; – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; – анализировать результаты опытов, элементарных исследований 2) – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; - проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений 3) - находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства
(личн.) - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность; - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира |
Первичное закрепление изученного материала |
1)Повторный просмотр ЭФУ, 2) Высказывание предположений, доказательств и рассуждений. 3) Выделение типов ледника, определение на физической карте объекта, нанесение на контурную карту, объяснение понятий ледник, снеговая граница, айсберг, многолетняя мерзлота. 4)Решение задания.5)Определение с помощью карты снеговой границы, условного знака ледника, работа с контурной картой. 6)Проверка: отчет группы у доски. |
1)Постановка цели перед учащимися и решение проблемной задачи в начале урока. 2)Демонстрация презентации. 3) Обсуждение задания: будет ли лежать снег на вершине горы Килиманджаро в Африке, если температура у подножия составля-ет +25град. 4)Запись уточнения в тетрадь: При подьёме на 1000метров в горы температура понижается на 6градусов. 5) Оценка ответов учащихся
|
Работа с картой, расширение знаний номенклатуры. Описание свойств и работы ледника на основе карт атласа и полученных знаний. |
1) -сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; – применять таблицы, схемы, модели для получения информации 2) – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) 3) – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи
(личн.) – применять правила делового сотрудничества; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать
|
Рефлексия |
2)Составление синквейна со словами: ледник, айсберг.презентация его. 3)Взаимооценка учебной деятельности
|
1) Объяснение правил составления синквейна
2) Организация процедуры самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке
3)Выставление отметок
|
Обобщение понятий по теме «Ледникики» |
1) –преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать 2) - осуществлять итоговый контроль деятельности 3) – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка (личн) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач |
Домашнее задание |
Записывание домашнего задания в дневник |
Обсуждениедомашнего задания: В рабочей тетради выполнить задания №1,№2 (всем учащимся), задания со звёздочками для любознательных. |
|
1) –формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу |
Завершение урока |
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке. Я УВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ МНЕ КОМФОРТНО_____ Я испытываю проблемы______________ А какое буде у нас домашнее задание? А какое творческое задание вы бы хотели выполнить?
А сейчас давайте поставим оценки за урок
Спасибо всем за урок. Возьмите тот смайлик, который соответствует вашему настроению |
Развивающие задания:
Предметные |
познавательные |
регулятивные |
коммуникативные |
Личностные |
1.Назовите районы распространения айсбергов? |
1. Какие факторы влияют на образование ледников? |
1. Что такое ледник? |
1.Составьте два вопроса соседней группе по теме «горные ледники» |
1. Каково влияние многолетней мерзлоты на жизнь человека? |
2.Покажите на карте острова Северного Ледовитого океана, на которых находятся покровные ледники? |
2.От чего зависит высота снеговой линии? |
2.Составьте план описания ледника. |
2. Обменяйтесь мнениями в группе: почему состоялась зимняя олимпиада в г. Сочи? |
2. Возможно ли использование человеком покровных ледников? |
3.Назовите горы, на которых имеются горные ледники? |
3.Где снеговая линия выше в горах Кавказа или Килиманджаро? |
3. Составьте маршрут путешествия для альпинистов пятитысячников. |
3.Используя дополнительные источники знаний,выясните, почему затонул «Титаник»? |
3. Как вы оцениваете вклад открытия Антарктиды, её покровных ледников, уникального растительного и животного мира, русскими мореплавателями Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым? |
4.Перечислите материки, где присутствуютпокровные ледники? |
4.Как образуется многолетняя мерзлота? |
4.Составьте маршрут путешествия для наблюдения за айсбергами. |
4. Проведите опрос среди учащихся параллели по теме: «Хотели бы вы совершить восхождение на Килиманджаро?» |
4. Что вы знаете об акции: «Уборка мусора в горах», как вы относитесь к ней? Почему она актуальна? |
5.Перечислите факторы, определяющие высоту снеговой линии? |
5. Преобразуй информацию о ледниках в таблицу. |
5. Что такое многолетняя мерзлота? |
5. Используя интернет подготовь сообщение о крупном леднике Федченко на Памире, расскажи об этом в классе. |
5. Что вы знаете о сходе снежных лавин и ледников в горах Кавказа? Как они влияют на жизнь и здоровье людей селений, альпинистов и путешественников? |
Задание 2. Соотнесите индивидуальные учебно-профессиональные цели, сформулированные Вами в начале изучения разделов 1 и 2, и достигнутые результаты:
- Что новое, значимое для Вашей профессиональной деятельности случилось в ходе повышения квалификации по данной программе?
Заинтересовалась сама и часть педагогического коллектива школы заинтересовала тема использования ЭФУ на уроках. Интерактивная доска действительно очень редко использовалась на уроках..
- Что вызвало у Вас наибольший интерес?
То, что действительно возможно использовать ЭФУ на уроках даже если ни у каждого ученика есть планшет.
- Какие трудности в ходе работы Вы испытывали?
Большой трудностью было скачать ЭФУ.
- Какие из заявленных Вами целей удалось достичь, а какие остались нереализованными и почему?
Что бы ответить на два первых практических задания пришлось воспользоваться ресурсами Интернет, информации оказалось больше, чем я хотела узнать первоначально.
- Какие результаты повышения квалификации Вы планируете внедрить в практику?
Несомненно, использовать ЭФУ на своих уроках (география и изобразительное искусство), а так же предложить провести тематический педсовет на тему использования ЭФУ и на других уроках.
- Сформулируйте задачи своего профессионального развития в части использования ЭФУ при обучении географии:
Дальнейшее повышение квалификации, учитель должен учиться всегда, что бы на его уроках было интересно, познавательно, и.т.д. Большое спасибо за предложенный курс.
Задание 3 (по желанию). Используя указанные ниже критерии, выполните самооценку разработанного Вами проекта урока с использованием ЭФУ.
Критерии оценки проекта урока
№ п/п |
Параметры оценки |
Критерии оценки |
Баллы |
1. |
Определение целей проекта урока (планируемых результатов) |
Цели урока сформулированы в традиционном формате, планируемые результаты не определены |
0
|
Планируемые образовательные результаты определены и сформулированы для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных, но описание результатов не позволяет диагностировать их достижение |
1 |
||
Планируемые образовательные результаты определены и сформулированы для трёх групп: личностных, метапредметных, предметных, описание результатов позволяет диагностировать их достижение |
2 |
||
2. |
Структурированность урока |
Этапы урока не обозначены |
0 |
Этапы урока обозначены, но не отражают структуры учебной деятельности |
1 |
||
Отражение в структуре урока структуры учебной деятельности |
2 |
||
3. |
Организация процесса целеполагания
|
Процесс организации целеполагания не зафиксирован |
0 |
Целеполагание осуществляется только учителем |
1 |
||
Отражены все этапы организации процесса целеполагания |
2 |
||
4. |
Мотивация обучающихся |
Приёмы мотивации обучающихся не отражены |
0 |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания |
1 |
||
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов |
2 |
||
5. |
Развитие универсальных учебных действий |
Отсутствуют задания, направленные на развитие УУД |
0 |
Представлены задания, направленные только на развитие познавательных УУД |
1 |
||
Представлены задания, направленные на развитие всех видов УУД |
2 |
||
6. |
Дифференцированный подход |
Дифференцированный подход не обозначен |
0 |
Дифференцированный подход обозначен, но не показано как будет осуществляться |
1 |
||
Представлены задания (приёмы, формы работы) для разных групп обучающихся |
2 |
||
7. |
Работа с источниками информации и эффективность использования ЭФУ на каждом этапе урока |
Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации, не прописаны приемы работы с ЭФУ или представлены задания на организацию работы только с печатной формой учебника |
0 |
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, в том числе с ЭФУ |
1 |
||
Разработанные задания направлены на самостоятельный поиск и обработку информации, использование ЭФУ адекватно требованиям определенного этапа урока, ЭФУ используется на разных этапах урока и в разных моделях обучения |
2 |
||
8. |
Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности |
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности отсутствует |
0 |
Отражены приёмы организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
1 |
||
Отражены приёмы организации учебного сотрудничества, представлены задания для организации и планирования работы в группе |
2 |
||
9. |
Включение содержания урока в контекст решения значимых жизненных задач |
Отсутствуют задания, направленные на решение значимых жизненных задач |
0 |
Задания, направленные на решение значимых жизненных задач, предлагаются учителем только на этапе закрепления |
1 |
||
Задания, направленные на решение значимых жизненных задач, предлагаются на различных этапах урока, учитель вовлекает учащихся в разработку подобных заданий |
2 |
||
10. |
Оценка достигнутых результатов |
Оценка достигнутых обучающимися результатов не осуществляется ни в какой форме |
0 |
Оценка результатов осуществляется только учителем |
1 |
||
Оценка результатов осуществляется не только учителем, но и самими учащимися (самооценка), показано, как это делается |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.