Технологическая карта открытого урока по МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений проведение диагностики, текущий и капитальный ремонт скважин по теме "Методы увеличения притока нефти и приемистости скважины"
Оценка 4.9

Технологическая карта открытого урока по МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений проведение диагностики, текущий и капитальный ремонт скважин по теме "Методы увеличения притока нефти и приемистости скважины"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
информатика
Взрослым
25.03.2017
Технологическая карта открытого урока по МДК 01.02 Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений проведение диагностики, текущий и капитальный ремонт скважин по теме "Методы увеличения притока нефти и приемистости скважины"
Урок проводился со студентами 3 курса по специальности 21.02.01 "Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений". Урок обобщения и систематизации знаний. На уроке использовались: электронная викторина по правилам телевизионной игры «Что? Где? Когда?», видеоролики «Начало рабочей смены», «Остановка скважины», «Гидромеханическая щелевая перфорация», слайдовая презентация «ГМЩП»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ №149 (1).docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 149

 

 

 

Группа

Дата

МДК.01.02

Раздел 2

Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Проведение диагностики, текущий и капитальный ремонт скважин

3Р «А»

21.04

2017

Тема занятия

Методы увеличения притока нефти и приемистости скважины

 

 

Вид занятия

Теоретическое

 

 

Тип занятия

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель занятия

Обобщить, систематизировать методы увеличения притока нефти и приёмистости скважин

Формируемые компетенции

ПК 1.3 Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях.

ПК 1.4 Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Результат

Должны

знать:

-         методы воздействия на пласт и призабойную зону;

-         способы добычи нефти;

-         проблемы в скважине: пескообразование, повреждение пласта, отложения парафинов, эмульгирование нефти в воде и коррозию;

  Должны

уметь:

-         проводить исследования нефтяных и газовых скважин и пластов;

-         использовать результаты исследования скважин и пластов;

-         разрабатывать геолого-технические мероприятия по поддержанию и восстановлению работоспособности скважин;

Показатель оценки результата

Умеет подбирать оборудование для проведения текущего и капитального ремонта

Обеспечивающие дисциплины МДК

МДК.02.01«Эксплуатация нефтегазопромыслового оборудования»

Обеспечиваемые дисциплины МДК

МДК.01.01 «Разработка нефтяных и газовых месторождений, ОП.04 «Геология»

Средства обучения, оборудование

технические

ПК, мультимедийный проектор, экран

наглядные

Технологическая карта, презентация по теме урока, карточки с заданиями,  электронная викторина по правилам телевизионной игры «Что? Где? Когда?», видеоролики «Начало рабочей смены», «Остановка скважины», «Гидромеханическая щелевая перфорация», слайдовая презентация «ГМЩП»

Применяемые элементы педагогических технологий

ИКТ, рефлексивные технологии, элементы технологии коллективного взаимодействия, игровая технология (деловая игра)

Применяемые формы и методы обучения

Наглядные, словесные, частично-поисковые, самоконтроль, взаимоконтроль, групповая работа, проблемный метод, метод беседы.

Основная литература

Б.В. Покрепин «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин». Учебное пособие для СПО.-Волгоград: Издательский дом «Ин-Фолио», 2010.,496 с.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

№ этапа

Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Временная регламентация занятия

1

Организационный этап:

3 мин

 

- проверка готовности студентов к занятию;

 

 

- проверка посещаемости;

 

 

- сообщение темы.

 

2

Мотивационный момент, целеполагание:

8 мин

2.1

Обоснование необходимости изучения данной темы

Демонстрируется видеоролик «Начало рабочей смены на промысле».

Сегодняшний урок проведём в нестандартной форме, в форме деловой игры.

Сегодняшняя тема совещания: Методы увеличения притока нефти и приемистости скважин.

- Проанализируйте, что вы уже знаете по данной теме?

- И какую цель вы себе поставите на совещании? (Сегодня на совещании мы будем повторять, вспоминать, методы увеличения притока нефти и приемистости скважин)

- Цель совещания: обобщить, систематизировать методы увеличения притока нефти и приёмистости скважин.

- Всю свою работу будете отражать в «Маршрутной карте» (Приложение № 1)

 

3

Актуализация знаний

10 мин

3.1

Фронтальный опрос. Повторение при помощи презентации.

Презентация «Ваш выбор» (Приложение № 2)

 

4

Обобщение и систематизация знаний, ранее изученного материала

32 мин

4.1

 

 

 

4.2

- На промысле возникла проблема…(Видеоролик «Остановка скважины»)

Суть видеоролика: в процессе эксплуатации скважины, эксплуатируемой насосным способом, пропала подача. (Проблемная ситуация)

- Что необходимо сделать?

Групповая работа по выбранным направлениям тем, по бригадам. Взаимопроверка по ключу. (Приложение № 3,4)

 

5

Углубление и расширение знаний

14мин

5.1

Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях

- Кроме изученных методов увеличения притока нефти и приемистости скважин существуют другие более современные методы и технологии.. Хотите узнать какие? Внимание на экран.  (Демонстрация видеоролика «Гидромеханическая щелевая перфорация». Запись краткого конспекта: технология проведения и преимущества ГМЩП (Презентация «ГМЩП»).

 

 

 

 

 

 

 

6.

Оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

15 мин

6.1

Викторина «Что? Где? Когда?» (Приложение № 5)

 

7.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

5 мин

7.1

Выставление оценок

- Сосчитайте количество баллов и поставьте общее количество в маршрутную карту. Согласно критериям оценок, поставьте себе оценку за урок.

16 >баллов – оценка «5»

15-13 баллов –

оценка «4»

12-9 баллов –

 оценка «3»

< 9 баллов –

оценка «2»

 

- Кто получил «5», «4», «2»? Сдать маршрутные карты.

Преподаватель комментирует, корректирует оценки.

- Хочу услышать ваше мнение.

- Понравилась вам форма проведения сегодняшнего занятия?

- Что понравилось?

- Что не получилось?

- Хотите, чтобы с вами проводили занятия в такой форме?

- Где можете применить полученные знания?

 

8.

Задание для самостоятельной подготовки. Домашнее задание

3 мин

 

1)      В. М. Муравьев Эксплуатация нефтяных и газовых скважин, 1978, Недра, М., с 435-438 (составить кроссворд по теме «Капитальный ремонт скважин» из 10 слов).

2)      Самостоятельная работа. Написать реферат на тему «Методы воздействия на ПЗС», методические указания, с 13

 

 

 

 

 

Преподаватель _________________  И. А. Зайцева

 

 


Приложение 1

 

 

Маршрутная карта студента _________________________ группа №_3РА

(Ф.И.О.)

Таблица 1

 

 

Опрос «Ваш выбор»

Изучение нового материала

Закрепление

Итого в баллах

Оценка

Критерии оценки

 

Задание 1

1.1Назовите этапы ремонта скважины. 1.2 Какие технологические операции составляют подготовительныйи заключительный этапы

Задание 2 

Из перечисленного списка выбрать оборудование для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин:

Задание 3

Из перечисленного списка выбрать материалы для проведения мероприятий по увеличению  притока нефти и приёмистости скважин

Задание 4

Рассказать основные технологические этапы проведения капитального ремонта скважины  в соответствии с заданием

Задание 1-12

 

 

 

Оценка в бал

лах

за правильный ответ-1 б.

 

Макс-1 б

за правильный ответ - 1 б.

 

Макс-2 б

за

правильный ответ - 1 б

 

 

Макс-6 б.

за правильный ответ 1 б

 

 

Макс-4 б

за правильный ответ- 4 б

 

Макс -4 б

за правильный ответ - 1 б

 

 

Макс – 1 б

16 >баллов – оценка «5»

15-13 баллов –

оценка «4»

12-9 баллов –

 оценка «3»

< 9 баллов –

оценка «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

 

Презентация «Ваш выбор»

Таблица 2

Вопрос

Ответ

I.Тема: Виды скважин и их назначение

1.Для чего предназначены добывающие скважины?

Для добычи нефти, газа и попутной воды.

 

2.Для чего предназначены нагнетательные скважины?

Для нагнетания в пласт воды, пара, газа и различных растворов.

3.Как вызвать приток нефти в скважину?

 

Для вызова притока флюидов в скважину необходимы мероприятия по снижению забойного давления и очистке забоя.

4. Что такое  приёмистость  скважины?

 

Означает возможность закачки рабочего агента (воды, газа, пара и др.) в пласт через нагнетательную скважину.

II.Тема: Физические процессы протекающие в призабойной зоне скважины

1.Что означает проницаемость горных пород?

 

Проницаемость - способность горных пород фильтровать сквозь себя флюиды (жидкость и газы) при наличии перепада давления. 

2.Что такое призабойная зона пласта?

 

Призабойная зона — это участок пласта, примыкающий к стволу скважины, в пределах которого изменяются фильтрационные характеристики продуктивного пласта в период строительства скважин, их эксплуатации или ремонта.

3.Назовите причины закупорки пор призабойной зоны пласта

 

ПЗП загрязняется в процессе бурения и строительства скважины фильтратами промывочной жидкости и цементного раствора, в процессе эксплуатации скважины -парафинистыми и смолистыми отложениями, а также глини­стыми частицами.

4.Вследствие чего ухудшается приёмистость нагнетательных скважин?

 

Вследствие закупорки порового пространства пласта продуктами коррозии, илом, нефтепродуктами, которые содержатся в закачиваемой воде.

III. Мероприятия по искусственному воздействию на ПЗС

1.Перечислите группы методов воздействия на ПЗП?

Механические, химические, тепловые, комплексные.

2. Назовите механические методы воздействия на ПЗП.

 

ГРП, гидропескоструйная перфорация, торпедирование, виброобработка забоев скважин.

3. Назовите химические методы воздействия на ПЗП.

СКО, ГКО..

4. Назовите методы вызова притока и освоения скважин.

 

Промывка (прямая, обратная, комбинированная), закачка газообразного агента, закачка газированной жидкости, закачка пенных систем, тартание желонкой, свабирование.


Приложение 3

 

 

Задание 2.  Из перечисленного списка выбрать оборудование для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин:

 

 

1.      Подъёмник АПРС-40

2.      Агрегат ЦА-320

3.      Автоцистерна АЦН-12С, АЦН-8С,АЦ-10

4.      Трубовоз

5.      Бульдозер 2ПАРС

6.      Автобус

7.      Насосные установки УНЦ1-160-500К, АКПП-500

8.      Кислотовоз

9.      Блок манифольда 1БМ-700

10.  Насосная установка УН1-630-700А

11.  Пескосмесительный агрегат 4ПА

12.  Установка УСП-50

13.  Автоцистерна АЦН-11-257

14.  Передвижные парогенераторы (ПГУ)

15.  Передвижные паровые установки (ППУ)

16.  Сваб

 

Задание 3.  Из перечисленного списка выбрать материалы для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин:

1.      Соляная кислота

2.      Фтористоводородная кислота

3.      Ингибиторы (снижают коррозию) реагент В-2

4.      Интенсификаторы (ПАВ) Марвелан К

5.      Стабилизаторы (уксусная кислота), замедлители реакции

6.      Кварцевый песок, пропант

7.      Вода

8.      Ветошь

9.      Горячая нефть с ПАВ

10.  НКТ

11.  Нефть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 4

 

Лист контроля  (примерные ответы)

Таблица 3

Задания

Ответ

Задание 1

 

1.Назовите этапы ремонта скважины.

Подготовительный, основной, заключительный

 

 

 

2.Какие технологические операции составляют подготовительный и заключительный этап

 

ПР: переезд на скважину бригады и оборудования, монтаж подъемника, разборка устьевой арматуры

ЗР: монтаж ФА, демонтаж подъемника, уборка территории

Задание 2  (Приложение 3)

 

Выбрать оборудование для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин

СКО:

 

1.      Подъёмник АПРС-40

2.      Агрегат ЦА-320

3.      Автоцистерна АЦН-12С, АЦН-8С,АЦ-10

4.      Насосные установки УНЦ1-160-500К, АКПП-500

5.      Кислотовоз

6.      Блок манифольда 1БМ-700

ГРП:

 

1.      Подъёмник АПРС-40

2.      Блок манифольда 1БМ-700

3.      Насосная установка УН1-630-700А

4.      Пескосмесительный агрегат 4ПА

5.      Установка УСП-50

6.      Автоцистерна АЦН-11-257

Освоение:

 

1.      Подъёмник АПРС-40

2.      Агрегат ЦА-320

3.      Автоцистерна АЦН-12С, АЦН-8С,АЦ-10

4.      Трубовоз

5.      Блок манифольда 1БМ-700

6.      Сваб

Задание3 (Приложение 3)

 

Выбрать материалы для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин

СКО:

1.      Соляная кислота

2.      Ингибиторы (снижают коррозию) реагент В-2

3.      Интенсификаторы (ПАВ) Марвелан К

4.      Стабилизаторы (уксусная кислота), замедлители реакции

ГРП:

1.      Кварцевый песок, пропант

2.      Вода

3.      Ветошь

4.      Нефть

Освоение:

 

1.      Вода

2.      Ветошь

3.      НКТ

4.      Нефть

Задание 4 

 

Рассказать основные технологические этапы проведения КРС в соответствии с заданием

ГРП

1. установка пакера с целью герметизации затрубного пространства и закачка в пласт жидкости разрыва для образования и расширения трещин;

2. закачка жидкости- носителя с песком, предназначенном для закрепления трещин или сохранения их раскрытого состояния;

3.закачка продавочной жидкости для вытеснения песка в трещины пласта из НКТ и ствола скважины.

СКО

Весь процесс обработки скважины можно разделить на три этапа:

1.промывка скважины и заполнение её жидкостью,

2.закачка расчётного объёма СКР,

3.продавка раствора в пласт продавочной жидкостью в объёме, равном объёму НКТ и ствола скважины от забоя до кровли обрабатываемого интервала.

Освоение (Свабирование)

1.Монтаж и опрессовка ПВО

2. Обратная промывка нефтью

3. Демонтаж ПВО, монтаж устьевого оборудования 4.Свабирование с понижением уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5

Викторина «Что? Где? Когда?»

Таблица 4

Вопрос

Ответ

1.Что означает депрессия на пласт?

Разность между пластовым и забойным давлением в работающей скважине.

2.Где наиболее интенсивно откладывается парафин в процессе фонтанной эксплуатации?

В НКТ

3.Где ставят регулирующие устройства (штуцеры)?

На выкидных линиях, после запорных устройств

4.Что означает перфорация?

Вторичное вскрытие пласта

5.Когда забой скважины оставляют открытым?

Если продуктивный горизонт сложен прочными, устойчивыми коллекторами

6.Когда применяется тартание?

При открытом устье скважины.

7.Что означает свабирование?

Способ понижения уровня жидкости в скважине с помощью сваба.

8.Где применяют глубинные газлифтные клапаны?

При газлифтном способе эксплуатации, устанавливают в НКТ

9.Когда скважину переводят с фонтанного способа эксплуатации на газлифт?

Если пластовой энергии недостаточно для подъёма жидкости с забоя до устья

10. Что означает ШСНУ?

Штанговая скважинная насосная установка

11.Где устанавливают пакер?

В скважине

12.Когда применяют пенокислотную обработку?

При значительной толщине пласта и низких пластовых давлениях

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 149

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 149

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ № этапа

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ № этапа

Выставление оценок - Сосчитайте количество баллов и поставьте общее количество в маршрутную карту

Выставление оценок - Сосчитайте количество баллов и поставьте общее количество в маршрутную карту

Приложение 1 Маршрутная карта студента _________________________ группа №_3РА (Ф

Приложение 1 Маршрутная карта студента _________________________ группа №_3РА (Ф

Приложение 2 Презентация «Ваш выбор»

Приложение 2 Презентация «Ваш выбор»

Приложение 3 Задание 2.

Приложение 3 Задание 2.

Приложение 4 Лист контроля (примерные ответы)

Приложение 4 Лист контроля (примерные ответы)

Выбрать материалы для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин

Выбрать материалы для проведения мероприятий по увеличению притока нефти и приёмистости скважин

Приложение 5 Викторина «Что?

Приложение 5 Викторина «Что?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017