Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная школа № 3
г.Гуково
Доклад
городского методического объединения
учителей информатики
по теме:
«Формирование УУД
во внеурочной деятельности
по информатике в рамках ФГОС»
Подготовил:
учитель информатики
МБОУ ОШ № 3
Котова
Инна Владимировна
14.02.2017г.
(слайд № 1) – тема доклада
(слайд № 2) Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими. Шалва Амонашвили
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Школа России». На сегодняшний день, нам учителям основной школы в рамках внеурочной деятельности с целью реализации ФГОС дают часы кружковой работы в 1- 4, 5-6 классах по информатике. «Компьютерная азбука», «Занимательная информатика» «В мире информатики».
(слайд № 3) Первым шагом для нас в реализации ФГОС стали:
- Курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС.
- детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС.
- составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС.
(слайд № 4) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
(слайд № 5) Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
Личностный Познавательный Регулятивный Коммуникативный
Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы: Представление о действии, первичный опыт и мотивация. Приобретение знаний о способе выполнения действия. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. Контроль умения выполнять действие. Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.
(слайд № 6)
Главная цель нашей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю необходимо сформировать у школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия. Итак, каковы условия, обеспечивающие у школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?
(слайд № 7) Рассмотрим условия для успешного формирования УУД.
(слайд № 8) Первое условие - Для успешного формирования УУД
– педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. У нас проходят открытые мероприятия, мастер-классы, налажена работа по взаимопосещению уроков.
(слайд № 9) Второе условие - Для успешного формирования УУД
– включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Как же я это делаю? (слайд № 10)
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;
- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
(слайд № 11) В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты во внеурочной деятельности на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам. На каждом занятии обогащаю содержание введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Также эффективный метод формирования УУД во внеурочной деятельности - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным во внеурочной деятельности. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Я пришла к выводу, что должно достигаться:
(слайд № 12)
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
(слайд № 13) Совместное выполнение заданий: составление алгоритма по информатике или решение логической задачи и т. п. — Привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, Доказывать — т. е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» - Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Приходя ко мне на кружок, ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
(слайд № 14) Третье условие - для успешного формирования УУД
– диагностика. В своих классах я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной и внеурочной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.
Рассмотрим Виды заданий применяемые в работе, и которые вы сегодня сможете увидеть на открытом занятии:
(слайд № 15)
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
(слайд № 16) Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание; - «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа в поисковых системах Интернет;
(слайд № 17) Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
(слайд № 18) Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.
(слайд № 19) Как же я формирую УУД в своей работе? Особое значение имеет информатика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Другой вид логического анализа используется в задачах, ребусах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Моя задача в рамках внеурочной деятельности обеспечить поддержку развития всех выше перечисленных навыков и приемов.
Характеристика результатов работы по формирование УУД в рамках внеурочной деятельности по математике:
Считаю, что мою работу по формированию учебно-универсальных действий в рамках внеурочной деятельности по информатике можно разбить на следующие направления:
(слайд № 20)
- развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся.
-исследование по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);
-разработку общешкольной программы внеурочной деятельности (составление учебного плана внеурочной деятельности);
- составление расписания внеурочной деятельности.
Чего мы ожидаем от внеурочной деятельности: Проанализировав результаты за последние 3 года, пришли к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам. Уровень знаний учащихся по предметам заметно растет.
(слайд № 21) Об этом свидетельствуют итоги административных контрольных работ по математике, хорошие результаты показывают ученики на комплексных работах. За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах «КИТ», «Олимпус», открытый проект «Инфоурок», платформа «Учи.ру». Конечно, я, учитель математики и информатики, не могу говорить о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Опытом работы я делилась на: · педагогическом совете « Работа школы в режиме «ФГОС»;
На заседаниях школьного методического объединения учителей начальной школы «Первые итоги внедрения ФГОС НОО», обсуждения на заседаниях творческой группы учителей-предметников школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.