«Формирование УУД во внеурочной деятельности по информатике в рамках ФГОС»
Оценка 4.8

«Формирование УУД во внеурочной деятельности по информатике в рамках ФГОС»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
информатика +1
Взрослым
24.03.2017
«Формирование УУД  во  внеурочной деятельности  по информатике в рамках ФГОС»
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Школа России». На сегодняшний день, нам учителям основной школы в рамках внеурочной деятельности с целью реализации ФГОС дают часы кружковой работы в 1- 4, 5-6 классах по информатике. «Компьютерная азбука», «Занимательная информатика» «В мире информатики». (слайд № 3) Первым шагом для нас в реализации ФГОС стали: - Курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС. - детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС. - составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС. (слайд № 4) В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (слайд № 5) Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: Личностный Познавательный Регулятивный Коммуникативный Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения
Доклад ГМО .docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная школа № 3

г.Гуково

 

 

 

 

Доклад   

городского методического объединения

 учителей информатики

по теме:

«Формирование УУД

во  внеурочной деятельности

 по информатике в рамках ФГОС»

 

Подготовил:

учитель информатики

МБОУ ОШ № 3

                                                                                          Котова

Инна Владимировна

 

 

 

 

 

 

14.02.2017г.

 

(слайд № 1) – тема доклада

(слайд № 2) Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.  Шалва Амонашвили

               Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В 2011 году наша школа активно включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, для реализации ФГОС НОО был выбран УМК «Школа России». На сегодняшний день, нам учителям основной школы в рамках внеурочной деятельности с целью реализации ФГОС дают часы  кружковой работы в 1- 4, 5-6 классах по информатике. «Компьютерная азбука», «Занимательная информатика» «В мире информатики».

         (слайд № 3)  Первым шагом для нас в  реализации ФГОС  стали:

 - Курсы повышения квалификации с целью методической подготовки по проблеме ФГОС.

- детальное изучение документов, регламентирующих деятельность ФГОС.

 - составление рабочих программ, которые отвечают требованиям ФГОС.

      (слайд № 4)   В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

(слайд № 5) Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

Личностный      Познавательный       Регулятивный                  Коммуникативный

Так, концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы: Представление о действии, первичный опыт и мотивация. Приобретение знаний о способе выполнения действия. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция. Контроль умения выполнять действие. Следовательно, этот же путь проходит ученик при формировании универсальных действий.

        (слайд № 6)

Главная цель нашей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться. Учителю необходимо сформировать у  школьника готовность и способность к саморазвитию, т. е. универсальные учебные действия. Для этого надо создать условия. Итак, каковы условия, обеспечивающие у  школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

(слайд № 7) Рассмотрим условия для успешного формирования УУД.

(слайд № 8) Первое условие - Для успешного формирования УУД

 – педагогическая компетентность учителя. Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами: быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей. У нас проходят открытые мероприятия, мастер-классы, налажена работа по взаимопосещению уроков.

 (слайд № 9) Второе условие - Для успешного формирования УУД

– включение учащихся в активную учебную деятельность, правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

 Как же я это делаю? (слайд № 10)

 - не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;

- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;

 - создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

 - формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности;

- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

          (слайд № 11)     В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты во внеурочной деятельности на более высоком уровне, так как повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам. На каждом занятии обогащаю содержание  введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками, что формирует у учащихся умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль. Также эффективный метод формирования УУД во внеурочной деятельности - групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным во внеурочной деятельности. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Я пришла к выводу, что должно достигаться:

(слайд № 12)

 - полное внимание к однокласснику;

- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

(слайд № 13) Совместное выполнение заданий: составление алгоритма по информатике или  решение логической  задачи и т. п. — Привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, Доказывать — т. е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» - Применение ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более увлекательным и интересным. Приходя ко мне на кружок, ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.

(слайд № 14) Третье условие  - для успешного формирования УУД

 – диагностика. В своих классах я провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной и внеурочной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД.

Рассмотрим Виды заданий применяемые в работе, и которые вы сегодня сможете увидеть на открытом занятии:

(слайд № 15)

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 - участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- самооценка события, происшествия;

- дневники достижений;

(слайд № 16)  Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 - «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

 - поиск лишнего;

 - «лабиринты»;

- упорядочивание; - «цепочки»;

 - хитроумные решения;

- составление схем-опор;

 - работа с разного вида таблицами;

 - составление и распознавание диаграмм;

- работа в поисковых системах Интернет;

 (слайд № 17) Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

 - «преднамеренные ошибки»;

 - поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

(слайд № 18) Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 - составь задание партнеру;

 - отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

 - «отгадай, о ком говорим»;

 - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т. д.

(слайд № 19) Как же я формирую УУД в своей работе? Особое значение имеет информатика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию. Другой вид логического анализа используется в задачах, ребусах,  где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Моя задача в рамках внеурочной деятельности обеспечить поддержку развития всех выше перечисленных навыков и приемов.

Характеристика результатов работы по формирование УУД в рамках  внеурочной деятельности по математике:

         Считаю, что мою работу по формированию учебно-универсальных действий в рамках внеурочной деятельности по информатике можно разбить на следующие направления:

(слайд № 20)   

 - развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретения ими социального опыта, созданию условий максимально раскрывающих эти способности учащихся через организацию внеурочной деятельности учащихся.

-исследование по выявлению интересов и склонностей учащихся (пожелания родителей, анализ интересов учащихся);

-разработку общешкольной программы внеурочной деятельности (составление учебного плана внеурочной деятельности);

- составление расписания внеурочной деятельности.

Чего мы ожидаем от внеурочной деятельности: Проанализировав результаты за последние 3  года, пришли к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам. Уровень знаний учащихся по предметам заметно растет.  

   (слайд № 21)        Об этом свидетельствуют итоги административных контрольных работ по математике, хорошие результаты показывают ученики  на комплексных работах. За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствует участие в олимпиадах (в отборочных турах принимают участие все учащиеся), результаты, которые они показали на всероссийских конкурсах «КИТ», «Олимпус», открытый проект «Инфоурок», платформа «Учи.ру».  Конечно, я, учитель математики и информатики, не могу говорить о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования  школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Опытом работы я делилась на: · педагогическом совете « Работа школы в режиме «ФГОС»;

На заседаниях школьного методического объединения учителей начальной школы «Первые итоги внедрения ФГОС НОО», обсуждения на заседаниях творческой группы учителей-предметников школы.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову

Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову

А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

А формирование любого умения у школьников проходит следующие этапы:

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут…

В своей работе я опираюсь на то, что если на уроках использовать активные формы работы с применением технологии деятельностного обучения, то творческие способности учащихся будут…

Третье условие - для успешного формирования

Третье условие - для успешного формирования

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению…

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая работа по составлению…

Чего мы ожидаем от внеурочной деятельности:

Чего мы ожидаем от внеурочной деятельности:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017