Урок- рефлексия. Урок рассчитан для учащихся 5 класса. Обогащает кругозор при работе с текстом, прививает интерес к предмету. Ребята вовлечены в деятельность на каждом этапе урока. Технологическая карта разработана с учетом времени на каждое действие, что облегчает распределение материала в течение урока.
Технологическая карта урока на основе системнодеятельностного метода обучения
Сохраним богатства живого мира
Тип урока: урок рефлексия
Цель урока: (для учителя):
Формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни;
Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами
природы;
Показать необходимость создания Красной книги рассмотреть растения и животных, занесенных в Красную книгу.
Задачи урока:
Образовательная: повторить понятия «Красная книга», «природные богатства», «Царства природы»; .
Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и
самоконтроля, обогащать кругозор учащихся. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать
причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение
Красной книги, заповедников.
Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность
общаться с природой, прививать интерес к предмету. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул
(заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).
Планируемый результат (для учащихся):
Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, обосновывать
необходимость принятия мер по охране живой природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила
поведения в природе, вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: работать в соответствии с поставленной задачей, составлять план текста, участвовать в совместной
деятельности, работать с текстом и его компонентами, узнавать изучаемые объекты на таблицах и в природе.Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять как люди
помогают жить животным и растениям, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, научить анализировать
текст и основам рефлексивного чтения, научить ставить проблему.
Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: самоопределение, целепологание, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ
экологической культуры, формирование ответственного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и мотивов к
обучению.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» под редакцией Н.И. Пономаревой (концентрическая линия), компьютер,
интерактивная доска, презентация «Сохраним богатства живого мира», цветные карандаши , «Красная книга» .
№
Этап урока
1 Организационны
й момент.
Мотивация к
учебной
деятельности
Описание хода урока
Деятельность учителя
Деятельность
Время
Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке.
Психологически готовит учащихся к общению. Подготовка ЭОР к
работе.
Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.
Садитесь.
Проверте свои рабочие места, все ли на месте.
Я желаю вам хорошего настроения. Я уверена, что у нас всё
получится.
У вас на партах кроме учебника и рабочей тетради лежат
3 мин
ученика
Проверяет наличие
учебных
инструментов и
материалов для
работы на уроке.
Приветствие
учащихся2.
Проверка
домашнего
задания
задания. Сегодня мы будем работать в группах по два
человека.
Игра «Собери дерево»
Давайте сейчас поможем создать дерево с помощью листьев,
где закрепим и повторим ранее изученные термины.
5 мин
Ответы учащихся
Приглашаются по
очереди ученики,
ребята
Остальные
ученики
дополняют.
Среда жизни
Среды жизни
Факторы неживой
природы
Факторы живой
природы
Экологические
факторы
Антропогенные
факторыПриспособленность
Круговорот веществ
в природе
Природное
сообщество
Местный вид
Прикрепленные
организмы
Свободноплавающие
организмы
Планктон
Лесопосадки
Смотрят
видеофрагмент.
3 мин
Слушают
стихотворение
3.
Формирование
темы урока,
постановка цели
Учитель обобщает увиденное.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,Сейчас нам не до этого…пока,
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Ребята, посмотрите на экран.
Кто озвучит тему урока?
Сохраним богатство живого мира
О чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Формулируют тему
урока
4. Самостоятельное
применение
Задание в рабочей тетради (стр.75, задание 2)
Объясните, почему современный человек обязан сохранять природу.
знаний
5.
Осмысление
Работа в парах.
4. Рассказ с ошибками«Воскресенье в лесу» Найдите и
Отвечают на
вопрос.
Работают с
текстом.
Формулируют
экологические
3 мин
5 минправила
подчеркните экологические ошибки
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей
поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна
Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы
уже знали, запаслись продуктами, взяли компас. Веселой музыкой
мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в
лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой
роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые,
подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие
ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы,
которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в
котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя
выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все
равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на
прощание. В кустах мы нашли гнездо какойто птицы. Солнце все
выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На
лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его
бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже
порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя
решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он
настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали
молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам
было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего
дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдругпоперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и
ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее
на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала
Маша, — это уж”.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции.
Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел
день!
Первичное закрепление нового
1.Коллективная работа
Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые
«зашифрованы» этими условными знаками.
Работа с
учебником
2.Работа с учебником «Красна книга»
6
7
8.
Ребята
3 мин
рассматривают
знаки. Совместно с
учителем
объясняют
значение каждого
знака.
3 мин
3 мин
Читают материал
параграфа(стр.118
119), обсуждение
прочитенного2 мин
5 мин
2 мин
Рассказ учителя
Название “Красная книга” вполне конкретное и в то же время
символическое. Символичны и ее страницы: черная – содержит
названия исчезнувших видов;
красная – находящихся на грани исчезновения;
желтая – названия видов, численность которых восстанавливается,
благодаря вмешательству человека;
зеленая – перечень малоизученных видов;
белая – практически не изученных видов животных и растений.
«Правда ли …»
… что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья
превращаться в камень? (Да)
… что орел ворует изпод носа пастухов ягнят, за это его прозвали
орелягнятник. (нет)
… что сокола сапсана называют «гусиным пастухом», он никогда не
бьет гусей? (нет)
… что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так
велика, что не может выдержать ни одно животное кроме
фламинго? (Да)
… что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам
аист может отомстить и поджечь дом? (Нет)
… что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к
облаку, песню прервал, он сложил бесстрашно крылья, на землю
упал.(нет )
… что журавлькрасавка назван, так за «бакенбарды» длинные
белые пучки перьев по обеим сторонам головы. (да)
… что кожа белого медведя темно коричневая( да)
…..что манул это дикая собака (нет)
….. белый медведь развивает скорость до 80 км.
….что стеллерова корова живет в Тихом океане.
Рисуют свой знакДомашнее
задание
Задаёт домашнее задание
§ 27, пересказ, РТ (стр.76,Задание 3,4)
Кроссворд(по желанию)«Красная книга»
Записывают
2 мин
домашнее задание
в дневник