Технологическая карта по биологии на тему "Сохраним богатство живого мира"

  • Мероприятия
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок- рефлексия. Урок рассчитан для учащихся 5 класса. Обогащает кругозор при работе с текстом, прививает интерес к предмету. Ребята вовлечены в деятельность на каждом этапе урока. Технологическая карта разработана с учетом времени на каждое действие, что облегчает распределение материала в течение урока.
Иконка файла материала технологическая карта к уроку.doc
Технологическая карта урока на основе системно­деятельностного  метода обучения  Сохраним богатства живого мира Тип урока: урок ­ рефлексия Цель урока: (для учителя): Формировать у учащихся элементы экологического мышления и здорового образа жизни; Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами  природы;  Показать необходимость создания Красной книги рассмотреть растения и животных, занесенных в Красную книгу. Задачи урока:  Образовательная: повторить понятия «Красная книга»,   «природные богатства», «Царства природы»; .                                                                  Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и  самоконтроля, обогащать кругозор учащихся. Обсуждать состояние редких  видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать  причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение  Красной книги, заповедников. Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность  общаться с природой, прививать интерес к предмету. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул  (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Планируемый результат (для учащихся): Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, обосновывать  необходимость принятия мер по охране живой природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила  поведения в природе, вести здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: работать в соответствии с поставленной задачей, составлять план текста, участвовать в совместной  деятельности, работать с текстом и его компонентами, узнавать изучаемые объекты на таблицах и в природе.Универсальные  учебные  действия: Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять как люди  помогают жить животным и растениям, называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, научить анализировать  текст и основам рефлексивного чтения, научить ставить проблему.                                                                                                                                  Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу  сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                             Личностные УУД: самоопределение, целепологание, осознание ценности  здорового и безопасного  образа жизни, формирование основ  экологической культуры, формирование ответственного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению. Оборудование:  учебник  и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» под редакцией Н.И. Пономаревой (концентрическая линия), компьютер,  интерактивная доска, презентация «Сохраним богатства живого мира»,  цветные карандаши , «Красная книга» .                         № Этап урока 1 Организационны й момент. Мотивация к учебной деятельности Описание хода урока Деятельность учителя Деятельность Время Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Подготовка ЭОР к работе. Здравствуйте, ребята.  Поздоровайтесь с нашими гостями.  Садитесь.    Проверте свои рабочие места, все ли на месте. Я желаю вам хорошего настроения. Я уверена, что у нас всё  получится. У вас на партах кроме учебника и рабочей тетради лежат  3  мин ученика Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Приветствие учащихся2. Проверка домашнего задания задания. Сегодня мы будем работать в группах по два  человека. Игра «Собери дерево» Давайте сейчас поможем создать дерево с помощью листьев, где закрепим и повторим ранее изученные термины.  5 мин Ответы учащихся Приглашаются по  очереди ученики,  ребята  Остальные  ученики  дополняют. Среда жизни Среды жизни Факторы неживой  природы Факторы живой  природы Экологические  факторы Антропогенные  факторыПриспособленность Круговорот веществ в природе Природное  сообщество Местный вид Прикрепленные  организмы Свободноплавающие организмы Планктон Лесопосадки Смотрят видеофрагмент. 3 мин Слушают стихотворение 3. Формирование темы урока, постановка цели Учитель обобщает увиденное. Кромсаем лед, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот. Но мы еще придем просить прощенья У этих рек, барханов и болот, У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька… Пока об этом думать неохота,Сейчас нам не до этого…пока, Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды… Все меньше окружающей природы,  Все больше окружающей среды. Ребята, посмотрите на  экран. Кто озвучит тему урока?  Сохраним богатство живого мира О чем пойдёт речь на сегодняшнем уроке?  Формулируют тему урока 4. Самостоятельное применение Задание в рабочей тетради (стр.75, задание 2) Объясните, почему современный человек обязан сохранять природу. знаний 5. Осмысление Работа в парах. 4. Рассказ с ошибками«Воскресенье в лесу»  Найдите и  Отвечают на  вопрос. Работают с текстом. Формулируют экологические 3 мин 5 минправила подчеркните экологические ошибки За   неделю   только   и   было   разговоров   в   классе,   о   будущей поездке   в   лес.   В   последний   момент   заболела   учительница   Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас. Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще.   По   дороге   нам   часто   попадались   грибы   —   белые, подберезовики,   сыроежки.   Вот   это   урожай!   Кто   срезал   упругие ножки   грибов,   кто   выкручивал   их,   а   кто   и   вырывал.   Все   грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно   их   разрушат!”   Горящие   угли   костра   подмигивали   нам   на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой­то птицы. Солнце все выше   поднималось   над   горизонтом.   Становилось   все   жарче.   На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила,   взяли   его   с   собой   —   в   школе   пригодится.   Мы   уже порядочно   устали.   В   лесу   довольно   много   муравейников.   Петя решил   нам   показать,   как   добывают   муравьиную   кислоту.   Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник.  Постепенно   начали   набегать   тучи,   стало   темней,   засверкали молнии,  загремел  гром. Пошел довольно  сильный  дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдругпоперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”.  С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день! Первичное закрепление нового 1.Коллективная работа  Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.  Работа с учебником 2.Работа с учебником  «Красна книга» 6 7 8. Ребята 3 мин рассматривают знаки. Совместно с учителем объясняют значение каждого знака. 3 мин 3 мин Читают материал  параграфа(стр.118 ­119), обсуждение  прочитенного2 мин 5 мин 2 мин Рассказ учителя Название   “Красная   книга”   вполне   конкретное   и   в   то   же   время символическое.   Символичны   и   ее   страницы: черная –   содержит названия исчезнувших видов; красная – находящихся на грани исчезновения;  желтая – названия видов, численность которых восстанавливается, благодаря вмешательству человека;  зеленая – перечень малоизученных видов;  белая – практически не изученных видов животных и растений. «Правда ли …»  … что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья превращаться в камень? (Да) … что орел  ворует из­под носа пастухов ягнят, за это его прозвали орел­ягнятник. (нет) … что сокола сапсана называют «гусиным пастухом», он никогда не бьет гусей? (нет) … что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так велика,   что   не   может   выдержать   ни   одно   животное   кроме фламинго? (Да) … что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (Нет)  …  что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к облаку,  песню  прервал,   он  сложил  бесстрашно  крылья,  на землю упал.(нет ) …  что   журавль­красавка   назван,   так   за   «бакенбарды»   ­   длинные белые пучки перьев по обеим сторонам головы. (да) … что кожа белого медведя темно­ коричневая( да) …..что манул­ это дикая собака (нет) ….. белый медведь развивает скорость до 80 км. ….что стеллерова  корова живет в Тихом океане. Рисуют свой знакДомашнее задание  Задаёт домашнее задание § 27, пересказ, РТ (стр.76,Задание 3,4) Кроссворд(по желанию)«Красная книга» Записывают 2 мин домашнее задание в дневник