Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
01.04.2018
Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс
Формирование предметных: результатов: понимание физической сути величины электрическая ёмкость двух проводников, знание определения, обозначения, формулы, единицы измерения физической величины электрическая ёмкость, знание назначения, устройства, принципа действия конденсатора, формул для расчёта энергии электрического поля конденсатора, умение аналитическим и экспериментальным путём рассчитывать величины, характеризующие конденсатор.
Электроёмкость. Конденсаторы.10 класс.docx
ФИО  Пичугина Валентина Константиновна Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №4 имени Г.М. Дуба  станицы Крыловской  муниципального образования  Ленинградский район Учитель физики  Физика 10 Урок № 53. Электроёмкость. Конденсаторы. Должность Предмет Класс Тема   и   номер урока в теме Базовый учебник Мякишев Г.Я., Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский Физика. 10кл. М.; Просвещение», 2014 г. Цель урока: Формирование результатов: Предметных: понимание физической сути величины электрическая ёмкость двух проводников, знание определения, обозначения,  формулы, единицы измерения физической величины электрическая ёмкость, знание назначения, устройства, принципа действия  конденсатора, формул для расчёта энергии электрического поля конденсатора, умение аналитическим и экспериментальным путём  рассчитывать величины, характеризующие конденсатор.  Метапредметных:  умение анализировать и систематизировать информацию из разных источников, получать необходимую информацию  из справочных источников информации, пользоваться информационно­коммуникационными  технологиями для решения  экспериментальных и информационных зада Личностных: формирование коммуникационных компетенций в ходе практической парной работы, мотивационных компетенций, умения  выполнять правила ОТ и ТБ при выполнении практических работ, развитие памяти, логического мышления. Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты  Предметные УУД Приветствие, проверка готовности к уроку,  эмоциональный настрой. Слушают учителя Этапы урока I. Мотивация к учебной  деятельности.  II. Актуализа­ ция знаний.  Задает наводящие вопросы. . Фронтальный  опрос. Отвечают на вопросы учителя. (Все вопросы, задачи и задания распечатаны  на листках для каждой пары) 1.В чем заключается принцип суперпозиции  зарядов? 2.Как измерить разность потенциалов между  двумя проводниками? 3.Почему диэлектрик ослабляет  электростатическое поле? 4.Какой опыт доказывает отсутствие  электрического поля внутри проводника? Личностные: формирование желания   выполнять учебные действия. Познавательные: поиск   и   выделение необходимой информации. Коммуникативные: навык сотрудничества. III. Изучение  нового  материала.  Закрепление   материала   через   проблемные вопросы . (Приложение 1, 1 слайд). Телевизор Ответы на проблемные вопросы. Закрепление знаний.   В. Приходилось ли вам сталкиваться с  профессией мастера по ремонту  телерадиоаппаратуры? Как вы думаете,  чем он занимается? О. Выявляет причины неисправности,  осуществляет замену вышедших из строя деталей.  В. Можете назвать эти детали?  О. Диоды, триоды, транзисторы,  конденсаторы…  В. Какие знания по физике нужны для  работы телемастеру?  О. Устройство, назначение, принцип  действия, правила включения приборов. Смотрят видео  Ребята, посмотрите фрагмент концерта  Роберта Уильямса  одного  из  самых  популярных британских певцов На экране  Слайд 2 Зрелище огромного количества вспышек  фотоаппаратов. Коммуникативные: навык сотрудничества. Познавательные:  навык   выделения  различий, умение  структурировать  знания, смысловое  чтение. Регулятивные:  планирование своих  действий в  соответствии с  поставленной  задачей. Личностные:  формирование  желания выполнять  учебные действия. Что мы видим? Может, вы поняли из  обращения певца к зрителям, звучащего на  английском языке, что он попросил всех  сделать Сфотографировать   певца.   Зал   озарился яркими вспышками фотоаппаратов  Что   бы   фотографии   были   более качественными Т.е. у фотоаппарата есть такая функция  освещать пространство? Для чего? Мгновение. Как долго продолжается вспышка? Слайд 3  Аналогичное явление мы наблюдаем во  время молнии. Между облаком и поверхностью земли,  накопившими противоположные заряды,  возникает электрическое поле заставляющее  электроны двигаться к положительным   зарядам.  Этот процесс происходит очень  быстро, и так как он сопровождается  свечением,  мы можем его наблюдать. Можно сделать вывод: электрический заряд  может накапливаться. Накапливают  электрический заряд,  а значит,  электрическую энергию проводники и при  необходимости они их отдают. Характеризуется это свойство проводников  физической величиной  «электрическая  ёмкость», а приборы, накапливающие  заряды, называются «конденсаторы». Тема  сегодняшнего урока  «Электроёмкость.  Конденсаторы».  1. Ввести понятие электроёмкости. Демонстрация 1. Электрометр, пробный шарик. Зарядка электрометра с помощью  пробного шарика. Если заряды удвоить?  Увел. Е – увел. А – увел. U,  следовательно, q/U не зависит от заряда.  q/U = 2q/2U = 3 q/3U = … = const  q/U = C – ф.в., характеризующая  способность 2­х проводников  накапливать электрический заряд. Записывают тему урока в тетради. q/U   не   зависит   от   заряда.   понимание  физической сути  величины  электрическая  ёмкость двух  проводников,  знание  определения,  обозначения,  формулы, единицы  измерения  физической  величины  электрическая  ёмкость, знание  назначения, 2. Вести рассказ об электроёмкости по  плану обобщённого характера  Название физической величины.  2. Что характеризует.  3. Определительная формула.  4. Определение.  5. Основная или производная.  6. Скалярная или векторная . 7. От чего зависит значение  величины.  8. Единица измерения в «СИ».  9. Метод измерения).  Слайд 4.  На экране заполняются строки ПОХ об электроёмкости Записывают  ПОХ   об   электроёмкости  в тетради устройства,  принципа действия  конденсатора,  формул для  расчёта энергии  электрического  поля конденсатора,  умение  аналитическим и  экспериментальным путём рассчитывать величины,  характеризующие  конденсатор.  1. С – электроёмкость 2. характеризует способность двух  проводников накапливать  электрический заряд; 3. С = q/U 4. это отношение заряда одного из  проводников к разности  потенциалов между этим  проводником и соседним. 5. производная (находится в  функциональной зависимости от  других величин) 6. скалярная 7. определяется геометрическими Учащиеся называют маркировку  конденсатора  размерами проводников, их  формой, взаимным  расположением, электрическими  свойствами окружающей среды 8. фарада [С] = 1 ф 1ф = 1 Кл/В 1  мкф = 10­6 ф 1 пф =10­12 ф 9. метод измерения – косвенный 3. Большой электроёмкостью обладают  системы из двух проводников,  разделённых слоем диэлектрика,  называемые конденсаторами. Задание 1. Рассмотрите внешний вид,  устройство, маркировку (на каждом  столе – конденсаторы различных видов). учитель её комментирует: 1. Бумажный: 2 полоски  алюминиевой фольги,  изолированы бумагой,  пропитанной парафином. Б. и Г. –  бумажный малогабаритный 2. КЭ­2М – конденсатор  электролитический,  малогабаритный Г –  герметизированный Ц – цилиндрический. 1 обкладка –  фольга, 2 обкладка – бумага,  пропитанная раствором  электролита; диэлектрик – плёнка оксидов, покрывающая 1­ю  обкладку. КЭ бывают с твёрдым  диэлектриком и с жидким  (например: водный раствор  борной кислоты с нашатырным  спиртом). Имеют большие  габариты, сложную конструкцию,  С до 2000 мкф. 3. Керамические  (стеклокерамические) высокого  (до3 Кв) и низкого (до500 В)  напряжения. 4. Плёночные ПСО – открытые,  спиральные (тип намотки) 5. Слюдяные опресованные КСО  (пластинки слюды чередуются с  металлическими обкладками). Номинальные ёмкости по ГОСТ 2516­60  г. от 1пф до 100 мкф. (кроме  электролитических – до 5000 мкф.) 4. Виды конденсаторов: Слайд5.   5. Зарядка и разрядка конденсатора  Коллективно   воспринимают   информацию, записываю в тетради. сравнивают  результаты  различных опытов;  Слайд 6. Демонстрация 2. Зарядка и разрядка  конденсатора через гальванометр Вольтметр со шкалой на 15 делений  включается с дополнительным  сопротивлением «~250 В»; конденсатор.  С =2 мкф; U=50–100 В. Уменьшаем  напряжение – стрелка гальванометра  отклоняется на меньшее число делений. 6. Применение конденсаторов.  Слайд7 Фотовспышки. Конденсаторы в  клавиатуре компьютера. 7. Простейший плоский конденсатор. Демонстрация 3. .Электроёмкость  плоского конденсатора.  Слайд 7. Электроёмкость плоского  конденсатора С = q/U.  С= εε0s/d               ε0 = 8,85 . 10­12ф/м  С определяется: геометрическими  размерами, формой, взаимным W =СU2/2 =qU/2 Коллективно   воспринимают   информацию, записываю в тетради. расположением, электрическими  свойствами среды.  8. Энергия конденсатора. Слайд 8. Энергия конденсатора  W=q2/2С Задание 2. Исходя из определения  конденсатора, получите ещё две  формулы для расчёта энергии  конденсатора. 9. Устройство и действие конденсатора  переменной ёмкости. Демонстрация 4.  Устройство и  действие конденсатора переменной  ёмкости. Подвижные пластины – ротор –  соединены с корпусом (нижняя клемма).  Неподвижные пластины – статор –  соединены со стержнем (верхняя  клемма)  Заряжают при полностью введённых  внутрь подвижных пластинах. Выдвигают подвижные пластины, следовательно,  увеличиваются показания электрометра  и уменьшается С.  Конструкция позволяет плавно изменять  ёмкость в 50–60 раз; 10. Соединение конденсаторов. Для получения большой ёмкости:  слайд 9.  Параллельное соединение  конденсаторов. Спаралл. = С1 + С2 + …  Сn.  Для получения малой ёмкости:  слайд10  Последовательное соединение  конденсаторов. 1/Спослед. = 1/С1 +  1/С2 + … 1/Сn. IV.  Закрепление изученного  на уроке Научить учащихся решать задачи по данной  теме, подготовка к ЕГЭ  Задание 14 . Закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, конденсатор, сила тока, закон Ома для участка цепи, последова­ тельное и параллельное соединение проводников, работа и мощность тока, закон Джоуля – Ленца Выполняют упражнения в тетради По очереди комментируют… Задание 17 Электродинамика (изменение физических величин в процессах) выбирают - технологию деятельности (способ решения задачи) из или известных выделяют часть известного для алгоритма решения конкретной задачи и составляют план деятельности. V. Рефлексия. ­ указывают причины успехов и неудач в  деятельности, ­ называют трудности, с которыми  столкнулся при решении задачи и  предлагают пути их преодоления \ избегания  в дальнейшей деятельности, ­ анализируют собственные мотивы и  внешнюю ситуацию при принятии решений  Закончите предложения. На уроке я узнал(а) ______________________________________ Новым для меня стало__________________ Больше всего мне понравилось_________ VI.  Домашнее  задание:[

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс

Технологическая карта по физике "Электроёмкость. Конденсаторы." 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018