Урок-дебаты по истории в 8 классе по теме "Реформа 1861 года была крепостнической реформой?" Для достижения этой цели используются разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
Шмигирилова Светлана Михайловна,
учитель истории, МКОУ Хрещатовская СОШ
Калачеевского муниципального района Воронежской области.
Технологическая карта урока по истории
на тему «Реформа 1861г была крепостнической реформой?
Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный
аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей
правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные
вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией,
выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное
впечатление от собственной позиции.
В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие
критического мышления,
культуры диалога и оттачивания
коммуникативных навыков.
толерантности,
Название предмета: история
Тема:
Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Место урока в системе уроков
данного раздела:
Тип урока:
Основные термины и понятия:
Урок №
Дата:
Класс: 8
Реформа 1861г была крепостнической
реформой.
Предоставление учащимся возможности получить
разнообразную информацию по теме ,
продемонстрировать и повысить свою
компетентность, проверить и уточнить свои
представления и взгляды на обсуждаемую проблему,
применить имеющиеся знания в процессе
совместного решения учебных задач
Стимулирование творчества обучающихся, развитие
их способности к анализу информации и
аргументированному, логически выстроенному
доказательству своих идей и взглядов
Повышение коммуникативной активности учащихся,
их эмоциональной включенности в учебный процесс;
создание благоприятных условий для проявления
индивидуальности и самоопределения в
существующих точках зрения на определенную
проблему, выбора своей позиции, формирование
умения аргументировано и спокойно отстаивать
свою точку зрения и стараться убедить оппонентов,
используя имеющуюся информацию по проблеме
Урок комплексного применения ЗУН и СУД
Урокдебаты
Отрезки, прирезки, Уставные грамоты, мировые
посредники, временнообязанные.Развивают навыки познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, овладевают навыками решения проблем
Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно,
точно и логично излагать свою точку зрения;
эффективно разрешать конфликты
Учатся самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей
Учатся умению вести диалог на основе
равноправных отношений и взаимного уважения
Межпредметные связи:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
№ Этап урока
I Подготовительны
й этап
Форма/прием
ы
Самостоятельн
ая работа
учащихся с
источниками
информации
Деятельность
учителя
Подбирает тему
для дискуссии
(сложные и
противоречивые
проблемы, по
которым
существуют
противоположные
точки зрения
дилеммы;
задевающие
привычные
установки
учащихся).
Составляет список
вопросов,
сообщает их
учащимся
Деятельность
учащихся
Обсуждают
предложенные
темы для
дискуссии,
выбирают
наиболее
значимую тему,
с точки зрения
большинства.
Вместе с
учителем
делают
окончательный
выбор: какая
тема будет
обсуждаться на
дебатах.
Изучают
список
вопросов по
теме,
самостоятельно
готовятся к
дебатам
(изучают и
подбирают
дополнительны
е материалы)
Выбирают свою
позицию в
дебатах (какую
Ресурс
Литература:
учебно
методическая
художественн
ая
научно
популярная
справочная
Видеофильмы
Изображения
Ролики
и др.
Видеофильмы
Изображения
Аудиозаписи
II Введение в
дискуссию
Фронтальное
обсуждение
Разделение на
Озвучивает
обсуждаемую
проблему.группы
II
I
Организационны
й этап
Фронтальное
обсуждение
I
V
Обсуждение
проблемы в
микрогруппах
Работа в
группах
Предлагает
участникам
несколько точек
зрения на
проблему
(например, разные
подходы к ее
решению, точки
зрения разных
социальных или
профессиональных
групп,
политических
партий и т.д.)
Знакомит
учащихся с
регламентом
проведения
дискуссии
(продолжительнос
ть обсуждения в
группе,
количество
выступлений
каждой группы и
их
продолжительност
ь, максимальное
количество
вопросов к
каждому из
выступающих)
Наблюдает за
поведением
участников ,
отмечает для себя
трудности,
которые они
испытывают .
Следит за
соблюдением
регламента, при
необходимости
дает краткие
советы или делает
замечания
точку зрения
будут
отстаивать).
Объединяются
в микрогруппы
(МГ).
Численный
состав МГ
может быть
разным. Разные
МГ могут
отстаивать
одну и ту же
точку зрения
(каждая по
своему)
Выдвигают
предложения
об изменении
регламента
(если они есть)
Таблицы
Раздаточный
материал:
правила
ведения
дебатов, бланки
для записей
Все имеющиеся
информационны
е ресурсы по
теме
Распределяют
роли между
членами
группы;
выстраивают
систему
аргументов для
убеждения
оппонентов;
продумывают
ответы на
возможные
вопросыМатериалы,
подготовленные
участниками
дебатов
Опросник
Аудитория
задает вопросы
выступающим
(количество
лимитировано).
Выступающие
аргументирован
о и спокойно
отстаивают
свою точку
зрения,
стараются
убедить
аудиторию в
своей правоте,
используя
подготовленну
ю информацию.
Заполняют
опросник
Оценивают
эффективность
дискуссии в
решении
обсуждаемой
проблемы.
V Дебаты
По очереди
предоставляет
группам слово
Фронтальная,
одна группа
выступает,
остальные
слушают
Рефлексия
V
I
Групповая
рефлексия
Фронтальное
обсуждение
Организует
совместный анализ
результатов
дискуссии.
Обозначает
аспекты
противостояния и
точки
соприкосновения.
Настраивает
учеников на
дальнейшее
осмысление
проблемы и поиск
путей ее решения