Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русский язык
5 кл
16.12.2018
Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
Как определить лексическое значение слова.docx
Тема: Как определить лексическое значение слова(5 класс) Для всего в русском языке есть великое  множество хороших слов К. Паустовский Тип урока: урок  формирования новых знаний.  Цель урока: закрепление  умения определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря. Формируемые УУД: • • личностные: формирование мировоззренческих понятий  предметные:   узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.  метапредметные: регулятивные:  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки;  • познавательные:   умение   выделять   общие   и   существенные   признаки,   делать   обобщающие   выводы;   умение анализировать,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение;   развивать   навыки исследовательской деятельности;  • коммуникативные:  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками; владение устной и письменной речью;  Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, раздаточный материал  (карточки с  заданиями, карточки для проведения рефлексии) Деятельность учителя Деятельность учеников  Формирование УУД  Ход урока Приветствие. I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне 1. ­ Добрый день, ребята! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Нам урок нам начать пора. А теперь  улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  Теперь займите свои места. Подготовка класса к работе. А   сейчас   проверьте   готовность   к   уроку.   Все   ли   ваши   Ну   и   обязательно 2. учебные   принадлежности   на   месте?   приготовьте сигнальные карточки. II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового  знания»,  Личностные результаты самоопределение  Метапредметные результаты Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстниками Метапредметные результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение выражать  свои  мысли. Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения  признаков   (звуки) (буква и их звуковое значение) (наука о правописании) (произношение звуков, слов и  ударение в словах ­­ Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для   этого     нам   необходимы   знания   предыдущих   уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году предлагаю заполнить таблицу. А ответ свой начните   словами   «Я   знаю,   что…».Запишите   свои   ответы   в таблицу 1)  л е  к  с  и  к  2)  ф о  о  н 3)  г р а  ф и  4)  л е  к  л е  к  с  г и  и  к  я  а  к  о  н о  т  а  и  я  с  5)  о  р ф о  6)  с  7)  л е  к  с  и  г и  к  р н о  а  ф и  т  г а  р к  и  а  ф и  с  я  III. Определение темы урока Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке,   о   нем   вы   узнаете   чуть   позже   и   тоже   впишете   в кроссворд, а пока постараемся определить тему нашего урока. Чтобы определить тему, посмотрите на слайд  1.     Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. О чем это стихотворение?                                                    ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах). На доске записываем  ­ Слово  ­ Все ли в нашем мире названо словами? О словах Стихотворение И.Токмаковой Ложка – это ложка. Ложкой суп едят. ­ плим. ­ Кошка – это кошка. У кошки семь котят. Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка Оделся и пошел. плим… А я придумал слово. Смешное   слово Я повторяю снова ­ Плим, плим, плим… Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим… И ничего не значит ­ Плим,   плим, Что вы можете сказать о таком слове, как ПЛИМ? ( ничего не обозначает и ничего не выражает) 2. сИдеть – сЕдеть стАрожил – стОрожил Нет, потому что нет  лексического значения. Потому  что оно ничего не значит, не  имеет смысла. ­ Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?  Делаем   вывод:   Достаточно   ли   только   произнести   слово, от значения слова, от  лексического значения). чтобы определить , что оно означает? 3.   А   только   ли   лексическое   значение   есть   у   слова?   3 подсказка: Написать на доске предложение: Я пойти завтра на прогулка. ­ Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение?  ­ Как будет звучать тема нашего урока?(Слайд 5) (Откройте тетради и запишите число и тему урока IV. Определение целей урока(Слайд 6) - А теперь поставим цели к нашему уроку: 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение. - Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? Нет. Нужно знать  грамматическое  значение(правильно определить  букву) (пойти ­ буд.вр., прогулка – в.п.)  – грамматические признаки. Определяют  тему урока Понять ,что такое ЛЗ слова Научиться определять ЛЗ,  (выполнение упражнений  учебника, работа с  теоретическим материалом  учебника, выполнение  различных заданий учителя) III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися,  что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения ­   Ребята,   а   что   же   такое   вообще   слово   и   его   ЛЗ?   Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к учебнику. Вы самостоятельно читаете текст(упр.234) и по ходу чтения делаете пометки в тексте  ­эту информацию я знаю Метапредметные результаты Целеполагание  Постановка вопросов  Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели  Формулирование проблемы  + ­это новая для меня информация ?­эта информация для меня не понятна Беседа по тексту: ­Какая информация вам была знакома? ­Какие новые сведения вы для себя отметили? ­Все ли понятно? Какие появились вопросы?  ­Какие существуют способы объяснения ЛЗ слова? ­Скажите, если вы не знаете значения слова, где будете искать  подсказку? 4.а где хранятся слова русского языка?( в словарях)  5.А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?  В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. ­ Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы  думаете,  почему это происходит?  Физминутка Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам надо сесть – это шесть. ­ Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что­то сказать? ­ Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный  запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося  первого класса средней школы составляет 2000 слов.Человек с  высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный  запас А.С. Пушкина ­ 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова –  Много Нельзя сказать Какие­то слова появляются,  какие­то исчезают (открытия, новые  понятия, исчезают  предметы, вещи, и слова,  обозначающие их,  устаревают, выходят из  нашего употребления). 326 тысяч слов!) А   раздел   науки   о   языке,   занимающийся   вопросами составления   словарей   и   их   изучения   занимается   ­ Лексикография ­ ( Запишем слово в таблицу) ЛЕКСИКОЛОГИЯ(   раздел   науки   о   языке,   изучающий лексику.) (Запишем слово в таблицу) Так какова наша задача? Наша задача – расширять свой словарный запас,  совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная,  красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его  интересно слушать, с ним интересно общаться. ­­А словарный  запас человека носит название ЛЕКСИКОН. (Запишем слово в таблицу) IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного  осмысления изученного материала, неверные представления уч­ся; провести коррекцию 1. Определить   лексическое   значение   слова     и грамматическое значение БЕРЁЗА ­ лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с   сердцевидными   листьями.   (Марина   определяет   ЛЗ,а   мы грамматическое) Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п. Березовый( веник), подберезовик ( гриб)Работа в парах и по  группам. (Слайд) 2.Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с  соседом по парте тетрадями и проверить по толковому  словарю в учебнике. Работа в парах. Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и  осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации  затруднения Управление поведением партнера  Выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии  Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных  способов решения задач 1 ряд – богатырь, истома, ложа. 2 ряд – яхонт, пядь, тюль. Самостоятельная работа Личностные результаты Самоопределение  упр.235(сам.) 3.Работа с текстом упр.238 V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса – Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12) – Какая была цель урока? – В чём были сложности? ­ Оцените свою работу на уроке ­ С каким настроением вы уйдете с урока? Поднимите  вверх смайлик Ответы детей. Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли  Предметные результаты Рефлексия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности  Личностные результаты Самооценка на основе успешности   Адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018