Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как определить лексическое значение слова.docx
Тема: Как определить лексическое значение слова(5 класс) Для всего в русском языке есть великое  множество хороших слов К. Паустовский Тип урока: урок  формирования новых знаний.  Цель урока: закрепление  умения определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря. Формируемые УУД: • • личностные: формирование мировоззренческих понятий  предметные:   узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.  метапредметные: регулятивные:  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки;  • познавательные:   умение   выделять   общие   и   существенные   признаки,   делать   обобщающие   выводы;   умение анализировать,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение;   развивать   навыки исследовательской деятельности;  • коммуникативные:  умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с   учителем   и сверстниками; владение устной и письменной речью;  Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь Учебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской Оборудование: презентация, Толковый  словарь живого великорусского языка В.И.Даля, раздаточный материал  (карточки с  заданиями, карточки для проведения рефлексии)Деятельность учителя Деятельность учеников  Формирование УУД  Ход урока Приветствие. I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне 1. ­ Добрый день, ребята! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Нам урок нам начать пора. А теперь  улыбнитесь, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Молодцы! Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке!  Теперь займите свои места. Подготовка класса к работе. А   сейчас   проверьте   готовность   к   уроку.   Все   ли   ваши   Ну   и   обязательно 2. учебные   принадлежности   на   месте?   приготовьте сигнальные карточки. II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового  знания»,  Личностные результаты самоопределение  Метапредметные результаты Планирование учебного  сотрудничества с учителем и  сверстникамиМетапредметные результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение выражать  свои  мысли. Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения  признаков   (звуки) (буква и их звуковое значение) (наука о правописании) (произношение звуков, слов и  ударение в словах ­­ Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для   этого     нам   необходимы   знания   предыдущих   уроков. Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году предлагаю заполнить таблицу. А ответ свой начните   словами   «Я   знаю,   что…».Запишите   свои   ответы   в таблицу 1)  л е  к  с  и  к  2)  ф о  о  н 3)  г р а  ф и  4)  л е  к  л е  к  с  г и  и  к  я  а  к  о  н о  т  а  и  я  с  5)  о  р ф о  6)  с  7)  л е  к  с  и  г и  к  р н о  а  ф и  т  г а  р к  и  а  ф и  с  я  III. Определение темы урока Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке,   о   нем   вы   узнаете   чуть   позже   и   тоже   впишете   в кроссворд, а пока постараемся определить тему нашего урока. Чтобы определить тему, посмотрите на слайд  1.     Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, и славят, и чернят. О чем это стихотворение?                                                    ­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах). На доске записываем  ­ Слово  ­ Все ли в нашем мире названо словами? О словах Стихотворение И.Токмаковой Ложка – это ложка. Ложкой суп едят. ­ плим. ­ Кошка – это кошка. У кошки семь котят. Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка Оделся и пошел. плим… А я придумал слово. Смешное   слово Я повторяю снова ­ Плим, плим, плим… Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим… И ничего не значит ­ Плим,   плим, Что вы можете сказать о таком слове, как ПЛИМ? ( ничего не обозначает и ничего не выражает) 2. сИдеть – сЕдеть стАрожил – стОрожил Нет, потому что нет  лексического значения. Потому  что оно ничего не значит, не  имеет смысла. ­ Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной?  Делаем   вывод:   Достаточно   ли   только   произнести   слово, от значения слова, от  лексического значения).чтобы определить , что оно означает? 3.   А   только   ли   лексическое   значение   есть   у   слова?   3 подсказка: Написать на доске предложение: Я пойти завтра на прогулка. ­ Почему не получилось предложение? Что нужно поменять у слов, чтобы они выстроили правильное предложение?  ­ Как будет звучать тема нашего урока?(Слайд 5) (Откройте тетради и запишите число и тему урока IV. Определение целей урока(Слайд 6) - А теперь поставим цели к нашему уроку: 1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова». 2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка. 3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение. - Как вы думаете, благодаря какой практической работе нам удастся добиться поставленных целей? Нет. Нужно знать  грамматическое  значение(правильно определить  букву) (пойти ­ буд.вр., прогулка – в.п.)  – грамматические признаки. Определяют  тему урока Понять ,что такое ЛЗ слова Научиться определять ЛЗ,  (выполнение упражнений  учебника, работа с  теоретическим материалом  учебника, выполнение  различных заданий учителя) III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися,  что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения ­   Ребята,   а   что   же   такое   вообще   слово   и   его   ЛЗ?   Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к учебнику. Вы самостоятельно читаете текст(упр.234) и по ходу чтения делаете пометки в тексте  ­эту информацию я знаю Метапредметные результаты Целеполагание  Постановка вопросов  Предметные результаты Самостоятельное формулированиецели  Формулирование проблемы  + ­это новая для меня информация ?­эта информация для меня не понятна Беседа по тексту: ­Какая информация вам была знакома? ­Какие новые сведения вы для себя отметили? ­Все ли понятно? Какие появились вопросы?  ­Какие существуют способы объяснения ЛЗ слова? ­Скажите, если вы не знаете значения слова, где будете искать  подсказку? 4.а где хранятся слова русского языка?( в словарях)  5.А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?  В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов. ­ Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы  думаете,  почему это происходит?  Физминутка Поднимает руки класс – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам надо сесть – это шесть. ­ Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что­то сказать? ­ Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный  запас? (По современным оценкам словарный запас учащегося  первого класса средней школы составляет 2000 слов.Человек с  высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов,  словарный  запас А.С. Пушкина ­ 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова –  Много Нельзя сказать Какие­то слова появляются,  какие­то исчезают (открытия, новые  понятия, исчезают  предметы, вещи, и слова,  обозначающие их,  устаревают, выходят из  нашего употребления).326 тысяч слов!) А   раздел   науки   о   языке,   занимающийся   вопросами составления   словарей   и   их   изучения   занимается   ­ Лексикография ­ ( Запишем слово в таблицу) ЛЕКСИКОЛОГИЯ(   раздел   науки   о   языке,   изучающий лексику.) (Запишем слово в таблицу) Так какова наша задача? Наша задача – расширять свой словарный запас,  совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная,  красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его  интересно слушать, с ним интересно общаться. ­­А словарный  запас человека носит название ЛЕКСИКОН. (Запишем слово в таблицу) IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного  осмысления изученного материала, неверные представления уч­ся; провести коррекцию 1. Определить   лексическое   значение   слова     и грамматическое значение БЕРЁЗА ­ лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с   сердцевидными   листьями.   (Марина   определяет   ЛЗ,а   мы грамматическое) Имя сущ., ед.ч., ж.р., Им.п. Березовый( веник), подберезовик ( гриб)Работа в парах и по  группам. (Слайд) 2.Задание: дать лексическое значение словам, обменяться с  соседом по парте тетрадями и проверить по толковому  словарю в учебнике. Работа в парах. Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и  осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации  затруднения Управление поведением партнера  Выражение своих мыслей с  достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии  Умение структурировать знания,  выбор наиболее эффективных  способов решения задач1 ряд – богатырь, истома, ложа. 2 ряд – яхонт, пядь, тюль. Самостоятельная работа Личностные результаты Самоопределение  упр.235(сам.) 3.Работа с текстом упр.238 V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч­ся своей учебной деятельности, самооценка результатов  деятельности своей и всего класса – Назовите ключевые слова урока. (Слайд №12) – Какая была цель урока? – В чём были сложности? ­ Оцените свою работу на уроке ­ С каким настроением вы уйдете с урока? Поднимите  вверх смайлик Ответы детей. Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли  Предметные результаты Рефлексия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности  Личностные результаты Самооценка на основе успешности   Адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной  деятельности