Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 00130a80-c95595f5.docx
Открытый урок по русскому языку в 5­м классе на тему: "Что обозначает глагол" Цели и задачи: 1. Повторить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол” за начальную  школу; 2. Развивать  речь  учащихся, логическое мышление, коммуникативные  возможности учащихся. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование  занимательного материала. Ход урока Организационный момент I. Ребята, мы как всегда рады видеть друг друга и, я думаю,  готовы к совместной  работе. Перед вами  на столах лежат смайлики. Посмотрите на них и выберите тот,  который соответствует вашему настроению именно сейчас. Слайд 1 II. Постановка цели и задач урока. (Мотивация учебной деятельности) Тема нашего урока ­ одна из знакомых вам   частей речи. Попробуйте  угадать ее. Слайд 2 Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Все расскажет нам… (глагол). ­ Как вы догадались, что речь идет о глаголе? ­ По рифме? ­ А как еще можно определить? ­  На какие вопросы отвечают глаголы?( что делают? А еще?( что сделать?, что будут  делать?) ­ Что они  обозначают?( Обозначают действия предметов) ­ Сформулируйте, пожалуйста, тему урока  (формулируют).Слайд 3  Запишите в маршрутный лист.(2 минуты) ­ Найдите во втором предложении грамматическую основу. ­ Чем выражено подлежащее? (существительным). Давайте образуем от  имени существительного глагол –часть речи ­  глагол. Для этого  зададим к нему вопрос  что делать? (глаголить) -А что обозначает слово глаголить? -Давайте обратимся к словарю Ожегова (дети зачитывают). -Какой вопрос можно задать, чтобы определить цель урока? ( Узнать о чем говорят, рассказывают глаголы?) - Запишите в маршрутный лист.( - На каком месте стоит в предложении глагол?(после подлежащего- существительного)  2 минуты)- И это не случайно. Существительные по своему количеству занимают в русском языке І место, а глагол – ІІ место. А как это отразилось на его месторасположении в предложении? (Поэтому глагол всегда стоит на втором месте после подлежащего.) - Запишите в маршрутный лист.  (1 минута) 3.Первичное усвоение новых знаний ­ У каждой группы  на столе лежит текст, к этому тексту есть задания. Вы работаете  группой. 1 группа Утром меня разбудил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже не попрощалась… Наверное, торопилась… Только вчера лужи покрылись  хрупким ледком, и  ты с ребятами   бежал на каток. А  сегодня пришла волшебница­зима. Задание: 1) Определить время, лицо, число. 2) Выделите окончания глаголов. 3) Какую роль играют глаголы в предложениях? 2 группа В воздухе порхают , кружатся, летают, словно бабочки, белые снежинки. Они  медленно укрывают землю пушистым ковром. Словно волшебная сказка ворвалась к  нам в гости. Задание: 1)Определите время, лицо, число у глаголов. 2) Выделите окончания глаголов. 3).Какую роль играют глаголы в предложениях? 3 группа И мы еще долго будем радоваться ее  волшебными  узорами на стеклах и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа два­три месяца  будет находиться в зимней спячке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют ветры, закружит пурга, и  мы даже услышим голос поющей с  завываниями   вьюги! Задание: 1) Определить время, лицо, число. 2)Выделите окончания глаголов. 3). Какую роль играют глаголы в предложениях? - Запишите ваши выводы в маршрутный лист.  ( 4 минуты)Физминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. (1 минута) 4.этап. Применение знаний и умений в новой ситуации ­ А теперь все  внимание на экран: (Звучит музыка, ученик читает весь текст). Утром меня разбудил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже не попрощалась… Наверное, торопилась… Только вчера лужи покрылись  хрупким  ледком  и ты с ребятами   бежал на каток. А  сегодня пришла волшебница­зима.  В воздухе порхают, кружатся, летают, словно бабочки, белые пушистые снежинки.  Они медленно укрывают землю мягким  пуховым ковром. Снежные шапки лежат на  крышах домов и на мохнатых ветках деревьев. Словно волшебная сказка ворвалась к  нам в гости. И мы еще долго будем любоваться  ее затейливыми   узорами на стеклах  окон и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа будет находиться два­ три месяца  в зимней спячке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют ледяные  ветры, закружится в пляске   пурга, и мы даже услышим голос поющей  с  завываниями  вьюги! Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (А  сегодня пришла волшебница­зима). Найдите слова, которыми автор передаёт движение (Глаголы: порхают, кружатся,  летают, укрывают, ворвалась, будем любоваться, оживет, подуют, закружит, услышим. Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение,  динамику предмета, может  передавать звуковые, зрительные восприятия, и  т.д.). - Запишите в маршрутный лист.  (5 минут) Какие художественные средства  используются в тексте?    А) олицетворения: ушла осень, не попрощалась, торопилась. Природа будет  находиться в спячке. Б)эпитеты: хрупкий (ледок), пушистые(снежинки),мохнатые(ветки), причудливые  (сугробы), ледяные(ветры), поющая вьюга В). метафора: шапки снега, пляска пурги. Г)сравнения: словно бабочки, белые снежинки.  Что придают они тексту?( оживляют картину, делают образной,  эмоциональной). - Запишите в маршрутный лист.  ( 5 минуты) 5 этап. Закрепление ­ Выпишите слова , раскройте скобки, объясните правописание. Утром меня ра(з,с)будил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже (не)попрощалась… Наверное, тор(а,о)пилась… Только вчера лужи покрылись  хру(б,п)ким  ле(т,д)ком, и ты с ребятами   б(и,е)жал на  каток. А сегодня пришла волшебница­зима.  (В) воздухе порхают, кружа(ться,тся), л(и,е)тают, словно бабоч(ь)ки, белые пушистые  сн(и,е)жинки. Они медленно укрывают землю мягким  пуховым к(а,о)вром. Снежные  шапки лежат на крышах домов и на мохнатых ветках деревьев. Словно волшебная  ска(с,з)ка ворвалась к нам в гости. И мы еще долго будем любова(тся,ться)  ее затейливыми   узорами на стеклах  окон и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа будет находи(тся,ться) два­ три месяца  в зимней спя(ь)чке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют л(и,е)дяные  ветры, закружи(, ться,тся) в  пляске  пурга, и мы даже услышим голос поющей  с  завываниями  вьюги! (5 минут) Взаимопроверка по эталону Творческая работа Составление связного высказывания на лингвистическую тему. ­А сейчас вы попробуете сочинить мини­  текст с помощью слов. Запишите его в  тетрадь.Пригреет (солнце), зашумят и побегут (ручьи), прилетят (с юга птицы) и наполнят  (мир звуками), появятся (на пригорках первые цветы), оживет( природа), (5 минут) . Познакомьтесь с текстом на листочках. Отметьте, что вы уже знали, Что узнали новое, что вызвало у вас вопросы. Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией Знаки для маркировки текста: «!» ­ я это знал(а) «+» ­ новое для меня «?» ­ вопрос Информационный текст Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или  состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 1. Глаголы могут иметь лексические значения:  движения (прыгать, бегать,  плавать…);. 2.Глаголы имеют общее грамматическое значение ­  «действие».  3. Глагол имеет следующие морфологические признаки:    1) Постоянные признаки:     а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)             б) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам, 1­е спряжение, 2­е   спряжение.   2)Непостоянные признаки:          б) время: настоящее (что делает? что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),  будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;      в) число: единственное и множественное;      г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО);д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа),  мужской род, женский род, средний род.  4. В предложении является чаще всего сказуемым 5.  В художественном тексте глаголы используются в прямом и переносном значении,  в переносном значении чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос  свойств человека на неживой предмет). (Вопросы для обсуждения: Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? ( 3 минуты) ­ А теперь давайте с вами поиграем, проведём интересную зарядку для мозгов «Кто  что делает?» Повар ­ …, врач ­ …,  учитель ­ …,  ученик ­ …, баянист ­ …,  художник ­ …, портниха ­ …, продавец ­ …, пекарь ­…, гром ­…, молния ­ …, трава ­ …, дождь ­ …, солнце ­…,  вода ­ ….(3  минуты) ­Возьмите каждый из вас листок «Исправь ошибку»: Глагол служебная часть речи. Отвечает на вопросы какой? какая?  1. 2. 3. Глагол обозначает  предмет. 4. В предложении глагол обычно бывает определением. .(1 минута) 6.Д/з. 7.Рефлексия Прочитаем в маршрутных листах,   как вы уяснили тему урока. .( 3 минуты)Тема урока:_____________________________________________________ Цель урока:_______________________________________________________ Я знал(а) Я хочу узнать Я узнал(а)Тема урока:  Глагол как часть речи Цель урока: О чем  могут рассказать глаголы? (Морфологические признаки,  синтаксическая роль) 1. На какие вопросы Я знал(а) отвечает: Что делать?, Что сделать? 2. Чем является в предложении (сказуемым) 3. Морфологические признаки: изменяется по лицам, числам, временам, в прошедшем времени - по родам Я хочу узнать О чем  могут рассказать  глаголы? Научиться отличать глаголы  от других частей речи.  Определять  морфологические признаки. Я узнал(а) 1.Что обозначает слово глаголить – говорить 2.Глаголы занимают второе место по количеству, после существительных. 2. Глаголы обозначают действие, движение, динамику предмета, могут передавать звуковые, зрительные восприятия, характеризовать профессии людей. 3.В художественном тексте глаголы используются в прямом и переносном значении, в переносном значении чаще всего выступают в роли олицетворений