Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
русский язык
5 кл
16.12.2018
Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
00130a80-c95595f5.docx
Открытый урок по русскому языку в 5­м классе на тему: "Что обозначает глагол" Цели и задачи: 1. Повторить знания, умения и навыки учащихся по теме “Глагол” за начальную  школу; 2. Развивать  речь  учащихся, логическое мышление, коммуникативные  возможности учащихся. 3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование  занимательного материала. Ход урока Организационный момент I. Ребята, мы как всегда рады видеть друг друга и, я думаю,  готовы к совместной  работе. Перед вами  на столах лежат смайлики. Посмотрите на них и выберите тот,  который соответствует вашему настроению именно сейчас. Слайд 1 II. Постановка цели и задач урока. (Мотивация учебной деятельности) Тема нашего урока ­ одна из знакомых вам   частей речи. Попробуйте  угадать ее. Слайд 2 Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Все расскажет нам… (глагол). ­ Как вы догадались, что речь идет о глаголе? ­ По рифме? ­ А как еще можно определить? ­  На какие вопросы отвечают глаголы?( что делают? А еще?( что сделать?, что будут  делать?) ­ Что они  обозначают?( Обозначают действия предметов) ­ Сформулируйте, пожалуйста, тему урока  (формулируют).Слайд 3  Запишите в маршрутный лист.(2 минуты) ­ Найдите во втором предложении грамматическую основу. ­ Чем выражено подлежащее? (существительным). Давайте образуем от  имени существительного глагол –часть речи ­  глагол. Для этого  зададим к нему вопрос  что делать? (глаголить) -А что обозначает слово глаголить? -Давайте обратимся к словарю Ожегова (дети зачитывают). -Какой вопрос можно задать, чтобы определить цель урока? ( Узнать о чем говорят, рассказывают глаголы?) - Запишите в маршрутный лист.( - На каком месте стоит в предложении глагол?(после подлежащего- существительного)  2 минуты) - И это не случайно. Существительные по своему количеству занимают в русском языке І место, а глагол – ІІ место. А как это отразилось на его месторасположении в предложении? (Поэтому глагол всегда стоит на втором месте после подлежащего.) - Запишите в маршрутный лист.  (1 минута) 3.Первичное усвоение новых знаний ­ У каждой группы  на столе лежит текст, к этому тексту есть задания. Вы работаете  группой. 1 группа Утром меня разбудил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже не попрощалась… Наверное, торопилась… Только вчера лужи покрылись  хрупким ледком, и  ты с ребятами   бежал на каток. А  сегодня пришла волшебница­зима. Задание: 1) Определить время, лицо, число. 2) Выделите окончания глаголов. 3) Какую роль играют глаголы в предложениях? 2 группа В воздухе порхают , кружатся, летают, словно бабочки, белые снежинки. Они  медленно укрывают землю пушистым ковром. Словно волшебная сказка ворвалась к  нам в гости. Задание: 1)Определите время, лицо, число у глаголов. 2) Выделите окончания глаголов. 3).Какую роль играют глаголы в предложениях? 3 группа И мы еще долго будем радоваться ее  волшебными  узорами на стеклах и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа два­три месяца  будет находиться в зимней спячке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют ветры, закружит пурга, и  мы даже услышим голос поющей с  завываниями   вьюги! Задание: 1) Определить время, лицо, число. 2)Выделите окончания глаголов. 3). Какую роль играют глаголы в предложениях? - Запишите ваши выводы в маршрутный лист.  ( 4 минуты) Физминутка Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, потянитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. (1 минута) 4.этап. Применение знаний и умений в новой ситуации ­ А теперь все  внимание на экран: (Звучит музыка, ученик читает весь текст). Утром меня разбудил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже не попрощалась… Наверное, торопилась… Только вчера лужи покрылись  хрупким  ледком  и ты с ребятами   бежал на каток. А  сегодня пришла волшебница­зима.  В воздухе порхают, кружатся, летают, словно бабочки, белые пушистые снежинки.  Они медленно укрывают землю мягким  пуховым ковром. Снежные шапки лежат на  крышах домов и на мохнатых ветках деревьев. Словно волшебная сказка ворвалась к  нам в гости. И мы еще долго будем любоваться  ее затейливыми   узорами на стеклах  окон и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа будет находиться два­ три месяца  в зимней спячке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют ледяные  ветры, закружится в пляске   пурга, и мы даже услышим голос поющей  с  завываниями  вьюги! Определите основную мысль высказывания. В каком предложении она выражена? (А  сегодня пришла волшебница­зима). Найдите слова, которыми автор передаёт движение (Глаголы: порхают, кружатся,  летают, укрывают, ворвалась, будем любоваться, оживет, подуют, закружит, услышим. Сформулируйте вывод о роли глагола в речи. (Обозначает действие, движение,  динамику предмета, может  передавать звуковые, зрительные восприятия, и  т.д.). - Запишите в маршрутный лист.  (5 минут) Какие художественные средства  используются в тексте?     А) олицетворения: ушла осень, не попрощалась, торопилась. Природа будет  находиться в спячке. Б)эпитеты: хрупкий (ледок), пушистые(снежинки),мохнатые(ветки), причудливые  (сугробы), ледяные(ветры), поющая вьюга В). метафора: шапки снега, пляска пурги. Г)сравнения: словно бабочки, белые снежинки.  Что придают они тексту?( оживляют картину, делают образной,  эмоциональной). - Запишите в маршрутный лист.  ( 5 минуты) 5 этап. Закрепление ­ Выпишите слова , раскройте скобки, объясните правописание. Утром меня ра(з,с)будил мамин голос. ­Ты встал, соня? Ушла от нас осень! Даже (не)попрощалась… Наверное, тор(а,о)пилась… Только вчера лужи покрылись  хру(б,п)ким  ле(т,д)ком, и ты с ребятами   б(и,е)жал на  каток. А сегодня пришла волшебница­зима.  (В) воздухе порхают, кружа(ться,тся), л(и,е)тают, словно бабоч(ь)ки, белые пушистые  сн(и,е)жинки. Они медленно укрывают землю мягким  пуховым к(а,о)вром. Снежные  шапки лежат на крышах домов и на мохнатых ветках деревьев. Словно волшебная  ска(с,з)ка ворвалась к нам в гости. И мы еще долго будем любова(тся,ться)  ее затейливыми   узорами на стеклах  окон и  причудливыми сугробами на дорогах. Вся природа будет находи(тся,ться) два­ три месяца  в зимней спя(ь)чке. Но наступит февраль, и все оживет. Подуют л(и,е)дяные  ветры, закружи(, ться,тся) в  пляске  пурга, и мы даже услышим голос поющей  с  завываниями  вьюги! (5 минут) Взаимопроверка по эталону Творческая работа Составление связного высказывания на лингвистическую тему. ­А сейчас вы попробуете сочинить мини­  текст с помощью слов. Запишите его в  тетрадь. Пригреет (солнце), зашумят и побегут (ручьи), прилетят (с юга птицы) и наполнят  (мир звуками), появятся (на пригорках первые цветы), оживет( природа), (5 минут) . Познакомьтесь с текстом на листочках. Отметьте, что вы уже знали, Что узнали новое, что вызвало у вас вопросы. Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией Знаки для маркировки текста: «!» ­ я это знал(а) «+» ­ новое для меня «?» ­ вопрос Информационный текст Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или  состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 1. Глаголы могут иметь лексические значения:  движения (прыгать, бегать,  плавать…);. 2.Глаголы имеют общее грамматическое значение ­  «действие».  3. Глагол имеет следующие морфологические признаки:    1) Постоянные признаки:     а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)             б) спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам, 1­е спряжение, 2­е   спряжение.   2)Непостоянные признаки:          б) время: настоящее (что делает? что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),  будущее (что будет (ут)  делать? Что сделает (ют)?;      в) число: единственное и множественное;      г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО); д) род (только у глаголов прошедшего времени, единственного числа),  мужской род, женский род, средний род.  4. В предложении является чаще всего сказуемым 5.  В художественном тексте глаголы используются в прямом и переносном значении,  в переносном значении чаще всего выступают в роли олицетворений  (перенос  свойств человека на неживой предмет). (Вопросы для обсуждения: Что вам было уже знакомо? Что оказалось новым? ( 3 минуты) ­ А теперь давайте с вами поиграем, проведём интересную зарядку для мозгов «Кто  что делает?» Повар ­ …, врач ­ …,  учитель ­ …,  ученик ­ …, баянист ­ …,  художник ­ …, портниха ­ …, продавец ­ …, пекарь ­…, гром ­…, молния ­ …, трава ­ …, дождь ­ …, солнце ­…,  вода ­ ….(3  минуты) ­Возьмите каждый из вас листок «Исправь ошибку»: Глагол служебная часть речи. Отвечает на вопросы какой? какая?  1. 2. 3. Глагол обозначает  предмет. 4. В предложении глагол обычно бывает определением. .(1 минута) 6.Д/з. 7.Рефлексия Прочитаем в маршрутных листах,   как вы уяснили тему урока. .( 3 минуты) Тема урока:_____________________________________________________ Цель урока:_______________________________________________________ Я знал(а) Я хочу узнать Я узнал(а) Тема урока:  Глагол как часть речи Цель урока: О чем  могут рассказать глаголы? (Морфологические признаки,  синтаксическая роль) 1. На какие вопросы Я знал(а) отвечает: Что делать?, Что сделать? 2. Чем является в предложении (сказуемым) 3. Морфологические признаки: изменяется по лицам, числам, временам, в прошедшем времени - по родам Я хочу узнать О чем  могут рассказать  глаголы? Научиться отличать глаголы  от других частей речи.  Определять  морфологические признаки. Я узнал(а) 1.Что обозначает слово глаголить – говорить 2.Глаголы занимают второе место по количеству, после существительных. 2. Глаголы обозначают действие, движение, динамику предмета, могут передавать звуковые, зрительные восприятия, характеризовать профессии людей. 3.В художественном тексте глаголы используются в прямом и переносном значении, в переносном значении чаще всего выступают в роли олицетворений

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)

Технологическая карта по теме "Как определить лексическое значение слова"(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018