При построении технологии организации уроков «открытия нового знания» должен сохраняться деятельностный подход обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. В данной работе представлена "Схема проектирования урока открытия нового знания".
Методические рекомендации по организации урока «открытия» нового знания в рамках системнодеятельностного
подхода
При построении технологии организации уроков «ОНЗ» должен сохраняться деятельностный подход обучения и
обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий
взаимодействия между учителем и учеником.
Деятельностная цель урока «ОНЗ»: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель урока «ОНЗ»: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Схема проектирования урока открытия нового знания
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
1. Мотивирование к
учебной деятельности.
мотивация учащихся к учебной
деятельности
определение содержательных
рамок урока и способов
деятельности
1) актуализирует требования к ученику
со стороны учебной деятельности
(“надо”);
2) создает условия для возникновения
внутренней потребности включения в
учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливается тематические рамки
(“могу”).
Деятельность ученика
Опора на жизненную ситуацию
Приемы
Прием новизны
Прием
значимости
изучаемого
материала
театрализация
яркое пятно
эвристический
прием
2.Актуализация и
организация подготовки и
1) актуализирует соответствующие
1) актуализируют изученные способы Работа в группах,
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»достаточных
для
действий,
их
построения нового знания,
фиксируют;
обобщают
2)
фиксируют индивидуальные
затруднения в выполнении пробного
учебного действия или его обоснуют
и
в парах
верные, неверные
утверждения
-прием «З/Х/У»
толстые, тонкие
вопросы
1) восстановливают выполненные
операции и фиксируют (вербально и
знаково) место шаг, операцию, где
возникло затруднение;
2) соотносят свои действия с
используемым способом действий
(алгоритмом, понятием и т.д.)
- Прием
постановки
проблемного
вопроса
прием научного
спора
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
учебном действии.
мотивации учащихся к
надлежащему самостоятельному
выполнению пробного учебного
действия
мыслительные операции и
познавательные процессы;
2) мотивирует к пробному учебному
действию (“надо” “могу” “хочу”) и к
его самостоятельному осуществлению
3.Выявление места и
причины затруднения
выделение и формулирование
нового знания.
1) организует выявление места и
причины затруднения
2) организует взаимодействие учащихся
3) организует решение, сбор и
обсуждение результатов
4. Построение проекта
выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план,
средство).
моделирование способа открытия
нового знания
Этим процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего
диалога, затем – побуждающего, а затем
и с помощью исследовательских
методов.
3) выявляют и фиксируют во внешней
речи причину затруднения те
конкретные знания,
умения или
способности, которых недостает для
решения исходной задачи и задач
такого класса или типа вообще.
1) В коммуникативной форме
обдумывают проект будущих учебных
действий: ставят цель (целью всегда
является устранение возникшего
затруднения
Приемы
целеполагания:
темавопрос
работа над
понятием
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»
2) согласовывают тему урокаВыдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Проводит параллель с ранее изученным
материалом. Организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации
5. Реализация
построенного проекта.
выявление обучающимися новых
знаний,
Организует работу в парах, в группах
для реализации построенного проекта
развитие умения находить ответы
на проблемные вопросы,
подведение
к
самостоятельному выводу способа
действия с информацией
детей
3) выбирают способ, строят план
достижения цели и определяют
средства алгоритмы, модели и т.д.
подводящий
диалог
исключение
группировка
домысливание
проблемная
ситуация
и др.
-работа в группах,
парах
различные
обсуждают
1)
предложенные варианты
2) выбирают оптимальный вариант,
который фиксируется в языке
вербально и знаково
моделирование
применение схем
Фишбон
3) построенный способ действий
используют для решения исходной
задачи, вызвавшей затруднение
составление
кластера
4) уточняют общий характер нового
знания и фиксируют преодоление
возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление
с проговариванием во
внешней речи.
освоение способа действия с
полученными
в
знаниями
1) организует работу фронтально, в
группах, в парах
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»
В форме коммуникации решают
типовые задания на новый способ
проговариванием
действий
с
таблица ПИМ
стратегия IDEAL
исследовательский
прием
работа в группах,
парахпрактической деятельности
7. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
осознание каждым обучающимся
степени овладения полученных
знаний
организация для каждого ученика
ситуации успеха, мотивирующая
его к включению в дальнейшую
познавательную деятельность
устанавливает
осознанность
2)
восприятия,
первичное обобщение,
побуждает к высказыванию своего
мнения.
алгоритма решения вслух.
3) подводит обучающихся к выводу о…
4) наводящими вопросами помогает
выявить причинноследственные связи
в…
использование
натуральных
объектов
моделирование
использование
символов
работа с
таблицами
5)
обеспечивает положительную
реакцию детей на творчество
одноклассников.
6) акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке
1)организует индивидуальную форму
работы
организует:
взаимопроверку;
2)
коллективную проверку;
проверку
выполнения упражнения; беседу по
уточнению и конкретизации первичных
знаний;
оценочные высказывания
обучающихся; обсуждение способов
решения;
Самостоятельно выполняют задания
нового типа и осуществляют их
самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном
Индивидуальная
работа
Выполнение теста,
карточки и т.д.
организует
3)
рефлексию
построенного проекта
исполнительскую
реализации
учебных
хода
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»8. Включение в систему
знаний и повторение.
выявление границы
применимости нового знания
автоматизация умственных
действий по изученным нормам
подготовление к введению в
будущем новых норм
фиксация нового знания
оценка собственной деятельности
на уроке
9. Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(итог).
действий и контрольных процедур
в которых
Подбирает задания,
тренируется использование изученного
ранее
имеющего
методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий
материала,
Выполняют задания, в которых новый
способ действий предусматривается
как промежуточный шаг
Задачи,
помогающие
устанавливать
связь
теоретических
знаний с
практическими
1) соотносят
фиксируют степень их соответствия
цель и результаты,
-эссе
синквейн
1) организует рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной
деятельности
2) формулируют конечный результат
своей работы на уроке
2) отмечает степень вовлеченности
учащихся
3) называют основные позиции нового
в работу на уроке
материала и как они их усвоили (что
получилось, что не получилось и
почему)
3) дает комментарий к домашнему
заданию
методика «все в
твоих руках»
«плюсминус
интересно»
лесенка успеха
4) намечают дальнейшие цели
деятельности
дерево успеха
поезд
«анкетгазета»
ключевое слово
Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»