Технологическая карта "Схема проектирования урока "открытия нового знания"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При построении технологии организации уроков «открытия нового знания» должен сохраняться деятельностный подход обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. В данной работе представлена "Схема проектирования урока открытия нового знания".
Иконка файла материала технологическая карта урока открытия нового знания.doc
Методические рекомендации по организации урока «открытия» нового знания в рамках системно­деятельностного подхода              При построении технологии организации уроков «ОНЗ» должен сохраняться деятельностный подход обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.  Деятельностная цель урока «ОНЗ»: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель урока «ОНЗ»: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Схема проектирования урока открытия нового знания Этап урока Цель Деятельность учителя 1. Мотивирование к  учебной деятельности. ­ мотивация учащихся  к учебной  деятельности    ­определение содержательных  рамок урока и способов  деятельности 1) актуализирует требования к ученику  со стороны учебной деятельности  (“надо”); 2) создает условия для возникновения  внутренней потребности включения в  учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливается тематические рамки (“могу”). Деятельность ученика Опора на жизненную ситуацию Приемы ­ Прием новизны ­ Прием  значимости  изучаемого  материала ­театрализация ­яркое пятно ­эвристический  прием 2.Актуализация и  ­ организация подготовки и  1) актуализирует соответствующие  1)  актуализируют   изученные  способы­ Работа в группах,  Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»достаточных для действий,     их построения   нового   знания,   фиксируют; обобщают 2)   фиксируют   индивидуальные затруднения   в   выполнении   пробного учебного действия или его обоснуют   и   в парах ­ верные, неверные  утверждения -прием «З/Х/У» ­толстые, тонкие  вопросы 1)   восстановливают   выполненные операции   и   фиксируют   (вербально   и знаково)   место­   шаг,   операцию,   где возникло затруднение; 2)   соотносят   свои   действия   с используемым   способом   действий (алгоритмом, понятием и т.д.)  - Прием  постановки  проблемного  вопроса ­ прием научного  спора фиксирование  индивидуального  затруднения в пробном  учебном действии. мотивации учащихся к  надлежащему самостоятельному  выполнению пробного учебного  действия мыслительные операции и  познавательные процессы; 2) мотивирует к пробному учебному  действию (“надо” ­ “могу” ­ “хочу”) и к  его самостоятельному осуществлению 3.Выявление места и  причины затруднения ­выделение  и формулирование  нового знания. 1) организует выявление места и  причины затруднения 2) организует взаимодействие учащихся 3) организует решение, сбор и  обсуждение результатов 4. Построение проекта  выхода из затруднения  (цель и тема, способ, план, средство). ­моделирование способа открытия  нового знания Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и   с   помощью   исследовательских методов. 3) выявляют и фиксируют во внешней речи   причину   затруднения   ­   те конкретные   знания,   умения   или способности,   которых   недостает   для решения   исходной   задачи   и   задач такого класса или типа вообще. 1)   В   коммуникативной   форме обдумывают проект будущих учебных действий:   ставят   цель   (целью   всегда является   устранение   возникшего затруднения Приемы  целеполагания:  ­тема­вопрос ­работа над  понятием Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»  2) согласовывают тему урокаВыдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее изученным материалом.   Организует   учащихся   по исследованию проблемной ситуации 5. Реализация  построенного проекта. ­ выявление обучающимися новых знаний,  Организует работу в парах, в группах для реализации построенного проекта ­ развитие умения находить ответы на проблемные вопросы,    подведение ­ к самостоятельному выводу способа действия с информацией детей     3)   выбирают   способ,   строят   план достижения   цели   и   определяют средства­ алгоритмы, модели и т.д. ­подводящий  диалог ­исключение ­группировка ­домысливание ­проблемная  ситуация и др. -работа в группах,  парах   различные   обсуждают 1) предложенные варианты 2)   выбирают   оптимальный   вариант, который   фиксируется   в   языке вербально и знаково ­моделирование ­применение схем  Фишбон   3)   построенный   способ   действий используют   для   решения   исходной задачи, вызвавшей затруднение ­составление  кластера 4)   уточняют   общий   характер   нового знания   и   фиксируют   преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление  с проговариванием во  внешней речи. ­   освоение   способа   действия   с полученными в знаниями     1)   организует   работу   фронтально,   в группах, в парах Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная» В   форме   коммуникации   решают типовые   задания   на   новый   способ проговариванием действий с     ­таблица ПИМ ­стратегия IDEAL исследовательский  прием ­работа в группах,  парахпрактической деятельности 7. Самостоятельная  работа с самопроверкой  по эталону. ­ осознание каждым обучающимся  степени овладения полученных  знаний  ­ организация для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующая  его к включению в дальнейшую  познавательную деятельность     устанавливает осознанность 2) восприятия,   первичное   обобщение, побуждает   к   высказыванию   своего мнения. алгоритма решения вслух. 3) подводит обучающихся к выводу о… 4)   наводящими   вопросами   помогает выявить   причинно­следственные   связи в… ­использование  натуральных  объектов ­моделирование ­использование  символов ­работа с  таблицами 5)   обеспечивает   положительную реакцию   детей   на   творчество одноклассников. 6)   акцентирует   внимание   на   конечных результатах   учебной   деятельности обучающихся на уроке 1)организует   индивидуальную   форму работы     организует: взаимопроверку; 2) коллективную   проверку;   проверку выполнения   упражнения;   беседу   по уточнению и конкретизации первичных знаний;   оценочные   высказывания обучающихся;   обсуждение   способов решения;  Самостоятельно   выполняют   задания нового   типа   и   осуществляют   их самопроверку,   пошагово   сравнивая   с эталоном Индивидуальная  работа Выполнение теста,  карточки и т.д.   организует 3) рефлексию     построенного   проекта   исполнительскую реализации   учебных хода Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»8. Включение в систему  знаний и повторение. ­ выявление  границы  применимости нового знания  ­ автоматизация умственных  действий по изученным нормам ­ подготовление к введению в  будущем новых норм ­ фиксация нового знания ­оценка собственной деятельности  на уроке 9. Рефлексия учебной  деятельности на уроке  (итог). действий и контрольных процедур   в   которых Подбирает   задания, тренируется   использование   изученного ранее имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий материала,     Выполняют задания, в которых новый способ   действий   предусматривается как промежуточный шаг Задачи,  помогающие  устанавливать  связь  теоретических  знаний с  практическими 1)   соотносят   фиксируют степень их соответствия    цель   и   результаты, -эссе ­синквейн 1) организует рефлексию и самооценку учениками   собственной   учебной деятельности 2)   формулируют   конечный   результат своей работы на уроке 2)   отмечает   степень   вовлеченности   учащихся 3) называют  основные позиции нового в работу на уроке материала и как они их усвоили (что получилось,   что   не   получилось   и почему) 3)   дает   комментарий   к   домашнему заданию ­методика «все в  твоих руках» ­«плюс­минус­ интересно» ­лесенка успеха 4)   намечают   дальнейшие   цели деятельности ­дерево успеха ­поезд ­«анкет­газета» ­ключевое слово Борисова Елена Анатольевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №2 «многопрофильная»

Посмотрите также