Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Оценка 4.8
Иллюстрации +6
docx
воспитательная работа +2
5 кл—8 кл
05.02.2019
Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)
материал для групп.docx
Сани, как развлечение Зимнее катание на санях, запряженных лошадьми, давным­давно было любимейшим развлечением не только в России, где апогеем таких катаний становилась Масленица, но и во многих странах мира, где бывает много снега. Первое   катание   на   санях —   Екатерининское  гулянье.   В   этот   день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком­ либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу. Сани в крестьянском подворье были немалой подмогой. И все их полагалось в день   Екатерины   обязательно   скатить   с   горы:   и   дорожные сани­обшевни,   и крестьянские — дровни на   полозьях   березовых,   и   ручные   саночки­салазки, чунки... Да к тому же на всех санях в день Екатерины полагалось покатать деревенский народ. Не мало было смеху и забав на Екатерину­санницу. Когда­то   такие   «съездки»   были   массовыми,   яркими   и   всенародными праздниками: с массой разукрашенных саней, нарядными лошадьми, песнями, звоном   бубенцов,   трюками   от   особо   лихих   возниц   и   непременными «окунаниями   в   сугроб»   зазевавшихся   новичков,   вылетавших   из   саней   на резких   поворотах   под   всеобщее   веселье.   Сегодня   приобщиться   к   этому красивейшему мероприятию может в зимнее время года каждый желающий, нужно   только   найти   подходящую   агроусадьбу,   конюшню   или   турбазу, предлагающую такие услуги. А таких предостаточно, причем в каждой стране такие   катания   отличаются   своими   национальными,   тщательно культивируемыми особенностями. На   санках   могут   кататься  дети  практически   любого   возраста.   Совсем маленьким санки заменяют коляску. У многих таких санок полозья дополнены колесиками,   чтобы   было   легче   возить   их   по   асфальту   или   по   полу   в помещениях. Наиболее продвинутые модели позволяют изменять положение сиденья,   снабжены   теплым   чехлом   и   прикрывающим   от   ветра   и   непогоды козырьком. Все как у колясок. Дети постарше могут кататься на санках, конструкция которых практически не   отличается   от   придуманной   сотни   лет   назад.   Деревянные   или металлические полозья несут на себе сиденье со спинкой (или без нее). Такие санки можно тянуть за собой или толкать, если вместо веревочки установить сзади ручку. А можно просто кататься с горки, не впрягая в санки ни папу, ни старшую сестренку. С горки можно кататься не только на санках. В прежние времена для катания с   горок дети использовали   все,   на   что   можно   было   поместить   попу   и   что могло   скользить   по   склону.   Это   были   куски   фанеры,   собственные многострадальные портфели, куски линолеума или оргстекла. Сегодня нет необходимости   использовать   подручные   предметы:   производители спортинвентаря создали широкий ряд приспособлений для катания с горы и не только. Самое   простое   из   них   —   ледянка.   Это   просто   округлый   кусок   прочного пластика с одной или двумя ручками. Ни для чего, кроме катания с горы, ледянка не годится, но с хорошей горки летит стрелой! Падать с нее некуда, система управления простейшая — торможение ногами и другими частями тела. Для совсем маленьких не подходит, но лет с 4­5 ребенок очень быстро овладевает искусством спуска с горы на ледянке. Это, кроме всего прочего, самый недорогой вариант для катания с горок зимой: ледянки стоят около 100 рублей. Чуть   более   сложно   устроены   сани­ледянки.   Они   больше   всего   похожи   на пластиковое   корытце   с   ручками.   Глядя   на   такие   санки,   понимаешь:   это приспособление в родстве и с санями, и с тобогганом, и с ледянкой. На таких санках можно не только кататься с горок, но и перевозить малыша по городу. Они прочны, довольно безопасны и надежны. Следующий по сложности детский транспорт — снегокат. Это гибрид саней и лыж.   Сиденье   установлено   на   трех   широких   коротких   лыжах,   впереди располагается руль. Для младших детей сиденье снабжают спинкой, часто еще и   ремнями   безопасности.   Снегокаты   отличаются   значительной грузоподъемностью:   на   них   вполне   могут   кататься   не   только   дети,   но   и взрослые,   причем   даже   вместе   с   детками.   Самостоятельно   кататься   на снегокатах дети могут с 5­6 лет. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что без падений не обойдется: управляться со снегокатом нужно научиться. Впрочем, большинство детей овладевают этой нехитрой наукой очень быстро и без проблем. Появилось   еще   одно   средство   для   катания:   снегосамокат.   Отличается   от обычного самоката на колесиках только тем, что вместо колес у него лыжи, или одна широкая лыжа. Подходит для детей от 5 лет. Существует   еще   одно   простое   и   веселое   устройство,   позволяющее   лихо скатываться  с  гор:   тюбинг,  или   ватрушка.  Больше   всего   тюбинг   похож   на толстый спасательный круг. Не удивительно, что его можно использовать как зимой для катания с гор, так и летом для плавания. Тюбинг может нести на себе даже взрослого человека, но для катания на этих надувных ватрушках нужна   довольно   гладкая   поверхность.   Иначе   наполненный   воздухом   круг быстро   лопнет,   напоровшись   на   камень   или   сучок,   торчащий   из   снега. Кататься   на   тюбингах   можно   детям   старше   6   лет.   Это   нехитрое приспособление способно развивать значительную скорость, но управлять им почти невозможно. Сани, как средство передвижения Сани – самое древнее средство передвижения. По мнению ученых, они  появились задолго до изобретения колеса и первоначально представляли  собой связанные между собой две жерди, передние концы которых  привязывались к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле.  Возраст самых древних саней­находок относят ко второму тысячелетию до  нашей эры. Сани на Руси были не только самым древним, но и самым почетным видом  повозок: даже после появления экипажей на колесах, езда на санях все равно  считалась более престижной, поэтому даже летом торжественный выезд царя  в санях был в порядке вещей.  Выезд царя Михаила Федоровича на церемонию бракосочетания  ("Описание в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича с Евдокией  Лукьяновой в 1626 году". Рукописная копия. Россия, 1­я половина 18 в.) В XVIII веке были популярны сани с парусом — на них дети и взрослые  совершали прогулки по покрытым льдом озерам. Первые аэросани были изобретены в России в 1908 году. Русский инженер А.  С. Кузин снабдил сани пропеллером ­ авиационным двигателем, который  вращал установленный в трубе винт. Эта модель развивала удивительную по  тем временам скорость ­ до 70 километров в час – и стала прародительницей  современных аэросаней. Сани   как   средства   передвижения   служат   людям,  практически   по   сей день.   Для   городского   жителя   они   стали   зимней   ребячьей   забавой,   а   для деревенского ­   продолжают служить по прямому назначению. Как привести дров, воды, рыбалка – без саней не обойтись,  а когда ­  то человек не мог без них ни  жить, ни даже умереть. Сани ­ волокуши употреблялись не только в северных, но и в южных странах, например, в Древнем Египте, Междуречье. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде. В   гробницах   египетских   фараонов   и   в   погребальных   камерах   шумерских царей   обнаружены   изображения   священных   саней,   на   которых   везли   в последний путь ковчег с саркофагом умершего (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).  Во   многих   странах   сани   и   впрямь   воспринимались   как   нечто божественное: ненцы, например, говорили, что «Солнце ездит в них по небу», да и покойников, по древней традиции везли к могиле на санях ­ только так они могли попасть в загробный мир. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, у народов Севера, но и у финнов, и в Западной Европе. Когда о ком­то говорили «сел на сани», это значило, что человек близок к смерти.  Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах на Руси находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже   на   санях.   Позднейшие   известия,   до   XVII   века,   также   указывают   на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда   сани   служили   носилками   для   сопровождавшей   гроба   вдовы   или матери покойного.   Кстати,   слово   «сани»   —   славянское,   заимствованное   от   славян латышами, венграми и румынами.  Происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея» и относится оно собственно к полозьям, ввиду их сходства со змеей. А ведь змея ­ животное священное.  Таким  образом,  у  многих  народов  сани  первоначально  использовались исключительно в ритуальных целях, связанных с погребальными обрядами. Привычные для нас сани – это сани с загнутыми деревянными полозьями, скрепленными специальной стяжкой. В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях. Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В  них  обычно   запрягали  одну  лошадь,  верхом   на  которой  сидел   кучер.  У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством;   царские   сани   могли   стоить   200—300   руб.   Ездили   в   них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).  Впрочем,   не  только   царь,  но   и   его   подданные   охотно   ездили   в   санях летом ­ иностранные послы даже уверяли, что другого транспорта на Руси вообще не знают. В народе ходило поверье, что  «сани от Бога, а колесо ­ от черта».   Что вполне объяснимо: колесо тряское, ненадежное, к тому же за него нужно платить мастеру­колеснику, а сани легко сделать самому. В Поморье было и остается  традицией катание с ледяной горки в период Масленицы. На время Святок молодёжь нанимала человека для работы на горке.   Он   следил   за   её   состоянием:   ночью   заливал,   днём   разметал   снег. Девушки   приходили   на   горку   с   чунками   (они   использовались   только   для катания).   Парень   должен   был   «подаваться»   к   девушке   в   пару.   Управляла чунками девушка, а парень сидел у неё на коленях. Чунки должна была иметь каждая девушка­невеста, так как от этого зависела возможность пригласить парня для катания с горы, что имело значение в глазах всей группы молодёжи. Чунки   украшали   резьбой,   росписью,   надписями   и,   как   правило,   не использовали в хозяйственных нуждах.  Таким образом, сани пользовались популярностью и у простых людей и служили   средством   передвижения   знатным   людям.   Сани   использовались   и зимой и летом. Виды саней. О том, что сани в жизни наших предков занимали значительное место, говорит обилие посвященных им пословиц. Самая известная ­ «Готовь сани летом». Оно и  понятно: если  поленишься, не в чем  будет  не только  дров запасти, но и товар на рынок отвезти, и в другой город съездить. Не менее популярна другая пословица ­ «Не в свои сани не садись». Ведь сани прежде говорили о положении и достатке своего владельца яснее,   чем   сегодня   иномарки.   Знатоки   подмечали   все:   из   какого   дерева сделаны полозья (лучшими считались дубовые), как разрисованы сани, чем обиты они внутри ­ медвежьей шкурой или простой холстиной. Значение   саней   в   северных   районах   трудно   переоценить.   Сани  использовали   как   хозяйственную   грузовую   повозку   и   для   перевозки  пассажиров.   За   санями,   в обозе   с   рыбой   шёл   из   Холмогор   в   Москву  учиться   молодой   Ломоносов.   Через   всю   Сибирь   везли   они   кладь  экспедиции   Витуса   Беринга.   Хорошо   послужили   они   и   в годы Великой Отечественной   войны,   когда   местное   население   перевозило   грузы   по северному тракту.     В Поморье санки имели  следующие названия – кареты, цюнки, санки, дровенки, сани, , садник, рыбацкие сани, подсанк, дровни,  розвальни.      Кареты – в жизни помора это самые первые санки. В карете возили детей:   младенцев   —   на   крещение,   уже   подросших   –   в   гости   и   из   бани. Облучок не дает карете перевернуться на бок в глубоком снегу. Даже если ребенок развернется, одеяльце не будет волочиться по снегу, и, согласитесь, из такой кареты невозможно упасть Санки –   использовались:   для   хозяйственных   нужд   —   отвезти   в   баню охапку дров, привезти тюк сена. А еще ребятишкам покататься с горки – что за радость – на такие санки можно уместиться вдвоем и втроем, да ещё под горкой устроить «кучу малу».    Дровенки –   это   транспорт   безлошадников.   Они   больше   санок,   но меньше   настоящих   саней.   Размером   они   в   рост   человека   и   рассчитаны   на человеческую   тягу.  Привести   дров  из   леса,  кучу   мха   с  болота   для   корма скота, сена.  Розвальни –   это   мужицкие   сани.   Сзади   над   последним   вязом устанавливалась   кривая   березовая   кокорка,   на   которую   набивался   облук (тонкие еловые доски) до говенника и чаповицы. Первым делом, в них возили навоз. Иногда в хозяйстве оставляли чистые розвальни, для деловых поездок (сарафанная  почта)  они  удобнее  дровней.  Накидают  сена  побольше,  в нем теплее   извозчику,   да   и   коню   в   дороге   пригодится.   Облук   не   позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком   не   вывалится.   Боярыню   Морозову,   между   прочим,­   будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить. Садник –   свадебные,   гулящие   санки.   В   саднике   молодые   ездили   «со славой», на венчание. На Поморском берегу, невеста после бани ездила по волости на конях без жениха, на первых санях она сидела на коленях у подруг с   братом   или   крёстным,   на   следующих   санях   ехали   все   девушки   с   её вечеринки. Рыбацкие   сани –   название   говорит   само   за   себя.   В   них   ездили   на рыбалку.   На   них   ставили   широкий   облук.   Они   были   четырехкопыльными. Чтобы   личные   вещи   рыбака   не   пачкались   во   время   транспортировки,   над первым вязом облук разделяли доской, этот отдел называли — передок.  Пошевни – сани специально приспособленные для промысловых целей. На обыкновенные дровни во всю длину их, из тонких досок делается кузов, высотой около 50­70см. На пошевнях насыпью возят с губы пойманную рыбу в замороженном виде.        Цюнки – 1)Сколоченные из досок салазки для таскания воды и всяких тяжестей. 2)Небольшие саночки, употребляемые для ручной ( с места ловли) наваги.[8] перевозки     Таким образом, существовало много разновидностей саней. Внешний вид и внутреннее убранство определялось предназначением. Сани, как спортивный снаряд   Санный спорт — это соревнования в скоростном спуске на одноместных ил и двухместных санях по заранееподготовленной трассе. Спортсмены располаг аются на санях на спине, ногами вперед. Управление санямипроизводится при  помощи изменения положения тела.                 федерация       санного       Олимпийских       игр, в 1955       году в Швей Первое организованное собрание спортсменов произошло в 1883 царии. В 1913     году в Дрездене(Германия) основана Международная Федераци я Санного Спорта (Internationale Schlittensportverband). Этаорганизация управ     года, когда она была включена в состав Международно ляла спортом до 1935     Бобслея йФедерации       и     Тобоггана (FIBT). После принятия решения о замене с   келетона санным спортом впрограмме Зимних     году  в Осло (Норвегия) был проведён первый Чемпионат мира. В 1957     году основа     спорта (Fédération Internationale de Lug на Международная e deCourse, FIL). Санный спорт был включён в программу Зимних Олимпийск их игр в 1964 Правила санного спорта достаточно просты — побеждает спортсмен, прошед ший трассу за наименьшеевремя. Участник должен стартовать в течение опред еленного времени после того, как трасса освободилась. Спортсмен обязан финишировать вместе с санями, в противном случае он дис квалифицируется. Однакоразрешается остановиться на трассе, снова сесть на  сани и продолжить спуск. Вес саней и их устройство регламентированы. Температура полозьев также до лжна находиться вопределенном диапазоне, зависящем от температуры воздух а. Также существуют ограничения на весспортсменов и их экипировку, включ ая комбинезоны, обувь, шлема и перчатки.       году. Как и в других видах спорта, связанных со скоростным прохождением, предва рительные соревнованияопределяют порядок старта, который может оказатьс я важным в случае ухудшения состояния трассы. Общее время спортсмена ск ладывается из результатов двух и более заездов. В санном спорте проводятся соревнования среди одиночек и пар. Формально  женщины могут соревноватьсяв парах, но фактически почти все парные состя зания проводятся среди мужчин. На крупных турнирахпроводятся командные  соревнования, в которых команда состоит из мужчины, женщины и пары. Оборудование   и   экипировка   Сани   для   соревнований   (конструкционные особенности,   вес,   температура   полозьев)   должны   быть   одобрены   FIL. Современные сани состоят из 800 узлов и деталей, которые направлены на улучшение   аэродинамических   свойств.   Сани   для   одиночных   заездов   не должны быть тяжелее 23 кг, а для парных – 27 кг. Все предметы экипировки должны   соответствовать   размерам   спортсмена   и   форме   его   тела.   На соревнованиях   по   санному   спорту   разрешается   одевать   дополнительное защитное снаряжение (налокотники, наколенники, пояса для защиты почек). Экипировка спортсмена: защитный шлем; спортивный комбинезон; перчатки; спортивная   обувь.   Стартовые   номера   спортсменов   оформляются   в   виде нагрудных маек (нагрудный номер) с номером на груди и спине. Судейство В состав   главной   судейской   коллегии   на   соревнованиях   по   санному   спорту входят: главный судья; заместитель главного судьи по старту; заместитель главного судьи по финишу; заместитель главного судьи по трассе; главный секретарь; технический делегат. Соревнования Олимпийские игры – самые престижные соревнования по санному спорту, проводятся один раз в четыре года.   Чемпионат   мира   по   санному   спорту   –   международное   соревнование между   сильнейшими   национальными   сборными   по   санному   спорту, проводимое Международной федерацией санного спорта. Чемпионат Европы по   санному   спорту   —   международное   соревнование   между   сильнейшими европейскими сборными по санному спорту. Кубок мира по санному спорту — международный турнир по санному спорту, который состоит из нескольких отдельных   этапов.   На   основании   прошедших   этапов   происходит формирование общего зачёта, где спортсмены распределены по количеству набранных очков. Виды санного спорта: Натурбан; Скелетон; Бобслей.   

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)

Технологическая карта. Тема занятия: «Сани? Сани!» Урок практической работы с элементами групповой работы. Внеурочное занятие (5-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.