Тема: «Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира».
Класс: 5 класс
Предмет: математика
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: совершенствование навыка распознавания углов; применение рациональных приёмов работы с транспортиром; развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся – открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания; развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске; развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.Урок «открытия» нового знания
Технологическая карта Транспортир.docx
Технологическая карта урока
Тема: «Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира».
Класс: 5 класс
Предмет: математика
УМК (автор): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика
5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные (знания, умения, представления): закрепить знания обучающихся об углах;
познакомить обучающихся с чертежным прибором – транспортиром, который используют для
измерения и построения углов; учить овладевать практическими способами работы с
транспортиром;
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): учащиеся
должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять
самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку
зрения другого, слушать;
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от
уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и
следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно
составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение; регулировать свою волю в
ситуации затруднения.
осуществлять
Личностные УУД: способность
самооценку на основе критерия
успешности учебной деятельности, обучающиеся должны объяснять самому себе свои отдельные
ближайшие цели саморазвития, понимать и осознавать социальную роль ученика; проявлять
положительное отношение к урокам математики, интерес к способам решения новых учебных
задач, понимать причины успеха или неуспеха в своей учебной деятельности, формировать
учебную мотивацию;
понимать необходимость приобретения новых знаний; уметь
аргументировать свою точку зрения.
Образовательная цель: совершенствование навыка распознавания углов; применение
рациональных приёмов работы с транспортиром;
Развивающая цель: развивать теоретическое и практическое творчество обучающихся –
открытие нового чертежного прибора; поиск способа применения нового знания; развивать у
детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске; развивать
умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание,
развивать устную речь.
Воспитательная цель: всестороннее развитие личности и мышления обучающихся;
воспитание желания учиться; воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать
ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному
сотрудничеству; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Педагогические технологии: ИКТ – технологии, технология деятельностного обучения.
Методы обучения: фронтальная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Средства обучения: тетрадь, доска, раздаточный материал (приложение 1, 2, 3 4, 5, 6),
презентация «Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира», мультипроектор,
интерактивная доска, ноутбуки. Формы организации познавательной деятельности:
Этапы урока
Время
мин.
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1.Организационный
Цель: Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу.
2
Приветствие,
проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация
внимания детей.
Настраиваются на
работу, получают
позитивный заряд,
концентрируют
внимание
Задания, которые приведут к
достижению
запланированных
результатов
Здравствуйте!
Присаживаемся!
Предмет математики
настолько серьезен, что
нужно не упускать случая,
делать его немного
занимательным.
А сейчас давайте
проверим, готовы ли мы
начать урок?
Все ль на месте? Все в
порядке?
Карандаш, линейка, ручка,
Парта, книжка и тетрадка?
Есть у нас девиз такой – все,
что нужно – под рукой!
Лозунгом нашего урок
Планируемые
результаты обучения
(на уровне УУД)
Примеча
ния
Слайд
№1
Личностные:
самоопределяются,
настраиваются на
урок
Познавательные:
ставят перед собой
цель: «Что я хочу
получить сегодня от
урока»
Коммуникативные:
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
одноклассниками
2. Актуализация
знаний
Цель: Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
5
Вопросы по слайду Участвуют в работе
Посмотрите, пожалуйста,
будет:
Дорогу осилит идущий, а
математику – мыслящий!
по повторению: в
беседе с учителем
отвечают на
поставленные
вопросы.
на слайд.
Что вы видите? (торт,
цветок, колесо, узор и т.д.)
Какую форму имеет?
(круг)
Как называется линия,
которая является границей
Слайд
№2:
круг
Познавательные:
анализируя и
сравнивая
предлагаемые
задания, извлекают
необходимую
информацию для
построения математического
высказывания
Регулятивные:
выполняют
тренировочное
учебное действие
Коммуникативные:
выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и
точностью,
используют чужие
высказывания для
обоснования своего
суждения
круга? (окружность)
Как называется точка,
вокруг которой чертят
окружность? (центр
окружности)
Как называется отрезок,
который соединяет центр
окружности с точкой
окружности? (радиус)
Что образовывают
радиусы? (угол)
Какой угол обозначен
желтыми радиусами?
красными? зелеными?
Какой угол обозначен
желтыми радиусами?
красными? зелеными?
Ребята давайте повторим
элементы угла.
Для чего служат эти
приборы? (измерить
отрезок, начертить
отрезок, провести линии,
начертить чтото,
показывают время, для
определения веса, массы)
Что у них общего?
(шкала)
Рассмотрим линейку.
С какого деления
начинается шкала у линейки?
(0)
Какой это прибор?
(чертежный)
Слайд
№3:
угол
Слайд
№4:
линейка,
часы,
весы.
Слайд
№5: определяют тему и
цель урока.
3. Постановка цели и
задач урока.
Мотивация учебной
деятельности
учащихся.
Цель: Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие ими
целей урока.
3
Мотивирует
учащихся, вместе с
ними определяет
цель урока;
акцентирует
внимание учащихся
на значимость темы.
Прямолинейная шкала.
По какой линейке
измеряем красную полоску?
(по верхней, так как шкала
начинается с деления «0»)
Начертите любой острый
угол, назовите его АВС
А сейчас внимание!
Начертите еще раз точно
такой же угол по величине и
назовите его МКN.
У кого получилось? Вы
уверены? Как чертили? (на
глаз) Ну молодцы!
Значит, у вас – глазалмаз!
Когда так говорят?
А вот я не начертила
второй угол. Как вы думаете,
почему я сомневаюсь? (не
знаю размера угла АВС)
А для измерения
величины углов тоже есть
прибор.
Может, кто знает, как он
называется? (транспортир)
Кто догадался, какая тема
нашего урока?
А что мы должны узнать?
Итак, тема урока:
«Измерение углов.
Транспортир».
Познавательные:
анализируя и
сравнивая
выбираемые задания,
извлекают
необходимую
информацию для
введения нового
понятия,
Регулятивные: в
ситуации
затруднения
регулируют ход
мыслей
Коммуникативные:
выражают свои
мысли с достаточной
полнотой и
точностью,
аргументируют свое
мнение
(эту
работу
дети
выполня
ют в
тетрад
ях, один
ученик
тоже
чертит
угол на
интерак
тивной
доске).
на доску
на
магниты
(Прилож
ение 1)
4. Применение знаний
и умений в новой
3
Организация и
контроль за
Работают в парах над
поставленными
Чтобы пользоваться
транспортиром, надо хорошо
Познавательные:
формирование
Слайд
№6 ситуации.
Цель: Показать
разнообразие заданий
процессом решения
задач.
задачами.
его изучить.
Какой похож на ваш?
В круглом транспортире
3600, а в полукруглом – 1800.
Материал из Википедии –
История транспортира.
5. Открытие нового
знания.
Цель: Знакомство и
фиксирование
определений
3
побуждаю учащихся
к формулированию
правила
Учатся применять
определения в
процессе
фронтальной и
парной работы
Транспортиры
изготавливаются из стали,
пластмассы, дерева и других
материалов.
Рассмотрим строение
транспортира.
Что общего с
предыдущими приборами?
(шкала)
Давайте посмотрим,
сколько их на транспортире?
(три: прямолинейная
шкала – линейка, для
Прилож
ение 2
Слайд
ы №7:
трансп
ортир
интереса к данной
теме.
Личностные:
формирование
готовности к
самообразованию.
Коммуникативные:
уметь оформлять
свои мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь
других.
Регулятивные:
планирование своей
деятельности для
решения
поставленной задачи
и контроль
полученного
результата
Познавательные:
выделяют
необходимую
информацию,
планируют свою
деятельность,
прогнозируют
результат
Регулятивные: в
ситуации
затруднения
регулируют свою
деятельность измерения углов их две и
называются угломерные)
Догадались почему? (углы
измерять)
Вспомним, с какого
деления идет измерение на
шкале? (0)
Шкалы угломерные:
6. Первичное
применение нового
знания
Цель: Формирование
навыка применения
транспортира
5
Учитель, в процессе
работы учащихся,
оказывает помощь
каждой группе.
Учащиеся работают
в группах.
Оценивают взаимную
работу.
внутренняя против часовой
стрелки 0 – 1800, внешняя по
часовой стрелки 0 – 1800.
А сейчас выполним задания с
помощью ноутбука. Займите
свои места возле машин.
Какие углы изображены?
Как бы вы предложили
пользоваться транспортиром
для измерения величины
углов?
Ребята у вас на столах
лежат файл с заданием № 1,
в нем находятся карточки, из
которых необходимо
составить алгоритм работы с
транспортиром.
Вывод:
o Совмещаем вершину
угла с центром
транспортира;
o Одна из сторон угла
проходит через деление «0»;
o Определяем шкалы,
«бежим» глазками по этой
шкале до другой стороны
Коммуникативные:
планируют
сотрудничество с
одноклассниками и
учителем
Личностные:
самоопределяются,
осознают
ответственность за
работу группе
Познавательные:
самостоятельно
планируют свою
деятельность,
применяют способы
решения,
прогнозируют
результат,
выстраивают
логическую цепь
рассуждений
Регулятивные:
проявляют
познавательную
инициативу
Коммуникативные:
планируют
Слайд
ы в
ноутбу
ках
слайд
№1
Прилож
ение 3
слайд
№2 7. Практическая
работа.
8
Учитель, в процессе
работы учащихся,
оказывает помощь
каждой группе.
Учащиеся работают
в группах.
Оценивают взаимную
работу.
Прилож
ение 4
Слайд
№11
угла и определяем величину
угла.
А теперь возьмите файл с
заданием № 2.
Измерьте с помощью
транспортира данные углы.
Помогаю детям.
(Отметку с центром
транспортира
накладываем на вершину
угла, и чтобы одна сторона
угла захватывала деление
«0», идем по этой шкале и
узнаем, какой этот угол по
величине).
Давайте проверим
правильность выполнения
задания.
Чему равен прямой угол?
(900)
Я начну предложение, а
вы дополняйте.
«Значит, острый угол …
меньше прямого угла, то
есть, меньше 900, а тупой
угол … больше 900».
Как вы считаете работала
ваша группа? Может, хотите
комуто дать совет?
сотрудничество с
одноклассниками и
учителем, учитывают
мнение в группе,
координируют свои
действия
Познавательные:
Выделение и
формулирование
познавательной цели,
рефлексия способов
и условий действия.
Анализ и синтез
объектов
Регулятивные:
Планирование своей
деятельности для
решения
поставленной задачи,
контроль
полученного
результата,
коррекция
полученного
результата.
Коммуникативные:
Умение слушать и
вступать в диалог,
интегрироваться в
пару. Учатся
формулировать
собственное мнение
и позицию. 8. Физкультминутка.
Цель: Смена
деятельности.
9. Контроль усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок и
их коррекция.
Цель: Дать
качественную оценку
работы класса и
отдельных обучаемых
2
8
Сменить
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Выявляет качество
и уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает
причины
выявленных
ошибок.
Учащиеся сменили
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
Сменить деятельность,
обеспечить эмоциональную
разгрузку учащихся.
Давайте немного отдохнем.
Учащиеся
анализируют свою
работу, выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения задач.
Я предлагаю оценить
работу каждого из вас.
Возьмите карточки с
заданием.
Необходимо измерить
градусную меру каждого
угла.
Подпишите ваши
карточки и приступаем к
работе.
Время вышло. Передайте
свои работы для проверки
правильности выполнения
задания соседу по парте.
Система выставления
оценок на доске. Передаем
работы на 1 парту.
Где в своей жизни человек
встречается с понятием угол
и зачем их нужно измерять?
(Я научился … Я повторил
… Я узнал … Другое
мнение)
Анализ деятельности на
уроке.
Отвечают дети по очереди
по каждому разделу, в
3
Подводит итоги
работы класса в
целом.
Учащиеся сдают
выданные задания.
10. Рефлексия
(подведение итогов
урока)
Цель: Дать
количественную
оценку работы
учащихся
Прилож
ение 7
Прилож
ение 5
Прилож
ение 6
Слайд
№12.
Слайд
№13.
Коммуникативные:
организовывать и
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
проявляют
познавательную
инициативу,
контролирую свои
действия
Познавательные:
самостоятельно
выполняют действия
по алгоритму.
Коммуникативные:
осознают
применяемый
алгоритм с
достаточной
полнотой.
Личностные:
стараются следовать
в поведении
моральным нормам
Личностные:
проводят
самооценку, учатся
адекватно принимать
причины успеха
(неуспеха)
Познавательные: 3
Дает комментарий к
домашнему заданию
Учащиеся
записывают в
дневники задание.
11. Информация о
домашнем задании
Цель: Обеспечение
понимания детьми
содержания и
способов выполнения
домашнего задания
каждой группе.
Ребята, мы учились
измерять углы при помощи
транспортира, измерять углы
у многоугольников.
А как вы думаете, что
можно еще сделать при
помощи транспортира?
(построить углы по заданной
величине)
проводят рефлексию
способов и условий
своих действий
Коммуникативные:
планируют
сотрудничество,
используют критерии
для обоснования
своих суждений
Замечательно, вот этим мы
и будем заниматься на
следующем уроке.
Потрудились мы
плодотворно. Особенно
хорошо сегодня работали…
Давайте запишем Д/З стр.
251 № 1651
А те, кто хочет проявить
свои творческие способности
дополнительное задание:
составить математический
кроссворд по теме углы.
УРОК СЕГОДНЯ
ЗАВЕРШЕН
НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН
ЗНАТЬ:
ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО,
ТРУД
К УСПЕХУ В ЖИЗНИ
ПРИВЕДУТ!
СПАСИБО ВАМ ЗА
УРОК! Приложения Приложение 1 Приложение 2
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов.
Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы),
разделенного на градусы то 0 до 1800. В некоторых моделях – от 0 до 3600 – это круглые
транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других
материалов.
История транспортира.
Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в
древнем Вавилоне. Чтобы правильно измерить угол с помощью
транспортира, необходимо:
Приложение 3
Приложить центр транспортира к
вершине угла
Расположить транспортир так, чтобы
одна сторона угла прошла через деление
0 одной из двух шкал Посмотреть, через какое деление этой
шкалы пройдёт другая сторона угла Приложение 4 1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Приложение 5
1.
2.
3.
4. Приложение 6
Система выставления
оценок:
« 5 » без ошибок,
« 4 » 1 ошибка,
« 3 » 2 ошибки,
« 2 » 3 и более
ошибок Приложение 7
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)
Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте)
Руки за спину положим (руки за спину)
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легколегко подышим (глубокий вдохвыдох)
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
(Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (Поднимаемся на носочках 10 раз).
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Технологическая карта "Транспортир" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.