Технологическая карта урока
Оценка 4.8

Технологическая карта урока

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
Взрослым
24.01.2018
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Предлог как часть речи. Правописание предлогов" для обучающихся специальности "Дизайн" 1 курса среднего профессионального образования. В урок включены элементы группового обучения, ИКТ, используются активные методы обучения, специфичные для специальности "Дизайн" дидактические материалы.
Правописание предлогов.docx
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии председатель:  ________________ Согласовано: заместитель директора по учебно­методической работе:  _______________ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ № 42 Дисциплина: Русский язык Группа: Тема занятия: Цель занятия: Средства  обучения,  оборудование Вид учебного  занятия Применяемые  технологии ЭТАП  1/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя ЭТАП  2/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя 11 ПЗ №21. Предлог как часть речи. Правописание предлогов Обучающие: ­ систематизировать знания о предлоге как о части речи; ­ отработать навыки правописания предлогов. Развивающие: ­ способствовать формированию коммуникативных компетенций  обучающихся; ­  развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные  сведения и делать выводы. Воспитательные: ­ содействовать воспитанию внимательного отношения к слову, воспитанию  инициативности и самостоятельности обучающихся. Дидактический материал, ПК, проектор, интерактивная доска,  мультимедийная презентация, учебник, карточки с заданиями практическое Технология группового обучения, ИКТ, активные методы обучения СТРУКТУРА УРОКА Организационный момент/  1 мин. Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, позитивно  настраивает на урок.  ­ Посмотрели друг на друга, улыбнулись, все посмотрели на меня, начинаем  работать. Мотивация. Целеполагание/  3 мин. Отвечают на вопросы, формулируют главную цель занятия, делают выводы о  значимости изучаемой темы. Записывают дату и тему урока. Помогает осознать важность изучаемой темы и определить основную цель  занятия.  ­ Посмотрите видеоролик и определите, чем мы будем заниматься сегодня на  уроке. В ходе просмотра подумайте над вопросом: «Почему мы не должны  допускать ошибки в написании предлогов?» (изменится смысл высказывания,  нас не поймут). ­ Значит, что мы должны будем сегодня на уроке сделать? Мы должны: систематизировать знания о предлоге как о служебной части  речи, отработать навыки правописания предлогов. Особое внимание мы ЭТАП  3/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя сегодня уделим правописанию производных предлогов, т.к. именно здесь  допускается наибольшее количество ошибок.  Откройте тетради, запишите число и тему урока.  Актуализация опорных знаний/  10 мин. Формулируют определение предлога. Решают тест, из ответов которого  составляют небольшое сообщение о грамматических особенностях предлога.  Работают с лингвистическим материалом для наблюдения (в группах),  выступают с выводами. Отвечают на вопросы об особенностях правописания  предлогов. Организует работу по актуализации опорных знаний. Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами,  блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней,  зеленеет, речка, льдом, блестит. Вопросы и задания:  Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему? (слова не связаны  между собой).Из какого стих. эти строки и кто автор? С помощью каких слов  вы сможете восстановить отрывок стих.? Назовите их (под, на, подо).Зачем  нужны предлоги? Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит…  ­ Отвечают ли предлоги на какие­нибудь вопросы? ­ Как пишутся со словами? ­ Могут изменяться, являются ли членами предложения? ­ А может ли быть такое, чтобы люди осознанно опускали предлоги? (в  телеграмме, чтобы меньше платить). По данным ключевым словам составьте определение предлога. Предлог, служебная, выражают, часть речи, словосочетание, зависимость, имя  сущ., числ., местоимение, др. слова.  Предлог ­ служебная часть речи, которая выражает зависимость имени  сущ., числительного и местоимения от других слов в словосоч. и в  предложении. Прочитайте тест (слайд). Из правильно выбранных ответов составьте  небольшой рассказ­сообщение о грамматических особенностях предлога. Тест 1. Какой частью речи является предлог? А) служебной            Б) самостоятельной 2. Что связывает предлог? А) слова в словосочетаниях Б) отдельные члены внутри простого предложения, части сложного  предложения, сложные предложения и части текста между собой 3. Какие выделяются группы предлогов по происхождению? А) не выделяются        Б) производные и непроизводные 4. Какие выделяются группы предлогов по значению и грамматическим  функциям? А) простые и составные Б) сочинительные и подчинительные 5. Как изменяются предлоги? А) по лицам и числам      Б) не изменяются   В) по родам, числам и падежам. Материал для наблюдения группам (4 группы по 6 человек) Ответьте на вопросы, сделайте вывод. 1 группа Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются  непроизводными? Стоять у стола. Прийти за другого. Отказаться из­за болезни. Договориться о походе. 2 группа Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к  ним синонимичные производные предлоги: Стоять у стола Прийти за другого Отказаться из­за болезни Договориться о походе Проверьте себя (слайд): Стоять у стола (у=около=возле) Прийти за другого (за=вместо) Отказаться из­за болезни (из­за=вследствие=по причине) Договориться о походе (о=насчет) Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)  Вывод: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным  или близким ему по значению производным предлогом. 3 группа  Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из  производных предлогов соответствует омонимичная часть речи. Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является Стоять около стола – крутиться вокруг да около. Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее. Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты. Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Проверьте себя (слайд): стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие. Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором  знали заранее. (в) место – сущ. Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие  введены новые факты. (в) следствие – сущ. Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса:  предлог входит в состав вопроса, сам. часть речи на вопрос отвечает. Вывод: производные предлоги омонимичны с сущ., наречием, деепр.,  различить их помогут вопросы. 4 группа Прием «Верные и неверные утверждения» Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти  высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные  утверждения неверные?  1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов. 2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они  употребляются. 3. Все предлоги пишутся в одно слово. 4. Правописание производных предлогов надо запомнить. 5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом. 6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи. ­ В чем сложность правописания производных предлогов? (Правильно  мы  можем написать только в том случае, если отличим их от самостоятельных ч.р.). ­ Какие производные предлоги пишутся слитно? (ввиду, вследствие, вместо,  внутри, навстречу, наподобие, насчет, сверх, вроде и под.) В ходе беседы составляют таблицу «Правописание предлогов: слитно,  раздельно, через дефис» ­ Вспомните видеоролик, как отличить производные предлоги от сочетания  сущ. с предлогом? (к сущ. можно задать вопрос, предлог можно заменить  синонимичным непроизводным предлогом). ­ Какие произв. предлоги пишутся раздельно? (в силу, в меру, в течение, в  продолжение, в связи и др.) ­ Как пишутся производные предлоги невзирая на, несмотря на?(слитно) А  деепричастия с отриц. частицей? Раздельно. Как отличить? (деепр. обозначает  добавочное действие, предлог можно заменить синонимичным предлогом). ­ Вспомните, какие предлоги пишутся через дефис (из­под, из­за, по­за, по­ над). Проверка таблицы (слайд) ЭТАП  4/длительность Деятельность  обучающихся ­ Вы готовы потренироваться в написании предлогов или есть еще вопросы? Применение знаний и способов действий/ 20 мин. Работают с электронным тестом (12 человек, по одному) http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/be864cf7­75c4­4768­8f55­ 8bff0bd048cb/index_listing.html  Выполняют упр. 531­ самостоятельно списывают словосочетания, раскрывая  скобки и вставляя пропущенные буквы, подчеркивают орфограммы.  Самопроверка (слайд) Игра   «Корректор».  Находят   в   текстах   (карточки)   ошибки,   связанные   с правописанием   производных   предлогов,   выписывают. Представитель   команды   зачитывает   текст,   сообщает   об   исправленных ошибках (в группах по 6 человек – 4 группы).  Отвечают на вопросы: ­Какие возникли трудности при выполнении задания? ­ Какие сделаем выводы о правописании производных предлогов? Группа 1 Большую часть информации на сайтах человек получает посредством    исправляют, прочтения текстов, будь то новости, анекдоты, диссертации или различные  статьи. Поэтому особое внимание необходимо уделить тому, как оформлен  текст. Благодаря возникшей потребности дизайном текста в настоящее время занимаются такие специалисты, как вебстальщики. На протяжении всего текста все элементы должны быть оформлены  единообразно – в целях сделать текст читабельным и легким для восприятия  и понимания. Справедливо это замечание и по отношению к шрифту. Вместо  распространенного Times New Roman (за исключением оформления  документов) для электронного текста больше подойдет шрифт наподобие  Verdana. По причине того, что рубленые шрифты, в отличие от других,  обладают более крупными символами и большим межсимвольным  расстоянием, их удобнее читать с экрана монитора. В плане размера шрифт  должен быть в меру крупным.  Во избежание слишком большого расстояния между словами выравнивание  по ширине лучше не использовать. Имейте в виду, что во избежание  чрезмерного напряжения глаз при чтении не рекомендуется выравнивать текст по правому краю: глаз устает каждый раз выискивать начало строчки, в связи  с этим текст неудобно читать. Вместо этого лучше выровните текст по левому краю. Группа 2 Дизайнер одежды занимается проектированием и созданием нарядов в  соответствии с современными модными тенденциями. Многие люди считают,  что дизайнер – это что­то вроде модельера. Во избежание недоразумений  отмечу: дизайнер — более обширная специальность, которая включает в себя  обязанности художника­модельера и конструктора. Насчет дизайнера одежды скажу, что это одна из самых привлекательных профессий, ввиду своей  популярности, интересной светской жизни и высоких доходов. Но, несмотря  на множество плюсов, работа дизайнера включает в себя ещё и множество  рутинных обязанностей, предшествующих выводу новой коллекции в люди.  Вследствие своих особенностей, она прекрасно подходит творческим  личностям, которые искренне интересуются модой во всех ее проявления,  имеют хороший художественный вкус и навыки рисования, а также не боятся  монотонной работы. Дизайнеры одежды работают на швейных фабриках, в ателье, дизайнерских  мастерских и домах моды, за исключением редких гениев­одиночек, которые работают на себя в целях создания одежды под собственным брендом. Стать специалистом в области дизайна одежды можно, окончив техникум  по направлению «дизайн и конструирование одежды». В соответствии с  похожими должностными обязанностями функции дизайнера одежды может  выполнять закройщик. У швеи или портного тоже работа наподобие  дизайнера.  Но имейте в виду: одного базового образования для успеха недостаточно.  Чтобы стать востребованным дизайнером одежды нужно, невзирая на  трудности, непрерывно развиваться в области своей будущей профессии,  искать новые источники вдохновения, интересоваться не только современной  модой, но и ее историей, посещать известные модные показы в своей стране  и за границей, не бояться критики и экспериментов. Группа 3 По мнению многих соискателей, которые выбирают интересную и творческую  работу, стать дизайнером может каждый талантливый художник, за  исключением ленивого. Но, несмотря на это, нельзя недооценивать  профессионально важные качества и умения. Впоследствии вы можете стать настоящими дизайнерами – создателями хорошего продукта, благодаря  таким качествам, как наблюдательность, креативное мышление, развитое воображение, коммуникабельность, терпеливость, способность  работать в команде, чувство такта в общении с клиентами. Вопреки убеждению многих дизайнеров­самоучек, это искусство требует  специального образования.  Настоящим профессионалом вы станете не только за счет хорошего вкуса,  развитого воображения и навыков рисования, но и в силу уметь работать в  современных программах для проектирования интерьеров, ландшафтов и т.д.  Искусство дизайна не стоит на месте. В продолжение творчества мастеров  появляются новые материалы, приёмы и методы создания шедевров. В  заключение скажу, чтобы оставаться на гребне волны, и новичок, и дизайнер­ профессионал должны постоянно учиться, совершенствовать свои навыки и  быть в курсе всех трендов. Группа 4 Несмотря на то, что искусство дизайна – нелёгкое ремесло, оно имеет немало преимуществ.  На протяжении всей жизни дизайнер может работать сам на себя, предлагая  информацию по поводу своих услуг в интернете и средствах массовой  информации. В данном случае художник­оформитель самостоятельно ищет  себе клиентов и оценивает стоимость проекта в соответствии с объемом и  видом работы. Такой дизайнер­фрилансер будет успешным в меру своего  профессионализма и способности находить выгодные и высокооплачиваемые  заказы. В отличие от многих других профессий, представленных на рынке труда,  дизайнерское ремесло может приносить не только удовольствие, но и  хорошую финансовую прибыль. Специалист работает на заказ, вследствие  этого он всегда может быть уверен в том, что его труды будут оплачены. Однако, с другой стороны, оформитель не может позволить себе творить  наперекор вдохновению. Порою заказ необходимо выполнить, согласно  графику, в кратчайшие сроки, ведь клиент не готов ждать. Хорошо, если  творчество, как говорится, в крови у художника­оформителя. Но, если  креативное мышление требует чрезмерных усилий, то постоянный поиск  новых идей приводит в заключение к моральному истощению. Во избежание  подобных последствий необходимо серьезно отнестись к выбору профессии. Дает комментарии о последовательности выполнения заданий. Осуществляет  наблюдение за работой, корректирует и направляет студентов. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий/ 5 мин. Выполняют контрольный тест с взаимопроверкой (слайд) и взаимооценкой (2  варианта, карточки) Дает комментарии о последовательности выполнения заданий. Осуществляет наблюдение за работой. Образец (разбирается вместе с преподавателем) В   каком   предложении   выделенное   слово   не   является   производным предлогом? 1) права.(Л.Чарская) 2) 3) 4) (В.Богомолов) Ответ: 4 Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков) Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков) К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров.  (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои  Деятельность  преподавателя ЭТАП  5/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя Укажите предложение, в котором выделенное слово не является I вариант Корнилов,   (В)ВИДУ   опасного   положения   на   Юго­Западном   фронте, (В)ВИДУ   сложности   и   ответственности   дела   разрешите   мне   ехать Укажите   предложение,   в   котором   выделенное   слово   является Инстинкты   преобладают   и   В   СИЛУ   темперамента   требуют А   дочь   смотрела   на   него,   ждала.   Она   все   ещё   верила   В   СИЛУ   и Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.) К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. Где­то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо   новоявленных   артиллеристов.   СОГЛАСНО   приказу, Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.) Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.) Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является 1. предлогом. 1) 2) (Арсенов Я.) 3) приехать не смог. (Понизовский В.) 4) немедленно. (Булгаков М.) 2. предлогом. 1) Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно   шевелящихся   солнечных   пятнах,   стремилась,   текла   в   одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.) 2) расходившихся, (Булгаков М.) 3) 4) 3. предлогом. 1) немедленного исхода. (Огнев Н.) 2) всемогущество отца. (Кубанский Г.) 3) Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под   влиянием   ли   его   проклятий   или   В   СИЛУ   каких­либо   других   причин, изменилось. (Булгаков М.) 4) Утром   Катя   Теплова   получила   назначение   в   отдел.   А   Саше   под расписку   объявили   приказ:   чекисты,   которые   В   СИЛУ   военной необходимости   покинули   свои   города,   должны   вернуться   к   месту   работы. (Крон А.) 4. предлогом. 1) договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.) 2) греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.) 3) не привели ни к чему. (Булгаков М.) 4) 5. производным предлогом. 1) Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.) 2) Частая   раздражительность   Нины,   ее   капризы,   которые   стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.) 3) сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.) 4) А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.) Укажите предложение, в котором выделенное слово не является Я   поехал   в   деревню   к   приятелю   Ивану   Антоновичу,   чтобы И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его В   ТЕЧЕНИЕ   всей   оставшейся   ночи   этот   человек   не   дал   Иванову ВПОСЛЕДСТВИИ   мне   много   раз   доводилось   любоваться   северным Укажите предложение, в котором выделенное слово не является Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта сиянием. (Соколов­Микитов И.) II вариант Жёлтые   полосы   были   редкими,   метель   плотными   клубами   катилась Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел Утром,   (НЕ)СМОТРЯ   НА   непогоду,   миноносцы   снялись   с   якоря   и Пленные,   высокие   как   на   подбор,   шли   угрюмо,   насупившись   и Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является (НЕ)СМОТРЯ   НА   бессонную   ночь,   я   на   редкость   хорошо   себя Весеннее   солнце   так   и   пригревало,   (НЕ)СМОТРЯ   НА   раннее   утро. НАПРОТИВ   парка   стоял   большой   двухэтажный   деревянный   дом. НАПРОТИВ   стенда,   где   испытывалась   установка,   за   письменным Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев 1. производным предлогом. 1) Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.) 2) В.) 3) НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.) 4) Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.) 2. производным предлогом. 1) чувствую. (Санин В.) 2) (Мамин­Сибиряк Д.) 3) пошли дальше. (Арсеньев В.) 4) (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.) 3. производным предлогом. 1) (Козлов В.Ф.) 2) столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.) 3) (Куприн А.И.) 4) 4. производным предлогом. 1) (Коковин Е.) 2) 3) 4) прицепами. (Пастернак Б.) 5. производным предлогом. 1) и прослезился. (Толстой Л.) 2) Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.) 3) И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.) 4) лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)  Вариант  1. Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4 Вариант 2. МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.) Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.) МИМО   террасы   к   клинике   подошёл   моторный   вагон   с   двумя НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.) Укажите предложение, в котором выделенное слово не является Укажите   предложение,   в   котором   выделенное   слово   является Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, Наконец   Бурмин   решился   позвать   доктора,   жившего   НАПРОТИВ. Река   взломала   лёд   и   с   шумом   свободно   несла   его   МИМО   города. Эталон ответа: 3,4,3,2,4 Критерии оценки «5» ­ 0 ошибок «4» ­ 1 ошибка «3» ­ 2 ошибки «2» ­ 3 ошибки и более Дает комментарии о последовательности выполнения заданий. Осуществляет  наблюдение за работой, корректирует и направляет студентов. Информация о домашнем задании/ 2 мин. Записывают домашнее задание с. 229 упр. 532­ списать, употребив сущ. с  предлогом в нужном падеже, 533 – списать, раскрыть скобки, вставить  пропущенные буквы, обвести предлоги. Дает комментарии по выполнению домашнего задания Подведение итогов занятия/ 2 мин. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия,  собирает тетради. Подводит итог урока, оценивает деятельность обучающихся за урок, собирает  тетради. ­ Какую цель мы поставили в начале урока? Выполнили мы цель? Отработали  правописание предлогов?   – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?  Рефлексия/ 2 мин. Анализируют свою работу на уроке.  «Пятерочка». На листах формата А4 обводят свою руку и пишут информацию на пальцах: Большой – «Для меня важно и интересно…» Указательный – «Мне было трудно…» Средний – «Для меня недостаточно…» Безымянный – «Мне понравилось…» Мизинец – «Мои предложения» Анализирует деятельность студентов.  Деятельность  преподавателя ЭТАП  6/длительность Деятельность  студентов Деятельность  преподавателя ЭТАП  7/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя ЭТАП  8/длительность Деятельность  обучающихся Деятельность  преподавателя

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018