Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.
Оценка 4.8

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Оценка 4.8
Документация
docx
история
10 кл—11 кл +1
17.02.2018
Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.
Тема: Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды. Цель урока: сформировать представление о проблеме принадлежности о-в Курильской гряды. Задачи занятия: Обучающие: показать на конкретном примере спорных территорий процесс формирования политической карты мира, Развивающие: формирование умений работать с различными источниками информации, развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования, формировать умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения. Воспитательные: воспитание патриотических чувств, формирование коммуникативных качеств, культуры общения. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок смешанного типа Форма работы: дискуссия Оборудование: Историческая карта, тетрадь, карточки с текстом документа. Наглядное пособие: Презентация, карта, таблицы, документы. Педагогические технологии: технология критического мышления Методы, использованные на уроке: беседа, презентация, элементы дискуссии, PRES (Представление-Размышление-Пример-Синтез).
Технологическая карта урока Азиатский Восток вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.docx
Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о­в Курильской гряды. Тема: Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о­в Курильской гряды. Цель урока:  сформировать представление о проблеме принадлежности о­в Курильской гряды. Задачи занятия: Обучающие: показать   на   конкретном   примере   спорных   территорий   процесс формирования политической карты мира, Развивающие:  формирование умений работать с различными источниками информации, развитие интеллектуальных способностей, навыков самообразования, формировать умение вести диалог, отстаивать  свою точку зрения. Воспитательные:   воспитание патриотических  чувств, формирование коммуникативных качеств, культуры общения. Тип урока:  комбинированный. Вид урока: урок смешанного типа Форма работы: дискуссия  Оборудование:  Историческая карта, тетрадь, карточки с текстом документа. Наглядное пособие: Презентация, карта, таблицы, документы. Педагогические технологии: технология критического мышления Методы, использованные на уроке: беседа, презентация, элементы дискуссии,  PRES  (Представление­Размышление­Пример­Синтез). 1. Организационный этап  Приветствие, проверка наличия учебников, тетрадей, проверка психологической и  физиологической готовности, проверка состава учеников в классе, запись в журнал даты и  темы урока, проверка готовности оборудования урока.      2. Проверка домашнего задания. Проверка  домашнего задания в форме фронтального опроса по теме «Локальная  война и вооруженные конфликты» и защита проектов совместно с обучающимися. 3.Актуализация знаний. Формулирование задачи урока. Рассказ учителя Современная политическая карта мира ­ итог нескольких тысячелетий её развития. К   наиболее   крупным   территориальным   изменениям   на   карте   вели   мировые   войны, вспыхивающие между странами за захват колоний, источников сырья и рынков сбыта. Жизнь, однако, показала, что решение территориальных споров военным путём сегодня себя   полностью  изжило.   В  ядерный   век   такой   путь   грозит   превратить   нашу  планету  в гигантскую   могилу   человечества.   Всё   больше   конфликты   решаются   путём   диалога, мирного урегулирования территориальных споров. Давайте подумаем, посмотрев на политическую карту мира, в каком регионе планеты имеет место быть проблема территориального урегулирования?(слайды    ) Ответы учащихся. (слайд   )   Записываем тему занятия.  Работаем с эпиграфом. Как вы понимаете смысл данного выражения? 4. Изучение нового материала. Начать   наше   занятие   хочется   словами   О.   Бондаренко   автора   книги   “Неизвестные Курилы”,   человека,   который   долгие   годы   жил   на   Курилах   и   знает   о   проблемах   не понаслышке:   “В   Японии   нет   ни   одной   политической   партии,   ни   одной   организации,   ни   одного заметного публике деятеля, кто бы соглашался с советско­российским суверенитетом над Южными Курилами или попросту призывал махнуть на них рукой. Для японца вопрос об этих   островах   лежит   не   столько   даже   в   политической,   экономической   или   военной области, сколько в сфере национальной психологии”. И   вот   сегодня   мы   будем   рассматривать   эту   сложную   проблему,   а   именно территориальный спор России и Японии о принадлежности Курильских островов, который возник ни вчера, ни сегодня, а достаточно давно. (слайды          ) работа с картой – слайд Сегодня мы должны ответить с вами на ряд вопросов (слайд   ) –  Кому изначально принадлежали курильские острова? ­ Кто сдерживал  становление добрососедских отношений? ­ Ваше отношение к проблеме Курильских островов. По мере решения этих вопросов вы будете заполнять таблицу, перенесите ее в тетрадь. (слайд) Одним   из   важнейших   вопросов   в   теоретических   спорах   между   сторонами   является вопрос о приоритете открытия и исследования. В самом деле, кто же был первым? На сегодня однозначного ответа нет. Мы с вами рассмотрим три возможные версии, которые существуют сегодня.  Ознакомьтесь с текстом версий открытия Курильских о­в. (слайд)  Таким образом, на сегодня очень трудно установить истину. Но все же ясно одно, что и для Японии и для России Курилы рассматривались как объект колониальной политики. И та и другая сторона стремились подчинить своему влиянию местное население айнов,   обложить   их   данью,   размер   которой   постоянно   рос.   И   ещё,   можно   все­таки утверждать, что русские осваивали Курилы с севера, а японцы с юга. В начале XIX в. между сторонами была определена граница, которая проходила между островами Уруп и Итуруп. Именно XIX–XX вв. наиболее ярко показали колониальный характер. История Курильских островов стала бесконечной историей русско­японских отношений.  В их развитии можно выделить четыре вехи:     1855 г. подписание Симодского трактата. 1875 г. подписание Петербургского трактата. 1945 г. отторжение у Японии Сталиным Курильских островов. 1951–1960   г.   попытка   решения   Курильского   вопроса   на   Сан   –   Франциской конференции 1951 г. 1956 г. – советско­японская декларация. Сейчас   мы   познакомимся   с   пред   историй     договоров   –   зачитайте   текст   истории Симодского договора1855г. №1. Симодский договор ? Какие территории получали та и другая стороны?– (Япония получала все Южные острова, включая о. Итуруп, Россия получала все Северные Курилы, включая о. Уруп.) Таким   образом,   Россия   получала   огромное   влияние   в   регионе,   фактически   не пожертвовав ни чем. Несколько меняется ситуация в этом вопросе во второй половине XIX в. №2. Петербургский трактат – ? Как изменилось положение сторон? Япония получала все Курильские острова, Россия – о. Сахалин.   С подписанием Петербургского трактата Япония начинает активно осваивать острова. Строятся рыболовецкие заводы, заводы по переработке морской капусты, комбинаты по разделки китовых туш, лесопильные заводы, зверозаводы по разведению песца, лисицы. Появляется много рабочих мест. Курилы укрепляются и в военном отношении.  К концу 30­х гг. XX века военное население преобладает над гражданским. Япония здесь надолго! В начале XX в. начинают обостряться отношения между странами. Русско­японская   война   1904–1905   гг.   не   изменит   положение   Курил,   но   ослабит   наши позиции на Сахалине, юг Сахалина отойдет Японии, по Портсмутскому договору. Но все меняет II Мировая война. (слайд)   №3.   Соглашение   по   Дальнему   Востоку   1945   г.   Передача   Курильских островов СССР и возврат Южной части Сахалина. Это соглашение было подписано ещё до окончания войны, негласно вступило в силу после   капитуляции   Японии.(СЛАЙД)   Сталин   был   окрылён   победой   и   обратился   к советскому народу со словами: “Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет   разбита   и   пятно   будет   ликвидировано.   Сорок   лет   ждали   мы,   люди   старого поколения, этого дня. И вот этот день настал”. Рассказ преподавателя: 1946–1948 г. для жителей Курил – это страшный период. По приказу Сталина началось выселение японцев с островов. С собой им разрешалось увозить личное имущество весом не более 20 к г. Скот, инвентарь, деньги вывозить не разрешалось. Никакой   компенсации.   Те,   кто   не   хотел   уезжать   добровольно,   выселяли   силой.   Айны уезжали вместе с японцами. Из всех “инородцев” на Курилах оставались только корейцы. Новая попытка изменить ситуацию была предпринята в 50­е годы. Работаем с №4 Сан­Франциский мирный договор, советско­японская декларация.  КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СИТУАЦИЯ?  Ответы   студентов:   Передача   островов   только   после   заключения   мирного   договора между странами, поэтому ситуация не изменилась.   Более того, когда Япония и США заключили между собой договор в 1960 г. СССР вообще перестал как­либо рассматривать ситуацию с Курилами. (спросить   у   группы   кто   разбирал   современную   трактовку   решения   проблемы   ос­в Курильской гряды) Современная трактовка проблемы. Возможные варианты решения. Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального   вопроса”,   либо   пребывает   заблуждении,   что   “исконно   японские” Курильские острова были отторжены от Японии СССР в результате II Мировой войны. В японском общественном мнении эта мысль укоренилась очень прочно. Истина в том, что “исконно” Курильские острова не принадлежат ни России, ни Японии. Они были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы. Отношение к Курильской проблеме в Российской империи, в СССР, РФ менялось чуть ли не с каждым новым   главой   государства.   1991   г.   в   результате   перестроечных   процессов   появилась возможность   сесть   за   стол   переговоров   глав   государств.   М.   С.   Горбачёв,   первый   и последний президент СССР, отправляется с визитом в Японию. До этого ни один советский руководитель не посещал страну восходящего солнца. На счету у Горбачёва уже числилась передача США части советской акватории в Беринговом проливе и вместе с ней огромных запасов   рыбных   ресурсов.   Вопрос   о   четырёх   островах   оставался   открытым   (Хабамаи, Шикотан, Кунашир, Итуруп). 1993 г. президент РФ Б.Н. Ельцин отправляется в Японию для   подписания   “Токийской   декларации   о   российско­японских   отношениях”.   О   её содержании   только   можно   догадываться.   1999   г.   подписана   “Московская   декларация”. Правительство   приняло   Федеральную   программу   социально­экономического   развития Курил. Сначала до 2000 г., затем заявило о продлении до 2005 г. 2003 г. встреча в Москве президента РФ В. В. Путина и премьер­министра Японии Дзюньитиро Коидзуми. Премьер сказал  о  том,  что  несмотря на  трудности  проблемы  северных  территорий,  необходимо Японии   и   России   развивать   сотрудничество,   это   выгодно   обоим   сторонам.   А   так   как Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления   доверия,   взаимодействия   на   мировой   арене.   Это   должно   способствовать заключению мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер­ министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов. Студенты зачитывают и комментируют: Факты о Курильских островах. Ставлю проблемный ? ­ Какие возможные варианты решения проблемы можете предложить, вы, опираясь на различные источники.  Свои варианты оформите на альбомном листе. Ответы групп: (возможные варианты ответов) на японских географических картах эти территории уже давно включены в состав Японии. вариант создания под совместным управлением СЭЗ. Но сезон создания таких зон в Азии закончен в 80­е годы. Сахалинцы против создания такой зоны на Курилах, т. к. это может привести к исключению Курил из состава Сахалина. российско­японский   проект   по   сооружению   на   Южных   Курилах   крупного рыбоперерабатывающего   комбината.   Но   рыбопромышленники   и   местные   власти   о. Хоккайдо   выступают   против.   Курильский   регион   один   из   “эпицентров”   рыбной контрабанды.   Наши   рыбаки   вынуждены   сбывать   свою   продукцию   японцам   и   другим иностранным покупателям вдвое, втрое дешевле среднемировых цен.  Японский   рынок   завален   Курильской   рыбой,   поэтому   японские   перерабатывающие заводы ориентируются на это более дешевое сырьё. более реальный вариант – аренда иностранными фирмами ресурсных районов Курил с российским участием. Подобный вариант имеет региональную и мировую практику. При этом сохраняется суверенитет государства в спорных территориях. Срок аренды не более 15­20 лет. 5.Закрепление нового материала В конце урока студентам предлагается ответить на вопрос.  Как   Вы   считаете,   знают   ли   молодые   россияне   сегодня   о   сущности ­ “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении? Примерный ответ: Подавляющее большинство молодых россиян сегодня либо ничего не знает о сущности “территориального вопроса”, либо пребывает заблуждении. Истина в том, что   “исконно”   Курильские   острова   не   принадлежат   ни   России,   ни   Японии.   Они   были заселены племенами айнов – людьми со специфическими чертами европейской расы (Ставлю   проблемный   вопрос)   Какой   вывод   вы   можете   сделать,   изучив проблему принадлежности о­в Курильской гряды?(слайд Ваше отношение к проблеме Курильских островов) студенты заполняют и подсчитывают результат. Кстати, проведённый в 1991 году референдум показал, что 20% кунаширцев и 25% шикотанцев высказались за возвращение островов японцам. А мы проведём свой референдум и узнаем общественное мнение нашей аудитории. (СЛАЙД) Вопросы референдума. раздаются  1.  Если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы: а)  военным путём (1 балл); б)  путём диалога (2 балла). 2. Как бы вы решали территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов: а)  категорически отказали бы Японии в рассмотрении (1 балл); б) передали часть территории Курильских островов Японии (2 балла). (Подсчитываем результат) Если вы набрали 4 балла, из вас бы получился мудрый правитель великой державы, если бы вы её не отдали в подарок другому государству Если вы набрали 3 балла, вы готовы на компромисс, но лучше выиграть время. Вы похожи на наше правительство. Если вы набрали 2 балла ­ будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство. Составляем синквейн «Острова курильской гряды» 6. Рефлексия. Что на занятии вам показалось важным, интересным, малопонятным?  Что вызвало удивление? В конце занятия студенты делают вывод: Россия входит в “большую восьмёрку” стран мира, появилось больше возможностей для укрепления доверия, взаимодействия на мировой   арене.   Это   должно   способствовать   заключению   мирного   договора.   Есть   шанс решить этот вопрос. 2006 г. встреча с премьер­министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России. При решении проблемы Курильских островов нужно учитывать ряд факторов. Вывод   занятия:  .   История   Курильских   островов   стала   бесконечной   историей   русско­ японских отношений. В их развитии можно выделить четыре вехи. Сначала до 2000 г., затем заявило о продлении до 2005 г. 2003 г. встреча в Москве президента РФ В. В. Путина и премьер­министра Японии Дзюньитиро Коидзуми. Премьер сказал о том, что несмотря на трудности   проблемы   северных   территорий,   необходимо   Японии   и   России   развивать сотрудничество,   это   выгодно   обоим   сторонам.   А   так   как   Россия   входит   в   “большую восьмёрку”   стран   мира,   появилось   больше   возможностей   для   укрепления   доверия, взаимодействия   на   мировой   арене.   Это   должно   способствовать   заключению   мирного договора. Есть шанс решить этот вопрос. 2006   г.   встреча   с   премьер­ министром на очередном саммите “большой восьмерки” в России.  7. .Подведение итогов урока.  1. Проверка записей в тетради, составления схемы. 2. Ответы на вопросы студентов. 3. Выставление оценок с объяснениями ошибок и недоработок. 8. Домашнее задание. Оформить самостоятельную работу № 4.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.

Технологическая карта урока  Азиатский Восток: вопрос о принадлежности о-в Курильской гряды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018