Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
12.05.2017
Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"
Технологическая карта урока биологии 8 класс на тему "Витамины". Тип урока - урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Методы: наглядный, словесный, частично - поисковый. Формы работы - фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование урока: мультимедийная установка, учебники, рабочие тетради, таблицы, раздаточный материал.
технологическая карта витамины.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Кудашева Ильмира  Шамилевна Предмет: Биология ТЕМА:  Витамины ТИП УРОКА: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний. ЦЕЛЬ: ­рассмотреть свойства витаминов, их биологическую роль и влияние на организм.    МЕТОДЫ: наглядный, словесный, частично ­ поисковый. ФОРМЫ: фронтальная, групповая, индивидуальная, игровая ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер и проектор для демонстрации презентации и слайдов, презентация по теме урока,  учебники, рабочие тетради, таблица «Витамины»,витаминные препарата, раздаточный материал, свежие овощи и фрукты. ФОРМИРОВАНИЕ УУД   Личностные Формируем личностное, жизненное   самоопределение   и построение жизненных планов Коммуникативные Формируем умение планировать учебное   сотрудничество   с учителем и сверстниками ЭТАПЫ УРОКА I Мотивация к  учебной  деятельности (2  мин) Цель: проверка  готовности   учащихся, их настроя на  работу ХОД УРОКА Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут  Ильмира   Шамилевна и сегодня я проведу у вас урок биологии.  Все мы очень разные и вместе с тем чрезвычайно похожи. Сейчас мы это  проверим. Кто любит лакомиться мороженым – поднимите вверх правую руку, у  кого дома есть домашние животные – левую. Кто  любит свою семью –  хлопните  в ладоши, у кого есть друзья ­  улыбнитесь. Вот видите, у нас очень много общего. Но, как растение не может  существовать без своих органов, так и учитель – без своих учеников,  поэтому  я рассчитываю на вашу активную работу. И надеюсь, что дух партнерства  поможет нам в этом. Теперь обратите внимание на доску. На ней записаны слова Генриха  Форда,  которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:  Слайд 1. Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. IIАктуализация знаний и постанов ка учебной проб­ лемы (3 мин) Цель: детей формулированию темы  и   постановке   задач урока.   Составление плана работы  подведение к   Работать вместе – это успех. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам  всем радость общения. Предлагаю вам ребятки, интересные загадки. Кто ответ к загадке  знает – быстро руку поднимает. Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочём. Кто загадку отгадает, тот подарок получает. 1. Солнечный свет на сетчатку попал, Импульс по нерву в кору побежал, Был обработан затылочной зоной, Эту систему узнать ты попробуй.                                                                 (Зрительный анализатор) 2. В органе этом три оболочки: Склера, сетчатка, с сосудами точно. Склера имеет слой роговичный, Тонкий и очень прозрачный обычно. .                                                                  (Глаз) 3. Подвешен на связках он эластичных, Позиция эта очень типична, Он может легко кривизну изменять: Быть выпуклым, плоским и круглым опять.                                                                  (Хрусталик) 5. Здесь палочки, колбочки дружно живут, Царит между ними мир и уют. цели, Познавательные Формируем   самостоятельное выделение­формулирование познавательной   формулирование темы Коммуникативные Формируем   умение   оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем   умение   определять цель   деятельности   на   уроки   и планировать свою работу Формируем   умение   составлять план   и   последовательность действий Личностные Формируем учебно­ познавательный   интерес   к новому учебному материалу Одни отвечают за зрение цветное, А палочки воспринимают иное: Они черно­белый цвет различают И в темноте нас выручают.                                                                 (Сетчатка) 8. Имеется в полости глаза структура, Заполнена желеобразной фактурой, Прозрачная, форму ему придает, Давление в норме в глазах создает.                                                                 (Стекловидное тело) 9. Похож этот орган на эмбрион, Построен из кожи и хрящиков он, Имеет еще слуховой он проход, Который звук в среднее ухо ведет.                                                                 (Наружное ухо) 10.Система костей лежит в этом отделе, Как в кузнице здесь – наковальня и стремя, Еще  молоточек есть и перепонка, Чтоб проводить звук и тихий, и звонкий.                                                                 (Среднее ухо) 12.Во внутреннем ухе лежат три канала, Заслуга их в организме немалая: Клетки особые там проживают, За равновесие они отвечают.                                                                 (Вестибулярный аппарат) (  В качестве призов раздаются яблоки, груши, киви, апельсины, мандарины, бананы и т.д.) Учитель.  ­А такие призы я выбрала не случайно. Как вы думаете, почему? Почему в качестве призов я выбрала для вас не конфеты, а фрукты.(фрукты  полезнее, чем конфеты.) А чем фрукты полезнее?(в них содержатся  витамины) Сегодня мы поговорим о веществах, которые называют   «элексирыжизни». Слайд 2. Эти вещества оказывают влияние на все процессы, происходящие в  организме, без них невозможен обмен веществ.   «Мал золотник  да дорог» , так в старину говорили о незаметном на  первый взгляд, но очень важном человеке. Эти слова очень точно  отражают суть нашего разговора. А говорить мы будем о витаминах.  Слайд 3 И так тема нашего урока: «Витамины ». А что вы хотели бы узнать о витаминах?Слайд4 ­какие бывают витамины; ­ о значение витаминов для организма; ­какие витамины содержатся в различных продуктах; ­как сохранить витамины в продуктах питания. выявление IIIСовместное открытие   новых знаний (10 мин) Цель: обучающимися новых знаний, развитие   умения находить  ответы   на проблемные вопросы, подведение  детей  к самостоятельному выводу  В наше время трудно найти  человека, не слышащего слова «витамины». Ребята, а вы слышали это слово? Что вы знаете о витаминах? Витамины нужны организму в очень маленьких количествах, но жизнь без  них невозможна. Каждый из нас употреблял препараты витаминов. А  между тем  всего лишь 130 лет назад  люди и не подозревали об их  существовании. Слайд 5Сейчас существует даже такая наука –  витаминология  (изучающая влияние витаминов на организм человека). Слайд 6 Слово «витамины» латинского происхождения «Vita»­жизнь    «амины» класс органических соединений В словаре  С.И.Ожегова дано следующее определение: ­это органическое вещество, первоисточником которого обычно  служат растения, необходимое для нормальной жизнедеятельности  организма, а также препарат, содержащий такие вещества. В настоящее время дано следующее определение витаминам. Слайд 7. Витамины – это биологически активные добавки, действующие в  очень небольших количествах. (  записываем  в опорном конспекте) Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ. А почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Слайд 8 Оказывается, витамины входят в состав почти всех ферментов( а что  такое ферменты вы знаете: белки, ускоряющие химические реакции в  организме) и вместе с ними ускоряют процессы обмена веществ, влияют  на превращения питательных веществ  в клетках и тканях. Сейчас открываем тетрадки и записываем сегодняшнее  число и тему  урока «Витамины». В тетрадях пишем красиво, аккуратно. Ребята, перед началом урока  некоторым из вас я раздала листочки с    внутреннюю Личностные Формируем позицию школьника Формируем   умение определять и   высказывать   самые   простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем   умение   определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем   умение   искать   и выделять необходимую информацию   из   иллюстраций   и текста Формируем   способность   и умение   учащихся   производит простые   логические   действия (анализ, сравнение) Формируем   умение   на   основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять   информацию   по предложенному плану Коммуникативные Формируем   умение   оформлять свои мысли в устной форме Формируем   умение   объяснять свой   выбор,   отвечать   на поставленный вопрос сообщениями из истории открытия витаминов. Давайте мы вас  послушаем. Слайд 9 Начало изучения витаминов было положено русским врачом  Н.И.Луниным, который еще в 1881 г установил, что для нормального  роста и развития животного организма, кроме белков, жиров,  углеводов,  воды и минеральных веществ, необходимы еще какие­то, пока  неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит  организм к  гибели. (  записываем  в опорном конспекте) –обнаружил в  пищевых продуктах витамины) Слайд 10 Позже , в 1911 году польскому ученому Казимиру Функу удалось  получить из рисовых отрубей вещество, которое излечило от паралича  голубей, питавшихся очищенным рисом. Он дал ему название  витамин. (  записываем  в опорном конспекте)­ввел термин  витамины. Слайд 11 Х. Эйкман  открыл факт витаминной недостаточности как источник ряда  заболеваний.(  записываем  в опорном конспекте) Слайд 12 Фредерик Хопкинс  ­ работы по изучению витаминов, стимулирующих  рост. Но это далеко не все ученые, которые занимались изучением витаминов.  Эта работа продолжается и в настоящее время. Слайд 13 Витамины называют чудесной азбукой жизни .В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита  А,В,С, Д, Е по мере их открытия. Некоторые образуют целые группы, например  витамины группы  ВВ1, В2, В3,В6…..В12 Слайд 14 Большинство витаминов образуется в растениях, лишь некоторые имеют  животное происхождение. Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин  Д. Известно 13 незаменимых витаминов, т.е. которые обязательно нужны  организму. Давайте поподробнее рассмотрим, какие это витамины,  У вас  на партах есть листочки с текстами  характеристика витаминов, давайте  их прочитаем. Итак, витамин А… Слайд 24  Витамин А Слайд 25 Витамин В1 Слайд 26 Витамин В2 Слайд 27 Витамин С Слайд 28 Витамин D (далее идут витамины которых нет в учебнике) Слайд 29 Витамин В6 Слайд 30 Витамин В12 Слайд 31 Витамин Е Слайд 32 Витамин К Слайд 33Витамин РР Слайд 15 Классификация витаминов основана на растворимости в воде и жирах. Витамины Жирорастворимые                                                           Водорастворимые (  записываем  в опорном конспекте) Жирорастворимые витамины А, Д, Е, К поступают в организм с жирами, IVЗакрепление нового (10 мин) Цель:  освоение способа   действия   с полученными знаниями практической деятельности в   т.к. они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное  поступление в организм не обязательно. К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и  витамин С. Эти витамины должны поступать в организм постоянно,  желательно  ежедневно. Я приглашаю к доске ребят для постановки сценки:  « К чему ведет нехватка витаминов» Сценка  Жили – были витамины Людям пользу приносили Через годик, через три Вдруг пришел Бери­ бери А за ним пришли другие Тоже очень деловые Тут Рахит и Слепота И красавица Цинга. Слайд 16 Куриная слепота Если  есть нехватка витамина А То тогда грозит вам Куриная слепота   Коммуникативные Формируем   умение   работать   в группах,   учитывая   позицию собеседника Формируем   умение   слушать   и понимать других Формируем   умение   объяснять   отвечать   на свой   выбор, поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем   умение   оценивать учебные в соответствии   с   поставленной задачей Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию   умение Формируем контролировать   в   форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений   и   отличий   от эталона Личностные действия на       внутреннюю Формируем позицию школьника Формируем   способность   к самооценке основе критериев   успешности   учебной деятельности Познавательные Формируем   умение   работать   с новой   информацией   по   теме (отбирать, выделять, обобщать) умения Формируем структурировать знания, выбирать наиболее   эффективные  способы  решения задания Формируем   умение   строить логические цепи рассуждений Формируем   умение   работать   в парах,   учитывая   позицию собеседника   Если ночью ты в пути – Не найдешь куда идти Будешь карликом ходить Очень в росте тормозить. Слайд 17­18 Автор : Вдруг промолвил тут хромой Рахит  Ой – ой – ой – ой – ой – ой – ой Мои ноженьки болят В разны стороны глядят Слайд 19 Бери – бери: Ха –ха­ха­ха­ха­ха­ха­ха! Вы забыли про меня Я болезнь Бери­Бери Править миром буду я Будут нервы у вас не в порядке Будут судороги, припадки Слайд 20 Цинга Ну а про меня… Про меня совсем забыли Я – коварная Цинга Кровоточат ваши десны Зубы пусть шатаются Ваше тело  пусть слабеет Руки опускаются. Учитель.  ­ Ребята, что же делать? Как нам прогнать эти ужасные болезни? Я кажется, знаю! Нужно узнать, какие витамины нам в этом помогут.  Откройте учебник на стр.152­154  заполняем таблицу Характеристика  витаминов   Слайд 21 Самостоятельно заполняем её.      Время ­3 мин.  А теперь поменяйтесь опорным листочками друг с другом и проверьте  правильность заполнения и поставьте друг другу оценку Далее проверяем Слайд 22– В  учебнике нет данных о суточной потребности витаминов В2 и D  подпишите в таблицу. V Контролирующее задание (7 мин) Цель: каждым обучающимся степени   овладения полученных знаний  осознание Слайд 23 Физминутка  Вновь у нас физкультминутка,  Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка Слайд 34 Фрукты. На столах у вас имеется набор продуктов. Ваша задача  используя данные таблицы определить, какие в них витамины  работаем в парах (время 1 мин) Называем продукт и витамин. Как мы уже отмечали, организму человека витамины требуются в очень  малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или  недостаточное  содержание витаминов в организме приводит к тяжелым  последствиям. Слайд 36 Авитаминоз – полное отсутствие витаминов. записываем  в опорном конспекте При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ,    внутреннюю Личностные Формируем позицию школьника Формируем   учебно­ познавательный   интерес   к новому учебному материалу Коммуникативные Формируем   умение   оформлять свои мысли в устной форме Формируем   умение   объяснять свой   выбор,   отвечать   на поставленный вопрос Формируем   умение   работать   в парах,   учитывая   позицию собеседника Регулятивные Формируем   умение   определять успешность   своего   задания   в диалоге с учителем Познавательные Формируем   умение   работать   с новой   информацией   по   теме (отбирать, выделять) Формировать   структуктировать   выбирать необходимое умения знания, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме.  записываем  в опорном конспекте Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и  умственной трудоспособности. Гипервитаминоз – избыточное содержание витаминов в организме.  записываем  в опорном конспекте Слайд 37 Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются  культуризмом­ бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые  добавки и витамины. В результате может развиться аллергия, кожные  сыпи, тошнота, расстройства желудка. Некоторые люди полагают, что витамины «не повредят» и принимают их  в избыточных количествах. Необходимо знать, что формула  «чем больше  –тем лучше»неприменима к таким биологическим веществам. Вся информация о витаминах была получена как правило  экспериментальным путем. И я приглашаю вас в нашу мини­лабораторию, где мы проведем исследование. Слайд 38 И так, кто хочет поработать  исследователем. Этот эксперимент  вы можете провести и в домашних условиях. Лабораторная работа. «Изучение наличия витамина С» Оборудование: Лимон, яблочный сок из упаковки, апельсин, апельсиновый сок из  упаковки. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать  йод. Если раствор йода не обесцвечивается, значит витамина С мало или он  отсутствует. Итак , какой вывод вы можете сделать , исходя из результатов нашего  исследования: что больше всего витамина С содержится в свежих  лимонах и апельсинах, но тем не менее не стоит злоупотреблять этими  фруктами, так как  цитрусовые могут стать причиной развития  аллергических реакций. Могу дать вам такой совет, чтобы регулярно  пополнять свой организм витамином С, и при этом не бояться развития  аллергических реакций, можно употреблять в пищу квашеную капусту, в  ней тоже содержится достаточно большое количество витамина С. Вы  можете в этом убедиться проведя исследование. Слайд 39 Медицинская промышленность выпускает огромное количество  витаминов и витаминных препаратов. Перед вами  ­ только небольшая   часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в таком  изобилии?  Современные витаминные препараты можно разделить на  профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50%  суточной  потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую  половину мы получаем с едой. Помимо этого все витаминные препараты различаются по составу.  Слайд 40 Препараты первого  состоят из одного компонента. Это такие, как  аскорбиновая кислота, витамины А, Е, Д. В основном их назначают в  лечебных целях.  Препараты второго поколения – это поливитаминные комплексы,  содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные  соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро­ и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, фруктовые соки, а также различные ферменты. Слайд 41.Как принимать витамины Как вы думаете, как принимать витамины в виде медицинских  препаратов? Только по назначению врача! Слайд 43 А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу  медицинский  препарат или натуральные овощи и фрукты? Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом ,  никогда не вызывают гипервитаминоза, ими нельзя пересытить организм. VIРефлексия учебной деятельности   на уроке (3 мин) Цель:   соотнесение поставленных   задач с достигнутым результатом, фиксация   нового знания,   постановка дальнейших целей   Для закрепления знаний, которые вы получили сегодня на уроке я  предлагаю вам ответить на несколько вопросов:  1.Что такое витамины? 2.Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери­ бери. 3.Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей. 4.Что такое гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз? 5.Этого витамина много в рыбьем жире и в печени трески. Итак , мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины,  покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают  недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в  необходимом количестве.            Личностные умения Формируем устанавливать учащимся значения   результатов   своей для деятельности своих удовлетворения потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные Формируем с достаточной   полнотой   и точность выражать свои мысли Регулятивные Формируем  умения выделять  и осознавать то, что уже усвоено и что   еще   подлежит   усвоению, осознавать   качество   и   уровень умение усвоения Формируем   начальные   формы рефлексии Слайд 46 Это : ­стрессы ­загрязненная окружающая среда ­воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов ­ длительный прием антибиотиков ­недостаточное пребывание на свежем воздухе ­ алкоголь и табакокурение. Ребятки, а  посмотрите в окно. Что вы там видите? Какое время года? А  не хотите ли проверить, хватает ли витаминов у вас в организме. Я  предлагаю вам пройти анкетирование «Есть ли у меня авитаминоз?»  анкеты  у вас есть на партах. Дома ответите на вопросы и сделаете вывод   дефицит какого витамина испытывает ваш организм.  На вопросы анкеты   нужно отвечать да или нет. За каждый ответ Да – 1 балл Нет – 0 баллов Слайд 47 Слайд 48 Итак,  вы сегодня многое узнали о витаминах,  давайте подведем итог нашей сегодняшней работы: кто мне скажет  ­ какие бывают витамины? ( в виде медицинских препаратов и в фруктах…) ­ о значение витаминов для организма?  Для чего они нужны нашему организму? (они защищают нас от различных заболеваний) ­какие витамины содержатся в различных продуктах; Теперь вы знаете какие продукты употреблять в пищу, чтобы получать  необходимые витамины. ­Что такое авитаминоз?(отсутствие какого­либо витамина в организме) ­Что такое гиповитаминоз?( избыток витаминов)  Мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают  выраженное влияние на физиологическое состояние организма. Домашнее задание творческое: придумать и написать рецепт  витаминного блюда. И на последок я хочу узнать, что каждый из вас сегодня на уроке РефлексияСлайд 50 Понял ,как необходимы витамины человеку Узнал, в каких продуктах они содержатся Задумался, над тем, что следует принимать витамины как  лекарства или с пищей. Удивился, какие болезни возникают при недостатке  витаминов. Похвалит себя за проделанную работу. А теперь оценки за урок, я думаю весь класс со мной согласится, что все  поработали сегодня неплохо, наши цели поставленные в начале урока  успешно нами достигнуты.Всем пятерки, молодцы!!!  Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Спасибо за внимание . Я искренне благодарю вас за нашу совместную  работу Слайд 51

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Витамины"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017