Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
25.02.2019
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"
Урок комбинированный, построенный на основе системно-деятельностного подхода, технологии развивающего обучения. Применены здоровьесберегающие технологии. В течение урока учащиеся изучают новый материал и добывают необходимую информацию используя прием «Мини-макс», создают продукт своей деятельности – тематический плакат. Предусмотрены различные формы деятельности учащихся на занятии, способствующие развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, познавательной и социальной компетентности. В ходе занятия учащиеся учатся планировать свою работу, объективно оценивать ее, оценивать работу товарища в группе. Использование элементов нейролингвистического программирования: метафора (притча), упражнение «Муха» обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.
Урок Биоразнообразие.docx
Урок биологии в 7 классе Тема урока: «Пути сохранения биологического разнообразия» Тип урока: урок изучения нового материала Цель: установить основные пути сохранения видового разнообразия биосферы Задачи:   расширить знания о Красной книге;  познакомиться с основными видами охраняемых территорий, выяснить их отличительные черты;  установить наиболее эффективные пути сохранения биоразнообразия;   продолжить развитие навыков планирования деятельности в группе, поиска и использования необходимых средств и способов достижения цели;  формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике;  Универсальные учебные действия: Предметные:   познакомиться с путями сохранения видового разнообразия;  раскрыть роль Красных книг для сохранения видового разнообразия;  познакомиться с основными видами охраняемых территорий;  установить, что самый эффективный путь сохранения биоразнообразия – расширение сети охраняемых природных территорий Личностные:  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные:  анализировать материалы и делать выводы;  учиться   самостоятельно,   планировать   пути   достижения   целей,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных задач;  учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами.  овладевать основами самоконтроля и самооценки, учиться принимать решения, осуществлять выбор в учебной и познавательной деятельности. Познавательные:  учиться определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать;  формировать навыки построения логических рассуждений, умения делать выводы, создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач. Коммуникативные:  готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства;  продуктивно взаимодействовать с членами группы при освоении материала;  использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме;  формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике Методы   обучения:  частично   –   поисковый,   репродуктивный,   технология   системно­деятельностного   подхода,   элементы   технологии   проектной деятельности, приемы здоровьесбережения Оборудование: видеопроектор, презентация урока «Пути сохранения биоразнообразия», карточки­задания, информационные материалы на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, листы ватмана, иллюстрации, листы, цветные карандаши, ножницы, клей Эпиграф к уроку на доске:  «Все, что вы говорите, любое ваше предположение –  это этап познания, поэтому оно правомерно» А. Яблоков Деятельность  обучающихся Приветствуют учителя,  проверяют готовность  рабочего места,  настраиваются на работу. УУД Личностные УУД: внутренний настрой  учащихся на учебное занятие. Регулятивные УУД: реакция на звонок,  волевая саморегуляция, развитие способности  самоконтроля готовности к уроку. № Этапы урока, время Деятельность учителя 1. Организационный  момент (приветствие,  создание рабочей  доброжелательной  атмосферы в  классе, проверка  готовности  рабочего места  ученика) 1­2 мин. Добрый день! Если день начинать с  улыбки, то он  обязательно будет удачным. Вы талантливые дети! Когда­нибудь вы  сами приятно поразитесь, какие вы умные,  как много и хорошо умеете, если будете  постоянно работать над собой, ставить  новые цели стремиться к их достижению… (слайд №1) 2. Мотивация. Звучит тихая музыка «Звуки природы»  Фрэнка Дюваля, учитель читает слова:   Слушают, анализируют,  делают соответствующие  Коммуникативные УУД: умение слушать,  анализировать, устанавливать связь со своей 1мин. Все в мире связано так прочно,  Что не найти начал, но я ищу, Я не одна – откроем вместе, точно, Сквозь мозг и сердце знанья пропущу. 3. Создание  Предлагаю проанализировать два факта: проблемной  ситуации.  Целеполагание 2­3 мин. 2. 1. По подсчетам ученых на Земле обитает 8,7   миллионов   видов   живых организмов.  Из нашей природы навсегда исчезают в среднем один вид животных и растений в   год.  По   мнению   экспертов,   в ближайшие   20–30   лет   под   серьезной угрозой исчезновения будет находиться примерно   25%   всего   биоразнообразия Земли. (слайд №2) Какие вопросы у вас возникают? Формулировка темы и цели урока. Звучат наводящие вопросы: Определите тему нашего урока. Кто хочет достичь цели, должен знать ее. Какова цель урока?   выводы деятельностью Регулятивные УУД: самонастройка на  продуктивную работу Регулятивные УУД: умение формулировать  тему и цели урока. Познавательные УУД: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной  цели и задач урока. Коммуникативные УУД: умение  участвовать в учебном диалоге. Вступая в диалог с  учителем,  выявляют  противоречие –  проговаривают и  осознают его. (С одной  стороны – большое  видовое разнообразие, но  темпы исчезновения  видов достаточно велики, исчезновение одного вида влечет за собой  исчезновение других,  потому что они связаны  между собой различными связями).  Особое  внимание уделяется  важности сохранения  видового разнообразия  как основы устойчивости биосферы Земли   Формулируют тему урока «Пути сохранения биологического разнообразия»   и   цель: выяснить,   как   сохранить уникальную   природу Актуализация  знаний Планирование  деятельности 3 мин. ­ Что мы уже знаем по этой проблеме? ­ Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Сохранение   биоразнообразия   было   важно во все времена, но особенно актуально это сегодня.  (слайд №3) 4. Открытие новых  знаний. 20 мин. Организация работы в группах, используя  карточки­задания (Приложение 1), учебник и дополнительный материал  Каждая группа получает рекомендации по  созданию тематического плаката  (Приложение 2).   1. Группа «Красная книга» 2. Группа «Заповедники» 3. Группа «Национальные парки» нашей планеты ­ Вспоминают, изученный ранее материал,  связанный с  формулировкой  проблемы (Красная  книга, заповедники и  другие охраняемые  территории) ­ Определяют, каких  знаний не хватает, где и  как их добыть Каждая группа, работая с разнообразными  источниками  информации, планирует  свою работу, используя  карточку­задание,  готовит тематический  плакат. Регулятивные: ­ целеполагание как постановка учебной  задачи, ­ планирование, ­ прогнозирование.  Познавательные: ­ умение структурировать знания, постановка  и формулировка проблемы, умение осознанно  и произвольно строить речевые высказывания.  Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов  решения задач. Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества, умение высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению  других, участвовать в учебном диалоге,  умения работать в группе, договариваться с  одноклассниками. Регулятивные УУД: умение анализировать и  делать выводы. Познавательные УУД: умение выделять из  текста необходимую информацию. Личностные УУД: осознание границ  собственных знаний, заинтересованность  учащихся в приобретении и расширении  знаний. Познавательные УУД: самостоятельное  выделение из текста ответов на поставленные Представление своего  тематического плаката  одноклассникам.  Проводят рефлексию  своей работы в группе,  заполняют лист  самооценки, оценивают  работу других групп,  прикрепляя стикер к  названию той группы,  работа которой больше  всего понравилась. Выполняют упражнение  «Муха» вопросы. Умение анализировать, делать  выводы. Познавательные УУД: умение применять  полученные знания в различных ситуациях. Умение сравнивать, сопоставлять, делать  выводы. Регулятивные УУД: умение осуществлять  взаимоконтроль, взаимопроверку и  взаимооценку. Регулятивные УУД: развитие умения  внутренней визуализации 5. Применение новых  знаний в  практической  деятельности. 6  мин. Координирует процесс презентации  информации по изученной теме. Оцените выполненные вами работы – свою и   других   групп.   Прикрепите   стикер   к названию той группы, работа которой вам больше   всего   понравилась.     (Карточки   с названиями групп прикреплены на доске) (Приложение 3) Физкультминутка 1 мин. А сейчас предлагаю вам выполнить  упражнение «Муха» (Приложение 4) (слайд №4) 1 4 7 2 5 8 3 6 9 6. Первичное  закрепление. Используя свои новые знания, предлагаю  ответить на вопросы теста (Приложение 5). 3 мин. Взаимопроверка и оценивание работы Выполняют  самостоятельно тестовое  задание. Уточняют  правильность ответов.  Познавательные УУД: умение применять  полученные знания. Регулятивные УУД: Умение осуществлять  взаимоконтроль, взаимопроверку и (слайд №5) Оценивают товарища. Делают выводы. взаимооценку. 7. Домашнее задание § 55,  задания по выбору: 1 ­ задание 2 стр.  72, задание 1 стр. 77 «Тетрадь­тренажер» Записывают домашнее  задание в дневники 8 Рефлексия.  Подведение итогов, выставление  оценок 3  мин. 2. Проект «Красная книга  Краснодарского края» 3. Виртуальная экскурсия по  Кавказскому биосферному  заповеднику, сочинскому  национальному парку (слайд №6) Я хочу рассказать вам причту «Девочка и  морская звезда» (Приложение 6), (слайд  №7) Как вы думаете, может ли один человек  исправить ситуацию…, а вместе? Давайте обратимся к цели урока, достигли  ли мы ее? Что удалось? Что еще  неизвестно? Наше занятие подходит к завершению.   Предлагаю вам выразить свое отношение к  уроку Рефлексия «Дерево успеха» На ствол дерева   учащиеся помещают  листики зеленого, желтого или красного  цвета: Зеленый ­ у меня все получилось,  уверенность, спокойствие Желтый – у меня были ошибки, но я все  Учащиеся слушают,  анализируют,  устанавливают связь с  темой урока, делают  выводы (даже один  человек может охранять  природу: использовать  раздельный сбор мусора,  посадить дерево и т.д., а  вместе люди могут  гораздо больше) Обсуждаем достижение  цели. Проводят рефлексию  Устно высказывают своё  мнение об уроке. Коммуникативные: ­ умение выражать свои мысли ­ оценивание качества своей и общей учебной  деятельности  Регулятивные УУД: умение адекватно  оценивать свои результаты деятельности и  своё поведение. Умение понимать причины  успеха и неудачи. Оценивают правильность выполненных  действий. Личностные УУД: привитие любви к  природе и бережного отношения к живым  организмам. Познавательные УУД: участвуют в  обсуждении. Осознанно строят выводы. Сравнивают свои  ощущения в начале урока с ощущениями в конце  урока. Коммуникативные УУД: выражают  собственное мнение о работе и полученном  результате, приходят к общему мнению в  совместной деятельности понял и успешно исправил Красный – у меня не получилось, мне  нужна помощь.  Спасибо за урок! Вы очень хорошо  поработали, узнали много нового и  интересного.  Но это только начало  познания, ведь познание безгранично. Я  уверена, что вы продолжите свое  самообразование в этом направлении и  приложите максимум усилий в  природоохранном деле.  Не зря Бернард  Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знаниям, ­ это деятельность».  Успехов  вам! Использованные источники 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. /М.:  Народное образование, 2010 г 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.   Система   заданий:   пособие   для   учителя   /   под   ред.   А.Г.   Асмолова.   ­   М.: Просвещение, 2010 г. 3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г. 4. Лукьянова   М.И.   и   др.   Личностно­ориетированный   урок:   конструирование   и диагностика. Учебно­методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г. 5. Красная книга Краснодарского края 6. Материалы выступления на семинаре учитель географии МБОУ СОШ №22 села Соленого Мостовского района Краснодарского края Штельмах В. П. 7. 8. 9. 10. audiopoisk.com http://nsportal.ru/ http://www.metod­kopilka.ru/   http://collegy.ucoz.ru/ Карточка­задание для группы Подготовьте и оформите тематический плакат Приложение 1  Содержание: 1 2 3 4 5 заголовок – название темы; небольшой текст – сообщение по теме; иллюстрации к тексту и подписи к ним; высказывание, пословицы или поговорки, стихотворение по теме; несколько интересных фактов по теме; В   нижней   части   плаката   обязательно   укажите  состав   вашей   группы  и  список использованной литературы. Для выполнения задания вы можете использовать:  компьютер и принтер, проектор;  магнитную доску с держателями;  учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по биологии, справочники;  периодические издания, информационные и иллюстративные материалы из Интернета,  содержащиеся в папках на рабочем столе компьютера;  ручки, линейки, ластики, цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры,  ножницы и клей, клейкую ленту, закладки для книг. Советы по выполнению задания 1 Обсудите тему вашего сообщения и форму ее представления. 2 Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката.  3 Следуйте плану. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 минут. 4 Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили. 5 Представьте   результаты   вашей   работы   другим   группам.   Постарайтесь   организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2­х минут. 6 Выслушайте отчеты других групп. 7 Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась. 8 Оцените   работу   своей   группы   и   свой   вклад   в   общую   работу.   Заполните  лист самооценки. Приложение 2 Примеры оформления работ Плакат вы можете оформить, например, так: ЗАГОЛОВОК рисунки Пословицы, поговорки, загадки Высказывание, стихотворение загадки ТЕКСТ Интересные факты СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ Приложение 3 рисунки Вопросы к тексту Лист самооценки Использованная литература Состав группы Приложение 3 Лист самооценки Класс ____________                                       Номер группы _________ Фамилия и имя _________________________________________________ Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). 1 Все ли члены группы принимали участие в работе над плакатом? (cid:128)  А. Да, все работали одинаково. (cid:128)  Б. Нет, работал только один. (cid:128)  В. Кто­то работал больше, а кто­то меньше. 2 Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? (cid:128)  А. Работали дружно, ссор не было. (cid:128)  Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. (cid:128)  В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 3 Тебе нравится результат работы группы? (cid:128)  А. Да, все получилось хорошо. (cid:128)  Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. (cid:128)  В. Нет, не нравится. 4 Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась. Почти все сделали без меня. Приложение 4 Упражнение «Муха» Сядьте удобно, расслабьтесь. На экране игровое поле, каждый квадрат которого пронумерован. Дрессируем муху. Она двигается по команде вверх, вниз, вправо, влево на одну   клетку   (или   на   север,   юго­восток   и   т.д.   –   межпредметная   связь   с   географией). Ученики играют с закрытыми глазами, команды подаются по очереди. Играющие должны быть внимательны, не допуская  выхода  мухи за пределы  игрового поля. В завершении ученики должны назвать квадрат, в котором остановилась муха. Упражнение направлено на развитие памяти и умения сконцентрироваться. Тест по теме: «Пути сохранения биологического разнообразия» Приложение 5 1.Особо охраняемая законом территория, полностью исключённая из любой  хозяйственной деятельности  а) заказник; б) природный парк;  в) заповедник;                                                                                                                              г) памятник природы. 2 В красную книгу заносят виды: а) только редкие;                    б) только исчезающие;                 в) редкие и исчезающие. 3 В России создано биосферных заповедников а) заказник; б) природный парк;  в) заповедник;   г) памятник природы 4 Вид охраняемых территорий, доступный туристам и отдыхающим при условии  строгого выполнения правил поведения: а) национальные парки; б) заказники; в) заповедники; г) памятники природы. 5 Первым в России был создан заповедник 6 а) Баргузинский; б) Алтайский; в) Астраханский; 7 8 9 10 г) Байкальский. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Приложение 6 20 Притча «Девочка и морская звезда» 21 Жила­была на свете одна девочка на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану. 22 На  его  берегу,   на  всем  протяжении   берега   лежали,   задыхаясь,   умирая  от прямых лучей солнца, морские звезды. Их было много, тысячи, десятки тысяч! И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и выбрасывать их в море. Она бросала их в волны одну за другой, не останавливаясь и не отдыхая.  23 Вскоре   подошли   люди,   они   стали   смеяться   над   девочкой:   «Ты   что, надеешься,   что   сможешь   спасти   их   всех?»     Девочка,   на   минутку   остановившись,   она ответила: «Понимаете, здесь жила моя звезда.  Я с ней дружила.  Может быть, среди, них окажется моя». 24 Люди задумались. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звезды с песка и бросать их в море. И каждый думал: «Я что­то изменил в жизни этой звезды. Я что­то сделал». 25

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Пути сохранения биологического разнообразия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019