Разработка урока по теме "Класс Ракообразные" (7 класс, биология). Цели урока:
Образовательная: ознакомить с основными особенностями организации и процессами жизнедеятельности ракообразных;
Развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логически мыслить;
Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие животного мира, ответственность за сохранение животного мира, гуманное отношение к окружающему миру.
Тема
6 . ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
Тема: Класс Ракообразные. Речной рак, образ
жизни и строение.
Цель:
Образовательная: ознакомить с основными особенностями организации
и процессами жизнедеятельности ракообразных;
Развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логически
мыслить;
Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие животного
мира, ответственность за сохранение животного мира, гуманное отношение к
окружающему миру.
Основные понятия: головогрудь, гемолимфа, фасеточные глаза, хитиновый
слой, сегменты, жабры, мозаичное зрение.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация схем;
Оборудование: учебник, тетрадь, таблицы.
Тип урока: закрепление знаний; изучение нового материала.
Структура урока
1 Организационный этап……………….. ..5 мин.
2 Проверка домашнего задания………….15мин.
3 Изучение нового материала…………....15 мин.
4 Домашнее задание…………………….....3 мин.
5 Закрепление материала……………….....7 мин.
Ход урока
1 Организационный этап
2 Проверка домашнего задания
Самостоятельная работа по теме «Черви».
3 Изучение нового материала.
К типу Членистоногие относят животных, тело которых расчленено на
сегменты, а конечности состоят из подвижно соединённых частей. Около 1,5 млн.
видов (около 90% приходится на насекомых). Многие виды до сих пор не описаны.
Приспособились к различным местообитаниям, используют различные источники пищи.
Особенности:
1. Тело сегментировано. Группы сходных сегментов объединяются в отделы тела
или тагмы. Обычно их 3: голова, грудь, брюшко.
2. Конечности членистые, подвижно соединяются с телом при помощи суставов.
3. Тело снаружи покрыто хитиновой кутикулой.
4. Сплошного кожно – мускульного мешка – нет.
5. Кровеносная система незамкнутая. Кровь – гемолимфа.
6. Органы дыхания, в зависимости от образа жизни, представлены: жабрами,
лёгкими и трахеями.
7. Выделительная система представлена видоизменёнными целомодуктами (это
особые каналы, с помощью которых целом сообщается с внешней средой), которые
называются особыми выделительными органами мальпигиевыми сосудами.8. Раздельнополые. Половое размножение. Половой диморфизм.
Класс Ракообразные (crustacea). Населяют моря и пресноводные водоёмы.
Некоторые раки ведут сидячий образ жизни. Есть паразиты. Некоторые виды перешли к
наземному образу жизни. Размеры от нескольких долей мм до 80 см.
Строение и жизнедеятельность речного рака
Место
Чистые пресные водоёмы
обитания
Внешни
Длиной до 15 см. Зеленовато – чёрное тело.
й вид
Строени
е тела
Дыхате
льная система
Пищевар
ительная
система
Выдели
тельная
система
Органы
чувств
Нервная
система
Опорно –
двигательная
система
Кровено
сная система
Размно
жение
Тело делится на голову, грудь и брюшко. 2 пары усиков; 8 пар
конечностей на груди, 46 – на брюшке. Последний членик брюшка
плоский, рядом с ним – две пары широких тонких пластинок.
Хитиновый покров прочный, но лёгкий. Панцирь, окружающий
спинную часть и бока его головогруди, называют карапаксом.
Жабры – по боковым краям головного щита внутри особой
жаберной полости
Сквозная: рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник –
анальное отверстие. Питается: водными растениями, животными,
их остатками
Зелёные железы, расположенные в головном отделе.
Имеют вид пузырьков с выводными канальцами, которые
открываются наружу у основания длинных усиков.
Хорошо развиты. Пара коротких и длинных усиков – органы
обоняния и осязания. Пара сложных глаз – фасеточные (состоят из
большого количества простых глазков). Такое зрение – мозаичное
(общее изображение складывается из изображения каждого
глазка). У основания усиков – орган слуха и равновесия. Органы вкуса
– на ротовых конечностях.
Окологлоточное кольцо – головной мозг – брюшная нервная
цепочка.
Кожно – мускульного мешка нет. Пучки мышц
прикрепляются непосредственно к панцирю. Эти мышцы приводят в
движение определённые части тела.
Незамкнутая. Сердце – кровеносные сосуды – полость тела.
Кровь – гемолимфа, содержит пигмент гемоцианин, участвующий в
транспорте кислорода. Он придаёт крови голубой цвет.
Половое. Раздельнополые, выражен половой диморфизм.
Оплодотворение – внутреннее. Несколько сотен яиц приклеиваются
к её брюшным ножкам. Там вылупляются маленькие рачки.
Развитие – прямое.
4 Домашнее задание.
Изучить §20, ответить на вопросы в конце параграфа.
5 Закрепление материала.
Лабораторная работа № 5: «Внешнее строение рака речного», в тетради.
Литература:А) Использованная учителем:
1.Базанова Т.И. и др. – Биология: учебник для 8 класса. – Х.: Гимназия, 2008. –320с.:ил.
2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО»,
2006. – 752с.
3. Рязанцева А.Е., Маслодудова Е.Н. – Зоология беспозвоночных. Курс лекций. – Донецк:
ДонНУ, 2007. – 275с.
4. Шустанова Т.Ф. – Репетитор по биологии. – Ростов н/Д, 2004. – 544с.
Б) Рекомендованная ученикам:
1. Базанова Т.И. и др.. – Биология: учебник для 8 класса. – Х.: Гимназия, 2008. –320с.:ил.