Разработка урока по теме "Класс Ракообразные" (7 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по теме "Класс Ракообразные" (7 класс, биология). Цели урока: Образовательная: ознакомить с основными особенностями организации и процессами жизнедеятельности ракообразных; Развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логически мыслить; Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие животного мира, ответственность за сохранение животного мира, гуманное отношение к окружающему миру.
Иконка файла материала Ракообразные.docx
Тема 6 . ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ Тема: Класс Ракообразные. Речной рак, образ жизни и строение. Цель:  Образовательная: ознакомить с основными особенностями организации и процессами жизнедеятельности ракообразных; Развивающая: развивать внимание, усидчивость, умение логически  мыслить; Воспитательная: воспитывать эстетическое восприятие животного  мира, ответственность за сохранение животного мира, гуманное отношение к  окружающему миру. Основные понятия: головогрудь, гемолимфа, фасеточные глаза, хитиновый  слой, сегменты, жабры, мозаичное зрение. Методы: рассказ, беседа, демонстрация схем; Оборудование: учебник, тетрадь, таблицы. Тип урока: закрепление знаний; изучение нового материала. Структура урока 1 Организационный этап……………….. ..5 мин. 2 Проверка домашнего задания………….15мин. 3 Изучение нового материала…………....15 мин. 4 Домашнее задание…………………….....3 мин. 5 Закрепление материала……………….....7 мин. Ход урока 1 Организационный этап 2 Проверка домашнего задания Самостоятельная работа по теме «Черви».   3 Изучение нового материала. К типу Членистоногие относят животных, тело которых расчленено на  сегменты, а конечности состоят из подвижно соединённых частей. Около 1,5 млн.  видов (около 90% приходится на насекомых). Многие виды до сих пор не описаны.  Приспособились к различным местообитаниям, используют различные источники пищи. Особенности: 1. Тело сегментировано. Группы сходных сегментов объединяются в отделы тела  или тагмы. Обычно их 3: голова, грудь, брюшко. 2. Конечности членистые, подвижно соединяются с телом при помощи суставов. 3. Тело снаружи покрыто хитиновой кутикулой. 4. Сплошного кожно – мускульного мешка – нет. 5. Кровеносная система незамкнутая. Кровь – гемолимфа. 6. Органы дыхания, в зависимости от образа жизни, представлены: жабрами,  лёгкими и трахеями. 7. Выделительная система представлена видоизменёнными целомодуктами (это  особые каналы, с помощью которых целом сообщается с внешней средой), которые  называются особыми выделительными органами мальпигиевыми сосудами.8. Раздельнополые. Половое размножение. Половой диморфизм. Класс Ракообразные (crustacea). Населяют моря и пресноводные водоёмы.  Некоторые раки ведут сидячий образ жизни. Есть паразиты. Некоторые виды перешли к  наземному образу жизни. Размеры от нескольких долей мм до 80 см.  Строение и жизнедеятельность речного рака Место  Чистые пресные водоёмы обитания Внешни Длиной до 15 см. Зеленовато – чёрное тело. й вид Строени е тела Дыхате льная система Пищевар ительная  система Выдели тельная  система  Органы  чувств Нервная  система Опорно – двигательная  система Кровено сная система Размно жение Тело делится на голову, грудь и брюшко. 2 пары усиков; 8 пар  конечностей на груди, 4­6 – на брюшке.  Последний членик брюшка  плоский, рядом с ним – две пары широких тонких пластинок.  Хитиновый покров прочный, но лёгкий. Панцирь, окружающий  спинную часть и бока его головогруди, называют карапаксом. Жабры – по боковым краям головного щита внутри особой  жаберной полости Сквозная: рот – глотка – пищевод – желудок – кишечник –  анальное отверстие. Питается: водными растениями, животными, их остатками Зелёные железы, расположенные в головном отделе.  Имеют вид пузырьков с выводными канальцами, которые  открываются наружу у основания длинных усиков. Хорошо развиты. Пара коротких и длинных усиков – органы  обоняния и осязания. Пара сложных глаз – фасеточные (состоят из большого количества простых глазков). Такое зрение – мозаичное  (общее изображение складывается из изображения каждого  глазка). У основания усиков – орган слуха и равновесия. Органы вкуса – на ротовых конечностях. Окологлоточное кольцо – головной мозг – брюшная нервная  цепочка. Кожно – мускульного мешка нет. Пучки мышц  прикрепляются непосредственно к панцирю. Эти мышцы приводят в движение определённые части тела. Незамкнутая. Сердце – кровеносные сосуды – полость тела.  Кровь – гемолимфа, содержит пигмент гемоцианин, участвующий в транспорте кислорода. Он придаёт крови  голубой цвет. Половое. Раздельнополые, выражен половой диморфизм.  Оплодотворение – внутреннее. Несколько сотен яиц приклеиваются  к её  брюшным ножкам. Там вылупляются маленькие рачки.  Развитие – прямое. 4 Домашнее задание. Изучить §20, ответить на вопросы в конце параграфа.  5 Закрепление материала.  Лабораторная работа № 5: «Внешнее строение рака речного», в тетради. Литература:А) Использованная учителем: 1.Базанова Т.И. и др. – Биология: учебник для 8 класса. – Х.: Гимназия, 2008. –320с.:ил. 2. Заведея Т.Л. – Биология: Справочник школьника и студента. – Донецк:ОООПКФ «БАО», 2006. – 752с. 3. Рязанцева А.Е., Маслодудова Е.Н. – Зоология беспозвоночных. Курс лекций. – Донецк:  ДонНУ, 2007. – 275с. 4. Шустанова Т.Ф. – Репетитор по биологии. – Ростов н/Д, 2004. – 544с. Б) Рекомендованная ученикам: 1. Базанова Т.И. и др.. – Биология: учебник для 8 класса. – Х.: Гимназия, 2008. –320с.:ил.