БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Оценка 4.9

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
22.02.2019
БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека. Класс: 7 Методическая информация Тип урока: обобщающий Цели: создать условие для наилучшего обобщения и закрепления знаний суворовцев о многообразии насекомых и их значении в природе и жизни человека. Задачи: образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых в природе и их практической роли в жизни человека, акцентировать внимание суворовцев на редких и исчезающих видах класса насекомых, которые занесены в Красную книгу; развивающие – развивать у суворовцев умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, самостоятельно вести исследовательскую работу, выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей; развивать интерес к миру насекомых; воспитательные – воспитывать внимание, взаимовыручку, взаимоуважение между суворовцами; прививать чувство бережного отношения к представителям насекомых. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: закрепляются знания о многообразии мира насекомых, навыки работать в группах, умения самостоятельно вести исследовательскую работу и выступать с сообщениями перед аудиторией слушателей Необходимое оборудование и материалы: презентация, модели насекомых, дидактические карточки с изображением насекомых разных отрядов. Ход урока 1. Организационный момент. Мотивация учащихся: рассказ-загадка « Проходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земле? Как предполагают зоологии, их на Земле 1018 (миллиард миллиардов). Больше чем звезд в нашей Галактике!» (слайд №2) -О ком эти строки? (о насекомых) (ответы суворовцев на вопрос) Насекомые по сравнению с человеком очень маленькие животные и почему же человек ими заинтересовался и мы их изучаем в школьном курсе биологии? Сегодня на уроке мы и поговорим о многообразии насекомых и выясним их значение в природе и в жизни человека. Запишите тему урока в конспект. (слайд №2) (суворовцы записывают тему урока в конспект) Взвод разделен на 3-и команды, на уроке присутствует жюри, которое будет выставлять баллы за правильные ответы представителей команд. 2. Повторение, расширение и обобщение знаний История возникновения насекомых берет свое начало с палеозойской эры. Первые бескрылые насекомые появились еще в девоне около 300 млн. лет назад вместе с завоевание суши сосудистыми растениями. А затем благоприятные экологические условия среды способствовали их быстрому развитию и распространению. Флору и фауну этих всех периодов мы будем изучать на последнем курсе. В настоящее время по многообразию форм класс насекомых превосходит все остальные группы животного мира. -И что же известно о многообразии форм насекомых? (видео….о многообразии насекомых) Мы сейчас попробуем выразить это многообразие насекомых при выполнении задания №1 (выполняют задания в группах - раскладывают представителей) 1-я команда: по средам обитания; 2-я команда: по строению крыльев; 3-я команда: по способу питания; Проверяем - заслушиваем команды. Мы выяснили, что насекомые приспособились ко всем средам обитания, их объединяют в отряды по различным признакам (по наличию и строению крыльев, по строению ротового аппарата и т.д.), они являются звеном цепей питания в природе. Выясним роль насекомых в природе и жизни человека. Задание №2 «Значение класса Насекомые» (слайд №3) (выполняют задания в группах, используя предложенную литературу) Задание 1-ой команде: Какова роль насекомых в природе? Задание 2-ой команде: Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека? Задание 3-ей команды: Нужны ли человеку насекомые? Займемся самопроверкой. Заслушаем первую команду. 1.Насекомые – опылители растений. Большинство насекомых активно посещают цветки растений, питаются нектаром и переносят пыльцу с цветка на цветок. - Каких насекомых-опылителей вы знаете? (слайд №4) - А в чем важность опыления? (ответы на вопросы) 2.Насекомые-потребители растений. - Приведите пример растительноядных насекомых. (слайд №4) 3.Насекомые-почвообразователи и санитары. Насекомые, живущие в почве, вносят немалый вклад в ее плодородие. - Назовите насекомых-почвообразователей и санитаров (слайд№4) Существуют насекомые, которые питаются насекомыми и другими животными. - Приведите пример хищных насекомых. (слайд №5) В восточных рукопашных боях есть такой прием – удар богомола - Какие другие живые организмы питаются насекомыми? (слайд №6) 4.Насекомые - звено цепей питания живых организмов. (слайд №6) - Каково отрицательное значение насекомых в жизни человека? Заслушаем вторую команду. (слайд №7) (представители команды выступают с сообщениями) Проверяем 1)Насекомые уничтожают сельскохозяйственные культуры. - Большинство насекомых питаются растительной пищей, но все ли они являются вредителями? Приведите пример насекомых-вредителей. (слайд №7) - Какие методы борьбы с вредными насекомыми человек применяет? (ответы на вопросы) 2)Насекомые портят продукты питания и вещи, разрушаю деревянные постройки. - Назовите таких насекомых. (слайд №7) 3) Насекомые переносят возбудителей болезней. Представитель первой команды приготовил сообщение о таких насекомых заслушиваем сообщение. (слайд №7) (выступает суворовец с сообщением) Невероятно чудовищное преступление совершили японские военные в Китае. Они сбросили биологическое оружие – боеприпасы, начиненные блохами, зараженных чумой и в результате таких действий возбудили эпидемию чумы в районе Нимбо. (слайд №8) - А можно ли обвинять самих насекомых? (ответы на вопрос) Насекомые – так называемые «вредители» (например, колорадский жук) призваны удерживать экологический баланс. И верно служат, не допуская чрезмерного захвата каким-либо растением с помощью человека жизненного пространства, больших территорий. Немало хлопот доставляют жителям жарких регионов термиты, разрушая деревянные постройки. И здесь нет никакой их вины. Они имеют свое конкретное предназначение, поэтому замечательно и неутомимо трудятся, перерабатывая «мертвую» древесину, чтобы очистить от нее природу. Человек ведет неутомимую борьбу с неугодными для него живыми существами не на жизнь, а на смерть. Но насекомые живут, размножаются, успешно процветают. Об этом «заботится» заложенная в организме каждого существа наследственная программа защиты особи и вида от гибели и исчезновения. - Нужны ли человеку насекомые? Заслушаем 3-ю команду. (слад №9) (выступают представители 3-ей команды с сообщениями) 1.Насекомые дают нам мед, воск, лаки, краски, шелк. Издревле в Китае культивировался шелк. Что такое шелк? (Нить, полученная при раскручивании кокона тутового шелкопряда. Паутина – это чистый белок, причем нить ее прочнее стали. Еще Аристотель писал об этом удивительном продукте биотехнологии загадочного востока.) (слайд №8) 2-я команда нам поведает о меде. (слайд №8) (выступает суворовец в роле пчеловода с сообщением) Ученые, работающие на Пентагон, обучают пчел поиску взрывчатых веществ, полагая, что насекомые в этом деле могут превзойти собак. 2.Человек использует биологический способ подавления насекомых другими насекомыми. -Каких человек использует насекомых, чтобы подавить насекомых-вредителей? (слайд №10) (ответы на вопрос) 3.Насекомые – лабораторные животные. У нас на уроке присутствует представитель науки бионики, предоставляем ему слово. (слайд №11) (выступает представитель от 3-ей команды в роле ученого с сообщением) 4. Насекомые могут предсказывать погоду. Первая команда собрала народные приметы о насекомых (слайд №12) (выступает суворовец от 1-ой команды с сообщением) 5.Насекомые украшают нашу жизнь. С насекомыми наш окружающий мир более яркий и радостный. (слайды №13) … Не спрашивай, откуда появилась, Куда спешу; Здесь на цветок я легкий опустилась, И вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. А.Фед - Теперь проведем конкурс «Самые-самые» (слайд №14) Мы знаем, что самыми многочисленными на Земле являются насекомые. Самыми плодовитыми из животных являются насекомые. А что нашли вы интересного о насекомых? (небольшие сообщения о самых-самых…). (выступают команды с информацией) - Проведем викторину «Круг знаний». (слайды №15-16) Я задаю вопросы, какая команда быстрее даст ответ: (отвечают на поставленные вопросы) 1) Наука о насекомых? (энтомология) 2) Это кровососущая муха считается самой опасной среди представителей семейства настоящих мух, т.к. является переносчиком возбудителей смертельной для человека сонной болезни.(муха цеце). 3) Этих личинок комаров-звонцов очень любят рыбы. Как они называются? (Мотыль) 4) Судя по названию, которое дал ему Карл Линней Матисс религиоза – это прожорливый хищник отличается определенной набожностью. Кто это? (Богомол) 5) Это насекомое знали еще до нашей эры в Древней Греции и Риме. В другие страны Европы оно попало лишь в Х веке и сразу получило прозвище «ночной кошмар». Кто это? (Пастельный клоп) 6) Так называется и жук семейства пластинчатоусых и птица отряда удодов и крупное млекопитающее отряда непарнокопытных. Что это за жук? (Жук-носорог) 7) В Европе это насекомое знают как божью овечку или солнечного теленка. А как зовем его мы? (Божья коровка) 8) Как называется личинка бабочки? (гусеница) 9) Древние египтяне обожествляли этого жука, катающего шары из навоза, считали его символом солнца. Его изображения можно было увидеть на амулетах и украшениях. (Скарабей) 10) Какая бабочка названа в честь эталона мужской красоты, и такое название имеет космический корабль? (Аполлон) 11) Что такое прополис? (пчелиный клей) 12) Эту бабочку можно было иначе назвать – флотский командир. О какой бабочке идет речь? (Адмирал) Почему ее так назвали? (Черно-бурая, почти черная, а на крыльях у нее – красные полосы, как лампасы на адмиральском мундире) Конкурс капитанов «Узнай меня по рассказу». Каждое насекомое говорит о себе тремя предложениями. Первое самое трудное. Если капитан угадает насекомое с первой фразы – он принесет своей команде – 3 очка, со второй –2, с третьей – 1. (капитаны угадывают насекомых) Задание капитану первой команды: (слад №18) 1. «Я обожаю растения семейства Крестоцветных, от их запаха просто теряю голову». 2.За это меня недолюбливает человек. 3. Он все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок-гусениц. (Капустная белянка) Задание капитану второй команды: (слайд №19) 1.Я – красавец! Да еще и лекарственный. В старину из меня и моих собратьев готовили мочегонное средство. 2.В те добрые времена меня частенько можно было видеть цирке: еще бы, ведь я самый сообразительный и отлично поддаюсь дрессировке. 3. «Если вы пригласите меня к обеду, я не замедлю явиться, мне достаточно немного хлебных крошек или плохо вымытых тарелок, на худой конец могу обойтись бумагой». (Таракан черный) Задание капитану третьей команды: (слайд №20) 1.Наш отряд – один из отрядов-гигантов, насчитывает 280 000 видов. 2.Лично я предпочитаю березу, хотя мои личинки неравнодушны к соснам. 3.Мы одеты в тяжелые доспехи-латы. (Жук майский) Второй команде было дано задание – найти информацию о памятниках посвященных насекомым. Предоставляем слово представителю второй команды. У ученого У.Холенда есть такие слова: «Насекомые сейчас – единственные существа, оспаривающие у человека право господства над планетой». - Как вы понимаете это высказывание? (слайд №21) - В каких городах поставлены памятники насекомым? (слайд №22) (ответы на поставленные вопросы) Среди насекомых есть редкие и исчезающие виды, которые занесены в Красную книгу. Вы подготовили о таких насекомых сообщения. Сдайте красные конверты с сообщениями жюри, они их оценят. (слайд №23) - И давайте посмотрим видеофрагмент о насекомых, которые находятся на грани исчезновения. (гиперссылка на слайде №23) Видеофрагмент… Но охранять нужно не только таких животных, которые находятся на грани вымирания. Нуждаются в охране и просто малочисленные виды, и животные полезные человеку. Вспомните, как над золотыми головками хмеля летают шмели, вспомните неповторимое звучание пчелиной арфы в ветвях цветущей липы, с детства знакомую песню кузнечика. Пусть все это оставит неизгладимый отпечаток в вашем сердце как красота жизни, как память о самом дорогом. Что человек любит, то и дорожит. Я хочу, чтобы вы запомнили слова одного писателя, который сказал: «Я сорвал цветок, и он завял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться сердцем». Человек отдает дань этим божественным существам – люди с давних времен слагают мифы, сказки, загадки, пословицы о насекомых. Этих животных воспевают многие поэты в своих произведениях. Третья команда получила задание – собрать названия басен, сказок с названиями насекомых (выступает представитель третьей команды). Послушайте одно из стихотворений, написанное Джоном Китсом и переведенное на русский язык С.Маршаком: (слайд №24) Во веки не замрет, не прекратится, Поэзия Земли. Когда в листве, Поэзия земли не знает смерти. От зноя ослабев, умолкнут птицы, Пришла зима. В полях Мы слышим голос в скошенной траве Метет метель, Кузнечика. Спешит он насладиться Но вы покою мертвому не верьте. Своим участием в летнем торжестве, Трещит сверчок, забившись где-то в щель, То зазвенит, то снова притаится И в ласковом тепле нагретых печек И помолчит минутку или две. Нам кажется: в траве звенит кузнечик. - Вы подготовили выставку книг, посвященных насекомым. Мы их проанализируем на дополнительных занятиях. 3. Итог урока. - Сегодня на уроке мы расширили и углубили свои представления о многообразии и значении класса насекомых. ( слайды №25) Видеофрагмент «Мы приоткрыли лишь часть живой природы….» Предоставляем слово жюри, оценки за урок. Проверка и оценивание ЗУНКов: в ходе урока представители жюри оценивают коллективную и индивидуальную работу Рефлексия деятельности на уроке: суворовцам в начале и в конце урока предлагаются смайлики с выбором эмоционального состояния Дополнительная необходимая информация: информация о достижениях науки-Бионики, о биологическом оружии, о насекомых, которых изучают в лабораториях.
7 кл многообразие насекомых.docx
Тема   урока:   Многообразие   насекомых.   Значение   насекомых   в природе                      и жизни человека. Цель урока: Обобщение знаний о насекомых. Задачи. Образовательные:  Познакомить   учащихся   с   многообразием   насекомых   и   их значением в природе и жизни человека.  Формировать   у   школьников   умение   работать   с   учебником   и дополнительной литературой. Развивающие:  Развивать   интерес   к   предмету   через   дополнительные источники знаний.  Развивать   логическое   мышление,   коммуникативные способности, умение работать в группе. Воспитательные:  Способствовать формированию чувства ответственности перед одноклассниками в групповой работе. Оборудование:  Таблицы по зоологии;  Рисунки учащихся. Форма проведения урока:  урок – соревнование. Ход урока. I. Организационная часть 1. Актуализация знаний.      Вступительное слово учителя.          «Насекомые   –  самые   многочисленные   животные   на   земном шаре, их насчитывается 1018 особей, 3 млн. видов, 75 % от всех животных.   Их   больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар  125  млн. раз. Понятно, что  при таком  огромном  количестве насекомые   играют   важную   роль   на   Земле   и   для   человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих,   летающих   плавающих, насекомых). Вот о них сегодня и пойдет речь на уроке. 2. Информация   учителя   о   форме   проведения   урока   (урок   – соревнование,   в   котором   участвуют   3   команды,   итоги соревнования подводит жюри, состоящее из учащихся класса. Определяется порядок проведения соревнования)   прыгающих,   бегающих, 3. Представление команд.         А. Название (по отряду насекомых) Б.   Информация   о   признаках   отряда,   представителях   и   их значение. 4. Вручение   конвертов   с   заданиями.   Распределение   заданий между членами команды. (В ходе урока каждый член команды выполняет одно задание из конверта). II. Основная часть. 1. Игра «Парад жуков»:  Учитель: Хотите   побывать   на   параде   самой   необычной армии,   какую   только   можно   себе   представить?   Сейчас начнется   парад   армии   жуков   –   самого   многочисленного отряда животных на Земле. Сейчас известно не менее 200 тысяч различных видов. Жуки подобно древним рыцарям, одеты в крепкие хитиновые латы: на голове шлем, на груди прочные   доспехи,   а   на   ногах   и   на   брюшке   –   словно стальные   кольца.   Обратите   внимание,   панцири   у   них совершенно   разные:   у   одних   –   цвета   стали,   у   других   – золотистые, у третьих – алые, у четвертых – радужные, а у некоторых   доспехи   переливаются,   словно   драгоценные камни. Итак, парад начинается.  Члены команд делают сообщения о жуках:   Жужелица                        Скарабей                        Жук – олень         Плавунец                        Мертвоед                         Ломехуза                                  2. Конкурс вопросов: К­1        1. Каковы особенности строения рабочей пчелы.                 2. Каков состав пчелиной семьи, обязанности пчел?                 3. Как пчелы передают информацию о том, куда                    лететь за нектаром?                 4. Назовите стадии развития с неполным превращением. К­2        1. Как отличить комара­пискуна от малярийного комара?                 2. Чем объяснить, что у комаров кровососущими являются                    только самки?                 3. Где расположены органы вкуса у бабочек и мух?                 4. У мухи есть жужжальца. Что это за орган?                   Из чего он образовался? К­3        1. Почему надо бороться с мухами?                 2. Назовите стадии развития с полным превращением.                 3. Почему муравьев называют санитарами леса?                 4. Кто такие наездники? Каково их значение? 3. Конкурс – загадка «Назовите жука».  Учитель: у жуков есть и артиллерийские войска. Вот один из артиллеристов.   Он   может   ошеломить   врага   внезапными залпами.   Заметив   опасность,   жук   останавливается   и мгновенно выпускает «дымовую завесу» из конца брюшка – быстро   испаряющуюся   жидкость,   она   то   и   образует   клубы «дыма». За эту особенность называют его … А как называют, вы сами сейчас скажете.         На доску вывешиваются таблички с изображением слов: ИЗБА, БОР,          ДОМИК, ВРЕМЯ, ДАР. Из букв, составляющих эти слова, можно          составить название жука.           Первая буква его есть и в 1 и 2 словах, вторая – во 2 и 3, третья – в 3 и           4, четвертая – в 1 и 2, 5 – в 1 и 5, 6 – во 2 и 5, 7 – в 3 и 5, 8­в 1 и 3, 9 – в           4 и 5.         Отвечает   команда, (БОМБАРДИР).   первой   угадавшая   название   жука 4. Конкурс «Бабочка» (найди ошибку в стихах Фета А.) Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем – Лишь два крыла. … Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я летний опустилась И вот дышу… (Отвечает команда, первой нашедшая ошибку). 5. Конкурс «Перепутаница» «Вести с урока в школьной газете» Учитель:   Однажды   молодой   журналист   присутствовал   на   конференции   энтомологов,   а   затем   в   местной   газете   напечатал небольшую заметку. Руководитель конференции, прочитав заметку, пришел в ужас: столько там было ошибок! Попробуйте и вы найти эти ошибки. (Текст заметки получает каждая команда, а учитель зачитывает ее вслух. Члены команд отвечают на вопрос).         «На уроках биологии я много узнал о насекомых, например, о жуках,   бабочках,   клещах,   пчелах.   Особенно   мне   понравился   отряд жуков, которых называют чешуекрылыми. Я узнал, что майский жук приносит   пользу,   что   надо   охранять   божью   коровку,   жужелицу, слепней.   Но   среди   насекомых   есть   и   вредные:   это   листоеды, могильщики, мертвоеды, блохи, вши. А по телевизору я слышал, что уже   несколько   сотен   человек   умерли   от   чумы.   Оказывается, распространителем   этой   болезни   является   вошь.   Сейчас   часто встречается заболевание у людей – чесотка. Возбудитель чесотки – насекомое чесоточный клещ. Чтобы не заболеть чесоткой, надо чаще мыть руки». 6. Конкурс – диктант.         Вставь недостающие термины. 1. Насекомые имеют ___________ покров. 2. У насекомых_____________пары крыльев. 3. Отделы тела: _________________________________. 4. У большинства насекомых глаза _______________________. 5. Развитие происходит _________________________. 6. Имеют ___________ усиков. 7. Кровеносная система _____________________. 8. Насекомые   – вредители______________________________________. 9. Полезные насекомые________________________________________. 7. Члены команд сдают решенные задачи и кроссворды. III. Заключительная часть.         Подведение   итогов.   Выступление   жюри.   Заключительное слово учителя.

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

БИОЛОГИЯ. 7 класс Обновленка. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019