технологическая карта урока физики 8 й класс "Внутренняя энергия"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В преложенном материале представлена подробная технологическая карта урока физики в 8м классе по теме "Внутренняя энергия" в полном соответствии ФГОС нового поколения. Расписаны все этапы урока,задания индивидуальные и для работы в группах. Представлены вопросы для самоконтроля и для контроля усвоения нового материала. Имеются раздел рефлексии.
Иконка файла материала технологическая карта 8 класс.docx
Технологическая карта урока по физике в 8 классе по теме «Внутренняя энергия». Тема  «Внутренняя энергия». Тип урока: комбинированный Цель  Задачи  Ввести   понятие   внутренней   энергии   как   суммы   кинетической   энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. Образовательные:   демонстрационный   обсуждая   информацию 1.работая   над   созданием   рисунка, в группах и в классе,  определить,  что такое  внутренняя энергия; 2.используя   фронтальные экспериментальные задания и     личный опыт     обучающихся   выяснить, какие виды энергии существуют, от чего зависят; 3.в   ходе   обсуждения,   обучающиеся   должны   понять,     что   внутренняя энергия ­ сумма кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. эксперимент,   Развивающие:     1.продолжить   развитие   познавательного   интереса     обучающихся   к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал,     демонстрационный эксперимент; 2.используя   правила   написание   синквейна   и   выражая   свое отношение   к   теме   развивать     рефлексивную   культуру школьника;  3.высказывая   свое   мнение   развивать   у   обучающихся   умение   говорить, делать  выводы;   и   обсуждая   данную   проблему   анализировать, Воспитательные:    содействовать 1.в   ходе   проведения   эксперимента, урока уверенности  в  познаваемости  окружающего мира; 2.работая воспитывать   коммуникативную культуру школьников. воспитанию   у   группах при в         работы   с   материалами   обучающихся       обсуждении   проблемы Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов,   направленных УУД Личностные.  Формируются   ответственное   отношение   к   учению   и коммуникативная   компетентность   в   общении   и     сотрудничестве   со сверстниками в процессе образовательной деятельности.  Познавательные.  Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические   цепи   рассуждений.  Производят     анализ   и   преобразование информации. Регулятивные.   Учатся   определять цель своей деятельности,  на основевключая на развитие представлений о понятии энергия; 2.умение   работать   с источниками информации, эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию   из   одной формы в другую. Предметные результаты. 1.правильное   понимание, что такое энергия тела. 2.применение новых знаний в новой ситуации.   соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные.   Формируются речевые умения:   учатся высказывать суждения   с   использованием   физических   терминов   и   понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями  между членами группы для принятия эффективных совместных решений.   Тепловое движение, внутренняя энергия, молекулы, кинетическая и потенциальная энергия . Основные   понятия темы                                                     Организация пространства Основные технологии. Основные методы. Формы работы. Ресурсы. Оборудование. Технология: педагогические Мастерские.  1.словесные; 2.наглядные ; 3.практичес кие. Индивидуальная, общеклассная,   в парах   постоянного состава, групповая. мультимедийный проектор, презентация, физическое оборудование, учебник,   магниты, листы бумаги. виды   Основные учебной деятельности обучающихся. 1.Слушание и анализ  выступлений своих  товарищей. 2.Самостоятельная  работа с  оборудованием и  материалами. 3.Наблюдение и  проведение   эксперимента. 4. Составление  синквейна.  Структура и ход урока. Действия учителя Технологические этапы. Цель. Мотивационно – ориентировочный компонент 1.Организационный Здравствуйте. Рада вас  Действия учащихся УУД Здороваются. Личностные.этап. Цель:   психологическая подготовка к общению. 2. Актуализация  знаний. 3. Этап мотивации. Цель: обеспечить  деятельность по  определению  целей  урока. всех видеть. Садитесь. Проверьте все  ли у вас готово к уроку.  Если все в порядке, то  посмотрите на меня. Это  будет сигналом  к началу  нашего урока. В   моих   записях   кто­то навел полный   беспорядок.   Перепутал слова,   поменял   местами фразы   в   предложениях. Помогите мне! Найдите и исправьте ошибки.  Игра «Наведи порядок».  (Приложение№1) Я   хочу   прочитать   вам стихотворение написанное     ученицей   7 класса   нашей   школы. (Приложение№2) 1)Послушайте   его     и скажите   прав   автор   или нет?  2)Действительно   энергия в   нашей   жизни   имеет такое значение? 3)Сформулируйте тему и задачи урока.  Проверяют  принадлежности. Настраиваются на работу. Формируются  ответственное отношение к учению.   «Наведи Игра порядок».  Выполняют  предложенные  задания. Слайд №1­2 Познавательные. Производят   преобразование информации.   анализ   и Познавательные. Выделяют   формулируют познавательную цель.  и Слушают. Обсуждают. Высказывают свое мнение. Определяют   тему урока и цель.  Слайд №3 Операционно – исполнительный компонент 4.«Индукция»    Цель: создание  эмоционального настроя, включение чувств  ученика, создание  личного отношения к  предмету обсуждения. 5.   Самоконструкция». Цель:   индивидуальное гипотезы, создание решения, текста, рисунка, проекта.     слово Нарисуйте «энергия». Запишите   ассоциации, которые возникают у вас во   время   работы   над рисунком.   Рисуют тетрадях познавательный объект. Составляют ассоциации. в   Познавательные. Строят   логические   цепи рассуждений. Производят   преобразование информации.   анализ   и Запишите   все,   что   вы знаете про энергию.  Записывают   все, что   знают   о познавательном объекте. Познавательные. Строят   логические   цепи рассуждений. Производят   преобразование информации.   анализ   и 6.«Социоконструкция».  Организует   работу   в  Работают в парах Личностные.Цель: работа учащихся в группах   по   построению этих элементов.   парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте   вместе   над заданием".     по учителя. заданию   7."Социализация".  выступление Цель: ученика группе в   (сопоставление,   сверка, оценка, коррекция).   Организует   работу   в группах:   "Объединитесь в   группы   по   четыре человека   и   поделитесь полученными результатами".   Работают в группах   с   ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.   Формируются  коммуникативная  компетентность в  общении и   сотрудничестве со  сверстниками в процессе  образовательной  деятельности.  Личностные.  Формируются  коммуникативная  компетентность в  процессе  образовательной  деятельности.  Коммуникативные.   Формируются речевые  умения:  учатся  высказывать суждения с  использованием  физических терминов и  понятий, формулировать  вопросы и ответы в ходе  выполнения задания,  обмениваться  знаниями   между членами группы  для принятия  эффективных  совместных решений.     8."Афиширование". Цель: вывешивание "произведений»   (работ учеников)   в   классе, ознакомление с ними. 9."Разрыв".   Цель: внутреннее осознание   участником Мастерской   неполноты     Организует   обсуждение полученных   в   групповой работе   результатов.   Дает необходимые пояснения   по   ходу представления   группами результатов   выполнения заданий. Записывает   на   доске слова связанные с темой урока.  Фиксирует внимание  учащихся на возникших  познавательных  Представляют результаты работы   групп. Задают   вопросы друг   другу   по поводу выполненных заданий. (Приложение№3)   анализ   и Познавательные. Производят   преобразование информации. Коммуникативные. Формируются   речевые умения. Осознают возникшие познавательные противоречия.  Регулятивные.   Учатся определять   цель   своей деятельности,  на   основеили несоответствия своего   прежнего   знания новому.   способствовать 10.   Изучение   нового материала. Цель: деятельности обучающихся   самостоятельному решению задач. по соотнесения   того,   что уже усвоено, и того, что неизвестно, еще   оценивать и корректировать полученный результат.   Выполняют ФЭЗ. Слушают. Отвечают. Обсуждают. Слайд№4­7   анализ   и Познавательные. Производят   преобразование информации. Регулятивные.   Учатся оценивать   полученный результат. противоречиях.    Физкультминутка.  Раз, два – встать пора, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть, Семь, восемь – лень  отбросим.   Проверим   на   опыте некоторые ваши утверждения,   правы   вы или нет.  1)Вы утверждаете, что  существует механическая энергия: кинетическая и  потенциальная.   Проведем эксперимент  ФЭЗ№1. Сделайте вывод. 2)   Вы   считаете,   что   у молекул   тоже   есть энергия.   Убедимся   в этом. ФЭЗ№2. Сделайте вывод. (Приложение№4)   Контроль                                       Рефлексивно – оценочный компонент 11. самопроверка знаний. Цель:   выявить   качество усвоения материала. «Проверь себя»! Все   ли   вы   поняли? Ответьте на вопросы. (Приложение№5)   и Отвечают. Слайд№8 Выскажите свое  отношение к теме урока.  Предлагаю вам    составить синквейн. (Приложение№6) Сочиняют. Читают. 12.Подведение   итогов, рефлексия. Цель: формируется  адекватная самооценка  личности, своих  возможностей и  способностей,  достоинств и  ограничений Познавательные. Строят   логические   цепи рассуждений. Производят   преобразование информации.   анализ   и Коммуникативные. Формируются   речевые умения. Регулятивные.   Учатся оценивать   полученный результат. 13.   Подача   домашнего Наш   урок   подошел   к Записывают   в Познавательные.задания. Цель: изученного материала. закрепление   концу. домашнее задание.    Запишите дневник. Слайд №9 Строят   логические   цепи рассуждений. Производят   преобразование информации.   анализ   и Приложение№1. Игра «Наведи порядок». 1. Тепловые явления – это физические процессы, происходящие только при повышении температуры. (Тепловые явления – это физические явления, происходящие с изменением температуры.) 2. Температура – это прибор, характеризующий степень нагретости тела. (Температура – это физическая величина, характеризующая степень нагретости тела.) 3. Термометр – это физическая величина, которой измеряют температуру тела. (Термометр – это прибор, которым измеряют температуру тела.) 4. Тепловое движение – это  упорядоченное, направленное движение молекул. (Тепловое движение – это  непрерывное беспорядочное движение молекул.) 5. Диффузия в газах, жидкостях и  твердых телах протекает одинаково быстро. (Скорость диффузии зависит от температуры и агрегатного состояния вещества.) 6. Тепловое движение не зависит от температуры. (Тепловое движение зависит от температуры.) 7. Все атомы состоят из молекул. (Все молекулы состоят из атомов.) 8. Молекулы всегда находятся в покое. (Молекулы движутся хаотично и непрерывно.) Приложение№2. Энергия. Энергия всем и повсюду  нужна, Для всех и везде она очень  важна. Для нашей Земли, для лампочки яркой,Для нашего тела, что б двигалось смело. Для мамы энергия тоже  нужна, Что бы семью накормить обедом. Для папы, картину прибить на стене, Сестренке,  цветочки полить на окне… Любую работу свершаем мы с ней, Энергии много и нет тут проблем.      (Наконечная Мария 7­б класс)   Приложение№3. Примеры рисунков. Приложение№4. Вы утверждаете. 1. Существует механическая энергия: кинетическая и потенциальная. ФЭЗ№1. Приборы и материалы: брусок, трибометр, шарик. 1. Движение бруска по поверхности трибометра.  2. Падение шарика на стол. 3. Ответьте на вопросы. а) Назовите виды энергии.  б) Как  преобразуются кинетическая энергия и потенциальная  в опытах?в) Что происходит с энергией бруска, шарика?  г) От каких физических величин зависит механическая энергия? Вывод.   Энергия   сама   по   себе   не   появляется   и   не   исчезает   бесследно.   Энергия превращается из одного вида в другой. Механическая энергия зависит от скорости движения, массы и расположения данного тела относительно других тел. Вы утверждаете. 2. У молекул тоже есть энергия. Так как тепловое движение молекул никогда не прекращается,   то   тела   всегда   обладают   энергией.   Такую   энергию   называют внутренней.  ФЭЗ№2. Приборы и материалы: фольга алюминиевая, картон. 1. Прижмите фольгу к картону, убедитесь, что для перемещения фольги по поверхности картона нужно приложить силу.  2. Потрите фольгу о картон, сделав 10 движений вперед­назад. 3. Потрите фольгу о картон, сделав 20 движений. 4. Ответьте на вопросы. А) Как изменилась температура фольги и полоски картона после совершения работы? Б) Как изменилась внутренняя энергия фольги после совершения работы? В) Сравните внутреннюю энергию фольги в первом случае и втором? Где больше? Почему? Вывод. Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул. Она зависит от скорости движения молекул и их взаимного расположения. Приложение№5. «Проверь себя»! 1. Какое движение называется тепловым? 2.Что понимают под внутренней энергией? 3.В чем различие между механической и внутренней энергией? 4.Можно   ли   увеличить   внутреннюю   энергию   тела,   не   изменяя     характера   движения молекул? 5.Верно ли утверждение: при теплообмене энергия всегда переходит от тел с большей внутренней энергией к телам с меньшей внутренней энергией? Приложение№6.Правила написания синквэйна.  В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка ­ это написание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строчка ­ это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.  Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Литература.  1. А.В. Перышкин.  Физика 8 класс. Учебник 2. С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике 8 класс»/М.: ВАКО, 2004.­336с.