Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."
Оценка 4.6

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
18.05.2018
Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Форма организации - урок-исследование Форма организации учащихся – фронтальная работа, экспериментальная деятельность в группах, индивидуальная работа с информационными материалами, работа в парах. Программа Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа , 2006.; всего 105 ч, в неделю 3 ч. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. - М.:Дрофа,2011. Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактические карточки, информационные материалы, учебник. Была поставлена триединая дидактическая цель урока, которая реализовывалась через следующие аспекты: • образовательный: сформировать представление учащихся о реакциях обмена, условиях протекания реакции обмена (правило) Бертолле. • развивающий: обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека; • воспитательный: воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами, щелочами. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников. На уроке были использованы следующие методы обучения: 1. по виду источника информации: • словесные (объяснение, беседа с учащимися); • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса); • практические (работа с карточками, работа в тетрадях, эксперимент). 2. по виду учебной деятельности: • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем). На уроке использовались ИКТ, дидактические игры для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Технологическая карта урока химии.docx
Предмет Класс Тема  урока Цель  урока Задачи  урока Планируемые  результаты   обучения Технологическая карта урока химии    Пояснительная записка Химия 8   «Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца» изучить   реакции   обмена,   продолжить   формирование   умения   записывать   уравнения   и   предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле).           сформировать представление учащихся о реакциях обмена, условиях протекания реакций обмена; стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению  эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению  слушать и слышать другого человека;  обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных  учебных действий учащихся; воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у  учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с  кислотами, щелочами. Предметные: знать определение реакции обмена, их отличие от других типов  реакций, особенности реакции  нейтрализации;  уметь классифицировать химические реакции по разным признакам; уметь составлять уравнения реакций обмена по предложенным схемам. Метапредметные:       знать правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами; умение проводить эксперимент и наблюдение, анализировать и делать выводы  уметь использовать возможности  ИКТ, Интернет­ресурсов и других информационных источников  для выполнения домашних заданий и  представления результатов;  умение работать с разными  источниками информации Личностные: воспитывать у учащихся чувство товарищества, умения работать в коллективе, оценивать себя и  своих товарищей;  способствовать формированию ответственного отношения к учебе. УУД Личностные (Л):  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью. 2. Самоконтроль и самооценка. Регулятивные (Р):       1. Постановка  цели и анализ условий достижения цели.      2. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.  Познавательные (П):  1. Определение понятий. 2. Умение  структурировать знания. 3. Умение выделять существенные характеристики объектов. 4. Умение устанавливать  причинно­следственные связи. Коммуникативные (К):  Тип урока:  Основные понятия 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. Урок  «открытия»  новых знаний Типы реакций,  реакция нейтрализации, индикаторы,   заряд иона кислотного остатка, обмен составными  частями Межпредметные связи Ресурсы география, экология. Основные:  Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян. ­ М.:Дрофа,2011. Формы работы мультимедийный проектор, презентация учителя, информационные материалы, иллюстрации,  дидактический материал Фронтальная работа, экспериментальная  деятельность в группах,  индивидуальная, работа с Методы Педагогические приемы Оборудование информационными материалами Беседа, самостоятельная работа по группам, эксперимент, элементы   проблемного обучения, частично­ поисковый, наглядный. учебно­организационные (определение цели и задачи урока, создание благоприятных условий  деятельности, сотрудничество); учебно – информационные (беседа, постановка проблемы, ее обсуждение, работа с учебником,  наблюдение); учебно – интеллектуальные (восприятие, осмысление, запоминание информации, решение проблемных  задач, мотивация деятельности) На столах учащихся:  периодическая таблица, таблица растворимости   штатив с пробирками, реактивы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди ( карточки для самостоятельной работы. На столе учителя: реактивы  Mg(OН)2 , H2SO4, штатив с пробирками. В классе:  таблица растворимости, периодическая таблица Менделеева ), карбонат натрия, ΙΙ компьютер, мультимедийный проектор. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ход урока Организационно ­ мотивационный этап Организационный момент Цель: Организация учащихся, проверка готовности. ­  Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   я Приветствует учащихся, проверяет готовность  к уроку. Проверка настроения.    предлагаю    Вам поговорить.                                   Поговорить?О чем?                     О разном и о прочем.                     О том, что хорошо? Учащиеся занимают рабочие  места, психологически  настраиваются на работу,  включаются  в деловой ритм. Педагогичес­ кие приёмы Формируемые  УУД Сотрудничество К:  планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками. Р : организация  рабочего места Актуализация знаний, проверка домашнего задания Цель: Формирование представлений о  реакции обмена                     И хорошо не очень.                     О чем­то знаешь ты?                     А что­то мне известно.                      Поговорим? Поговорим.                                  Вдруг будет интересно. Начнём   наш   диалог.   Мы   живём   с   вами   в удивительном мире (обращение к рисунку на слайде), в котором ежеминутно  происходят различные   явления,   в   том   числе   и химические реакции.  ­ Какие типы реакций вы знаете? Приведите примеры и в этом     вам поможет рисунок­ схема.  ­ обозначенных   цифрами, определение. Проводит  разминку с целью актуализации  знаний, которые послужат опорой для  освоения нового материала.   уравнения   реакций,   и   дайте   им   Составьте Игровой приём Учащиеся  рассматривают рисунок­схему, выполняют   задания:   составляют   уравнения, расставляют   коэффициенты, определяют   типы   химических реакций.  Самопроверка    правильность заданий, Проверяют выполненных дополняют ответы друг друга.   Кто   справился   с   заданием   выполняют раньше   других, дополнительно карточку (Приложение 1)     Выход на тему урока ­Рассмотрим полученные уравнения.  Были  трудности при выполнении задания? Какие продукты реакции мы получили в 4  уравнении?   подсказка на рисунке:  море ­морская вода= соль +вода) Учащиеся  оказываются   в ситуации   недостаточности знаний и выходят на тему урока. 1) S+ Mg = MgS  2) H2SO4+ Mg= MgSO4     + H2  3) Mg(OН)2 = MgO+ H2O  4)   Mg(O     H2O      Н   )2 +H2SO4=MgSO4      + 2 Проблемная  ситуация Л.  УУД: эмоциональный  настрой на тему П.: использование  знаково­символи­ ческих средств,  построение  речевого  высказывания.  Подведение  под  понятие. Аналогия,  обобщение Установление  причинно­ следственных  связей К: выражение  своих мыслей с  достаточной  полнотой и  точностью,  аргументация  своего мнения и  позиции,  учет разных  мнений, Находят «лишнюю реакцию» Mg(OН)2  + H2SO4= МgSO4         + 2 H2O  координирование  в сотрудничестве  разных позиций Р.:целеполагание     совместно Учащиеся с учителем   формулируют   тему урока   и   записывают   в   тетрадь, самостоятельно   формулируют цель и  учебные задачи урока. Смысловое  чтение текста. Демонстрация опыта учителем ­ Какие признаки  реакции мы видим?  ­  Мы   определили     тип   реакции.     Какова будет тема урока?  Что мы можем узнать о  реакциях обмена?  ­ Какую цель поставим перед собой? Зачем нам   эти   знания?  (на   доске   фиксируются предположения учащихся) ­  Наша   с   вами   задача   познакомиться   с реакциями   обмена   и     условиями   их протекания.   А   поможет   нам   в   этом   дневник французского химика Клода Луи Бертолле (1748­1822).  Часть   записей,   утраченных   со временем,     нам   предстоит   восстановить самим. Дневник учёного Предме Мои наблюдения т исследов ания реакции обмена Выводы, уравнения реакций Самостоятельно   формулируют определение   реакций   обмена, с работают учебником,   записывают     общую   схему реакций обмена в таблицу. AB+CD = AC+BD    Заполнение  дневника  учёного. Процессуально­содержательный этап Гипотеза:   К.Л.   Бертолле   прав, реакции   обмена   в   растворах протекают   только   тогда,   когда образуется осадок, газ или вода. Цель исследования: подтвердить или   опровергнуть   выдвинутую гипотезу. Приём эксперимент, наблюдение Первичное  восприятие  и  усвоение  нового  теоретического  материала   Цель: формирование знаний об условиях  протекания реакций  обмена;  повторяются  признаки реакций.   проблемной     Создание     ситуации: Французский   химик   Клод   Луи   Бертолле сформулировал правило, согласно которому протекают   реакции   обмена   между растворами   сложных     веществ.   «Реакции обмена   протекают   только   тогда,   когда образуется   малорастворимое   соединение (осадок),   легколетучее   вещество   (газ),   или малодиссоциирующее   соединение   (очень слабый электролит, в том числе и вода)».  Как вы думаете, верно ли это утверждение? Л.: осознание  ответственности   за общее дело  К.: аргументация  своего мнения,  учет различных  мнений,  координирование  в сотрудничестве  различных  позиций Р.:планирование  учебной  деятельности,  саморегуляция П.: определение  основной и  второстепенной  информации Смысловое  чтение  определения,   инструкции к  опытам   Организация  работы в группах. Рекомендации перед началом работы. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Помощь  в работе группам. Контроль работы всех групп, их консультация.    Инструктаж   по   технике   безопасности   и охране труда:    (Приложение 1)   Учащиеся   определяют свою  роль в группе (4 группы по 5  учащихся разноуровневой  подготовки). (Приложение 2. ) Учащиеся вспоминают правила  работы в группах. Учитель организует работу групп: ­ совместное обсуждение задания с учащимися; ­   оглашает   правила   работы   в   группе, вывешивает на доску, проводит инструктаж по ТБ. ­ сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (таблица).  ­  Сегодня   мы   с   вами   будем   работать   в Учащиеся  задают уточняющие  вопросы по организации работы. группах   для   получения   разнообразных   и достоверных   сведений.   Группы   получают задания, после выполнения  которых  члены группы отчитываются о собранных данных. При   выполнении   заданий   вы   пользуетесь учебником, инструкциями, которые лежат у вас на столах.                 Учитель    контролирует   выполнение учащимися опытов: консультирует учащихся; контролирует время.  Лабораторные опыты         (Приложение 4)   Проводят химический эксперимент, снимают  на  видео результаты,  делают   записи   в дневнике. Физкультминутка  Учитель проводит комплекс физических  упражнений Учащиеся выполняют  упражнения Первичная  проверка  понимания Цель ­ построение  учащимися нового  способа действий и  формирование  умений его  Координирует   ответы   представителей   групп, при необходимости задаёт вопросы. Качество   и   полнота   ответов   фиксируются   в таблице: 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Ответ Члены группы докладывают о  результатах своих наблюдений,  записывают уравнения  реакций,  выводы, работают по таблице  растворимости. «Дневник учёного» Наблюдение Л.: реализация  установок  здорового образа  жизни П: использование  знаково­ символические  средства для  решения  поставленной  задачи К: учебный применять  Вопрос ы группа м Соблю дение ТБ Итог Отвечают на вопрос Организует обсуждение проблемы.   ­ Выполним упр. №2 из учебника  на стр.  168. Обращает внимание на реакцию опыта №3 Na2CO3  +  2HCl  =  2NaCl  +  H2CO3                ­Где же газ, который мы наблюдали? Угольная   кислота   –   непрочное   соединение, которое распадается на углекислый газ и воду: H 2CO3=CO2  + ↑ H2 O Правильно записать уравнение так: Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O + CO2↑ ­ Сделаем выводы по  итогам эксперимен­ тальной работы. Вставляют пропущенные слова. Химик правила обмена Не забудет никогда: В результате ­ непременно Будет газ или вода,  Выпадет осадок ­ Вот тогда ­ порядок! Химик правила обмена Не забудет никогда: В результате ­ непременно Будет газ или вода,  Выпадет осадок ­ Вот тогда –  диалог с  учителем, участие в общей беседе,  соблюдая правила  речевого  поведения;  П: установление  причинно­ следственных  связей,  обобщения,  выводы. Р.: самостоятель­ но анализируют  условия дости­ жения цели на  основе учета  выделенных  учителем  ориентиров  действия.  П.: умение  структурировать  знания К.: инициативное  сотрудничество в  поиске и выборе  информации. ­ Ребята, а что можно сказать о реакции  раствора хлорида натрия с раствором  гидроксида калия?   порядок! Учащиеся отмечают , что ника­ ких признаков реакции не будет –   реакция   не   идет,   так   как   в результате   ее   не   образуется   ни осадка, ни газа, ни воды:  NaCl + KOH  =      NaOH+KCL Акцентирует внимание на достижении цели  урока. Работа обучающихся с таблицей, проверка в парах, обсуждение. ­Рассмотрим задание упр. №3 учебника   (стр. 168) (по вариантам) Применение нового знания Цель – определение  степени «понима­ ния» материала и  «умения» его приме­ нения обучаю­ щимися   Рефлексивно­оценочный этап Рефлексия  учащихся Цель ­ самооценка  учащимися  результатов своей  учебной  деятельности,  осознание метода  Подведение итогов  совместной  и  индивидуальной  деятельности  учеников  Учитель задаёт вопросы рефлексии ­Решены ли нами учебные задачи,  поставленные в начале урока?  ­ Какие способы решения учебных задач  были наиболее интересными и помогли  Учащиеся отвечают на вопросы  рефлексии (один из группы  озвучивает коллективное мнение или высказываются  индивидуально по желанию). Учащиеся отмечают новое  содержание, изученное на уроке,  производят оценку  личного  Взаимопроверка П.: анализ, синтез, сравнение,  обобщение К.: учебное  сотрудничество с  учителем и  учениками,  постановка  вопросов. Р.: контроль,  самоорганизация П.: умение  анализировать и  систематизиро­ вать полученные  знания Р.: самоконтроль  и самооценка  достигнутого построения и границ применения нового  способа действия. понять, запомнить материал темы,  научиться чему­то? ­Как вы оцениваете работу своей группы  (отношения в группе, активность членов  группы при выполнении задания)?  ­Все ли вам было понятно в течение урока? ­Какая часть урока показалась самой  интересной?  ­Какая часть урока  вызвала затруднение?  ­ Где мы с вами  можем применять  полученные знания и умения ?  Какое  у вас настроение после урока? вклада  в совместную  учебную  деятельность,  достижение  поставленной цели.   В тетрадях фиксируют вопросы,  требующие ответа по теме  урока. результата Л.: осознание  ответственности   за общее дело Оценка  деятельности на  уроке   свой     интересный,   ­ Ребята, думаю, разговор у нас получился, содержательный,     и   вы багаж   пополнили   знаний. Приобретённые   навыки     помогут   вам   в изучении  новых тем курса химии. Учитель даёт общую оценку работе учащихся  на уроке. Спикер согласовывает  отметки  членам группы в зависимости от  активности в работе. Домашнее задание  ­  Ребята,   найти   ответы   на   вопросы   вы сможете   в     учебнике   п.   31,   а   задание   №4 поможет закрепить эти знания. ­ (задание по выбору)  Учащиеся   записывают домашнее   задание   в   дневники, задают уточняющие вопросы. Р.: умение  адекватно  оценивать себя и  своих товарищей Л.: нравственно­ этическое  оценивание   усваиваемого   содержания. Р.: Планирование Приведите  примеры реакций обмена. ­ Творческое задание (по желанию): подобрать информацию   о   химике   Бертолле   в   рубрике «Это интересно».

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."

Технологическая карта урока химии "Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2018