технологическая карта урока представлена по итогу проведения открытого урока по химии в восьмом классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции" по УМК О.С. Габриеляна. Урок по типу изучение нового материала согласно федеральным государственным стандартам основного общего образования и с использованием исследовательской технологией.
технологическая карта урокака.docx
Технологическая карта урока
Учитель химии
Белова Инна Леонидовна
Предметная область: химия
Класс: 9
Автор УМК: О.С.Габриелян
Тема: Окислительновосстановительные реакции.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создание условий для развития общеучебных познавательных действий, исследовательских и экспериментальных УУД при
изучении окислительновосстановительных реакций.
Предметные результаты:
1.
2.
дать понятия «окислитель» и «восстановитель»
сформировать понятие об окислительновосстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени
окисления элементов
охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
систематизировать знания о степенях окисления химических элементов;
научить записывать уравнения окислительновосстановительных реакций.
3.
4.
5.
Метапредметные результаты:
Познавательные УД: Уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, устанавливать причинноследственные связи, находить и использовать нужную информацию;
Регулятивные УД: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности , уметь
действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно. Уметь в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УД: Уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь слушать и понимать речь других
людей.
Личностные результаты: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
Этап
1. Орг. момент
Содержание
Приветствие. Создание условий для
возникновения у обучающихся внутренней
потребности
включения в учебный процесс.
Оборудование
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
УУД
Включение в учебную деятельность 1. Мотивация и
актуализация
учебной
деятельности
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
Урок начинается с проверки домашнего задания
Какие типы химических веществ вам известны?
К какому из данных типов можно отнести
указанные уравнения реакции? Меняется ли
степень окисления в данных уравнениях? Что
такое степень окисления элемента?
(Степень окисления это условный заряд атома в
молекуле, вычисленный в предположении, что все
связи имеют ионный характер; либо – это заряд,
который, возникает вследствие полного
(действительного или условного) перехода
электронов от одного атома к другому)
2. Целеполагание
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
Попробуйте сформулировать тему урока. Какова
цель урока? Какую проблему мы попытаемся
решить?
(реакции, идущие с изменением степени
окисления, как они протекают, в чем их
особенности)
Одна из задач химии – предсказать, какие
вещества получатся в той или иной реакции.
Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо
знать:
Какие вещества называются окислителями,
а какие – восстановителями;
Как может меняться степень окисления
окислителя и восстановителя в результате
реакции.
Какие процессы проходят с
Личностные УД
Умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Познавательные УД
1. Умение анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты
и явления. 2.Умение выявлять
причины и следствия простых
явлений.
Регулятивные УД
1. Саморегуляция как способность к
мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта)
и преодолению препятствий
2. Умение в диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии самооценки.
Коммуникативные УД
Умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УД
1.Умение видеть проблему
2.Умение ставить вопросы.
Регулятивные УД
умение ставить цели, планировать
свою работу.
Коммуникативные УД
Умение сотрудничать, вступать в
дискуссию,
анализировать,
доказывать, отстаивать свое мнение. 4.Совместное
открытие новых
знаний.
восстановителями и окислителями.
Проблемные вопросы: Как протекают
окислительновосстановительные реакции?
Почему изменяется степень окисления?
Демонстрируются лабораторный эксперимент
–учащиеся проводят по плану действия
практические химические реакции (повторяя ТБ
при работе с реактивами и лабораторным
оборудованием)
1) FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCl
2) 2HCl+Zn=ZnCl2+H
Записывают в тетрадь полученные реакции,
уравнивают, расставляя степени окисления,
делают выводы, что в первой реакции степени
окисления не изменились у химических элементов,
а во второй степени окисления изменились.
Можно ли предугадывать окислительно
восстановительную способность веществ?
Учебник п.44 –выписываем определения
Окислитель –это…
Восстановитель –это…
(ПРИЛОЖЕНИЕ3)
Окислители – элементы в высших степенях
окисления:
Н2SО4, НNО3, KMnO4, K2Cr2O7
Cl2 (до Cl–), O2 ( до H2O илиOH–), Br2 (до
Br–)
Неметаллы (F2)
Восстановители – элементы в низших степенях
окисления:
Ме0
НЭ (Н2S, NH3, HCl СН4)
Все органические вещества
Окислители и восстановители – элементы в
промежуточных степенях окисления.
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
Коммуникативные УД
1. Умение самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие при работе в паре.
2. Умение участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Познавательные УД
1. Нахождение и использование
нужной информации.
2. Умение анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты
и явления; выявлять причины и
следствия простых явлений.
3. Умение преобразовывать
информацию из одного вида в другой
(текст в таблицу и пр.).
Регулятивные УД
Умение, работая по плану, сверять
свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
Личностные УД
1. Умение уважительно и
доброжелательно относиться к
окружающим людям.
2. Умение управлять своей
познавательной деятельностью;
открыто выражать и отстаивать свою
позицию и критично относиться к
своим поступкам. Работа в парах.
Обсудите в паре, какие из приведённого ниже
списка полуреакции относятся к окислению, какие
к восстановлению и выпишите полуреакции:
1 вариант – окисления;
2 вариант – восстановления.
Дополните схемы этих полуреакций, показав
число электронов.
Fe→ +3
1. Fe+2
Fe→ 0
2. Fe+2
N→ +2
3. N+5
2N→ +2
0
4. N2
2O→ –2
0
5. O2
6. Mn+7
7. Mn+7
8. 2N–3
9. N–3
10. Cr+3
+2
+4
Mn→
Mn→
N→ 2
0
N→ +2
Cr→ +6
5.Формирование
решения проблемы,
самостоятельное
применение знаний.
Осуществление взаимопроверки. Комментарии
учителя.
Закрепление знаний по алгоритму действий
(ПРИЛОЖЕНИЕ2)
Допишите схемы и составьте уравнения,
расставив коэффициенты
S + HNO3 = NO2 + H2SO4 + H2O
Mg + H2SO4 = H2S + MgSO4 + H2O
Выполненные задания сдаются на проверку.
6.Рефлексия,
итоги урока
Рефлексия:
Тестирование (ПРИЛОЖЕНИЕ1)
САМООБЦЕНКА
• Что нового вы узнали на уроке?
• Что больше всего понравилось?
• Что оказалось особенно трудным?
1. На уроке я работал (активно/пассивно)
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
ПК , экран,
мультимедийный
проектор.
Регулятивные УД
1.Умение проявлять настойчивость и
усилия для достижения цели.
Познавательные УД
1.Нахождение и использование
нужной информации.
Личностные УД
1.Умение оценивать меру
ответственного отношения к учению.
Личностные УД
1. Умение оценивать меру
ответственного отношения к учению.
2. Умение управлять своей
познавательной деятельностью;
открыто выражать и отстаивать свою 2.Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)
3. Урок для меня показался (коротким/длинным)
4.За урок я ( не устал/устал)
5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже)
6. Материал урока мне был
(понятен/не понятен, полезен/бесполезен,
интересен/скучен)
7.Домашнее задание мне кажется
(легким/трудным, интересным/не интересным)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П. 44,раб/тетрадь стр
203 зад. 5 И 6 (индно) стр.204 зад 8(3)
позицию и критично относиться к
своим поступкам.
Приложение1
Тест по теме «Окислительновосстановительные реакции»
Часть А Выберите один правильный ответ
1. Окислительновосстановительными реакциями называются(1б)
А) Реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
Б) Реакции, которые протекают без изменения степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;
В) Реакции между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями
2. Окислитель – это …(1б)
А) Атом, который отдаёт электроны и понижает свою степень окисления;
Б) Атом, который принимает электроны и понижает свою степень окисления;
В) Атом, который принимает электроны и повышает свою степень окисления;
Г) Атом, который отдаёт электроны и повышает свою степень окисления
3. Восстановитель – это…(1б)
А) Атом, который отдаёт электроны и понижает свою степень окисления; Б) Атом, который принимает электроны и понижает свою степень окисления;
В) Атом, который принимает электроны и повышает свою степень окисления;
Г) Атом, который отдаёт электроны и повышает свою степень окисления
Часть В. Установите соответствие между полуреакцией и названием процесса (2балла)
А) S0 6ē = S+6
Б) N+5 + 8ē = N3
В) O2 2 ē = O0
Г) H0 1ē = H+1
1) Процесс окисления
2) Процесс восстановления Алгоритм действий при определении окислителя и восстановителя в уравнении
Последовательность действий
Записи решений
Приложение2
1. Выписать уравнение реакции из задания
2. Уравнять количество элементов в правой и в левой части уравнения
3.Установить степени окисления всех элементов
4. Найти окислитель
(у кого степень окисления понижается)
5. Установить коэффициенты перед окислителем
6. Выбрать и записать правильный ответ Окислитель – электроны принимает, понижая степень окисления в процессе восстановления
Приложение3
2H+→+2e→H0
2
окислитель
принимает электроны
Восстановитель – электроны отдает, повышая степень окисления в процессе окисления
0→ 2e
Zn
→ Zn
+2
восстановитель
отдает электроны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.